Установка для калибровки датчиков концентрации газа в трассовых условиях в системе контроля перехода магистрального трубопровода через дорогу

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для контроля технического состояния магистральных газопроводов при их переходах через автомобильные и железные дороги. В установке, содержащей защитный футляр с вытяжной свечой, заглушенный патрубок, закрепленный на свече, и несколько датчиков утечки, установленных в парубке, а также пневмоаккумулятор газовой смеси, подсоединенный через штуцер к патрубку, дополнительно установлена задвижка, перекрывающая выход патрубка в вытяжную свечу, и второй штуцер, к которому через вентиль подсоединен резиновый шланг. Внутренний объем трубопровода задается больше или равным внутреннему объему патрубка. Технический результат - обеспечить «качественное» воспроизведение тестового входного сигнала и повысить точность калибровки датчиков в трассовых условиях. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для контроля технического состояния магистральных газопроводов (МГ) при их переходах через автодороги и железные дороги.

Известна установка аналогичного назначения, принятая за прототип, содержащая заглушенный патрубок со штуцером и датчиками концентрации газа, подсоединенный к вытяжной свече защитного футляра (ЗФ) МГ, и пневмоаккумулятор, выполненный с возможностью подсоединения к штуцеру /Патент РФ на полезную модель №0084503, кл. F17D 5/02, F16L 57/00, 2009/.

Недостатком прототипа является невысокая точность калибровки, связанная с нестабильностью воспроизведения тестового сигнала на входах датчиков концентрации.

В прототипе через газодинамическую систему: штуцер, патрубок, вытяжная свеча невозможно задать и сформировать в чистом виде скачок концентрации газа на входах калибруемых датчиков. А любая нестабильность в воспроизводимом тестовом сигнале неизбежно ведет к погрешностям калибровки датчиков.

Техническим результатом, получаемым при внедрении изобретения, является повышение точности калибровки датчиков концентрации газа в системах перехода МГ через дороги за счет воспроизведения на входах датчиков более «качественного» тестового сигнала.

«Качество» тестового сигнала определяется стабильностью его воспроизведения, например, в виде ступеньки концентрации газа на входах калибруемых датчиков.

Данный технический результат достигают за счет того, что известная установка для калибровки датчиков концентрации газа в трассовых условиях в системе контроля перехода магистральных трубопроводов через дорогу, содержащая заглушенный патрубок со штуцером и датчиками концентрации газа, подсоединенный к вытяжной свече защитного футляра магистрального газопровода, и пневмоаккумулятор газа, выполненный с возможностью подсоединения к штуцеру, дополнительно содержит задвижку, установленную на входе патрубка в вытяжную свечу, вентиль и трубопровод, соединенный через вентиль дополнительным штуцером, при этом внутренний объем трубопровода больше или равен внутреннему объему патрубка.

Трубопровод выполнен в виде резинового шланга.

Задвижка выполнена с наружной ручкой.

Пневмоаккумулятор газа заполнен газовой смесью, содержащей не более 3% метана.

Установка содержит также дополнительный штуцер, установленный в нижней части горизонтально расположенного заглушенного патрубка.

Пневмоаккумулятор снабжен дистанционно управляемым клапаном.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема установки.

Установка содержит заглушенный патрубок 1, подсоединенный к вытяжной свече 2, сообщающейся с ЗФ 3 МГ 4. На патрубке 1 установлено несколько датчиков 5 концентрации газа (на чертеже три), а также два штуцера 6 и 7.

К штуцеру 6 подсоединяется пневмоаккумулятор 8, а к штуцеру 7 - резиновый шланг 9 через вентиль 10.

Внутренний объем резинового шланга 2 равен или больше внутреннего объема патрубка 1.

Патрубок 1 перекрывается выдвижной задвижкой 11, имеющей ручку 12.

Внутренний объем резинового шланга 9 больше или равен внутреннему объему патрубка 1. Это позволяет получить ламинарный режим истечения газовой смеси в атмосферу.

Пневмоаккумулятор 8 заполнен калибровочной газовой смесью, содержащей метан (транспортируемый продукт).

В целях пожаро- и взрывобезопасности, а также экологической безопасности концентрация метана в пневмоаккумуляторе задается не более 3%.

Калибровочная газовая смесь получается легче воздуха, поэтому штуцер 7 целесообразно установить на нижней поверхности горизонтально расположенного патрубка 1 для стравливания более тяжелого воздуха.

Пневмоаккумулятор 8 может включать дистанционно управляемый клапан (не показан).

Как и в прототипе в состав системы перехода МГ через дорогу входит электронный блок, включающий последовательно соединенные мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, центральный процессор и преобразователь интерфейса, а также источник электропитания.

Поскольку рассматриваемая установка предназначена для калибровки датчиков концентрации газа в системе, содержащей этот электронный блок, то последний не приведен в описании изобретения.

Установка работает следующим образом.

По истечении межповерочного интервала датчики 5 концентрации подвергаются калибровке непосредственно в трассовых условиях.

Для этого пневмоаккумулятор 8 с калибровочной газовой смесью подсоединяется к штуцеру 6 заглушенного патрубка 1.

С помощью ручки 12 задвижки 11 перекрывается вход в вытяжную свечу 2, а с помощью вентиля 10 открывается выход газовой смеси через шланг 9 в атмосферу.

С помощью дистанционно управляемого клапана (на чертеже не показан) открывается пневмоаккумулятор 8. При этом через штуцер 6 в патрубок 1 поступает калибровочная газовая смесь, выходящая через штуцер 7, вентиль 10 и резиновый шланг 9 в атмосферу.

На входах датчиков 5 концентрации формируется тестовый сигнал известной амплитуды. Форма тестового сигнала может быть выбрана или в виде «ступеньки» или в виде δ-функции или в виде П-образного импульса с помощью управляемого клапана, на который подается соответствующий командный сигнал.

По отклику калибруемых датчиков 5 на тестовый сигнал могут определяться переходные импульсные и амплитудные характеристики датчиков 5, а также оцениваться их работоспособность в трассовых условиях.

По сравнению с прототипом на выходах калибруемых датчиков формируется более качественный тестовый сигнал за счет безвихревого истечения газовой смеси из пневмоаккумулятора в атмосферу, что предопределяет повышение точности калибровки датчиков в трассовых условиях и достижение поставленного технического результата.

1. Установка для калибровки датчиков концентрации газа в трастовых условиях в системе контроля перехода магистрального трубопровода через дорогу, содержащая заглушенный патрубок со штуцером и датчиками концентрации газа, подсоединенный к вытяжной свече защитного футляра магистрального газопровода, и пневмоаккумулятор газа, выполненный с возможностью подсоединения к штуцеру, отличающаяся тем, что дополнительно содержит задвижку, установленную на входе патрубка в вытяжную свечу, дополнительный штуцер, установленный в патрубке, вентиль и трубопровод, соединенный через вентиль дополнительным штуцером, при этом внутренний объем трубопровода больше или равен внутреннему объему патрубка.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что трубопровод выполнен в виде резинового шланга.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что задвижка выполнена с наружной ручкой.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что пневмоаккумулятор газа заполнен газовой смесью, содержащей не более 3% метана.

5. Установка по п.4, отличающаяся тем, что дополнительный штуцер установлен в нижней части горизонтально расположенного заглушенного патрубка.

6. Установка по п.1, отличающаяся тем, что пневмоаккумулятор снабжен дистанционно управляемым клапаном.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительным системам. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов, в частности к диагностированию целостности стенки трубы посредством обнаружения утечек нефти из линейного участка трубопровода.

Изобретение относится к способам и средствам транспортировки газов и жидкостей и может быть использовано для испытаний запорно-регулирующей арматуры (ЗРА) магистрального трубопровода (МТ).

Изобретение относится к контрольно-измерительной и испытательной технике. .

Изобретение относится к области контрольно-испытательной техники и направлено на создание сенсорной линии, которая подходила бы для обнаружения утечек в частях установки, содержащих хлор.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля трубопроводов и может быть использовано для их внутритрубной диагности. .

Изобретение относится к области диагностики трубопроводов. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для повышения безопасности переходов магистральных газопроводов (МГ) через автомобильные или железные дороги

Изобретение относится к способу автоматизированного определения теоретически остающегося срока службы обновляемого источника энергии, по меньшей мере, для одного расходомера в сети трубопроводов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти или нефтепродуктов и может найти применение для обнаружения утечек транспортируемой жидкости из трубопроводов

Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и предназначено для обнаружения протечки из находящихся под давлением каналов подачи топлива, например, на заправочных станциях

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для диагностики технического состояния подводных участков магистральных трубопроводов (МТ), например проложенных по морскому дну

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля наличия опасного состояния перехода магистрального трубопровода (МТ), например, нефтепровода, через железные и автомобильные дороги

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и направлено на повышение безопасности эксплуатации морских нефтегазовых терминалов, что обеспечивается за счет того, что достигается за счет того, что внешнюю поверхность трубопровода, уложенного на дно, зондируют гидроакустическими сигналами, концентрацию метана в газовом облаке определяют посредством датчика метана, путем измерения величины изменения активного слоя датчика метана при диффузии молекул углеводородов из морской воды через силиконовую мембрану, определяют закономерности распределения плотности скопления пузырьков газа по глубине, путем распределения диапазона на слои с вычислением плотности скопления пузырьков газа для каждого слоя по глубине, выполняют оценку количественных характеристик разреженных газовых скоплений
Наверх