Система наддува топливных баков

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования и может быть использовано для наддува топливных баков в двигательных установках с жидкостными ракетными двигателями, в том числе с жидкостными ракетными двигателями малой тяги и газовыми ракетными двигателями систем маневрирования и ориентации космических летательных аппаратов. Система наддува топливных баков состоит из аккумулятора высокого давления и коллектора потребителей газа, связанных между собой трубопроводами с установленными в них последовательно импульсными клапанами и магистральными клапанами, датчиками давления в коллекторе потребителей газа и системы управления импульсными клапанами на триггерном принципе с фиксированными уровнями давления включения и выключения импульсного электроклапана, при этом дополнительно в триггерную схему управления импульсными электроклапанами введена ступень дифференцирования сигнала датчика давления по скорости нарастания давления в коллекторе. Изобретение обеспечивает стабилизацию давления и расширение расходных характеристик регулятора. 2 ил.

 

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования и может быть использовано для наддува топливных баков в двигательных установках с жидкостными ракетными двигателями в том числе с жидкостными ракетными двигателями малой тяги и газовыми ракетными двигателями систем маневрирования и ориентации космических летательных аппаратов.

Известна схема вытеснительной подачи топлива к жидкостным ракетным двигателям (А.П.Васильев, В.М.Кудрявцев и др. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. В 2 кн. Кн.2. - М.: Высшая школа, 1993, с.104-105, рис.13.4), состоящая из аккумулятора сжатого газа, магистрали подачи газа наддува в баки с компонентами топлива, в которой установлена дроссельная шайба и пусковой клапан. Дроссельные шайбы могут быть подобраны таким образом, что будут обеспечивать снижение давления подачи компонентов топлива и тяги двигателя во времени по заданному закону. Недостатком такой схемы является узкая область применения из-за постоянно изменяющегося давления подачи компонентов топлива.

Известна система регулирования давления подачи компонентов топлива с электронным регулятором давления (Rose L.J. Evaluation of a monopropellant propulsion system converted to bipropellants. - AIAA-85-1301, 1985), состоящая из аккумулятора высокого давления, коллектора потребителей газа, соединяющих их параллельных ветвей трубопроводов с встроенными в них последовательно электроклапанами по три в каждой ветви, причем один из электроклапанов в каждой ветви является импульсным, а остальные - магистральными, при этом управление импульсным электроклапаном осуществляет электронная схема на триггерном принципе с фиксированными уровнями давления включения и выключения импульсного электроклапана и контролем по датчикам давления, установленным на коллекторе потребителей газа.

Регулятор обладает высокой надежностью, точностью регулирования, гибкостью парирования нештатных ситуаций. Недостатком системы являются низкие расходные характеристики (до 1 Г/с). Увеличение расхода газа потребителями до 6…8 Г/с приводит к нестабильности давления при начальном газовом объеме коллектора и максимальном давлении в аккумуляторе высокого давления.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и расширение расходных характеристик регулятора.

Поставленная цель достигается тем, что в известной системе подачи топлива, состоящей из аккумулятора высокого давления и коллектора потребителей газа, связанных между собой трубопроводами с установленными в них последовательно импульсными клапанами и магистральными клапанами, датчиками давления в коллекторе потребителей газа и системы управления импульсными клапанами на триггерном принципе с фиксированными уровнями давления включения и выключения импульсного электроклапана дополнительно в триггерную схему управления импульсными электроклапанами введена ступень дифференцирования сигнала датчика по скорости нарастания давления в коллекторе. При превышении заданной скорости нарастания давления происходит прерывание сигнала включения импульсного электроклапана.

Предлагаемая система подачи топлива приведена на чертежах.

На фиг.1 показана пневмогидравлическая схема системы подачи топлива.

На фиг.2 - упрощенная электронная схема управления давлением (блок управления).

Пневмогидравлическая часть системы подачи топлива (фиг.1) состоит из двух или более параллельных ветвей 1 с последовательно установленными в них импульсными 2 и магистральными 3 электромагнитными клапанами, при этом по одной из них осуществляется наддув, а другие являются резервными. Параллельные ветви 1 сообщают между собой аккумулятор высокого давления 4 и коллектор 5. Коллектор 5 сообщен с полостями наддува 6 и 7 топливных баков горючего 8 и окислителя 9. Окислитель и горючее через клапаны 10 и 11 соответственно подаются в ракетный двигатель 12. Часть газа наддува может быть использована в качестве рабочего тела газовых реактивных двигателей малой тяги 13 с клапанами управления 14. На коллекторе 5 установлены датчики контроля давления 15, связанные электрически с блоком управления 16, предназначенным для подачи сигнала на открытие и закрытие импульсных электромагнитных клапанов 2.

Блок управления 16 (фиг.2) состоит из датчика давления 15, компаратора 17 (выключение импульсного элекроклапана), компаратора 18 (включение импульсного электроклапана), триггера 19, настроечных резисторов 20, 21, 22, операционного усилителя 23, компаратора 24, схемы сравнения 25 и выходного усилителя 26 электрически соединенного с электроклапаном 2.

Система подачи топлива работает следующим образом.

В исходном состоянии газ наддува хранится в аккумуляторе высокого давления 4. Для создания рабочего давления газа в полостях наддува 6 и 7 топливных баков горючего 8 и окислителя 9 подают электропитание на блок управления 16. При этом открываются магистральные электроклапаны 3 одной из ветвей подачи газа наддува. Сигнал с датчика давления 15 поступает на компараторы 17, 18 и операционный усилитель 23, работающий как дифференцирующее звено. Сигнал компаратора 18 переключает триггер 19 в положение Q и через схему сравнения 25 включается импульсный электроклапан 2. Газ наддува поступает в колектор 5 и полости наддува 6 и 7 баков 8 и 9. Давление в коллекторе и баках повышается. По достижении заданного давления в коллекторе 5, контролируемого датчиками давления 15, компаратор 17 переключает триггер 19 в положение и схема сравнения 24 выключает импульсный электромагнитный клапан 2. Газ из аккумулятора высокого давления 4 не поступает в коллектор 5 и полости наддува 6 и 7. По мере расходования компонентов топлива и газа через газовые двигатели 13 с клапанами 14 давление в коллекторе 5, контролируемое датчиками давления 15, падает до уровня срабатывания компаратора 18, включается импульсный электромагнитный клапан 2. Цикл повторяется. В начальный период работы системы наддува, когда газовые полости имеют малый объем, а давление в аккумуляторе 2 максимально, скорость нарастания давления в коллекторе 5 может превышать заданную компаратором 24. В этом случае по сигналу операционного усилителя 23 компаратор 24 выдает сигнал на схему сравнения 25 и прерывает сигнал включения электромагнитного клапана 2, поступающий с триггера 19. Выключение электромагнитного клапана 2 происходит по сигналу компаратора 17, при этом скорость нарастания давления не будет превышать заданной компаратором 24 величины.

Изобретение позволяет за счет введения в триггерную схему управления контроля и ограничения скорости нарастания давления наддува в коллекторе потребителей газа, повысить его расходные характеристики.

Система наддува топливных баков, состоящая из аккумулятора высокого давления и коллектора потребителей газа, связанных между собой трубопроводами с установленными в них последовательно импульсными клапанами и магистральными клапанами, датчиками давления в коллекторе потребителей газа и системы управления импульсными клапанами на триггерном принципе с фиксированными уровнями давления включения и выключения импульсного электроклапана, отличающаяся тем, что дополнительно в триггерную схему управления импульсными электроклапанами введена ступень дифференцирования сигнала датчика давления по скорости нарастания давления в коллекторе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области космической техники, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок, обеспечивающих дозаправку космических объектов в условиях космического пространства.

Изобретение относится к космической технике, а точнее к проектированию и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области проектирования и эксплуатации систем хранения и подачи компонентов топлива двигательных установок (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области космической техники, а точнее - к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок, обеспечивающих дозаправку космических объектов в условиях космического пространства.

Изобретение относится к области топливных систем летательных аппаратов, преимущественно беспилотных. .

Изобретение относится к устройствам для хранения и подачи жидкостей и может быть использовано для хранения и подачи компонентов топлива к потребителям на космических кораблях и летательных аппаратах.

Изобретение относится к космической технике, а именно к повторной заправке топливом космических летательных аппаратов (КЛА) на орбите функционирования с помощью вытеснительных систем с разделением жидкости и газа.

Изобретение относится к двигателестроению, а точнее к импульсному детонационному ракетному двигателю

Изобретение относится к ракетной и космической технике, более конкретно к топливному баку летательного аппарата. Топливный бак содержит корпус, состоящий из осесимметричного фланца с двумя днищами в виде оболочек вращения, штуцеров подачи газа наддува и отбора топлива, и две жесткие, выполненные в виде оболочек вращения диафрагмы, контактирующие посредством отбортовки торцевого сечения с фланцем бака. Центральный участок каждой из диафрагм выполнен выпуклым в сторону днища бака с радиусом, равным радиусу днища бака, периферийный участок каждой из диафрагм выполнен вогнутым по отношению к соответствующему днищу бака, а сумма площадей участков диафрагмы и площади отбортовки равна площади поверхности соответствующего днища бака, при этом диафрагмы с соответствующими днищами бака образуют топливные полости, а с фланцем образуют газовую полость. Технический результат заключается в снижении массы топливного бака. 1 ил.

Изобретение относится к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива реактивной двигательной установки космического аппарата. Топливный бак содержит герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления. Внутри корпуса расположена и герметично соединена с ним по периметру металлическая диафрагма. Ее толщина наибольшая в экваториальной части и плавно уменьшается к полюсной части. При этом диафрагма в экваториальной части (6) выполнена в форме усеченного конуса, в средней части (7) - в форме торовой поверхности, а в полюсной части (8) - в форме сегмента сферической поверхности. Конечное (после перекладки) положение диафрагмы на чертеже показано внешним пунктиром. Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных качеств металлической мембраны за счет уменьшения нагрузок и деформаций мембраны в местах ее крепления к корпусу бака. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения. Способ наддува топливных баков жидкостной ракетной двигательной установки, содержащей смеситель, основанный на уменьшении температуры поступающего в смеситель дозированного количества генераторного газа перед подачей на наддув, согласно изобретению, в смеситель подают дозированное количество газа с более низкой температурой и высоким значением газовой постоянной, например гелий. Способ реализован в ЖРДУ, включающей смеситель, соединенный с газогенератором и топливным баком посредством подводящих трубопроводов, в которой, согласно изобретению, смеситель соединен с помощью подводящего трубопровода с баллоном с газом с высоким значением газовой постоянной, например гелием. Изобретение обеспечивает устранение непроизводительных затрат компонентов топлива на наддув баков и увеличенного сажеобразования в линии наддува бака горючего, возникающего при балластировке восстановительного генераторного газа углеводородным горючим. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата, содержащая блок управления, топливные баки с деформируемыми металлическими перегородками, разделяющими их на жидкостные и газовые полости, пневмомагистраль с электропневмоклапанами, сообщающую баллон высокого давления с газовыми полостями топливных баков, топливные магистрали горючего и окислителя с электрожидкостными клапанами и сигнализаторы давления, при этом она включает дополнительный баллон высокого давления, соединенный с пневмомагистралью автономным трубопроводом, содержащим пару параллельно установленных пироклапанов, при этом пневмомагистраль дополнительно снабжена другой парой параллельно установленных пироклапанов между баллоном высокого давления и автономным трубопроводом, после которого параллельно установлены две пары последовательно соединенных электропневмоклапанов, а сигнализаторы давления размещены в одной из топливных магистралей перед электрожидкостным клапаном. Изобретение обеспечивает гарантированный спуск космического аппарата с орбиты после длительной эксплуатации на Землю и повышение надежности системы подачи топлива его двигательной установки. 1 ил.

Изобретение относится к области двигательных установок на криогенном топливе, и в частности к криогенной двигательной установке (1), содержащей по меньшей мере один маршевый двигатель (6) многократного запуска, первый криогенный бак (2), соединенный с маршевым двигателем (6) для его питания первым компонентом топлива, первый газовый бак (4), по меньшей мере один осаждающий топливо двигатель (7, 8) и первый питающий контур (16) для питания первого газового бака (4). Изобретение также относится к способу питания первого газового бака (4) первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Указанный первый питающий контур (16) первого газового бака (4) соединен с первым криогенным баком (2) и содержит теплообменник (19), использующий тепло, выделяемое по меньшей мере одним осаждающим топливо двигателем (7, 8), для испарения потока жидкого первого компонента топлива, отводимого от первого криогенного бака (2), для питания первого газового бака (4) указанным первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Изобретение обеспечивает повторный наддув криогенного бака, питание двигателя малой тяги и/или питание рулевых двигателей. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, в частности, к устройству для создания избыточного давления в первом резервуаре (2), содержащему по меньшей мере второй резервуар (3), выполненный с возможностью содержать в себе криогенную текучую среду, первый контур (13) создания избыточного давления для обеспечения сообщения между вторым резервуаром (3) и первым резервуаром (2), причем первый контур (13) создания избыточного давления содержит по меньшей мере первый теплообменник (15) для нагрева потока криогенной текучей среды, отводимого от второго резервуара (3) через первый контур (13) создания избыточного давления, и второй контур (14) создания избыточного давления с компрессором (31b), ответвляющийся от первого контура (13) создания избыточного давления и сообщающийся со вторым резервуаром (3). Изобретение относится также к системе (1) подачи в реактивный двигатель по меньшей мере первого жидкого компонента топлива, содержащей по меньшей мере первый резервуар (2), выполненный с возможностью содержать в себе первый жидкий компонент топлива, и устройство для создания избыточного давления в первом резервуаре (2). Изобретение обеспечивает создание избыточного давления в первом резервуаре, содержащем второй резервуар с криогенной текучей средой. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области ракетных двигателей, более конкретно к системе подачи ракетного топлива в ракетный двигатель (2), включающей в себя первый бак (3), второй бак (4), первую систему питания (6), соединенную с первым баком (3), и вторую систему питания (7), соединенную со вторым баком (4). Для охлаждения ракетного топлива, содержащегося во втором баке (4), первая система питания (6) включает в себя ответвление (12), проходящее через первый теплообменник (14), встроенный во второй бак (4). Изобретение также относится к способу подачи ракетного топлива в ракетный двигатель (2). Изобретение обеспечивает поддержание давления внутри баков выше минимального предела. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Ракетный двигатель в сборе (5), включающий в себя бак (30B) для жидкого кислорода, двигатель (10), имеющий камеру сгорания (12), и «нагреватель» теплообменник (46) для превращения в пар жидкого кислорода. Ракетный двигатель в сборе имеет контур паров кислорода (60) для направления паров кислорода с помощью нагревателя в камеру сгорания или в бак. При направлении паров кислорода в камеру сгорания двигатель развивает малую тягу. Изобретение обеспечивает работу двигателя на большой и малой тяге, избегая появления колебательных явлений в системе подачи горючего. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх