Приспособление для контроля и измерения линейных размеров

Изобретение относится к измерительной технике для контроля и измерения линейных размеров в условиях ограниченного доступа и может быть использовано в различных областях техники при сборке и установке узлов машин, содержащих детали с заданным осевым зазором. Сущность: приспособление содержит корпус с базовыми поверхностями, индикатор, шарнирно закрепленный на оси рычаг, имеющий возможность регулировки положения оси относительно базовой поверхности и взаимодействующий с одной стороны с деталью, положение которой подлежит контролю, а с другой - с индикатором, ползун и ручку. Индикатор и ось рычага закреплены на корпусе, в центре корпуса со стороны торцевой базовой поверхности выполнена полая направляющая со сквозным отверстием в боковой стенке, ползун с закрепленной на нем и выступающей через отверстие в боковой стенке корпуса ручкой расположен снаружи направляющей, внутри которой расположен полый толкатель со сквозным отверстием в боковой стенке, совмещаемым со сквозным отверстием в направляющей, при этом толкатель подпружинен к ползуну, ползун подпружинен к корпусу, а плечо рычага, взаимодействующее с деталью, расположено в совмещаемых отверстиях направляющей и толкателя. Технический результат: с помощью созданного удобного малогабаритного приспособления обеспечивается высокопроизводительный контроль зазоров в сборочных узлах в условиях ограниченного доступа. 2 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для контроля линейных размеров в условиях ограниченного доступа.

Приспособление может быть использовано в различных областях техники при сборке и установке узлов машин, содержащих детали с заданным осевым зазором.

В частности, приспособление актуально для газовых центрифуг при осуществляемом до установки демпфера измерении и контроле зазора между ферромагнитной втулкой ротора и установленным на крышке неподвижным магнитом, между статором и приводным диском. Перед установкой демпфера на собранный узел центрифуги, состоящий из корпуса с крышкой и статора двигателя, необходимо проверить зазор между ферромагнитной втулкой и неподвижным магнитом по положению опорной иглы, установленной в нижней части ротора относительно торцевой базовой поверхности статора в крайних осевых фиксированных положениях ротора, причем при выполнении замера приложение нагрузки к игле не допускается. Выполнение этих замеров должно производиться с высокой точностью и вместе с тем затруднено ограниченным доступом для совмещения базовых поверхностей статора и измерительного устройства, в условиях которого к тому же необходимо в процессе измерения создать второе фиксированное положение ротора.

Известны различные индикаторные устройства для контроля детали в труднодоступных местах, использующие специальные рычаги различной длины и конфигурации [http://delta-grup.ru/bibliot/9k/11.htm, рис.9а, 9б, 9в - из книги: Албанский П.П. и др. Инструмент и технологическая оснастка для слесарей. Ленинград, «Машиностроение», 1969]. При измерении базовая поверхность корпуса индикаторного устройства связана с измеряемой поверхностью детали. Устройства позволяют произвести выверку поверхностей в труднодоступных местах, но не обеспечивают контроль зазоров и люфтов.

Известно также устройство для контроля линейного размера деталей с использованием рычажного механизма и ползуна, обеспечивающего возможность перемещения измерительного устройства по отношению к измеряемой детали, принятое за прототип [описание полезной модели к патенту RU 78303 U1, G01B 5/24, опубл. 20.11.2008]. Устройство позволяет замерять положение торцевой поверхности измеряемой детали относительно базовой поверхности.

Однако часто встречаются ситуации, когда и с помощью данного устройства невозможно замерить перемещение или люфты детали в составе сборочного узла в труднодоступном месте, например в газовой центрифуге.

Предлагаемым изобретением решается задача создания малогабаритного измерительного приспособления, обеспечивающего с минимальными затратами времени высокое качество измерения двух заданных относительно базовой поверхности положений иглы ротора в газовой центрифуге, расположенной в труднодоступном для измерительного устройства месте.

Технический результат, получаемый при использовании изобретения, заключается в возможности высокопроизводительного контроля осевых зазоров в сборочных узлах, в частности, в газовой центрифуге, а также зазоров и люфтов деталей в других устройствах в условиях ограниченного доступа.

Указанный технический результат достигается тем, что в приспособлении для контроля и измерения линейных размеров, содержащем корпус с базовыми поверхностями, индикатор, шарнирно закрепленный на оси рычаг, имеющий возможность регулировки положения оси относительно базовой поверхности и взаимодействующий с одной стороны с деталью, положение которой подлежит контролю, а с другой - с индикатором, ползун и ручку, введены следующие отличия. Индикатор и ось рычага закреплены на корпусе, в центре корпуса со стороны торцевой базовой поверхности выполнена полая направляющая со сквозным отверстием в боковой стенке, ползун с закрепленной на нем и выступающей через отверстия корпуса ручкой расположен снаружи направляющей, внутри направляющей расположен полый толкатель со сквозным отверстием в боковой стенке, совмещаемым со сквозным отверстием в направляющей, при этом толкатель подпружинен к ползуну, ползун подпружинен к корпусу, а плечо рычага, взаимодействующее с деталью, расположено в совмещаемых отверстиях направляющей и толкателя.

Установка в корпусе полого подпружиненного толкателя, связанного с ручками ползуна, обеспечивает возможность осевого перемещения ротора в крайние положения, а размещение плеча рычага, взаимодействующего с иглой ротора (т.е. с деталью, положение которой подлежит контролю), в совмещаемых боковых отверстиях толкателя и направляющей корпуса, позволяет быстро и с высокой точностью производить измерение двух положений ротора.

Сущность изобретения поясняется чертежами на примере приспособления для проверки зазора между ферромагнитной втулкой и неподвижным магнитом по положению опорной иглы, установленной в нижней части ротора газовой центрифуги, относительно торцевой базовой поверхности статора в крайних осевых фиксированных положениях ротора с выполнением условия недопустимости приложения нагрузки к игле.

На фиг.1 показана конструкция приспособления в положении снятия показаний в крайнем нижнем положении ползуна и толкателя (до перемещения ротора в верхнее положение).

На фиг.2 - конструкция приспособления в положении снятия показаний в крайнем верхнем положении ползуна и толкателя (после перемещения ротора в верхнее положение).

Приспособление согласно предлагаемому изобретению содержит корпус 1 с цилиндрической 2 и торцевой 3 базовыми поверхностями. Концентрично поверхности 2 выполнена направляющая 4 с отверстием 5 в боковой стенке. В корпусе 1 закреплены индикатор 6 с удлинительной вставкой 7 и ось 8 рычага 9. В направляющей 4 расположен полый толкатель 10 с отверстием 11 в боковой стенке. Толкатель 10 через пружину 12 связан с ползуном 13 с закрепленными на нем ручками 14. Ползун 13 через пружину 15 связан с корпусом 1.

В процессе изготовления производится калибровка приспособления по установочным мерам на размеры, соответствующие выступанию иглы ротора относительно торца статора согласно требованиям технической документации, в первом и втором положениях ротора с помощью регулирующей прокладки 16. В результате осуществляется регулирование положения оси 8 рычага 9 относительно базовой поверхности 3 и обеспечивается равенство плеч рычага.

Приспособление работает следующим образом.

Контроль положения опорной иглы ротора относительно торцевой базовой поверхности статора осуществляется при вертикальном положении оси ротора. Корпус 1 предварительно откалиброванного приспособления вставляют в статор изделия до соприкосновения базовых поверхностей (2, 3) приспособления с соответствующими базовыми поверхностями статора. При этом игла ротора находится в полости толкателя 4 и контактирует с горизонтальным плечом рычага 9.

В первом (нижнем) положении ротора (фиг.1) производят замер выступания иглы ротора относительно торцевой поверхности статора, при этом выполняется настройка шкалы индикатора на ноль.

Затем с помощью ручек 14 перемещают ползун 13 вверх. Ползун 13 и толкатель 10, поджатые пружиной 12 с усилием большим веса ротора, вместе поднимаются до касания толкателя 10 с нижней частью ротора и происходит подъем ротора до упора в верхнюю крышку центрифуги. Перемещение толкателя прекращается, а перемещение ползуна 13 продолжается до упора в нижний торец направляющей 4 корпуса 1. При этом пружина 12 сжимается и между толкателем 10 и ползуном 13 создается зазор 17. Таким образом, ротор фиксируется пружиной 12 в верхнем крайнем положении (фиг.2), при котором производят снятие показаний индикатора 2.

Разница показаний индикатора в двух положениях ротора (фиг.1 и 2) есть величина перемещения ротора, соответственно равная контролируемому осевому зазору между ферромагнитной втулкой и магнитом в сборочном узле центрифуги. После снятия показаний индикатора 2 ползун 13 с ручками 14 пружиной 15 возвращается в исходное положение, а толкатель 10 пружиной 12 поджимается к ползуну 13.

Приспособление для контроля и измерения линейных размеров, содержащее корпус с базовыми поверхностями, индикатор, шарнирно закрепленный на оси рычаг, имеющий возможность регулировки положения оси относительно базовой поверхности и взаимодействующий с одной стороны с деталью, положение которой подлежит контролю, а с другой - с индикатором, ползун и ручку, отличающееся тем, что индикатор и ось рычага закреплены на корпусе, в центре корпуса со стороны торцевой базовой поверхности выполнена полая направляющая со сквозным отверстием в боковой стенке, ползун с закрепленной на нем и выступающей через отверстие в боковой стенке корпуса ручкой расположен снаружи направляющей, внутри которой расположен полый толкатель со сквозным отверстием в боковой стенке, совмещаемым со сквозным отверстием в направляющей, при этом толкатель подпружинен к ползуну, ползун подпружинен к корпусу, а плечо рычага, взаимодействующее с деталью, расположено в совмещаемых отверстиях направляющей и толкателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа корпусов и вилок. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту двухосных тележек модели 18-100 и 18-578 грузовых вагонов. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для измерения пути движения насадков оболочки. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к специальным индикаторным устройствам для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий.

Изобретение относится к области измерений, в частности к измерительным приборам, и может быть использовано для измерения величины зазора, например плунжерной пары, а при наличии конусности - ее величины и направления.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к контролю призматических угловых мер, и может быть использовано для аттестации конических мер значительных размеров.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей колесно-буксовых узлов железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения смещений отдельных точек поверхности относительно друг друга. .

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности

Изобретение может быть использовано для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности. Устройство содержит основание, базирующий элемент с коническим отверстием, индикатор с измерительным стержнем и прижим с рабочей поверхностью. Прижим закреплен на измерительном стержне с расположением своей рабочей поверхности параллельно оси конического отверстия. Индикатор закреплен на базирующем элементе, а его измерительный стержень размещен над базирующим элементом перпендикулярно оси конического отверстия и расположен с возможностью взаимодействия рабочей поверхности прижима с измеряемыми плоскостями. Технический результат - повышение точности измерения и упрощение конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения радиального зазора в подшипниках качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах. Устройство содержит основание с перпендикулярно установленной на нем стойкой, в которой выполнены пазы. Нижний паз выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня, на котором установлен измерительный индикатор. В верхний паз с натягом установлен поверочный диск, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски. В центре поверочного диска выполнено резьбовое отверстие для болта, фиксирующего подшипник качения на поверочном диске через прижимную планку, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски, по своим размерам соответствующие радиальным пояскам, выполненным на поверочном диске. Также устройство содержит ремень с грузом, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения. Ветви ремня оперты на ролики, установленные по краям стойки между нижней частью нижнего паза и основанием. Технический результат - расширение арсенала технических средств, позволяющих измерять радиальный зазор в подшипниках качения различных размерных групп. 2 ил.

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, используемым на железнодорожном транспорте. Способ заключается в определении годности грузовых железнодорожных вагонов при их движении с использованием ителлектуально-измерительной системы, состоящей из датчиков ускорения отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной зазоров в скользунах. В результате зазоры в скользунах, не отвечающие нормам, определяются автоматически, исключается человеческий фактор. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин. Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения выполнено в виде рукоятки (1), вставленной во втулку (2). Рукоятка (1) имеет сквозное осевое отверстие, в котором с двух торцов расположены резьбовые вставки (4) и (5). В резьбовую вставку (4) вкручен упорный винт (6) с маховиком (7). На боковые цилиндрические поверхности рукоятки (1) и втулки (2) электрографом нанесено по одинаковой круговой шкале (8) и (9). Втулку (2) ввинчивают во втулку (10) рулевого винта вертолета. Далее рукоятку (1) с упорным винтом (6) вставляют во втулку (2) и навинчивают резьбовой вставкой (4) на свободную резьбовую часть штока (11) рулевого винта. Вращая маховик (7), вкручивают упорный винт (6) в рукоятку (1) и тем самым поджимают упорный винт (6) в торец штока (11) хвостового редуктора. Затем производят совмещение шкал (8) и (9) по всей длине их окружности. Технический результат заключается в расширении технологических возможностей устройства за счет возможности проведения замеров в труднодоступных местах. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх