Дирижабль

Изобретение относится к технике воздухоплавания. Дирижабль содержит ферму, сигарообразную мягкую оболочку, заполненную газом легче воздуха, стабилизатор, солнечные батареи, элементы крепления оболочки к ферме, включающие эластичное покрытие оболочки и канаты, движители, кабину для экипажа, пассажиров и груза, а также причальные приспособления. Ферма имеет изгиб по радиусу, равному половине миделя оболочки, и прикрепленные к ней 0-образные части с установленными на поперечных поворотных осях движителями по обе стороны оболочки. Хвостовой участок оболочки снабжен жестким каркасом, имеющим полый обруч, заполненный газом легче воздуха. Стабилизатор закреплен на каркасе. Оси в 0-образных частях установлены параллельно и имеют возможность поворота на 360°. Движители выполнены в виде колес со многими лопастями Солнечные батареи размещены на эластичном покрытии оболочки. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к технике воздухоплавания.

Известен дирижабль, содержащий ферму, сигарообразную оболочку, заполненную газом легче воздуха, стабилизатор, элементы крепления оболочки к ферме, движители в виде воздушных винтов, кабину для экипажа и груза, причальные приспособления [1]. Такой дирижабль может быть оборудован солнечными батареями.

Задачей изобретения является повышение маневренности и скорости движения дирижабля.

Технический результат достигается тем, что в дирижабле, содержащем ферму, сигарообразную мягкую оболочку, заполненную газом легче воздуха, стабилизатор, солнечные батареи, элементы крепления оболочки к ферме, включающие эластичное покрытие оболочки и канаты, движители, кабину для экипажа, пассажиров и груза, причальные приспособления, ферма имеет изгиб по радиусу, равному половине миделя оболочки, и прикрепленные к ней 0-образные части, расположенные горизонтально по обе стороны оболочки, с установленными в них на поперечных поворотных осях движителями. Хвостовой участок оболочки снабжен жестким каркасом, имеющим, по меньшей мере, один полый обруч, заполненный газом легче воздуха, причем стабилизатор закреплен на каркасе. Оси в 0-образных частях установлены параллельно и имеют возможность поворота на 360°. Движители выполнены в виде колес со многими лопастями. Солнечные батареи размещены на эластичном покрытии оболочки.

На фиг.1-3 изображены соответственно виды дирижабля спереди, сверху и снизу; на фиг.4 показано крепление к ферме 0-образных частей (без осей, двигателей и движителей) и остова кабины; на фиг.5 изображен продольный разрез оси 0-образной части (без двигателя и движителя); на фиг.6 изображен фрагмент фиг.5, разрез по А-А; на фиг.7 показан общий вид движителя.

Дирижабль состоит из сигарообразной мягкой оболочки 1, заполненной газом легче воздуха. Оболочка в хвостовой части снабжена стабилизатором 2, установленным на жестком каркасе 3, изготовленном из легких и прочных материалов (например, сплавов на основе титана, алюминия и др.), имеющем, по меньшей мере, один полый тонкостенный обруч 4, заполненный газом легче воздуха. Обруч в поперечном сечении может иметь форму круга, эллипса. Неподвижные части 5 стабилизатора могут быть выполнены полыми и герметичными, содержащими газ легче воздуха. Подвижные части (рули) 6 стабилизатора выполнены в виде легких пластин, кинематически связанных с приводами 7, закрепленными на каркасе.

Оболочка снизу присоединена (притянута) к металлической ферме 8 с помощью элементов крепления 9, включающих эластичное покрытие 10 оболочки и канаты 11. На эластичном покрытии оболочки, выполненном в виде сетки, ткани или пленки, закреплены солнечные батареи 12.

Ферма изготовлена из прутковой, профильной (с обтекаемыми контурами и антикоррозионным покрытием) стали, сплавов на основе титана, алюминия и др. Ферма имеет изогнутый по радиусу миделя оболочки участок 13 и прикрепленные к ней 0-образные части 14, расположенные горизонтально по обе стороны оболочки. Выполнение 0-образной части иной формы, например, прямоугольной с закругленными углами, является эквивалентным техническим решением. 0-образные части изготовлены из стальных труб (круглого, квадратного или иного сечения), имеющих антикоррозионное внутреннее и наружное покрытие. Каждая 0-образная часть содержит установленные параллельно и поперечно поворотные оси 15. Оси изготовлены полыми из высокопрочной стали, имеют в поперечном сечении форму круга или эллипса. Каждая ось своими концами установлена в подшипниках 16 с опорой на стенку трубы 0-образной части. В центре каждой оси выполнен кольцевой или иной формы держатель 17 двигателя (электродвигателя) 18 с движителем 19. Причем двигатель, установленный по одну сторону оси и закрепленный неподвижно в держателе, уравновешен установленным по другую сторону оси движителем. Каждый движитель выполнен в виде легкого и прочного колеса 20, имеющего ступицу 21, спицы 22, обод 23 с прикрепленными к нему радиально многими лопастями 24. К каждому двигателю по каналам 25 в оси могут быть проложены гибкие свернутые в спираль цилиндрической формы: электрические кабели, маслопровод (не показаны) и др. Оси имеют возможность поворота на 360°, например, от механизма поворота 26, заключенного в трубу 0-образной части, содержащего неподвижные направляющие 27 и подвижную зубчатую рейку 28, контактирующую с шестернями 29 на валах 30, запрессованных в полую ось с одного ее конца.

В качестве привода механизма поворота могут быть применены (также с размещением в трубе 0-образной части) поршневой гидропривод или винт с возможностью реверсного хода (не показаны). Для исключения конденсации влаги свободные от каких-либо деталей полости 0-образной части и осей могут быть заполнены пенопластом.

К изогнутому участку фермы снизу прикреплены кабина 31 для экипажа, пассажиров и груза, причальные приспособления 32. Причальные приспособления, кроме механизмов сматывания (наматывания) канатов, могут содержать шасси (не показаны), например колесные пары, лыжи, опускаемые ниже кабины.

Дирижабль изготавливают исходя из требований к пассажирским и грузовым воздушным перевозкам в заданных климатических условиях.

Изготавливают мягкую оболочку 1.

Изготавливают каркас 3 с обручем 4, устанавливают на каркас стабилизатор 2, приводы 7 рулей 6. Заполняют полость обруча и неподвижных частей 5 стабилизатора газом легче воздуха, например гелием.

Изготавливают ферму 8 с изогнутым участком 13, прикрепляют к ней причальные приспособления 32.

Изготавливают элементы крепления 9 оболочки к ферме, включая эластичное покрытие 10 и канаты 11. На эластичном покрытии закрепляют солнечные батареи 12 (при выполнении эластичного покрытия из пленки солнечные батареи могут быть ее элементами).

Изготавливают двигатели 18 и движители 19 в виде колес 20, имеющих ступицу 21, спицы 22 и обод 23 со многими радиальными лопастями 24 (возможно изготовление лопастей с изменяемым углом).

Изготавливают полые оси 15 с валами 30 и шестернями 29, держателем 17 и каналом 25. В канал каждой оси помещают (с выводом к держателю и в полость 0-образной части) свернутые в спираль электрические кабели, маслопровод.

Изготавливают 0-образные части 14, устанавливают в их полостях механизмы 26 поворота осей в виде подвижной зубчатой рейки 28, перемещающейся по неподвижным направляющим 27. В стенках 0-образных частей устанавливают подшипники 16. Для удобства монтажа деталей 0-образные части могут иметь герметично закрываемые окна, люки.

Изготавливают кабину 31 для экипажа, пассажиров и груза, оснащают ее навигационными системами, системами контроля давления газа в оболочке, системами управления приводами рулей, системами управления поворотными осями и двигателями, системами сигнализации и др.

К ферме прикрепляют 0-образные части, кабину для экипажа, пассажиров и груза. В держатель каждой поворотной оси устанавливают двигатель, к двигателю присоединяют движитель. В изогнутую часть фермы укладывают оболочку, наполняют ее на ¾ газом (гелием). Оболочку элементами крепления соединяют с фермой. На хвостовую часть оболочки надевают каркас с прикрепленным к нему стабилизатором. После чего оболочку полностью заполняют газом до расчетного давления. При этом происходит пневматическое соединение каркаса с оболочкой (за счет давления газа). Надежность пневматического соединения оболочки с каркасом может быть повышена путем применения клеящих составов или выполнения шипов (выступов) на поверхности оболочки.

Подготовленный к полету дирижабль удерживается у поверхности какой-либо площадки, выполненной из бетонных плит, грунта, снега или льда, с помощью причальных приспособлений и двигателей с движителями, работающими в горизонтальной плоскости с направлением воздушных потоков вертикально снизу-вверх. После освобождения от причальных (наземных) устройств и изменения (поворотом осей) направления воздушных потоков, создаваемых движителями, дирижабль может совершать разнообразные маневры по горизонтали и вертикали, развивать заданную скорость движения. Поворот осей в 0-образных частях на 360° позволяет дирижаблю плавно перемещаться вперед и назад, вверх и вниз.

Источники информации

1. Учватов В.А. что за рубежом? // Техника молодежи. - №3, 1988. - С.35.

1. Дирижабль, содержащий ферму, сигарообразную мягкую оболочку, заполненную газом легче воздуха, стабилизатор, солнечные батареи, элементы крепления оболочки к ферме, включающие эластичное покрытие оболочки и канаты, движители, кабину для экипажа, пассажиров и груза, причальные приспособления, отличающийся тем, что ферма имеет изгиб по радиусу, равному половине миделя оболочки, и прикрепленные к ней 0-образные части, расположенные горизонтально по обе стороны оболочки, с установленными в них на поперечных поворотных осях движителями.

2. Дирижабль по п.1, отличающийся тем, что хвостовой участок оболочки снабжен жестким каркасом, имеющим, по меньшей мере, один полый обруч, заполненный газом легче воздуха, причем стабилизатор закреплен на каркасе.

3. Дирижабль по п.1, отличающийся тем, что оси в 0-образных частях установлены параллельно и имеют возможность поворота на 360°.

4. Дирижабль по п.1, отличающийся тем, что движители выполнены в виде колес со многими лопастями.

5. Дирижабль по п.1, отличающийся тем, что солнечные батареи размещены на эластичном покрытии оболочки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике воздухоплавания. .

Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, а именно к транспортно-грузовым дирижаблям жесткой конструкции. .
Группа изобретений относится к летательным аппаратам с использованием подъемной силы несущего газа. Дирижабль с электродвигателем и заменяемыми отсеками для пассажиров и грузов характеризуется тем, что отсеки дирижабля для пассажиров или грузов, находящихся на отдельной, прикрепленной снизу его корпуса рубке управления дирижаблем, являются заменяемыми. Корпус дирижабля изготавливается из мягкого синтетического материала. Входное и выходное сопла сквозного ветреного канала ветреной электростанции имеют диаметр, равный диаметру поперечного сечения корпуса дирижабля. На внешней защитной обшивке мягкой оболочки прикреплены гибкие фотоэлементы солнечной электростанции. Снабжение электродвигателей воздушных винтов осуществляется от инвертора, преобразующего постоянный ток в переменный ток, соединенного с обеими электростанциями и аккумуляторами проводами. Внутри герметической рубки управления имеются: выход на платформу крепления, размещенную снизу рубки управления. Способ эксплуатации дирижабля характеризуется использованием круглой взлетно-посадочной площадки, вращающейся вокруг ее центра, причальных мачт на взлетно-посадочной платформе, запорных стержней платформы и запорных устройств на заменяемых отсеках. Открепление производится при помощи открепительных штоков, находящихся в сквозных, обособленно проходящих от внутренних помещений отсеков, каналах, и посадочных гидроцилиндров взлетно-посадочной платформы. Группа изобретений направлена на ускорение высадки и посадки пассажиров. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Воздухоплавательный аппарат включает восьмиугольную ферму с электродвижителями по концам, системы наблюдения, ориентации, связи и автоматического управления. В центре восьмиугольной фермы расположена пневматическая полимерная труба, состоящая из герметично изолированных секций, армированных полимерными обручами и скрепленных между собой замковыми соединениями, поддерживаемая в вертикальном положении с помощью автоматических натяжных устройств. При заполнении легким газом полимерная труба создает подъемную силу, компенсирующую вес груза, подвешиваемого к ферме. Изобретение направлено на создание летательного аппарата, хорошо ориентирующегося в пространстве. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещаемым по воздуху. Транспортное средство включает транспортирующий модуль и соединенный с ним посредством узла соединения транспортируемый модуль. Транспортное средство использует в качестве движителя архимедову силу и двигатели с различного типа движителями, например винтовыми. Транспортирующий модуль транспортного средства для воздушной среды содержит кольцевое основание с расположенными по его окружности несколькими группами оболочек постоянного и переменного объема, оснащенными системами управления плавучестью, двигатели с электроприводами, системы подзарядки аккумуляторных батарей от возобновляемых источников энергии на проточных электрогенераторах, системы управления движением и внешнего контроля и устройства для перемещения транспортного средства по земле. Транспортирующий модуль транспортного средства для водной и/или подводной среды включает трансформируемый корпус, оснащенный системой управляемой плавучести, электроприводами и системами управления движением и внешнего контроля. Грузовой отсек жестко включен в объем транспортируемого модуля. Достигается возможность создания экономичного универсального транспортного средства. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха и к устройствам по очистке атмосферы. Воздухоплавательный аппарат для очистки воздуха городов от газа и пыли включает сигарообразные оболочки, скрепленные рамой, стабилизатор, рули и два маршевых движителя. На консолях, прикрепленных к боковым поверхностям рамы, находятся два маршевых движителя - два электрических мотора с винтом в кольцевом обтекателе, с изменяемым вектором тяги. Внутри центральной оболочки расположен жесткий корпус электростатического фильтра, который наполнен множеством металлических сеток - положительных электродов, между которыми подвешены проволочные коронирующие отрицательные электроды. На раме укреплено крыло покрытое элементами солнечной батареи, а снизу находится резервная газовая подушка для подъема на высоту. Изобретение направлено на уменьшение концентрации вредных и агрессивных газов. 4 ил.

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Воздухоплавательный аппарат, предназначенный для воздушного такси, имеет несущую ферму, оболочку, заполненную газом легче воздуха, движители в виде воздушных винтов, систему наблюдения, ориентации, связи и автоматического управления. В центре несущей фермы расположен жесткий купол из легкого материала, заполненный газом легче воздуха, покрытый элементами солнечной батареи. Вокруг купола находится палуба, соединенная с каютами лестницами. По периметру рамы расположены машинные отделения с воздушными винтовыми электродвижителями с изменяемым вектором тяги, а снизу рамы расположены захваты для крепления грузовых контейнеров. Изобретение направлено на повышение степени безопасности полета. 2 ил.

Группа изобретений относится преимущественно к пилотируемым транспортным средствам (ТС) для полётов в ближнем и дальнем космосе. На каркасе ТС размещены модули управляемой аэростатической плавучести, электродвигатели с винтовыми движителями, жидкостные реактивные двигатели с емкостями горючего и окислителя, а также системы энергообеспечения и управления движением, обитаемый и технический отсеки, порты причаливания космических аппаратов, средства тепловой защиты обитаемого отсека и оборудования ТС. Плавучесть модулей обеспечивается путём перекачки из емкостей технического отсека жидкого гелия и его газификации под купольными конструкциями этих модулей (предусмотрен и обратный процесс). На ТС может быть установлен ложемент для размещения ракеты с полезным грузом, запускаемой или спускаемой с космической орбиты. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей ТС данного назначения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к технике воздухоплавания. Движитель дирижабля выполнен в виде воздушного винта, имеющего ось и лопасть. Ось охвачена жёсткой оболочкой, содержащей газ легче воздуха. Лопасть разделена на участки и закреплена на стенке оболочки по винтовой линии. Участки лопасти прилегают один к другому/отстоят один от другого на одинаковом расстоянии. Изобретение направлено на повышение маневренности дирижабля. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Корма дирижабля содержит участок оболочки с элементами причаливания, стабилизаторами, рулями направления и высоты. В расположенном снизу стабилизаторе выполнены отверстия для размещения в них воздушного винта и двигателя. Изобретение направлено на повышение маневренности дирижабля. 2 ил.
Наверх