Система производства сжатого воздуха и ее применение

Изобретение относится к летательным аппаратам с системой запуска газовой турбины летательного аппарата. Система запуска газовой турбины летательного аппарата содержит водородно-кислородный генератор для производства перегретого пара, который либо непосредственно подается в газовую турбину для того, чтобы раскрутить ее до скорости вращения, которая будет достаточна для получения такой степени сжатия воздуха, которая обеспечивает работу газовой турбины на топливе, или же перегретый пар подается в генератор сжатого воздуха для производства сжатого воздуха, который подается в систему сжатого воздуха. Изобретение позволяет облегчить запуск газовой турбины. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к системе производства сжатого воздуха, в частности к системе производства сжатого воздуха из перегретого пара для обеспечения системы сжатого воздуха летательного аппарата и для запуска газовой турбины, например, авиационного двигателя.

Газовая турбина должна быть приведена во вращение с достаточной скоростью для того, чтобы степень сжатия стала достаточной для ее работы на топливе. В настоящее время газовые турбины преимущественно запускаются механическими пусковыми устройствами, которые могут иметь привод от пускового электродвигателя или пневматический привод.

Однако автономный электрический запуск газовой турбины, например, авиационного двигателя требует очень большого расхода электроэнергии и использования тяжелого пускового электродвигателя. Пневматический запуск требует очень большого расхода сжатого воздуха, который трудно обеспечить передвижным агрегатом.

Задачей настоящего изобретения является создание системы, которая могла бы обеспечить легкий запуск газовой турбины, например, авиационного двигателя.

Решение этой задачи обеспечивается предлагаемой в изобретении системой, которая отличается использованием парогенератора, в частности водородно-кислородного парогенератора, который может обеспечить производство достаточно больших количеств пара высокого давления. Затем этот пар или горячая смесь пара и подаваемого воздуха может быть использована для запуска газовой турбины, например, авиационного двигателя. В этом случае отпадает необходимость в использовавшихся до настоящего времени вспомогательных установках, например, в пусковом электродвигателе. В качестве альтернативного варианта вырабатываемый пар также может подаваться непосредственно в систему сжатого воздуха.

При использовании парогенераторов Н2/O2, имеющих высокую удельную мощность, для запуска двигателей или газовых турбин можно существенно снизить вес летательного аппарата по сравнению с вариантом использования пускового электродвигателя.

В соответствии с другим вариантом предлагаемой в изобретении системы пар, вырабатываемый парогенератором Н2/O2, подается в генератор сжатого воздуха, содержащий паровую турбину и компрессор, для производства необходимого количества сжатого воздуха, который может использоваться для запуска стационарной или передвижной газовой турбины или же может подаваться в систему сжатого воздуха.

Принцип работы парогенераторов Н2/O2 прост, а их удельная мощность высока так, что пусковая установка, использующая такой парогенератор, может быть особенно полезна в тех областях, где требуется малый вес установки, высокий КПД и высокий коэффициент готовности.

Вместо чистого кислорода в парогенераторе Н2/O2 можно использовать воздух или смесь воздуха и кислорода. Однако это приводит к увеличению эмиссии NOx.

В соответствии с изобретением возможна замена турбины с приводом от набегающего потока воздуха, поскольку она может быть заменена установкой, содержащей парогенератор Н2/O2 и паровую турбину, которая может обеспечивать привод генератора и/или поддержание давления в гидравлической системе или в системе горячего сжатого воздуха. Таким образом, в соответствии с изобретением достигается снижение веса и повышение эффективности по сравнению с традиционными турбинами с приводом от набегающего потока воздуха.

Поскольку парогенераторы Н2/O2 могут производить большие количества пара высокого давления, то в соответствии с другим вариантом реализации изобретения возможно использование пара, производимого парогенератором Н2/O2, для привода паровой турбины, которая в свою очередь используется для привода генератора сжатого воздуха для систем сжатого воздуха. Возможные применения могут относиться, например, к системам сжатого воздуха транспортных средств, в частности летательных аппаратов. Предлагаемая в изобретении система особенно полезна в тех случаях, когда отсутствует какой-либо внешний источник энергии, и когда требуется высокая эффективность.

Предлагаемая в изобретении система парового генератора может использоваться, например, в антиобледенительной системе летательного аппарата (для удаления льда с аэродинамических поверхностей). До настоящего времени в таких системах сжатого воздуха использовался горячий сжатый воздух, который отбирался на выходе двигателя. Такие системы не используются постоянно в течение всего полета, а только на этапах набора высоты и снижения, когда имеется опасность образования льда. Однако отбор сжатого воздуха из двигателей приводит к потере мощности, увеличению расхода горючего и, соответственно, к увеличенному взлетному весу летательного аппарата. КПД антиобледенительных систем, которые работают на сжатом воздухе, отбираемом от двигателей, низок, и поэтому замена и/или поддержка этих систем предлагаемой в изобретении системой может быть целесообразной. В этом случае сжатый воздух получают с помощью генератора сжатого воздуха, работающего на перегретом паре (например, паровая турбина с компрессором). Дополнительно возможно смешивание перегретого пара с воздухом и/или его охлаждение воздухом и непосредственное использование пара.

Благодаря высокой эффективности предлагаемой в изобретении системы может быть снижен вес антиобледенительной системы и летательного аппарата в целом. Таким образом, экономичность системы может быть улучшена, а эмиссия вредных газов может быть уменьшена.

Сжатый воздух, вырабатываемый предлагаемой в изобретении системой, также может быть использован в других системах сжатого воздуха, в частности в системе кондиционирования воздуха, вместо использования воздуха, отобранного от двигателя. При таком устройстве можно говорить о полной замене или поддержке традиционных систем (например, в периоды пиковых нагрузок, в частности при быстром падении давления). В предлагаемой в изобретении системе сжатый воздух получают с помощью генератора сжатого воздуха, работающего на перегретом паре (например, паровая турбина с компрессором).

Ниже со ссылками на чертеже описан предпочтительный вариант предлагаемой в изобретении системы. На чертеже представлена блок-схема предпочтительного варианта предлагаемой в изобретении системы для использования на летательном аппарате.

Как можно видеть на чертеже, система 1 отличается в частности тем, что водородно-кислородный парогенератор 2 вырабатывает перегретый пар, который используется для поддержки системы сжатого воздуха летательного аппарата и пусковой установки для пуска двигателя, как это описано ниже.

Водородно-кислородный парогенератор 2 - это известное устройство, которое используется для стерилизации паром пищевых продуктов, упаковочных материалов, медицинских инструментов, текстильных изделий и растворов, а также для производства чистой воды в фармацевтической промышленности.

В водородно-кислородном генераторе 2 осуществляют управляемую реакцию водорода с кислородом (или с воздухом) для получения пара. В частности в водородно-кислородном парогенераторе 2 в соответствии с принципом работы ракетного двигателя создается стехиометрическая водородно-кислородная смесь, и осуществляется управляемое сгорание этой смеси для образования пара.

Как можно видеть на чертеже, система содержит также охлаждающий блок 3 для подвода воды или воздуха к производимому пару, в результате чего становится возможным получение необходимых характеристик чистого пара. С помощью охлаждающего блока 3 необходимые характеристики пара могут быть получены за очень короткое время. Достоинствами такого генератора 2 перегретого пара являются высокая степень чистоты пара, высокий коэффициент готовности, возможность управления параметрами состояния и малые размеры.

В соответствии с изобретением с помощью водородно-кислородного парогенератора 2 и охлаждающего блока 3 температура пара может быть установлена в диапазоне 200°С-3300°С, путем впрыска воды или подмешивания воздуха для охлаждения пара. В соответствии с предпочтительным вариантом реализации изобретения, представленным на чертеже, перегретый пар, температура которого регулируется, как указано выше, подается в генератор 4 сжатого воздуха. Генератор 4 сжатого воздуха может содержать, например, паровую турбину 5 с компрессором 6. Паровая турбина 5 работает на перегретом пару, температуру которого поддерживают на заданном уровне с помощью охлаждающего блока 3. В качестве альтернативного варианта горячий воздух, вырабатываемый водородно-кислородным генератором, может также подаваться непосредственно (без охлаждения) в генератор 4 сжатого воздуха. В этом случае генератор 4 сжатого воздуха вырабатывает сжатый воздух из перегретого пара с помощью паровой турбины 5 и компрессора 6.

Сжатый воздух, вырабатываемый генератором 4 сжатого воздуха, может подаваться в систему 7 сжатого воздуха, которая в соответствии с изобретением может быть антиобледенительной системой 7а, гидравлической системой 7b, системой 7с кондиционирования воздуха и другой аналогичной системой.

Как показано на чертеже, сжатый воздух, производимый генератором 4 сжатого воздуха, может также использоваться для раскрутки двигателя 8 для достижения такой степени сжатия воздуха, которая достаточна для работы двигателя на топливе.

Хотя изобретение было описано выше на примере предпочтительного варианта его реализации в отношении летательного аппарата, однако ясно, что предлагаемая в изобретении система может также быть использована в других транспортных средствах, содержащих газовые турбины, которые необходимо запускать. Кроме того, предлагаемая в изобретении система может также использоваться для запуска стационарных газовых турбин.

Перечень ссылочных обозначений

1 - система

2 - водородно-кислородный парогенератор

3 - охлаждающий блок

4 - генератор сжатого воздуха

5 - паровая турбина

6 - компрессор

7 - система сжатого воздуха

7а - антиобледенительная система

7b - гидравлическая система

7с - система кондиционирования воздуха

8 - газовая турбина/двигатель

1. Летательный аппарат с системой запуска газовой турбины летательного аппарата, содержащей водородно-кислородный парогенератор для производства пара, и генератор сжатого воздуха, содержащий паровую турбину и компрессор, при этом паровая турбина приводит в действие компрессор для выработки сжатого воздуха с помощью пара, вырабатываемого водородно-кислородным парогенератором; а вырабатываемый компрессором сжатый воздух приводит во вращение газовую турбину до скорости, достаточной для того, чтобы степень сжатия в газовой турбине была достаточной для работы газовой турбины на топливе.

2. Летательный аппарат по п.1, дополнительно содержащий охлаждающий блок для поддержания заданной температуры пара путем подачи в него воды и/или воздуха.

3. Летательный аппарат по п.1 или 2, в котором производимый сжатый воздух подается в систему сжатого воздуха летательного аппарата.

4. Летательный аппарат по п.3, в котором система сжатого воздуха является по меньшей мере одной из следующих систем: антиобледенительной системой, гидравлической системой или системой кондиционирования воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбокомпрессоростроения, в частности, к системам подачи пускового газа к турбодетандерам газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к способам запуска газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к способам запуска газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к турбостроению, и может быть использовано для пуска газотурбинных установок. .

Аварийный генератор с двигателем содержит пневмодвигатель для активизации двигателя, два источника газоснабжения негорючего газа, переключающий клапан. Первый канал соединяет первый источник газоснабжения первого негорючего газа и переключающий клапан. Второй канал соединяет переключающий клапан с выбрасывающей головкой для выбрасывания первого негорючего газа из неё в воздух. Третий канал соединяет переключающий клапан и пневмодвигатель. Переключающий клапан выполнен с возможностью принимать любое одно из трех положений. Первое положение осуществляет соединение между первым и вторым каналами. Второе - осуществляет соединение между первым и третьим каналами. Третье - осуществляет разъединение между первым каналом и вторым и третьим каналами. Второй источник газоснабжения присоединен к третьему каналу для вмещения и подачи второго негорючего газа и имеет множество контейнерных блоков. Количество второго негорючего газа в каждом из блоков является необходимым для одноразовой активизации двигателя. Клапанный узел регулирует давления первого и второго негорючего газа. Достигается уменьшение пространства для установки, затрат на обслуживание и эксплуатацию за счет использования негорючего газа из оборудования пожаротушения для работы пневмодвигателя, запускающего двигатель аварийного электрогенератора. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Воздушный стартер для турбодвигателя содержит передний корпус (12), задний корпус (14), кольцевой тракт (32) потока выходящих газов и цилиндрическую выпускную решетку (44) тракта (32) потока выходящих газов. Кольцевой тракт (32) открыт между задним концом переднего корпуса и передним концом заднего корпуса. Передний и задний концы выпускной решетки (44) содержат средство (48, 52) удерживания в осевом направлении соответственно переднего корпуса (12) и заднего корпуса (14) к решетке (44). Упомянутое средство (52) удерживания в осевом направлении одного (14) из корпусов к решетке (44) позволяет относительное вращение решетки (44) и этого корпуса (14). Стартер по изобретению может в большей степени удовлетворять сертификационным требованиям и быть легче и надежнее. В результате взрыва турбины стартера средство удерживания в осевом направлении корпусов к решетке сохраняет целостность стартера и в то же время предотвращает передачу на задний корпус вращательных усилий, проходящих в передний корпус. Такие вращательные усилия можно рассеять, позволяя вращение переднего корпуса относительно заднего корпуса. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство изменения передаточного отношения между валом турбины и валом стартера-генератора содержит первое и второе жестко закрепленные зубчатые колеса, установленные на валу стартера-генератора, первое и второе промежуточные зубчатые колеса, переключающую муфту, а также средство, вызывающее ее поступательное перемещение. Первое и второе промежуточные зубчатые колеса установлены на валу турбины и находятся в зацеплении соответственно с первым и вторым жестко закрепленными зубчатыми колесами, обеспечивая различные передаточные отношения. Переключающая муфта вставлена между промежуточными зубчатыми колесами и механически соединена с валом турбины. Переключающая муфта выполнена с возможностью поступательного перемещения на валу турбины между положением, в котором она входит в зацепление с первым промежуточным зубчатым колесом, и положением, в котором она входит в зацепление со вторым промежуточным зубчатым колесом. Средство, вызывающее поступательное перемещение переключающей муфты, обеспечивает ее перемещение из одного положения в другое, когда сумма моментов вращения между валом турбины и валом стартера-генератора меняет знак. Другое изобретение группы относится к авиационному двигателю, включающему указанное выше устройство изменения передаточного отношения. Группа изобретений позволяет повысить надежность устройства изменения передаточного отношения между валом турбины и валом стартера-генератора, а также снизить его вес. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к аварийным стартерам, обеспечивающим реакцию указанного порядка величины, то есть в несколько секунд, и не имеющим недостатков, связанных с массой и с габаритами гидравлических или пневматических аварийных стартеров. Для этого настоящим изобретением предлагается объединить моментальное толкающее усилие газа пиротехнического типа с трансмиссионным объемным генератором в сочетании с автоматическим соединением/разъединением с запускаемой установкой. Система экстренного запуска в соответствии с изобретением содержит, по меньшей мере, один пиротехнический газогенератор, связанный с электрическим инициатором, который, в свою очередь, связан с вычислительным устройством, объемный двигатель, в котором находятся прямозубые зубчатые передачи, при этом пиротехнический газогенератор связан с двигателем через вход корпуса. Двигатель содержит средство соединения, выполненное с возможностью перемещаться на конце трансмиссионного вала и предназначенное для соединения этого трансмиссионного вала с приемным валом установки через центробежное сцепление. Изобретение позволяет повысить надежность экстренного запуска установки генерирования энергии в критических ситуациях. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к способу и системе запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата. Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, вал компрессора, на котором установлено колесо компрессора для питания сжатым воздухом упомянутой камеры сгорания, по меньшей мере один стартер, связанный с упомянутым валом таким образом, чтобы сообщать ему крутящий момент запуска определенного значения для его приведения во вращение. Способ содержит этап (Е1) ускорения вала компрессора в течение первой фазы запуска, затем этап (Е2) стабилизации скорости вращения вала компрессора в течение второй фазы запуска. Во время этапа (Е1) ускорения скорость вращения вала регулируют таким образом, что ускорение вала остается по существу постоянным. Изобретение позволяет повысить эффективность запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх