Состав для получения формованного топлива

Изобретение относится к технологии получения твердого углеродсодержащего топлива, в частности к составу для получения твердого формованного топлива, которое может быть использовано как бытовое топливо и в промышленности. Состав включает органическое связующее и измельченные древесные отходы. В качестве органического связующего используют сброженный остаток, образующийся в результате процесса анаэробного сбраживания органических отходов животноводства. Соотношение компонентов следующее, мас.%: древесные отходы 10-90, сброженный остаток - остальное. Применение способа позволяет повысить экологичность процесса получения твердого формованного топлива. Также достигается расширение возможностей использования отходов животноводства для получения формованного топлива и снижение финансовых затрат.

 

Изобретение относится к технологии твердого углеродсодержащего топлива, в частности к составу для получения твердого формованного топлива, которое может быть использовано как бытовое топливо, для коммунально-бытовых нужд, для отопления вагонов, в промышленности.

Известен способ получения торфяных топливных брикетов и состав для брикетирования (патент РФ №2174535, С2 С10L 5/16, 1999 г.), включающий углеродсодержащий наполнитель (древесные опилки, лузгу, отходы хлопчатника и т.д.) и пластификатор (нейтрализованный птичий помет, навоз, дистиллянт, гумус, иловые остатки и т.п.).

Известен также состав брикетированного топлива (авторское свидетельство СССР №1701735, кл. С10L 5/42, 1991 г.). Он содержит, мас.%: навоз 10-90, угольная мелочь - остальное.

Недостатками аналогов являются их низкая экологичность, связанная с наличием в навозе и помете патогенной микрофлоры и микроорганизмов, яиц и личинок гельминтов, что обусловливает потенциально высокую степень бактериологической опасности для окружающей среды, обслуживающего персонала и жителей близлежащих населенных пунктов (Баадер В., Доне Е., Бренндерфер М. Биогаз - теория и практика. - М.: Колос, 1982. - С.27; Suporn Koottatep, Manit Ompont, Tay Joo Hwa. Biogas: GP Option for Community Development. - 2002. - С.39; Брюханова Е.С., Ушаков А.Г. Биотехнология утилизации органосодержащих отходов птицеводства и животноводства / Материалы XIII международной экологической студенческой конференции «Экология России и сопредельных территорий. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2008. С.126-127.). Существует необходимость в предварительной обработке массы навоза, заключающейся в дроблении, измельчении его до такого фазового состава, когда становится возможным образование гомогенной фазы при смешении его с угольной мелочью для дальнейшего брикетирования. Поскольку навоз может быть представлен не только как однородная масса, но и в виде твердых слежавшихся комков, кусков. Особенно это важно для тех периодов года, когда температура воздуха опускается ниже 0°С. При этом навоз, ввиду большой влажности смерзается, например, при транспортировке, что приводит к дополнительным затратам тепла и энергии на его размораживание. Это заставляет разработчиков вводить дополнительные стадии обработки навоза, т.е. усложнять технологию приготовления состава топлива, что обусловливает большие затраты на получение топливных брикетов.

Другим известным техническим решением, принятым за прототип, является композиция для древесных брикетов (авторское свидетельство СССР №1713923, кл. С10L 5/44, 5/42). Она содержит древесные опилки или стружки - 50-80 мас.% и навоз с содержанием воды 50-66 мас.% - остальное.

Недостатком данного состава брикетированного топлива является его низкая экологичность, связанная с наличием в навозе патогенной микрофлоры и микроорганизмов, яиц и личинок гельминтов, что обусловливает потенциально высокую степень бактериологической опасности для окружающей среды, обслуживающего персонала и жителей близлежащих населенных пунктов (Баадер В., Доне Е., Бренндерфер М. Биогаз - теория и практика. - М.: Колос, 1982. - С.27; Suporn Koottatep, Manit Ompont, Tay Joo Hwa. Biogas: GP Option for Community Development. - 2002. - С.39; Брюханова Е.С., Ушаков А.Г. Биотехнология утилизации органосодержащих отходов птицеводства и животноводства / Материалы XIII международной экологической студенческой конференции «Экология России и сопредельных территорий. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2008. С.126-127). В прототипе указывается необходимость смешения несвежего навоза с горячей водой до содержания ее в навозе 50-60%, это усложняет технологию приготовления состава композиции, приводит к необходимости потребления большого количества воды, тепло- и энергоресурсов для ее нагрева.

Техническим результатом изобретения является повышение экологичности процесса, расширение возможностей использования отходов животноводства для получения формованного топлива заявляемого состава и снижение финансовых затрат.

Указанный технический результат достигается тем, что в составе для получения твердого формованного топлива, включающем органическое связующее и измельченные древесные отходы, согласно изобретению в качестве органического связующего используют сброженный остаток, образующийся в результате процесса анаэробного сбраживания органических отходов животноводства, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

древесные опилки или стружки 10-90
сброженный остаток остальное.

Известно, что в результате процесса анаэробного сбраживания органических отходов животноводства (навоз, помет и т.п.) образуются два продукта - сброженный остаток, используемый в заявляемом составе как связующее, и биогаз, содержащий до 60-70% метана (Баадер В., Доне Е., Бренндерфер М. Биогаз - теория и практика. - М.: Колос, 1982. - С.26-28.; Ariane van Buren. A Chinese biogas manual popularising technology in the countryside. China: Science Publishing House, 1976. - P.2).

Поскольку исходные перерабатываемые органические отходы содержат большое количество биогенных элементов и органических веществ, им характерна способность быстро загнивать. Более того, в ряде случаев они являются потенциально биологически и химически опасными в виду наличия в составе химикатов, а высокая бактериальная насыщенность и присутствие гельминтов, кишечных инфекций создают опасность заражений и распространения заболеваний. Поэтому необходимо производить специальную обработку, которая исключит гниение, уничтожит патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов.

Одним из наиболее широко распространенных методов стабилизации и обеззараживания является метод анаэробной обработки, осуществляемый в метантенках. Процессы, протекающие в аппарате, и превращения, которые при этом происходят в органическом веществе, широко известны и достаточно подробно исследованы. Биохимический процесс представляет собой разложение органического вещества в результате жизнедеятельности сложного комплекса микроорганизмов до конечных продуктов, в основном метана и диоксида углерода. Полученный обеззараженный остаток после сбраживания органических отходов используется в заявляемом составе в качестве связующего вещества для получения топливных брикетов.

Состав получают следующим образом.

Для приготовления заявляемого состава твердого формованного топлива используют наполнитель - измельченные древесные отходы: опилки или стружки с любыми размерами и формами частиц и органическое связующее - сброженный остаток, полученный из органических отходов животноводства (навоз, помет и т.п.) путем анаэробного сбраживания. Для этого исходное органическое сырье загружали в биореактор, заполняя его на 75-80% по объему, добавляли определенное количество воды для достижения оптимальной влажности 85-90%. Смесь перемешивали, метантенк герметизировали. По истечении периода сбраживания биореактор открывали, и полученный сброженный остаток использовали в качестве связующего вещества. Окончание процесса сбраживания определяли по изменению состава биогаза и динамики его выделения. Поскольку в ходе процесса сбраживания количество биоразлагаемых органических веществ в составе ила снижается, то уменьшается и объем выделяющегося биогаза в единицу времени.

Органическое связующее составляет 10-90 мас.% состава, наполнитель - остальное. Такое процентное соотношение является оптимальным. В случае содержания органического связующего менее 10 мас.%, сформовать брикет не удается, поскольку для обеспечения связности частиц наполнителя и сплошности брикета как целого не достаточно количества связующего вещества. Содержание органического связующего более 90 мас.% экономически не выгодно, так как избыточное (свыше 90 мас.%) содержание органического связующего, более дорогого, чем наполнитель, приведет к увеличению цены брикета, при сохранении прежних потребительских свойств.

Смешивают компоненты до получения однородной гомогенной фазы и формуют методом брикетирования при давлении 0,01-0,07 МПа, сушат на воздухе в течение 7-10 дней, либо в сушилке в течение 100-115°С в течение 1-1,5 часов.

Сопоставительный анализ заявляемого решения с известными позволяет сделать вывод о том, что заявляемое техническое решение удовлетворяет критерию изобретения «новизна».

Для изготовления состава по настоящей заявке применяется широко распространенное природное сырье, недефицитные материалы и несложное оборудование. Указанные обстоятельства подтверждают, по мнению заявителя, соответствие изобретения критерию "промышленная применимость".

Использование заявляемого состава позволяет получить твердое формованное топливо, соответствующее ГОСТ.

Применение заявленного способа повысит экологичность процесса получения твердого формованного топлива, поскольку сброженный остаток, выгружаемый из биореактора после прохождения процесса сбраживания, не содержит патогенной микрофлоры и микроорганизмов, яиц и личинок гельминтов, в отличие от используемого в качестве исходного сырья в прототипе навоза, что позволит снизить потенциально высокую степень бактериологической опасности для окружающей среды, обслуживающего персонала и жителей близлежащих населенных пунктов.

Также применение заявленного состава позволит значительно снизить финансовые затраты на получение твердого формованного топлива, путем использования биогаза в качестве газообразного топлива с целью получения тепловой и электрической энергии для собственных нужд, снижая потребление энергоресурсов со стороны, либо путем реализации биогаза, как товарного продукта на рынке. В обоих случаях полученный экономический эффект позволит снизить финансовые затраты и повысит рентабельность процесса получения твердого формованного топлива.

Таким образом, применение заявляемого состава позволит снизить потенциально высокую степень бактериологической опасности для окружающей среды, обслуживающего персонала и жителей близлежащих населенных пунктов, связанную с наличием в навозе патогенной микрофлоры и микроорганизмов, яиц и личинок гельминтов. Экономический эффект применения состава является положительным и связан с использованием второго продукта процесса анаэробного сбраживания - биогаза.

Состав для получения твердого формованного топлива, включающий органическое связующее и измельченные древесные отходы, отличающийся тем, что в качестве органического связующего используют сброженный остаток, образующийся в результате процесса анаэробного сбраживания органических отходов животноводства, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

древесные отходы 10-90
сброженный остаток остальное


 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технологии изготовления топливных элементов из собственных возобновляемых ресурсов, в частности из древесных опилок. .

Изобретение относится к области сельского хозяйства и биоэнергетике. .
Изобретение относится к области утилизации древесных отходов и может быть использовано при производстве экологически чистых биотоплив для промышленных и коммунально-бытовых нужд.
Изобретение относится к производству твердого формованного топлива из биологических отходов, пищевых и деревообрабатывающих производств. .
Изобретение относится к способу изготовления на основе мелкофракционных углеродсодержащих материалов брикетного твердого топлива, используемого для сжигания в топках малых котельных жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий, железнодорожных вагонов, бытовых печах населения и других энергетических установках малой мощности, а также в качестве каминного топлива.
Изобретение относится к способам получения твердого топлива растительного происхождения и может быть использовано для промышленных и коммунально-бытовых нужд и в топливной промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях шнековых пресс-экструдеров, предназначенных для переработки различных видов сыпучих и волокнистых материалов, преимущественно для изготовления брикетов различного назначения путем прессования и шнекового экструдирования.

Изобретение относится к области утилизации древесных отходов и может быть использовано при производстве экологически чистых биотоплив для промышленных и коммунально-бытовых нужд.

Изобретение относится к способу получения топливных гранул из биологического материала, предпочтительно опилок, древесины и т.п., отличающийся тем, что материал подают на стадию сушки (1) и сушат этот материал до значения относительной влажности от 40-65 мас.% до 30-45 мас.%; материал подают со стадии сушки (1), возможно через промежуточную стадию хранения (2), на реакторную стадию (3, 3 ) и обрабатывают материал при повышенном давлении и нагревании до 200-300°С путем подачи пара; материал выдерживают в реакторе при достигнутой температуре в течение времени, достаточного для размягчения материала; давление на реакторной стадии (3, 3 ) снижают по меньшей мере в две стадии, при этом первую стадию снижения давления осуществляют для разделения материала на волокна и выделения лигнина, а вторую стадию снижения давления - для подачи материала с реакторной стадии (3, 3 ) на дополнительную стадию сушки (5), возможно, через промежуточную стадию хранения (4), и материал гранулируют.

Изобретение относится к способам изготовления древесных гранул (пеллет) и может быть использовано в производстве топлива из цельной древесины. .
Изобретение относится к составу для получения твердого формованного топлива, которое может быть использовано как бытовое топливо, для коммунально-бытовых нужд, для отопления вагонов, в промышленности.
Изобретение относится к производству твердого формованного топлива из биологических отходов, пищевых и деревообрабатывающих производств. .
Изобретение относится к производству формованного топлива, в частности к производству углеродсодержащих формовок в виде брикетов или гранул из органических углеродсодержащих отходов.
Изобретение относится к производству углеродосодержащих формовок в виде брикетов или гранул и может быть использовано в качестве заменителя природного твердого топлива для коммунально-бытовых нужд и промышленности, а также в качестве удобрения и/или структурообразователя почв в сельском хозяйстве.
Изобретение относится к промышленному производству топливных брикетов и может быть использовано в механизированных поточных линиях. .
Изобретение относится к технологии получения твердого углеродосодержащего топлива, в частности к составам брикетированного топлива, которое может быть использовано в быту и промышленности, а также в качестве теплоизоляционного материала.

Изобретение относится к технологии получения твердого углеродосодержащего топлива, в частности к составам брикетированного топлива, которое может быть использовано в быту и промышленности, а также в качестве теплоизоляционного материала.

Изобретение относится к технологии получения твердого углеродосодержащего топлива, в частности к составам брикетированного топлива, которое может быть использовано в быту и промышленности, а также в качестве теплоизоляционного материала.

Изобретение относится к технологии твердого углеродсодержащего топлива, в частности к композиции для древесных брикетов, применяемых в качестве топлива в быту и промышленности, а также в качестве теплоизоляционного материала в строительстве.

Изобретение относится к технологии твердого углеродсодержащего топлива, в частности к составу для брикетированного топлива, используемого в быту и промышленности, а также в качестве теплоизоляционного материала в строительстве.
Изобретение относится к способу переработки отходов рыбного производства с целью получения из них биотоплива, применяемого для дизельных двигателей в автомобильном транспорте
Наверх