Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого сопла турбореактивного двигателя. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками. Уплотнительные проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок. Каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена, по меньшей мере, одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла турбореактивного двигателя за счет снижения температуры элементов сопла и износа их трущихся поверхностей. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок (патент РФ №2258829 класса F02K 1/12, опубл. в 2005 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что лапки коромысел проставок контактируют с поперечными ребрами, выполненными на створке, и непосредственно со створкой, омываемой горячими газами и имеющей высокую температуру. Это приводит к повышенному износу поверхностей контакта лапок с ребрами и со створкой, а также перегреву полотна створки между поперечными ребрами, вследствие чего уменьшается надежность сопла и ресурс двигателя.

Задачей изобретения является снижение нагрева лапок коромысла и сопрягаемых поверхностей створок, а также перегрева створок в пазах, образованных поперечными ребрами.

Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, согласно изобретению каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.

Введение между пазом, образованным поперечными ребрами, и створкой пластины, соединенной со створкой продольными ребрами, позволяет организовать каналы для прохождения холодного наружного воздуха, поступающего в межстворочное пространство из мотогондолы, и таким образом охладить лапки коромысел проставок и контактирующие с ними поверхности поперечных ребер створки.

На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого сопла ТРД;

на фиг.2 - поперечный разрез А-А по соединению проставки со смежными створками.

Регулируемое сопло ТРД содержит корпус 1 с шарнирно закрепленными на нем створками 2, снабженными поперечными ребрами 3, образующими пазы 4. Между створками 2 размещены уплотнительные проставки 5, подвешенные на них посредством коромысел 6. Лапки 7 коромысел 6 заведены в пазы 4. Каждая створка 2 в месте расположения паза 4 снабжена пластиной 8, соединенной с ней продольными ребрами 9, образующими каналы 10 для охлаждающего воздуха.

Во время работы двигателя створки 2 поворачиваются вокруг шарниров 11. Лапки 7 коромысел 6 перемещаются вдоль поперечных ребер 3, контактируя с ними боковыми торцами и удерживая проставку 5 относительно створок 2 в продольном направлении. Снаружи створка обдувается холодным воздухом, доставляемым из-под мотогондолы самолета. Воздух проходит в каналы 10, охлаждая створки 2, пластины 8 и уменьшая температуру поперечных ребер 3 и лапок 7 коромысел 6.

Снижение температуры элементов сопла значительно уменьшает износ их трущихся поверхностей, а также предотвращает перегрев створок в области поперечных ребер.

Изобретение увеличивает надежность и ресурс сопла и двигателя в целом.

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, отличающееся тем, что каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области сопел переменного сечения для турбомашин. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя включает устройство реверса тяги, содержащее подвижный капот, установленный с возможностью смещения параллельно оси гондолы. Подвижный капот выполнен с возможностью перевода между закрытым положением, в котором он закрывает отклоняющие средства, и раскрытым положением, в котором он раскрывает в гондоле канал и открывает указанные отклоняющие средства. Подвижный капот имеет продолжение в виде сопловой секции, установленной на его нижнем по потоку конце. Сопловая секция включает в себя, по меньшей мере, одну панель, установленную с возможностью поворота посредством шарнира относительно оси, перпендикулярной продольной оси гондолы. Каждая панель связана с неподвижным обтекателем турбореактивного двигателя посредством передаточного звена, установленного с возможностью поворота вокруг точек крепления к панели и неподвижному обтекателю. Подвижный капот имеет продолжение в виде межстворчатых неподвижных секций, расположенных с каждой стороны каждой панели подвижной сопловой секции. Неподвижные секции выполнены таким образом, что обеспечивают непрерывность линий обтекания нижней по потоку части, когда панель сопловой секции находится в полетном положении. Изобретение позволяет повысить надежность гондолы и снизить ее вес. 10 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к изогнутому шатуну. Изогнутый шатун (31) соединяет первый и второй узлы, которые выполнены подвижными относительно друг друга и через которые в ограничиваемом ими пространстве циркулирует поток, и снабжен по меньшей мере одним первым и одним вторым центрами вращения (35, 38), выполненными таким образом, чтобы обеспечить поворот шатуна (31) соответственно относительно указанных первого и второго узлов. Изогнутый шатун (31) выполнен с возможностью такой установки, при которой изгиб (40) находится выше по потоку, относительно второго центра вращения (38). Второй центр вращения (38) выполнен с возможностью жесткой фиксации во втором подвижном узле. Изогнутый шатун (31) имеет по меньшей мере две части (33, 37), соединенные друг с другом с помощью по меньшей мере одного средства самовыравнивания (39a, 39b). Также предложена гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, в которой панель подвижного капота связана с неподвижной конструкцией обтекателя турбореактивного двигателя с помощью по меньшей мере одного упомянутого изогнутого шатуна (31), который установлен с возможностью вращения вокруг первого и второго центров вращения (35, 38) соответственно на панели сопловой секции и на неподвижной конструкции. Технический результат: повышение устойчивости шатуна, улучшение эксплуатационных показателей двигателя за счет достижения оптимальных аэродинамических характеристик шатуна. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит поворотные створки и систему управления створками, включающую управляемые рычаги, соединенные с исполнительными механизмами, и следящие рычаги, кинематически связанные с управляемыми. Каждый из управляемых и следящих рычагов соединен тягой с поворотной створкой, причем управляемые и следящие рычаги установлены на радиальных осях. Сопло снабжено кольцом, установленным с возможностью поворота вокруг его продольной оси и соединенным дополнительными тягами с управляемыми и следящими рычагами. Кольцо снабжено роликами, заведенными в направляющие, выполненные на корпусе сопла в его окружном направлении. Изобретение позволяет увеличить надежность работы сопла и уменьшить потери тяги двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками. На наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки. В передней части внешней проставки выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла за счет обеспечения центрирования как внутренних, так и внешних проставок относительно смежных створок, а также повышения точности центрирования внутренних проставок. 5 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками, а также привод створок и механизм синхронизации. Механизм синхронизации выполнен в виде рычагов, установленных в окружном направлении между дозвуковыми створками и шарнирно соединенных тягами с двумя смежными дозвуковыми створками, а также кронштейнов, установленных на рычагах с возможностью вращения и шарнирно соединенных дополнительными тягами с двумя смежными внешними створками. Ось шарнирного соединения тяги и рычага размещена вдоль плоскости вращения рычага, а ось соединения тяги и дозвуковой створки - вдоль плоскости ее вращения. Ось шарнирного соединения дополнительной тяги и кронштейна размещена вдоль плоскости вращения кронштейна, а ось соединения дополнительной тяги и внешней створки - вдоль плоскости ее вращения. Изобретение позволяет устранить перелом осей тяг возле проушин и тем самым уменьшить их деформации при работе сопла, а также устранить отрицательное влияние осевых зазоров шарнирных соединений на синхронизацию движения дозвуковых и внешних створок. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх