Многофункциональная присадка к бензину

Изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно, к составу присадки к бензину, используемой в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Описана многофункциональная присадка к бензину на основе эфиров ортокремневой кислоты, дополнительно содержащая эфиры борной кислоты, оксигенаты и моющую присадку при следующем соотношении компонентов (мас.%): эфиры ортокремневой кислоты 0,1-50; эфиры борной кислоты 0,1-50; моющая присадка 0,001-45; оксигенаты до 100. Технический результат - снижение нагаров в камере сгорания и отложений на впускных и выпускных клапанах, снижение содержания вредных веществ в отработавших газах, повышение полноты сгорания топлива и снижение удельного расхода топлива. 4 з.п. ф-лы, 9 табл.

 

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно, к составу присадки к бензину, используемой в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Присадки являются расходуемыми материалами, которые предназначены для:

- улучшения условий сгорания зарядов топливных смесей с целью снижения токсичности отработавших газов по таким компонентам, как СО, СН и NOx, SOx, бенз(α)пирена;

- снижения удельных затрат топлива в расчете на условную единицу (например, 100 км) пробега транспортного средства;

- предотвращения образований нагаров, лаков и отложений на деталях цилиндропоршневой группы.

Срочная и массовая потребность в таких многофункциональных присадках обусловлена:

- необходимостью резкого сокращения объемов выбросов токсичных веществ в атмосферу;

- необходимостью увеличения ресурса работающих ДВС;

- возрастающим дефицитом нефти, которая является невозобновляемым природным ресурсом, запасы которой закончатся в этом столетии;

- необходимостью сокращения удельного расхода нефтепродуктов, которые используют на транспорте;

- очевидной необходимостью снижения затрат на охрану окружающей среды.

Уже известна присадка, содержащая 10-50% продукта взаимодействия моноэтаноламина и/или диэтаноламина с монокарбоновой кислотой формулы R-COOH, где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, взятых в молярном соотношении амин : кислота, равном 1:2-1:3, и до 100% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 250-500°С [Пат. 2255961, Россия].

Известна моющая присадка, содержащая продукт взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином, взятых в молярном соотношении кислота : амин, равном 3:1, в минеральном масле вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С. Присадка дополнительно содержит индивидуальные алкилбензолы или их смеси с температурой кипения 138-184°С [Пат. 2235119, Россия].

Известна моющая присадка, содержащая продукт конденсации Маниха, поли(оксиалкелен)полиолефины и карбоновые кислоты [Пат. 6611519, США].

Известна моющая присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов общей формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленамины : технические алкилсалициловые кислоты от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты. В качестве органического растворителя присадка содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси [Пат. 2288943, Россия].

Известна моющая присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия алканоламинов или алкилалканоламинов общей формулы R1mN(R2OH)n, где R1-Н, C13; R223; m=1-2, n-3-m, с техническими алкилсалициловыми кислотами [Пат. 2284345, Россия].

Известна моющая присадка, содержащая поли(оксиалкилен)амид-амина общей формулы (R4)2N-R3-NC(O)R2-(-CH2-CHR1-O-)x-H, где R1 - алкил, содержащий от 1 до 12 атомов углерода, R2-R4 - метил, этил, пропил или бутил, R3 - алкилен, содержащий от 1 до 6 атомов углерода, х равен 5-30, при этом молекулярная масса соединения составляет 600-4000. Присадка дополнительно содержит детергент - полиалкениламины, алкилсукцинимиды, поли(оксиалкилен)карбоматы, поли(алкенил)-N-замещенные карбоматы и их смесь [Пат. 6454818, США].

Недостатком всех этих присадок является сложность и энергоемкость получения, повышенное нагарообразование на поршне двигателя при использовании их в автомобильных бензинах.

Известна моющая присадка общей формулы R1S(R2O)x(R3O)уН, где R1 имеет значения, выбранные из группы, включающей водород, алкил с 1-20 атомами углерода, ацил с 2-20 атомами углерода, арил с 6-20 атомами углерода и остаток полиоксиалкеленового спирта общей формулы H(OR4)z, где R4 алкил с 2-20 атомами углерода, a z имеет значение от 1 до 50. R2 и R3 - алкил с 1-20 атомами углерода, х имеет значение от 1 до 50, а у от 1 до 50. При этом средняя молекулярная масса присадки не менее 600 [Заявка 99109052/04, Россия].

Недостатком этой присадки является наличие в молекуле атома серы, содержание которой в бензине строго ограничено всеми мировыми спецификациями на бензин и Техническим регламентом России.

Известна моющая присадка, представляющая собой никелевую соль смеси жирных кислот С1016 [Пат. 2237080, Россия].

Недостатком этой присадки является наличие в молекуле атома никеля. Использование металлсодержащих присадок в бензинах запрещено всеми мировыми спецификациями на бензин.

Известно достаточно большое количество моющих присадок, выпускаемых в промышленных масштабах и используемых при производстве товарных бензинов. В России к применению в бензинах допущены присадки Keropur 3430N, Keropur 3458N, HITEC 6430 и АлькорАВТО.

Основным недостатком этих присадок является возрастание величины нагара на поршне [Никитина Е.А., Емельянов В.Е, Бакалейник A.M., Манаенков В.М. - Новые топлива с присадками. Труды IV Международной научно-практической конференции, СПб, 2006, с.68 - 72; Андреев С.В., Голованов М.Л., Городецкий М.Л., Каравай В.П. - там же, с.73-78].

Известна присадка, представляющая собой смесь 0,1-1,0% ацетилацетоната металла и 99,0-99,9% тетраэтоксисилана (этилового эфира ортокремневой кислоты) с примесью продуктов его гидролиза - димера, тимера и тетрамера [Пат. 207742, Россия]. Присадка хорошо удаляет нагары и отложения из камеры сгорания (поршня и головки цилиндра).

Недостатком присадки является наличие в ее составе продуктов гидролиза тетраэтоксисилана переменного состава, что приводит к повышенному отложению осадков на впускных клапанах и к росту температуры в камере сгорания. Кроме того, непостоянство состава ингредиентов присадки приводит к большому разбросу результатов ее действия.

Эта присадка выбрана нами за прототип.

Задачей изобретения является:

- снижение нагаров в камере сгорания и отложений на впускных и выпускных клапанах;

- снижение содержания вредных веществ в отработавших газах;

- повышение полноты сгорания топлива и снижение удельного расхода топлива.

Поставленная задача достигается тем, что в индивидуальные эфиры ортокремневой кислоты дополнительно вводят растворимые в топливе соединения бора, товарные моющие присадки и оксигенаты при следующем соотношении компонентов (мас.%):

эфиры ортокремневой кислоты 0,1-50
эфиры борной кислоты 0,1-50
моющая присадка 0,001-45
оксигенаты до 100.

В качестве эфиров ортокремневой кислоты используются тетра-метокси-, этокси-, пропокси-, бутокси-, пентокси-, фенокси- и о-крезилоксисиланы. Это значительно расширяет сырьевую базу присадки. Кроме того, указанные соединения выпускаются современной промышленность без примесей продуктов гидролиза - ди-, три- и тетрамеров, что увеличивает стабильность присадки при хранении и стабильность действия присадки при ее применении и снижает количество отложений на впускных клапанах.

Применение в присадке растворимых в топливе соединений бора позволяет вводить в каждый очередной заряд свежей топливной смеси микроколичества бора, ионы которого проявляют каталитическую активность при инициировании и протекании сгорания во всем объеме каждого из таких зарядов [Ройтер В.А. Каталитические свойства веществ. Справочник.: Киев. Наукова думка. 1968. - 1464 с.].

Таким образом в камерах сгорания выравнивается температурное поле, что снижает количество термических NOx, которые обычно образуются при пиковых температурах, и обеспечивает сгорание углеводородов топлива до нетоксичного CO2 и воды с соответствующим снижением токсичности выхлопа в целом [1. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов. /Лукин В.Н. и др./ - М.: Высшая школа, 1995. - 369 с.; 2. Николаенко А.В., Шкрабак В.В. Энергетические установки и машины. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГАУ, 2004. - 438 с.; 3. Маслов В.В. // Судостроение, 1995, №8-9, с.18-22.; 4. Hilder G., Zeilingtr K., Woschni G. 21st International CIMAC Congress on Combustion engines, Geneva, Switzerland, 1995, D 67.].

Практически полное сгорание топлива приводит к снижению его удельного расхода за счет недожога, отсутствие смолистых веществ и сажевых частиц в отработавших газах снижает количество нагаров и отложений в камере сгорания и газовыхлопном тракте [Теоретические основы химмотологии. /под ред. Браткова А.А./ - М.: химия, 1985. - 320 с.; Данилов A.M. Введение в химмотологию. - М.: Техника, 2003. - 464 с.].

В качестве эфиров борной кислоты используются метокси-, этокси-, пропокси-, бутокси-, пентокси-, фенокси- и о-крезилоксибораты. Это значительно расширяет сырьевую базу присадки.

Предлагаемая присадка дополнительно содержит в качестве моющей присадки промышленные присадки Keropur 3430N, Keropur 345 8N, HITEC 6430 и АлькорАВТО.

Предлагаемые присадки позволяют поддерживать в чистоте впускные клапана и карбюратор, а также снижают содержание вредных веществ в отработавших газах [Никитина Е.А., Емельянов В.Е, Бакалейник A.M., Манаенков В.М. - Новые топлива с присадками. Труды IV Международной научно-практической конференции., СПб, 2006, с.68-72; Андреев С.В., Голованов М.Л., Городецкий М.Л., Каравай В.П. - там же, с.73-78].

Предлагаемая присадка дополнительно содержит оксигенаты: одно- и многоатомные спирты, альдегиды, кетоны, оксикетоны, ацетали, простые и сложные эфиры, циклические эфиры, диэфиры и эпоксиды. Присутствие оксигенатов в присадке гомогенизирует и стабилизирует ее и препятствует гидролизу эфиров борной и ортокремневой кислот.

Введение в топливо присадки, содержащей оксигенаты, улучшает полноту сгорания топлива и снижает содержание вредных веществ в отработавших газах [Данилов A.M. Применение присадок в топливах. - М.: Мир, 2005. - 288 с.].

Оксигенаты способствуют связыванию содержащейся в топливе воды и равномерному ее распределению по всему объему топлива и топливному заряду в камере сгорания, что значительно улучшает условия его сгорания [Этиловый спирт в моторном топливе /под ред. Макарова В.В./. М.: ООО «РАУ-Университет», 2005. - 184 с.]. Кроме того, оксигенаты вымывают из топливной системы и топливного бака низкотемпературные отложения, предотвращая старение топлива и рост его коррозионной активности [1. Шехтер Ю.Н. и др. Рабоче-консервационные смазочные материалы. - М.: Химия, 1979. - 256 с. №; 2. Баранник В.П., Карепина М.А. О причине защитного действия органических ингибиторов коррозии. Ученые записки ОЗПИ. Т.IV, 1957.].

Способ приготовления присадки согласно изобретению состоит в следующем:

1. - в указанных в сущности изобретения и далее в таблице №1 пределах соотношений ингредиентов выбирают конкретную рецептуру присадки;

2. - в лабораторных условиях на аналитических весах взвешивают необходимые количества ингредиентов присадки;

3. - в трехгорлую круглодонную колбу, снабженную мешалкой, холодильником, термометром и загрузочной воронкой при работающей мешалке, загружают поочередно все жидкие компоненты;

4. - перемешивают присадку в течение 5-10 минут;

5. - останавливают мешалку и через бумажный фильтр отфильтровывают полученную присадку в тару для хранения и дальнейшего использования.

Такой способ приготовления присадки технологичен и легко может быть осуществлен на любом химическом или нефтехимическом предприятии, т.к. технологическая схема получения присадки состоит из набора стандартных аппаратов химического и нефтехимического синтеза.

В качестве примера конкретного осуществления процесса приготовления присадки приводим технологию получения образца №5 (см. табл.1).

Составы испытанных присадок

Таблица 1
№ образца Состав присадки, %
Эфир ортокремневой кислоты Эфир борной кислоты Моющая присадка Оксигенат
1 Этиловый - 40 Бутиловый - 10 Keropur 345 8N - 20 Бутанол - 30
2 Фениловый - 15 Ортокрезиловый - 35 IТЕС 6430 - 40 Этанол - 10
3 Метиловый - 30 Фениловый - 5 АлькорАВТО - 3 Диоксан - 62
4 Ортокрезиловый - 3 Метиловый - 3 Keropur 343 ON - 4 Этилтретбутиловый эфир - 90
5 Бутиловый - 25 Этиловый - 25 Keropur 345 8N - 40 Этилацетат - 5 Изобутанол - 5

В трехгорлую круглодонную колбу объемом 1,0 литр, снабженную пропеллерной мешалкой, термометром, шариковым холодильником и загрузочной воронкой, помещали 250 г бутилового эфира ортокремневой кислоты. Включали мешалку и при температуре 22,3°С последовательно загружали 50 г этилацетата, 50 г изобутанола, 250 г этилового эфира борной кислоты и 400 г присадки Keropur 345 8N. Смесь перемешивали примерно 5 минут. Раствор фильтровали через бумажный фильтр «синяя лента» в стеклянную бутыль из темного стекла с плотно закрывающейся пробкой.

Для экспериментальной проверки осуществимости и эффективности изобретения были изготовлены и испытаны варианты присадки, которые содержали активные ингредиенты в заявленных пределах.

Наилучшие примеры осуществления изобретательского замысла приведены ниже.

Испытания топливных бензиновых композиций проводили на испытательном стенде с двигателем ВА3-2108. Стенд оснащен системами, обеспечивающими его функционирование при всех режимах испытаний, а также контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратурой, позволяющей контролировать и регистрировать все необходимые для работы и проведения исследований параметры двигателя и его систем (системы топливоподачи, охлаждения и т.д.).

Для испытания двигатель ВА3-2108 смонтирован на стенде, в состав которого входят следующие системы и оборудование:

- тормозное устройство;

- пульт дистанционного управления двигателем с приборами контроля за его работой;

- устройство для соединения двигателя с тормозом;

- система водяного охлаждения двигателя;

- смазочная система двигателя;

- топливная система с устройством для замера расхода топлива;

- система воздухоснабжения;

- система выпуска отработавших газов.

Стенд для испытания топливных композиций оборудован электротормозной установкой производства МЭЗ ВСЕТИН (ЧССР), состоящей из:

- балансирного динамометра DS 926-4 V с весами, датчиком вращающего момента, фотоэлектрическим датчиком скорости вращения и вентилятором для независимого охлаждения;

- преобразователя Леонарда DP 1126-4 (мотор-генератора);

- распределительного шкафа 4 RN 2088 со сдвоенным тормозным возбуждающим устройством и регулятором динамометра для регулирования скорости вращения и вращающего момента;

- пульта с аппаратурой управления, указателем скорости вращения (вольтметра градуированного в мин-1, класс точности 1.5) и амперметра в цепи якорей.

Балансирный динамометр оборудован дополнительным устройством, в состав которого входят приборы для цифрового измерения вращающего момента и скорости вращения. Балансирный динамометр DS 926-4 V постоянного тока предназначен для определения вращающего момента и мощности. Динамометр может работать в обоих направлениях вращения. Весы динамометра снабжены круглым циферблатом со шкалой, освещаемой разрядной трубкой. Шкала весов проградуирована в ньютонометрах.

Управление двигателем, электротормозной установкой и контроль работы систем установки осуществляется с дистанционного пульта управления. На пульте управления имеется регулятор для настройки требуемой величины скорости вращения и вращающего момента, приборы для аналогового измерения числа оборотов и тока в цепи якорей, переключатели для выбора направления вращения динамометра и остальная аппаратура, необходимая для работы динамометра и сигнализации. Поддержание постоянства требуемой скорости вращения осуществляется путем введения обратной связи по скорости, причем в качестве звена обратной связи применяется фотоэлектрический датчик числа оборотов, расположенный на передней стороне динамометра и составляющий его часть. Требуемое значение скорости вращения и вращающего момента можно плавно настроить при помощи общего элемента - потенциометра с точностью настройки числа оборотов порядка 10 мин-1. Постоянство требуемой скорости вращения можно поддерживать с точностью 0,5% по отношению к максимальной скорости вращения. Постоянство требуемого вращающего момента можно поддерживать с точностью 1,0% по отношению к номинальному вращающему моменту.

Двигатель соединен с электротормозной установкой при помощи карданного вала, обеспечивающего компенсацию несоосностей валов двигателя и тормоза.

Система охлаждения двигателя открытого типа, включающая в себя: рубашку охлаждения двигателя; центробежный насос с приводом от коленчатого вала; расширительный бачок-смеситель, трубопроводы подвода и отвода воды. Контроль за тепловым состоянием двигателя осуществляется с помощью штатного датчика температуры охлаждающей жидкости, установленной в головке блока цилиндров двигателя, информация от которого выводится на штатный указатель температуры на панели дистанционного управления двигателем. Кроме того, применен дополнительный обдув двигателя воздухом с помощью промышленного вентилятора, имитирующий охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха при движении автомобиля.

Для смазывания двигателя используется штатная масляная система двигателя.

Топливная система включает в себя: топливный бак; автоматизированный расходомер топлива Д-1, позволяющий определять расход топлива с точностью 0,5%; соединительные трубопроводы; топливоподкачивающий насос; карбюратор; механизм управления карбюратором. Управление открытием дроссельной заслонки карбюратора вынесено на пульт дистанционного управления двигателем.

Система выпуска отработавших газов представляет собой трубопровод большого диаметра, обеспечивающий малые потери давления на выпуске, а также включает вытяжную систему вентиляции испытательного бокса.

Испытания топливных композиций проводили на вышеописанном стенде в соответствии с требованиями ГОСТ 14846.

В качестве образца для сравнения с патентуемой присадкой были выбраны соответствующие промышленные моющие присадки, по которым имеются огромное количество данных и улучшение свойств которых наиболее показательно и технически очень необходимо, так как применение современных топлив с моющими присадками в старых двигателях приводит к значительному ухудшению их энергоэкологических параметров.

Результаты испытаний приведены ниже.

Зависимость удельного расхода топлива от числа оборотов двигателя.

Таблица 2
Число оборотов, мин-1 Удельный расход базового бензина Аи 92, ge1, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи 92 с 0,01% присадки Keropur 3458N, ge2, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи 92 с 0,01% образца 5, ge3, кг/кВт·ч
1500 0,315 0,314 0,309
2000 0,302 0,301 0,300
2500 0,313 0,314 0,311
3000 0,301 0,300 0,299
3500 0,294 0,295 0,292
Таблица 3
Нагрузочные характеристики двигателя ВА3-21083 n=2000 об/мин.
№ режима Базовое топливо Аи-92 Базовое топливо Аи-92+0,01% присадки Keropur 3458N Базовое топливо Аи-92+0,01% образца 5
Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge1, кг/кВт·ч Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge2, кг/кВт·ч Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge3, кг/кВт·ч
1 19,95 0,432 19,84 0,419 20,06 0,398
2 39,89 0,310 40,07 0,303 40,12 0,299
3 59,84 0,266 59,98 0,259 60,18 0,253
4 79,79 0,265 80,31 0,258 80,25 0,243
5 100,73 0,298 103,22 0,297 105,32 0,294
Таблица 4
Нагрузочные характеристики двигателя ВА3-21083 n=3000 об/мин.
№ режима Базовое топливо Аи-92 Базовое топливо Аи-92+0,01% Keropur 3458N Базовое топливо Аи-92+0,01% образца 5
Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge1, кг/кВт·ч Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge2, кг кВт·ч Крутящий момент Me, нм Удельный расход топлива, ge3, кг/кВт·ч
1 20,06 0,433 19,98 0,432 20,18 0,403
2 40,12 0,297 40,09 0,296 40,36 0,293
3 60,18 0,247 60,45 0,247 60,56 0,245
4 80,25 0,230 80,92 0,230 80,73 0,227
5 115,35 0,288 116,7 0,286 118,07 0,284
Таблица 5
Экологические характеристики двигателя ВА3-21083 n=3000 об/мин.
№ режима Базовое топливо Аи-92 Базовое топливо Аи-92+0,01% присадки Keropur 3458N Базовое топливо Аи-92+0,01% образца 5
СО, % СН, ppm NOx, ppm CO, % СН, ppm NOx, ppm СО, % СН, ppm NOx, ppm
1 0,141 92 1189 0,136 81 902 0,130 78 897
2 0,095 103 2559 0,093 93 2148 0,090 89 2063
3 0,075 105 3484 0,073 102 3199 0,069 99 3085
4 0,077 106 3772 0,072 97 3745 0,069 94 3689
5 6,333 166 767 5,432 154 728 5,098 147 705
Таблица 6
Зависимость удельного расхода топлива от числа оборотов двигателя.
Число оборотов, мин-1 Удельный расход бензина Аи-95, ge4, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи-95+0,01% присадки Keropur 3458N ge5, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи-95, +0,01% образца 1, ge6, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи-95+0,01% Алькор-АВТО ge7, кг/кВт·ч Удельный расход бензина Аи-95, +0,01% образца 3, ge8, кг/кВт·ч
1500 0,317 0,316 0,310 0,316 0,311
2000 0,300 0,300 0,297 0,299 0,298
2500 0,311 0,309 0,307 0,310 0,309
3000 0,299 0,295 0,289 0,300 0,295
3500 0,297 0,296 0,295 0,296 0,293

Для определения способности присадки снижать отложения на впускной системе двигателя проводили испытания по квалификационному «Методу оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений в карбюраторе, на впускных клапанах и в камере сгорания» на установке НАМИ-1М.

Сущность метода заключается в испытании бензинов на установке НАМИ-1М, основу которой составляет одноцилиндровый отсек двигателя ЗИЛ-130, работающий циклами по 5 мин со сменой 4-х различных режимов в течение одного цикла, и последующей оценки отложений в карбюраторе, на впускном клапане и в камере сгорания. В целях ужесточения условий образования отложений двигатель работает на обогащенной топливовоздушной смеси и с частичной рециркуляцией отработавших газов.

Режимы испытаний представлены в табл.7.

Таблица 7
Время, мин Частота вращения, мин-1 Момент двигателя, Нм
1,0 700 0 (х.х.)
1,0 1600 17
1,0 900 32
2,0 1100 19
Регулировка холостого хода - 700 мин-1, 2,5±0,5% СО
Рециркуляция отработавших газов - 3,0-10,0% СО
Температура: воды - 90±5°С
масла - 83±2°С
впускного воздуха - 35±5°С

Длительность испытаний - 18 часов.

По окончании испытаний производится оценка отложений в карбюраторе, на впускном клапане и в камере сгорания.

Степень загрязнения карбюратора оценивается визуально по балльной шкале в соответствии с методикой «CRC 219 Permiter Centre Parkinay Atlanta, Georgia 30346, HAS».

Оценка отложений на впускном клапане и в камере сгорания производится по весу в мг/ч испытаний.

Результаты испытаний приведены в табл.8.

Таблица 8
Отложения Единица измерения Базовое топливо Аи-95 Базовое топливо Аи-95+0,01% присадки Keropur 3430N Базовое топливо Аи-95+0,01% образца 4
Отложения в карбюраторе Балл 6,7 6,1 5,8
Отложения на впускном клапане мг/ч испыт. 8,6 7,5 6,8
Отложения в камере сгорания мг/ч испыт. 78 93 51

Способность присадки снижать отложения на впускной системе двигателя проверяли по тесту на поддержание чистоты впускной системы СЕС F-05-A-93.

Тест предназначен для оценки качества бензина по поддержанию чистоты впускной системы с помощью моющих присадок по стандартной методике. Испытания проводятся на двигателе Daimler Chrysler M102E, работающем на тестируемом бензине в течение 60-ти часов по определенному стандартом СЕС циклу. Вес отложений на впускных клапанах (IVD) определяется для каждого клапана. При этом в качестве итогового результата приводится среднее значение показателя для клапанов - IVD (мг/клапан). Дополнительно замеряли количество отложений в камере сгорания - на поверхности крышки цилиндра, а также на поверхности поршня и уплотнении поршня - совместно характеризующие суммарные отложения в камере сгорания (TCD).

Известно, что на результаты данного теста оказывают влияние многие параметры, поэтому испытания проводились последовательно на одном и том же двигателе непосредственно одно за другим, сохраняя все параметры и регулировки двигателя неизменными.

Результаты испытаний приведены в табл.9.

Результаты теста СЕС F-05-A-93 для испытанных композиций топлив

Таблица 9
Топливная композиция Отложения на клапанах, мг/клапан Отложения в камере сгорания, мг
Базовое топливо Аи-95 111 5103
Базовое топливо Аи-95+0,01% образца 4 54 1675
Базовое топливо Аи-95+0,01% образца 2 47 2073

Приведенные выше результаты испытаний подтверждают решение поставленных авторами задач и эффективность патентуемой присадки.

1. Многофункциональная присадка к бензину на основе эфиров ортокремневой кислоты, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит эфиры борной кислоты, оксигенаты и моющую присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:

эфиры ортокремневой кислоты 0,1-50
эфиры борной кислоты 0,1-50
моющая присадка 0,001-45
оксигенаты до 100

2. Многофункциональная присадка к бензину по п.1, отличающаяся тем, что в качестве эфиров ортокремневой кислоты используются тетра-метокси-, этокси-, пропокси-, бутокси-, пентокси-, фенокси- и о-крезилокси-силаны.

3. Многофункциональная присадка к бензину по п.1, отличающаяся тем, что в качестве эфиров борной кислоты используются три-метокси-, этокси-, пропокси-, бутокси-, пентокси-, фенокси- и о-крезилокси-бораты.

4. Многофункциональная присадка к бензину по п.1, отличающаяся тем, что в качестве моющей присадки используются товарные промышленные присадки Keropur 3430N, Keropur 3458N, HITEC 6430 и АлькорАВТО.

5. Многофункциональная присадка к бензину по п.1, отличающаяся тем, что в качестве оксигенатов она содержит одно- и многоатомные спирты, альдегиды, кетоны, оксикетоны, ацетали, простые и сложные эфиры, циклические эфиры и диэфиры, эпоксиды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, конкретно - к ракетным двигателям кислородно-керосинового класса. .
Изобретение относится к способу уменьшения проводимости отложений, образующихся при горении топлива, к способу продления срока службы и уменьшения загрязнения свечи зажигания в двигателе и к способу уменьшения перебоев зажигания в двигателе.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Изобретение относится к топливным композициям для реактивных, турбинных, дизельных и других систем сгорания, в частности оно относится к усовершенствованному сгоранию в паровой фазе металлов, неметаллов и их соединений, включая топливные композиции с добавками органических соединений марганца, к механическим и/или химическим средствам, способствующим улучшению сгорания и/или снижению температуры горения, посредством которых улучшается термическая эффективность и снижаются случайные потери.

Изобретение относится к новым органическим соединениям, которые могут применяться для маркировки жидкостей, более конкретно к фталоцианинам. .

Изобретение относится к фталоцианинам формулы (I), применяемым в качестве средств для маркировки жидкостей, например минеральных масел. .

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных, преимущественно дизельных, топлив с добавлением различных веществ, и может быть использовано для снижения количества высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля.

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных, преимущественно дизельных топлив с добавлением различных веществ, и может быть использовано для снижения количества высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля.

Изобретение относится к области экологии, конкретно к снижению содержания вредных веществ в продуктах сгорания дизельных топлив. .

Изобретение относится к экологии, конкретно к снижению содержания вредных веществ в продуктах сгорания топлив. .

Изобретение относится к области экологии, конкретно к снижению содержания вредных веществ в продуктах сгорания бензинов. .

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. .

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. .

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. .
Изобретение относится к области получения экологически чистых дизельных топлив путем смешения их с добавками. .
Наверх