Устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла

Изобретение относится к общему машиностроению, конкретно к опорам приводных валов с подшипниками качения и картерной системой смазки, применяющимся, в частности, в консольных и других типах насосов. Устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла содержит масляную ванну (10), образованную корпусом подшипника, каналы для подачи смазки к подшипнику, размещенному на валу (6) и распылитель (12). Устройство дополнительно снабжено нагнетателем воздуха, установленным в корпусе подшипника и связанным с распылителем (12) трубопроводами (8; 11) через эжектор (9), эжектирующее сопло которого связано с выходным патрубком (7) нагнетателя. Эжектор (9) погружен в ванну (10) ниже уровня масла. Нагнетатель выполнен в виде спирального корпуса (1) с установленным в нем рабочим колесом (4) открытого типа с лопатками (5), выполненными радиальными или с наклоном в направлении вращения рабочего колеса. Колесо (4) расположено на валу (6) и вращается вместе с ним. Корпус (1) нагнетателя для удобства сборки выполнен с осевым разъемом и закреплен на корпусе подшипника посредством шпилек. Технический результат: создание устройства для системы смазки подшипников, встраиваемое в корпус подшипника, обладающего компактностью и независимостью от внешних систем, экономичностью и позволяющего осуществлять точную подачу масла в виде мелкодисперсной струи с одновременным охлаждением подшипника сжатым воздухом. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к общему машиностроению, конкретно к опорам приводных валов с подшипниками качения и картерной системой смазки, применяющимся, в частности, в консольных и других типах насосов.

Для высоконагруженных опор вращающихся валов с подшипниками качения наиболее эффективным способом смазки подшипников является смазывание «масляным туманом». Известна система смазки подшипников «масло-воздух», в которой от смазочной станции масло и воздух по отдельным трубопроводам подаются к масловоздушным питателям. Из питателей масло определенными дозами подается во вторичный трубопровод, внутри которого масляная пленка волнообразно по стенке переносится к точкам смазки (Смазочные материалы металлургического оборудования - 2009 / материалы доклада. - Донецк, ДонНТУ, 2009, с.5).

Необходимость использования специальных внешних узлов, таких как источник сжатого воздуха, смеситель, фильтры и другие элементы, делает такую систему достаточно дорогой и громоздкой.

Известны также способы автономной (без использования внешних узлов) подачи жидкой смазки к подшипникам качения, такие как установка на валу маслоподающих колец или дисков, контактирующих с масляной ванной. Так, например, известно устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла, содержащее масляную ванну, образованную корпусом подшипника, каналы для подачи смазки к подшипникам, размещенным на приводном валу, и распылитель. В качестве распылителя в устройстве используется закрепленное на валу маслоразбрызгивающее кольцо, которое при вращении вала, соприкасаясь с маслом, разбрызгивает его. Часть разбрызгивающегося масла попадает в окно гильзы, соединенной каналами с подшипниками, осуществляя жидкую смазку подшипников (Заявка №94034789, опубл. 27.07.1996).

Известные устройства, хотя и отличаются компактностью и независимостью от внешних систем, требуют установки лотков, ребер или других приспособлений для подвода смазки к местам трения, тщательного контроля уровня масла. Кроме того, смазка подается маслоразбрызгивающим кольцом в виде довольно крупных капель, что приводит к дополнительным потерям мощности, нагреву масла и, как следствие, ускоренному износу подшипников.

Задачей, на решение которой направлено заявленное техническое решение, является создание устройства для системы смазки подшипников качения, встраиваемого в корпус подшипника, обладающего компактностью и независимостью от внешних систем, экономичностью и позволяющего осуществлять точную подачу масла в виде мелкодисперсной струи с одновременным охлаждением подшипника сжатым воздухом.

Технический результат достигается тем, что устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла, содержащее масляную ванну, образованную корпусом подшипника, каналы для подачи смазки к подшипнику, размещенному на приводном валу, и распылитель, дополнительно снабжено нагнетателем воздуха, установленным в корпусе подшипника и связанным с распылителем посредством канала для подачи смазки через эжектор, эжетирующее сопло которого связано с выходным патрубком нагнетателя воздуха, при этом сам эжектор погружен в масляную ванну ниже уровня масла.

Кроме того, в изобретение может иметь место следующее:

- нагнетатель воздуха содержит корпус, жестко закрепленный на корпусе подшипника, и размещенное в нем рабочее колесо, установленное на приводном валу и вращающееся вместе с ним;

- рабочее колесо выполнено открытым, при этом лопатки выполнены радиальными или с наклоном вперед в направлении вращения вала;

- корпус нагнетателя выполнен спиральным;

- каналы для подачи воздуха и смазки выполнены в виде трубопроводов;

- рабочее колесо нагнетателя выполнено с наружным диаметром, меньшим по размеру, чем диаметр наружной обоймы подшипника;

- для опорного узла с двумя подшипниками нагнетатель размещен между этими подшипниками, при этом корпус нагнетателя выполнен двухзавитковым;

- корпус нагнетателя выполнен разъемным;

- нагнетатель закреплен на корпусе посредством шпилек;

- воздушно-масляный эжектор выполнен при сочленении двух трубопроводов - воздуха и масла, закрепленных на противоположных сторонах корпуса масляной ванны.

Установка нагнетателя воздуха, связанного с распылителем каналом для подачи смазки через эжектор, эжетирующее сопло которого связано с выходным патрубком нагнетателя воздуха, а сам эжектор погружен в масляную ванну ниже уровня масла позволяет произвести встраивание в корпус подшипника масловоздушной системы подачи смазки в подшипники, осуществляющей подсос масла из масляной ванны струей сжатого воздуха, создаваемой нагнетателем, с последующим распылением масла на подшипник.

Выполнение нагнетателя в виде жестко закрепленного на корпусе подшипника спирального корпуса с размещенным в нем лопаточным рабочим колесом, установленным на приводном валу и вращающимся вместе с ним, обеспечивает создание центробежного насоса, являющегося источником сжатого воздуха.

Выполнение корпуса нагнетателя разъемным позволяет упростить сборку устройства, а выполнение колеса нагнетателя с наружным диаметром, меньшим по размеру, чем диаметр наружной обоймы подшипника позволяет полностью собрать роторную часть устройства до установки подшипниковых опор.

Крепление нагнетателя посредством шпилек позволяет перемещать этот корпус вдоль оси при сборке, обеспечивая его установку симметрично относительно рабочего колеса с небольшими торцовыми зазорами.

Крепление трубчатых каналов на противоположных сторонах корпуса масляной ванны обеспечивает надежную фиксацию трубопроводов при работе устройства.

Изобретение поясняется графически, где на фиг.1 приведена схема предлагаемого устройства для опорно-упорного узла с одним подшипником качения, на фиг.2 - сечение А-А фиг.1, на фиг.3 - схема устройства для узла с двумя подшипниками, на фиг.4 - сечение Б-Б фиг.3.

Устройство для подачи смазки к подшипникам качения содержит нагнетатель с корпусом 1, жестко закрепленным на статоре - корпусе 2 подшипника 3 (а в случае с двухподшипниковой опорой - на корпусе 2 подшипников 3) и выполненным в виде спиральной камеры (при двухподшипниковой опоре корпус 1 нагнетателя выполнен в виде двухзавитковой спирали), и установленное в нем рабочее колесо 4 с лопатками 5, выполненными радиальными или с наклоном в направлении вращения рабочего колеса 4. Рабочее колесо 4 расположено на валу 6 и вращается вместе с ним. Корпус 1 снабжен отводящим патрубком 7, который посредством трубопровода 8 соединен с эжектирующим соплом воздушно-масляного эжектора 9, размещенного в нижней части масляной ванны 10 ниже уровня масла. Выходной трубопровод 11 соединен с распылителем 12. Корпус 1 для удобства сборки выполнен с осевым разъемом и закреплен на корпусе 2 подшипника 3 посредством шпилек 13.

При вращении вала 6 рабочее колесо засасывает воздух из внутренней полости корпуса подшипника и создает избыточное давление в корпусе нагнетателя. Воздух, выходя из патрубка 7 и проходя по трубопроводу 8, попадает в эжектор 9, где подсасывает масло из масляной ванны 10, формируя на выходе из эжектора 9 струю воздушно-масляной смеси, перемещаемую по трубопроводу 11 к распылителю 12. Из распылителя 12 смазка в виде мелкодисперсных капель направляется на смазываемые тела качения подшипников 3. Излишнее масло оседает на стенках корпуса 2 подшипниковых опор и стекает обратно в масляную ванну 10.

При двухподшипниковой опоре к каждому из двух подшипников 3 осуществляется подвод масловоздушной смеси по отдельному трубопроводу 11 от соответствующего ему эжектора 9, при этом каждый эжектор связан с одним из двух отводящих патрубков 7 корпуса 1 нагнетателя.

Смазывание распыленным маслом обеспечивает создание масляной пленки в опоре качения, при этом выделение тепла и нагрев масла минимальные, а дополнительный обдув пары качения воздухом улучшает отвод тепла. Кроме того, работа воздушно-масляного эжектора практически не зависит от уровня масла в корпусе подшипника.

Предлагаемое техническое решение отличается компактностью и независимостью от внешних систем, встраивается между подшипниками в полость, образованную корпусом подшипников и обеспечивает подвод смазки к телам качения в виде мелкодисперсной струи.

1. Устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла, содержащее масляную ванну, образованную корпусом подшипника, каналы для подачи смазки к подшипнику, размещенному на валу, и распылитель, отличающееся тем, что оно снабжено нагнетателем воздуха, установленным в корпусе подшипника и связанным с распылителем посредством канала для подачи смазки через эжектор, эжектирующее сопло которого связано с выходным патрубком нагнетателя воздуха, при этом сам эжектор погружен в масляную ванну ниже уровня масла.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что нагнетатель воздуха содержит корпус, жестко закрепленный на корпусе подшипника, и размещенное в нем рабочее колесо, установленное на валу и вращающееся вместе с ним.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что рабочее колесо выполнено открытым, при этом лопатки выполнены радиальными или с наклоном вперед в направлении вращения вала.

4. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что корпус нагнетателя выполнен спиральным.

5. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что каналы для подачи смазки выполнены в виде трубопроводов.

6. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что рабочее колесо нагнетателя выполнено с наружным диаметром, меньшим по размеру, чем диаметр наружной обоймы подшипника.

7. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что для опорного узла с двумя подшипниками нагнетатель размещен между этими подшипниками, при этом корпус нагнетателя выполнен двухзавитковым.

8. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что для упрощения сборки опорного узла корпус нагнетателя выполнен разъемным.

9. Устройство по п.2 или 3, отличающееся тем, что нагнетатель закреплен на корпусе посредством шпилек.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что воздушно-масляный эжектор выполнен при сочленении двух трубопроводов - воздуха и масла, закрепленных на противоположных сторонах корпуса масляной ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазки подшипников тележек сцепа. .

Изобретение относится к подшипниковому узлу и к летательному аппарату, оснащенному турбовальным двигателем, содержащим подшипниковый узел. .

Изобретение относится к подшипникам качения и, главным образом, к подшипникам, используемым в области авиационной техники. .

Изобретение относится к опорному устройству. .

Изобретение относится к подшипнику качения, снабженному смазывающей пленкой, находящейся под давлением, действующей по типу «выдавливаемой пленки», который предназначен для использования преимущественно в авиации.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шариковым или роликовым подшипникам качения, снабженным уплотнением и смазывающей масляной пленкой. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для смазки подшипников качения с внешним подводом смазочного материала. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к устройству для снабжения смазкой, преимущественно подшипниковой системы прокатного стана, для дозировки смазки к смазочным точкам (2) подшипниковой системы прокатного стана, а также к подшипниковой системе, которая используется преимущественно в прокатном стане с по меньшей мере одним устройством для снабжения смазкой такого типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах, в которых применяются высокоскоростные подшипники качения, в частности в планетарных мельницах, планетарных редукторах, планетарных коробках передач

Изобретение относится к сепаратору подшипника качения, составленному из нескольких частей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его колец создают регулярный микрорельеф, полученный виброобкатыванием или виброрезанием, при котором инструменту сообщают движения подачи и осцилляции по криволинейной поверхности тора. Регулярный микрорельеф создают в виде дискретных серповидных микролунок при вращении кольца и осцилляции инструмента вдоль оси у радиального шарикоподшипника или перпендикулярно оси у упорного шарикоподшипника при отсутствии движения подачи, при этом инструмент устанавливают в среднем положении его осцилляции до соприкосновения с поверхностью беговой тороидальной дорожки кольца. При создании полностью регулярного микрорельефа инструмент углубляют в поверхность тороидальной дорожки кольца в среднем положении его осцилляции, а при обработке выполняют условие i ≥ π d / 2 2 r h , где i - число циклов осцилляции резца за один оборот кольца, d - диаметр беговой тороидальной дорожки кольца в среднем сечении, r - радиус вершины резца или деформирующего наконечника, h - величина углубления инструмента. Технический результат: упрощение технологии изготовления маслоемких радиальных и упорных шарикоподшипников и повышение их эксплуатационных свойств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами. Устройство для подачи жидкой смазки состоит из полой штанги, жестко укрепленной по валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленный симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги. В смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала. Полость короба соединена с плоскостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками. Технический результат: обеспечение смазывания подшипников качения с глухими крышками низкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам, и может быть использовано в роликовых подшипниках качения. Роликовый подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения (3) и цилиндрические ролики (1). На поверхностях роликов (1) вдоль их длины выполнены концентрические смазкоудерживающие канавки (4), причем канавки (4) соседних роликов (1) расположены в шахматном порядке. Технический результат: повышение износостойкости и долговечности роликовых подшипников с длинными роликами. 1 ил.

Область техники, к которой относится изобретение - это машины и механизмы, которые имеют картер со смазкой, вращающиеся, двигающиеся детали, способные разбрызгивать смазку, и в них применяются подшипники качения шариковые или роликовые. Пассивный элемент для смазки подшипников качения картерным маслом в механизмах состоит из сборника, который предназначен для сбора смазывающей жидкости с поверхностей картера либо с разбрызгивающих вращающихся, двигающихся частей и деталей механизма, расположен выше точки захвата смазки подшипником, способного отдавать смазывающую жидкость направляющей конструкции, которая позволяет смазывающей жидкости стекать под действием силы тяжести и угла наклона от сборника к подшипнику. Направляющая конструкция доставляет смазку только в точку захвата смазки подшипником, которая может быть расположена: для вертикально ориентированного подшипника в объеме, ограниченном наружным диаметром внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой горизонтальными линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для горизонтально или наклонно ориентированного подшипника, при применении стекающих капель, в верхнем объеме, ограниченном поверхностью плоскости, проходящей через центры шариков, роликов, поверхностью наружного диаметра внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для струи доступны точки захвата верхнего и нижнего объема подшипника. Технический результат: устранение масляного голодания при работе подшипника, что обеспечивает снижение рабочей температуры подшипника за счет постоянного протока масла через объем качения шариков, роликов при любых угловых скоростях вращения, и увеличение срока эксплуатации. 3 ил.

Изобретение относится к узлам подшипников качения и, в частности, к конструкции сепаратора, направляющего элементы качения, для узла подшипника качения, при этом конструкция адаптирована для подачи консистентной смазки из внутреннего проставочного кольца к сепаратору. Узел подшипника качения содержит внутреннее кольцо (2), имеющее поверхность (2a) дорожки качения на его наружной периферии, внутреннее проставочное кольцо (3), которое находится в контакте с торцевой стороной кольца (2) и вращается совместно с ним, наружное кольцо (4), имеющее поверхность (4a) дорожки качения на его внутренней периферии, некоторое количество элементов (6) качения, расположенных между поверхностью (2a) и поверхностью (4a), и сепаратор (8), расположенный между кольцом (2) и кольцом (4) и имеющий некоторое количество карманов (10) для размещения элементов (6) качения, в котором используется центробежная сила для подачи консистентной смазки из кольца (3) к сепаратору (8). Радиальные каналы, проходящие от стороны внутреннего диаметра к стороне наружного диаметра сепаратора (8), предусмотрены между участками внутренней поверхности стенки кармана, обращенными друг к другу в осевом направлении сепаратора (8), и элементом (6) качения для использования радиальных каналов в качестве резервуара консистентной смазки, а также канала консистентной смазки для обеспечения прилипания консистентной смазки к элементу (6) качения и ее перемещения на поверхность (4а). Радиальные каналы выполнены из дугообразных пространств между элементом (6) качения и участками внутренней поверхности стенки кармана и сегментообразных пространств между элементом (6) качения и дугообразными углублениями в четырех углах кармана. Технический результат: создание узла подшипника качения, имеющего сепаратор, направляющий элементы качения, конструкция которого облегчает подачу консистентной смазки, поступающей из внутреннего проставочного кольца к поверхности дорожки качения наружного кольца. 19 з.п. ф-лы, 23 ил.

Настоящее изобретение относится к конструкции канала для смазочного масла для подшипника. Технический результат - повышение эффективности направления смазочного масла к подшипнику. Конструкция канала для смазочного масла для подшипника включает в себя подшипник, установленный в центре кронштейна для удерживания с возможностью вращения вращающегося вала. На внутренней поверхности кронштейна по спирали расположены выступающие ребра. Кроме того, на внутренней поверхности кронштейна сформировано направляющее ребро, имеющее маслопроводную канавку для снабжения подшипника смазочным маслом. В верхней части кронштейна сформировано верхнее проецированное отверстие для подачи смазочного масла. Выступающие ребра, расположенные справа и слева от верхнего проецированного отверстия в направлении внешней окружности, являются верхними выступающими ребрами, которые выполняют функцию направляющих для направления смазочного масла к направляющему ребру. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце подшипника, сепаратор, центрированный по наружному кольцу, причём на беговых дорожках внутреннего и наружного колец выполнены одна или несколько радиальных маслоотводящих канавок произвольного профиля. Изобретение позволяет существенно ослабить влияние масляного клина на ролики и кольца роликоподшипников, позволяет уменьшить рабочую температуру с уменьшением потребного количества охлаждающего масла, а также позволяет увеличить ресурс подшипника. 2 ил.
Наверх