Способ изготовления филигранных изделий

Способ изготовления филигранных изделий может быть использован в области ювелирной техники и в области декоративно-прикладного искусства для изготовления изящных ажурных изделий - скульптур в технике ювелирной бересты. Цель - упрощение (удешевление) изготовления филигранных скульптурных изделий из бересты с сохранением их высокого качества и художественной ценности при безвредности и безопасности производства. При изготовлении филигранных скульптур из бересты используется филигранный способ - способ изготовления объемной скани. Сначала выполняют эскиз изделия на бумаге, бересту заготавливают и предварительно обрабатывают тепловым способом до гибкого состояния, затем из этого материала нарезают полоски в виде ленточек различной ширины и, используя метод изготовления объемной скани, изготовляют элементы будущего узора изделия. Лепят изделие в объеме из глины для формирования каркаса, просушивают каркас, после просушки глина удаляется из каркаса, далее на каркас производят набор изделия по эскизу из ранее заготовленных элементов. Набранное изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области ювелирной техники, а именно к области изготовления изделий методом объемной скани, а также к области декоративно-художественного изготовления филигранных скульптур.

Объемные изделия из скани - шары, фонарики, фигурки животных выглядят очень эффектно и пользуются большим спросом.

Известны методы выполнения объемной скани при изготовлении ювелирных изделий и изделий малых форм (см. Сканные узоры. Несененко А. http://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Способ заключается в следующем: сканный узор набирается из традиционных элементов, сочетание которых позволяет создать разнообразные орнаменты. Все они выполнены из проволоки. Ее гнут корнцангами в завитки, колечки, квадратики, змейки и прочие фигуры, прикладывая проволоку к рисунку на бумаге. Готовый элемент отрубают ножом и наклеивают на ту часть рисунка, по которой он был выгнут. Начинают набор всегда с внешнего контура - рамы детали или изделия. А затем постепенно заклеивают изготовленными элементами весь рисунок.

Наклеенный на бумагу набор наформовывается в гипсовую пластинку-опоку, просушивается и паяется с оборотной стороны.

После пайки горячую опоку бросают в воду, где гипс разрушается и освобождает набор.

Недостатком данного способа является трудоемкость и вредность производства.

Ближайшим прототипом является способ выполнения объемной скани (см. Сканные узоры. Несененко А. http://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Объемные изделия из скани - шары, фонари, фигурки животных и т.д. выглядят очень эффектно. Делают их на болванке или составляют по развертке-выкройке. Шар, например, спаивают из двух полусфер, набранных на шаре-болванке. Набор полусферы на шаре должен быть заформован вначале в опоку, после чего болван вынимается.

Недостатками данного способа являются сложность в изготовлении филигранных скульптур и вредность производства.

Цель изобретения - упрощение (удешевление) изготовления филигранных скульптурных изделий из бересты с сохранением их высокого качества и художественной ценности при безвредности и безопасности производства.

Чертеж поясняет предлагаемое изобретение.

Для достижения данной цели при изготовлении филигранных скульптур методом объемной скани изделия изготовляют из бересты.

Береста - высокотехнологичный материал, ее можно тиснить, плести, выжигать, расслаивать, соединять в замки и т.д.

Бересту заготовляют, обрабатывают тепловым способом до гибкого состояния, затем из этого материала нарезают полоски в виде узких ленточек различной ширины и готовят из них элементы для скульптуры.

Сущность способа изготовления филигранных скульптур заключается в следующем: выполняют эскиз будущего изделия на бумаге, все элементы для него заготовляют заранее из бересты, прошедшей термическую (тепловую) обработку, так как только после этого из бересты можно нарезать любые мельчайшие элементы для изготовления изящного (филигранного) изделия. Детали для этого гнут в завитки, колечки, квадратики и прочие фигурки из традиционных элементов, вырезают тончайшие детали, которые имитируют или волос, или шерсть животных и т.д.

Сочетание таких деталей при наборе с корпусом позволяют создавать не только отдельные фигуры, но и сложные композиции и передавать характерность образов филигранных изделий.

Для изготовления каркаса готовят болванку, т.е. лепят изделие в объеме из глины, собирают каркас на этой болванке при помощи полосок бересты и клея, проверяют его на точность изготовления по эскизу, дают просохнуть глине, выбирают место для разрезания каркаса, чтобы не был нарушен внешний вид, и удаляют из него глину, затем снова соединяют каркас в месте выемки. В случае необходимости корректируют и подчищают детали каркаса при повреждении.

На заготовленном каркасе производят набор из ранее заготовленных элементов по эскизу при помощи клея. Набор начинают с внешнего контура, а затем постепенно заполняют изготовленными элементами весь объем.

Набранное изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа.

Пример.

Изготовление скульптуры «Слона» начинают с выполнения эскиза художественного образа на бумаге. Лепят фигуру слона из глины в соответствии с эскизом. На этой глиняной форме изготовляется каркас из бересты, зачищают его. Определяют место «щадящего» разреза и удаляют глину, после чего склеивают швы берестяного каркаса и сверяют точность выполнения по эскизу. Снова зачищают и шлифуют. Для заполнения ажуром каркаса изготовляют заготовки берестяных филигранных элементов, заполняют ажуром каркас, зачищают и шлифуют изделие, покрывают лаком и доводят изделие до задуманного художественного образа.

1. Способ изготовления филигранных скульптур состоит из того, что сначала выполняют эскиз изделия, предварительно заготовляют материал для набора узоров изделия, изготовляют каркас на болванке в форме изделия, извлекают из каркаса болванку, реставрируют каркас и приступают к набору каркаса заготовленными элементами до получения готового изделия, затем шлифуют и покрывают лаком, отличающийся тем, что все элементы скульптуры выполнены из бересты, заранее прошедшей тепловую обработку, а болванка для создания каркаса выполняется из глины.

2. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что каркас может быть как цельным, так и ажурным.

3. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что фигуры могут быть украшены или дополнены деталями из любого доступного материала, позволяющего украсить изделие или усилить характерность создаваемого образа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к декоративно-прикладному искусству и касается объемной скульптуры. .
Изобретение относится к легкой промышленности и касается способа реставрации объемных художественных произведений. .
Изобретение относится к области реставрации художественных объектов и может быть использовано для восстановления первоначального облика монументальных произведений искусства и памятников культуры, в частности скульптур, горельефов, барельефов, выполненных из листовой нержавеющей стали.

Изобретение относится к художественно-скульптурному искусству, к деревообрабатывающей промышленности и к изготовлению скульптур, предназначенных для интерьеров.

Изобретение относится к способу изготовления монументальной скульптуры и позволяет упростить технологию изготовления за счет того, что после формообразования несущего каркаса осуществляют изготовление макета каркаса в натуральную величину и макета оболочки в натуральную величину из гипса для их последующей сборки .
Изобретение относится к способу получения специальных покрытий холодным газодинамическим напылением на поверхностях художественных изделий и твердотельных форм
Наверх