Способ получения разъемного соединения с использованием герметизирующего вещества и применение клейкой ленты для осуществления способа

Изобретение относится к способу получения разъемного соединения с использованием герметизирующего вещества между двумя частями, в частности между двумя частями обтекателя крыло - фюзеляж самолета. Способ получения разъемного соединения включает в себя следующие стадии: нанесение клейких лент на противоположные друг другу края частей обтекателя и прилегающие к ним наружные поверхности частей обтекателя; заполнение уплотнительного шва, проходящего между противоположными краями, эластичным герметизирующим веществом, и удаление клейких лент после отверждения герметизирующего вещества. Изобретение позволяет получить разъемное соединение с использованием эластичного герметизирующего вещества, отверждаемого или самостоятельно отверждающегося на воздухе, между двумя частями обтекателя без применения разделительных смазок. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к способу получения разъемного соединения с использованием герметизирующего вещества между двумя частями обтекателя, в частности между двумя частями обтекателя крыло - фюзеляж самолета.

Кроме того, изобретение относится к применению клейкой ленты для осуществления способа.

До настоящего времени щели между частями обтекателя, в частности обтекателя крыло - фюзеляж самолета, герметизировали при помощи уплотнителей из твердой резины, позволяющих затем вновь снимать части обтекателя для проведения технического обслуживания. В будущем отверждаемые герметизирующие вещества будут использоваться также и для герметизации щели между частями обтекателя. Однако в этом случае необходимо использовать разделительные смазки, такие как, например, разделительное покрытие и т.п., для предотвращения прилипания отверждаемого герметизирующего вещества к частям обтекателя. Разделительная смазка наносится на части обтекателя в тех зонах, на которые будет наноситься герметизирующее вещество. При нанесении разделительной смазки необходимо не допустить ее попадания на прилегающие поверхности частей обтекателя, поскольку любые остатки разделительной смазки делают невозможным осуществление последующих технологических стадий, таких как, например, нанесение покрытия и т.п., и, следовательно, должны удаляться при помощи трудоемких способов очистки.

Задачей настоящего изобретения является предложение способа, обеспечивающего возможность получения разъемного соединения для щелей, или уплотнительных соединений между частями обтекателя, в частности между частями обтекателя крыло - фюзеляж самолета, с использованием отверждаемого герметизирующего вещества, но без использования разделительных смазок.

Эта задача решается посредством способа получения разъемного соединения с использованием герметизирующего вещества между двумя частями обтекателя, в частности между двумя частями обтекателя крыло - фюзеляж самолета, включающего в себя следующие стадии, которые указаны в п.1 формулы изобретения:

- нанесение клейких лент на противоположные друг другу края частей обтекателя и прилегающие к ним наружные поверхности частей обтекателя;

- заполнение уплотнительного шва, проходящего между противоположными краями, герметизирующим веществом, и

- удаление клейких лент после отверждения герметизирующего вещества. Поскольку клейкие ленты наносятся на противоположные друг другу края

частей обтекателя и на прилегающие к ним наружные поверхности частей обтекателя, соединение, полученное таким образом между частями обтекателя путем введения отверждаемого герметизирующего вещества в уплотнительный шов, можно легко разъединить при необходимости, например, в ходе технического обслуживания и осмотра, после отверждения герметизирующего вещества и предпочтительно полного удаления клейких лент.

Способ в соответствии с настоящим изобретением позволяет обеспечить разъемное соединение между частями обтекателя путем использования отверждаемого герметизирующего вещества без применения разделительных смазок, в результате чего достигается, по существу, тот же эффект, что и при использовании между частями обтекателя обычного эластичного резинового уплотнения.

В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения клейкие ленты сначала наносят по краям частей обтекателя, а затем размещают на наружных поверхностях частей обтекателя.

Это обеспечивает, по существу, полное покрытие краев частей обтекателя клейкими лентами независимо от толщины материала, из которого выполнены части обтекателя, находящиеся в предназначенной для соединения области щели.

В соответствии со следующим предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения клейкие ленты соответственно наносят на наружные поверхности частей обтекателя с обеих сторон от области уплотнительного шва на ширину, по меньшей мере в два раза превышающую толщину частей обтекателя.

Это в значительной степени предотвращает загрязнение наружных поверхностей частей обтекателя герметизирующим веществом, указанное загрязнение обычно создает необходимость трудоемкой дополнительной обработки, например, для последующего нанесения покрытия и/или грунтовки.

В соответствии с другим предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения после отверждения герметизирующего вещества клейкие ленты вытягивают, по существу, под прямыми углами к наружным поверхностям частей обтекателя для достижения полного удаления клейких лент. Указанный вариант осуществления позволяет легко и, в частности, полностью удалить клейкие ленты.

Кроме того, решение задачи настоящего изобретения достигается посредством применения клейких лент в соответствии с п.5 формулы изобретения.

Антиадгезионные свойства верхней (неклейкой) стороны, используемых клейких лент, позволяющие, по существу, избежать прилипания герметизирующего вещества к верхней стороне клейких лент, обеспечивают простое и, по существу, полное отделение клейких лент от отвержденного герметизирующего вещества, веденного в щель между частями обтекателя. Клейкие ленты могут быть изготовлены, например, из самоклеящихся тефлоновых или полиэтиленовых лент и т.п.

В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения клейкие ленты имеют низкую эластичность. В результате собственной жесткости используемых клейких лент упрощается их вытягивание из уплотняющего шва.

В соответствии со следующим предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения клейкие ленты имеют малую толщину материала, в частности менее 0,5 мм, что позволяет лучше приспособить их к контурам краев частей обтекателя.

В соответствии со следующим вариантом осуществления настоящего изобретения используемые клейкие ленты имеют ширину до 50 мм, в частности до 25 мм, чтобы обеспечить соответствующее покрытие наружных поверхностей частей обтекателя, предотвращающее их загрязнение герметизирующим веществом.

Другие предпочтительные варианты осуществления настоящего изобретения описаны в прилагаемой формуле изобретения.

Краткое описание чертежей

На чертеже схематически представлено поперечное сечение уплотняющего шва между двумя частями обтекателя, в частности между частями обтекателя крыло - фюзеляж самолета, полученного способом в соответствии с настоящим изобретением.

Первая часть 1 обтекателя соединена с возможностью разъединения со второй частью 2 обтекателя при помощи соединения 3. Для получения соединения 3 способом в соответствии с настоящим изобретением сначала клейкие ленты 4, 5 размещают или приклеивают по краям 6, 7 противоположных частей 1, 2 обтекателя, как показано на чертеже.

Затем отверждаемое герметизирующее вещество 8 вводят в уплотнительный шов 9, проходящий между краями 6, 7. Не полностью отвержденное герметизирующее вещество 8, в частности если оно имеет низкую вязкость, обычно не вытекает, поскольку под частями 1, 2 обтекателя обычно имеется основа (не показана), к которой привинчивают части обтекателя. При необходимости дополнительная опора может быть установлена под уплотнительным швом 9 для предотвращения вытекания еще неотвержденного герметизирующего вещества 8.

После предпочтительно полного отверждения герметизирующего вещества 8 клейкие ленты 4, 5 могут быть вытянуты из уплотнительного шва 9 в направлении стрелок 10, 11, по существу, под прямыми углами к частям 1, 2 обтекателя.

Благодаря антиадгезионным свойствам верхних сторон 12, 13 клейких лент 4, 5 клейкие ленты могут быть удалены из уплотнительного шва 9, по существу, не оставляя каких-либо остатков. Это позволяет при использовании способа в соответствии с настоящим изобретением обеспечить разъемное соединение 3 между двумя частями обтекателя с использованием отверждаемого герметизирующего вещества без применения разделительных смазок.

Используемая клейкая лента 4, 5 предпочтительно имеет толщину материала менее 0,5 мм при ширине предпочтительно равной приблизительно 25 мм. Таким образом обеспечивается соответствующее покрытие наружных поверхностей 14, 15 или верхних сторон частей 1, 2 обтекателя и, следовательно, предотвращается загрязнение герметизирующим веществом 8 наружных поверхностей 14, 15. В качестве альтернативы могут также использоваться более широкие клейкие ленты, шириной приблизительно до 50 мм, для достижения лучшего покрытия, в частности при более толстом материале, из которого выполнены части 1, 2 обтекателя.

Толщина материала клейких лент 4, 5 составляет менее 1 мм, что, с одной стороны, обеспечивает надлежащую эластичность клейких лент 4, 5, позволяющую следовать внешним контурам частей 1, 2 обтекателя, и в то же время обеспечивает хороший контакт клейких лент 4, 5. С другой стороны, необходимо, чтобы клейкие ленты 4, 5 имели низкую эластичность, т.е., в частности, надлежащую собственную жесткость, в частности не могли собираться в складки, что позволяет вытянуть их из уплотнительного шва 9 без остатка. Таким образом, армированные тканью клейкие ленты обычно не пригодны для осуществления способа согласно изобретению.

Кроме того, верхние стороны 12, 13 клейких лент 4, 5 должны иметь хорошие антиадгезионные свойства во избежание прилипания герметизирующего вещества 8. Предпочтительно верхние стороны 12, 13 клейких лент 4, 5 должны быть выполнены как можно более гладкими. Для этого клейкие ленты могут, например, иметь на верхней (неклейкой) стороне тефлоновое или полиэтиленовое покрытие или подобное антиадгезионное покрытие. В качестве альтернативы клейкие ленты могут также быть выполнены непосредственно в виде самоклеящихся полиэтиленовых или тефлоновых лент.

Для отделения клейких лент 4, 5 их сначала тянут в направлении, указанном стрелками 16, 17, от наружных поверхностей 14, 15 частей 1, 2 обтекателя и отгибают кнаружи до получения между клейкими лентами 4, 5 и наружными поверхностями 14, 15 частей 1, 2 обтекателя углов, приблизительно равных 90°. Затем клейкие ленты 4, 5 вытягивают из уплотнительного шва 9 в направлении стрелок 10, 11. Указанный способ позволяет полностью вытянуть клейкие ленты 4, 5 из уплотнительного шва 9 без остатка.

При толщине материала частей 1, 2 обтекателя, составляющей приблизительно 3 мм, ширина уплотнительного шва 9 составляет, например, приблизительно 12 мм.

Для осуществления способа в соответствии с настоящим изобретением могут использоваться, например, известные клейкие ленты ABS® 5093 АТ25 и Scotch® 3М 1280.

Известные отверждаемые или отвергающиеся герметизирующие вещества МС 650 В1 и МС 780 В1/2 доказали свою особую пригодность для осуществления способа в соответствии с настоящим изобретением для получения разъемного соединения с использованием герметизирующего вещества между двумя частями обтекателя. Указанные герметизирующие вещества отверждаются при добавлении отвердителя или самостоятельно на воздухе (при температуре 23°C±2°C).

Перечень ссылочных обозначений:

1 - часть обтекателя;

2 - часть обтекателя;

3 - соединение;

4 - клейкая лента;

5 - клейкая лента;

6 - край;

7 - край;

8 - герметизирующее вещество;

9 - уплотнительный шов;

10 - направляющая стрелка;

11 - направляющая стрелка;

12 - верхняя сторона (клейкой ленты);

13 - верхняя сторона (клейкой ленты);

14 - наружная поверхность (части обтекателя);

15 - наружная поверхность (части обтекателя);

16 - направляющая стрелка;

17 - направляющая стрелка.

1. Способ получения разъемного соединения (3) с использованием герметизирующего вещества (8) между двумя частями (1, 2) обтекателя, в частности, между двумя частями обтекателя крыло-фюзеляж самолета, включающий в себя следующие стадии:
- нанесение клейких лент (4, 5) на противоположные друг другу края (6, 7) частей (1, 2) обтекателя и прилегающие к ним наружные поверхности (14, 15) частей (1, 2) обтекателя;
заполнение уплотнительного шва (9), проходящего между противоположными краями (6, 7), эластичным герметизирующим веществом (8), и
- удаление клейких лент (4, 5) после отверждения эластичного герметизирующего вещества (8), где верхние стороны (12, 13) клейких лент (4, 5) имеют антиадгезионные свойства, позволяющие по существу избежать прилипания эластичного герметизирующего вещества (8) к верхним сторонам (12, 13) клейких лент.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что клейкие ленты (4, 5) сначала наносят вдоль краев (6, 7) частей (1, 2) обтекателя и затем размещают на наружных поверхностях (14, 15) частей (1, 2) обтекателя.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что клейкие ленты (4, 5) соответственно наносят на наружные поверхности (14, 15) частей (1, 2) обтекателя с обеих сторон в области уплотнительного шва (9) на ширину, по меньшей мере, в два раза превышающую толщину материала частей (1, 2) обтекателя.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что после отверждения герметизирующего вещества (8) клейкие ленты (4, 5) вытягивают из уплотнительного шва (9) по существу под прямыми углами к наружным поверхностям (14, 15) частей (1, 2) уплотнителя для достижения полного удаления клейких лент (4, 5).

5. Применение клейких лент (4, 5) для осуществления способа, охарактеризованного в любом из пп.1-4.

6. Применение по п.5, отличающееся тем, что клейкие ленты (4, 5) имеют толщину материала, в частности, менее 0,5 мм.

7. Применение по п.5 или 6, отличающееся тем, что клейкие ленты (4, 5) имеют ширину до 50 мм, в частности до 25 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации неподвижных разъемных соединений, в частности для герметизации фланцевых соединений элементов подводных аппаратов.

Изобретение относится к возможностям контроля функционирования уплотнения вала подобного рода. .

Изобретение относится к арматуростроению для магистральных и местных трубопроводов, в частности для газопроводов. .

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при изготовлении уплотнений для трубопроводной арматуры, стыков трубопроводов, фланцевых разъемов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям соединений в гидро-и пневмоустройствах машин и механизмов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнительным устройствам. .

Изобретение относится к порошковой металлургии ,в частности, к способу получения торцовых уплотнений, используемых в насосном оборудовании. .

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить надежность герметизации узлов и расширить их зксплуатационнук) возможность путем исключения влияния отслаивания герметика от поверхностей деталей.

Изобретение относится к способам снижения утечки газа из цилиндра компрессора, используемого в процессах высокого давления полимеризахщи олефина. .

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к устройствам соединения панелей крыла и центроплана фюзеляжа самолета. .

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для защиты реактивных авиационных двигателей, находящихся в работе, от попадания внутрь них птиц во время движения самолета.

Изобретение относится к соединению обшивки и стыковой накладки конструкции летательного аппарата, к конструкции летательного аппарата, к крылу, к способу изготовления соединения обшивки и к стыковой накладки конструкции летательного аппарата.

Изобретение относится к аварийным устройствам летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к дефлектору воды и системе, содержащей множество таких дефлекторов. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к способу склеивания элементов для летательного аппарата. .

Изобретение относится к изготовлению конструктивных узлов заданной конфигурации из пакета титановых сплавов сверхпластическим формованием. .

Изобретение относится к поверхностному уплотнению, предназначенному для уплотнения заклепочного и/или винтового соединения между первым и вторым компонентами летательного аппарата
Наверх