Способ моделирования инфицированной кожной раны

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной хирургии и патофизиологии. Для этого иссекают кожный покров с последующим подшиванием краев раны к подлежащим тканям. При этом каждый угол раны дополнительно прошивают отдельным диагональным швом. Образовавшийся струп и некротизированные ткани иссекают в пределах здоровых тканей. Затем рану обрабатывают антисептиком и промывают физиологическим раствором. После этого на обработанную поверхность раны под угловые диагональные швы устанавливают полупроницаемую мембрану, под которую вводят бактериальную взвесь, содержащую 0,5 мл E.coli 109 и 0,5 мл Ps.aeraginosa 109. Способ обеспечивает получение модели инфицированной кожной раны с заданной бактериальной обсемененностью, по своим характеристикам максимально приближенной к реальному клиническому течению раневого процесса. 3 табл., 7 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к экспериментальной хирургии и патофизиологии.

Известны различные способы моделирования гнойных ран. Так известен способ моделирования инфицированной раны мягких тканей. Для этого половозрелым кроликам (массой 3-4 кг) на спину накладывают пластину, внутри которой выполнено отверстие диаметром 2,0 см. Под общим обезболиванием в отверстие вытягивают шкуру в виде конуса высотой 0,9-1,1 см и его иссекают. Очаг некроза формируют наложением на рану на 3-5 секунд марлевого тампона, смоченного в 70% растворе уксусной кислоты. Через 3-5 суток некротический струп удаляют. Затем рану орошают культурой St.aureus в концентрации 5×105 КОЕ (Способ моделирования инфицированной раны мягких тканей /Суховей Ю.Г., Цирятьева С.Б., Минин А.С., Самусев Р.С., Сыч А.С., Костоломова Е.Г. // патент РФ №2321898 от 10.04.2008 г., опубл. Бюл. №1).

К недостаткам данного способа следует отнести получение модели раны, имеющей смешанный характер повреждения, т.е. химический ожог с бактериальной обсемененностью. Кроме этого к недостаткам известного способа следует также отнести и раннее закрытие раневой поверхности, за счет отсутствия фиксации краев раны. Указанные недостатки не позволяют стандартизировать течение и процесс заживления раны.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ моделирования инфицированной кожно-мышечной раны, включающий иссечение кожного покрова, удаление струпа через 3-е суток после нанесения кожного дефекта и введение бактериальной взвеси в рану.

Известный способ осуществляют следующим образом. На спине лабораторного животного (крысы) иссекают участок кожи размером 2×2 см. Для образования грануляционной ткани кожный дефект оставляют без повязки - «под корочкой». Через 3-е суток корочку удаляют, дно раны надсекают лезвием, после чего в рану вносят 1 млрд микробных тел суточной культуры St.aureus. На рану с инфектом накладывают окклюзирующую повязку (Иммунногистохимическое изучение гнойных ран у крыс после аппликации коллагеназы краба / И.Ю.Сахаров, Б.М.Шехонин, С.П.Глянцев, Ф.Е.Литвин // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 1993, - №4, - с.267).

К недостаткам известного способа следует отнести:

- невозможность получения «стандартной» раны, необходимой для изучения течения и процессов заживления раны под воздействием антибактериальных препаратов;

- невозможность динамического контроля за количественным содержанием штаммов инфекта, внесенного в рану;

- присоединение инфекции, так как перед внесением инфекта рана инфицирована, как собственной микрофлорой, так и микрофлорой окружающей среды;

- неконтролируемая глубина поражения, за счет выполнения насечек дна раны лезвием;

- неконтролируемая площадь раны, за счет отсутствия фиксации краев раны.

Следовательно, известный способ не позволяет получить модель инфицированной кожной раны с контролируемым микробным пейзажем и контролируемой площадью и глубиной раны.

Задачей заявляемого изобретения является разработка способа моделирования инфицированной кожной раны с заданным микробным пейзажем, а также с контролируемой глубиной и площадью повреждения.

Техническим результатом предлагаемого способа является обеспечение возможности получения инфицированной кожной раны с заданной бактериальной обсемененностью раны, а также обеспечение контролируемой глубины и площади поражения раны.

Технический результат достигается тем, что способ моделирования инфицированной кожной раны включает иссечение кожного покрова, удаление струпа и введение инфекта в рану.

Отличительными приемами предлагаемого способа являются:

- подшивание краев раны к подлежащим тканям после иссечения кожного покрова,

- каждый угол раны дополнительно прошивают отдельным диагональным швом,

- иссечение струпа и некротизированных тканей в пределах здоровых тканей,

- обработка раны антисептиком с последующим промыванием ее физиологическим раствором,

- закрытие обработанной поверхности раны полупроницаемой мембраной, концы которой вставляют под угловые диагональные швы,

- введение под полупроницаемую мембрану бактериальной взвеси, содержащей 0,5 мл E.coli 109 и 0,5 мл Ps.aeraginosa 109.

Проведенный сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемый способ отличается от известного вышеперечисленными приемами и, следовательно, соответствует критерию изобретения «новизна».

Сравнение заявляемого технического решения не только с прототипом, но и другими техническими решениями в экспериментальной медицине не позволило выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа.

Использование вышеперечисленных приемов заявляемого способа позволяет получить модель инфицированной кожной раны с заданным микробным пейзажем, а также с контролируемой глубиной и площадью повреждения.

Так, фиксация краев раны путем их подшивания к подлежащим тканям позволяет предупредить преждевременное стягивание краев раны, что дает возможность «стандартизировать» площадь раны, независимо от индивидуальных особенностей процесса заживления у экспериментального животного, а также оценить воздействие изучаемого препарата.

Иссечение струпа и некротизированных тканей в пределах здоровых тканей обеспечивает контролируемую глубину и площадь повреждения.

Обработка раны антисептиком, после удаления некротизированных тканей, позволяет исключить развитие в ране как собственной микрофлоры животного, так и микрофлоры окружающей среды. Этим приемом создаются оптимальные условия для развития микрофлоры внесенного инфекта - госпитальных штаммов E.coli и Ps.aeraginosa.

Последующее промывание физиологическим раствором позволяет исключить негативное влияние оставшегося в ране антисептика на вносимую микрофлору.

Введение и размещение в ране полупроницаемой мембраны (для мембранно-сорбирующих дренажных комплексов) предупреждает вытекание бактериальной взвеси из раны, исключает загрязнение раны в раннем послеоперационном периоде и создает оптимальные условия для развития внесенной микрофлоры.

Введение бактериальной суспензии, содержащей микробные культуры E.coli 109 и Ps.aeraginosa 109 по 0,5 мл каждой, под полупроницаемую мембрану создает оптимальные условия для развития внесенного инфекта в раннем послеоперационном периоде. Кроме этого полупроницаемая мембрана препятствует попаданию в рану микрофлоры окружающей среды. Использование культур E.coli и Ps.aeraginosa обусловлено их распространенностью в гнойных ранах.

При анализе известных способов моделирования гнойных ран было выявлено в них отсутствие сведений о влиянии отличительных признаков заявляемого способа на достижение технического результата. Изложенное позволяет установить соответствие критерию «изобретательский уровень».

Способ, составляющий заявляемое изобретение, предназначен для использования в экспериментальной медицине. Возможность его осуществления подтверждена описанными в заявке приемами и средствами. Из вышеизложенного следует, что заявляемое изобретение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Заявляемый способ осуществляют следующим образом. Экспериментальному животному - крысе под общим обезболиванием проводят иссечение кожного лоскута 2×2 см (фиг.1). По квадрату дефекта края раны подшивают непрерывным швом к подлежащим тканям (атравматикой 4/0) (фиг.2). При этом каждый угол раны дополнительно прошивают отдельным диагональным швом.

Через 3-е суток под общим обезболиванием выполняют иссечение струпа и некротизированных тканей в пределах здоровых тканей (фиг.3). Санацию раны проводят раствором антисептика (0,02% «Анавидин»), промывают физиологическим раствором, после чего на обработанную поверхность раны с размещением под угловые диагональные швы устанавливают полупроницаемую мембрану для мембранно-сорбирующих дренажных комплексов. Под полупроницаемую мембрану вводят бактериальную суспензию, содержащую 0,5 мл E.coli 109 и 0,5 мл Ps.aeraginosa

109 (фиг.4).

Предлагаемый способ поясняется примером конкретного выполнения.

Исследование проводилось на белых крысах-самцах породы «Вистар» 6-месячного возраста с массой тела 200-250 г. Животных содержали в условиях вивария при свободном доступе к воде и пище, что соответствует нормативам ГОСТа «Содержание экспериментальных животных в питомниках НИИ» (виварий I категории, вет. удостоверение 238 №0015220 от 25 марта 2009 г., служба ветеринарии Иркутской области). Опыты на животных выполняли в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных», утвержденными Приказом МЗ СССР №742 от 13.11.84 г. «Об утверждении правил проведения работ с использованием экспериментальных животных» и №48 от 23.01.85 г. «О контроле за проведением работ с использованием экспериментальных животных». Все оперативные вмешательства проводили в стерильных условиях под общим обезболиванием.

В асептических условиях и под общей анестезией животное фиксировали на столике А.И.Сеченова в положении на животе. После подготовки операционного поля в области спины выполняли иссечение кожи и подкожно-жировой клетчатки площадью 4 см2. Края раны подшивали к подлежащим тканям атравматичной иглой с рассасывающейся лигатурой 4/0, с шагом 5 мм. Дополнительно каждый угол раны был прошит отдельным диагональным швом.

У каждого животного основной группы, состоящей из 40 животных, через 3-е суток иссекали струп и некротизированные ткани. Иссечение некротизированных тканей проводили в пределах здоровых тканей, на глубину 0,3 см. Каждому животному этой группы рану обрабатывали антисептиком «Анавидин», после чего промывали физиологическим раствором. Затем в рану устанавливали полупроницаемую мембрану (для дренажных композиций). Фиксация полупроницаемой мембраны на ране достигалась размещением ее углов под угловыми диагональными швами. Под полупроницаемую мембрану, т.е. в рану, вносили 1 мл суточной бактериальной взвеси, содержащей 0,5 мл E.coli 109 КОЕ/мли 0,5 мл P.aeruginosa 109 КОЕ/мл.

Контрольную группу составили животные, которым моделирование раны проводили по способу-прототипу. Количество животных в этой группе равнялось 10.

Отправной точкой эксперимента по суткам во всех группах было принято время инфицирования раны.

У всех животных основной и контрольной групп изучали микрофлору ран, площадь раневой поверхности, морфологические изменения в ране в динамике эксперимента на 1, 3, 7, 9, 11, 19 сутки.

Клиническая картина ран в обеих группах животных на 1-е сутки была одинаковой. Раны характеризовались подрытыми, рубцово-фибринозными краями, вялыми и тусклыми грануляциями, очагами некротических изменений.

Динамика микробной обсемененности инфицированной раны животных основной группы представлена в таблице 1 (Lg КОЕ/см2, медиана и квартили).

У всех животных основной группы на 1-е сутки была выявлена высокая микробная обсемененность ран ассоциацией внесенной микробной флоры с ростом более 107 КОЕ (E.Coli+P. Aeruginosa), с преобладанием Р. aeruginosa.

Таблица 1
Сутки исследования
3 5 7 9 11 19
Lg КОЕ 7,0• •• 5,5 5,0 5,5 5,5 4,0 4,0• ••
(7,0-7,0) (5,0-6,0) (4,0-5,0) (4,0-6,0) (4,0-6,0) (3,0-5,0) (4,0-4,0)
Примечание - значимые различия по критерию Вилкоксона по сравнению с показателем в группе на 1 сутки (pw≤0,05);
• - по сравнению с показателем в группе на 3 сутки (pw≤0,05),
•• - по сравнению с показателем в группе на 5 сутки (pw≤0,05).

Через 3-е суток отмечены положительные клинические изменения, заключающиеся в отторжении части некротических очагов, в усилении роста островков здоровой грануляционной ткани. При контрольном микробиологическом исследовании уровень обсемененности оставался высоким 105-6 КОЕ (E.Coli и P.aeruginosa), с преобладанием P. Aeruginosa, но был существенно ниже по сравнению с 1-ми сутками (Pw=0,007).

Выявленный уровень микробной обсемененности сохранялся без изменений до 11-х суток. Существенное снижение зарегистрировано к 19-м суткам (Pw=0,0002).

Оценку течения заживления ран проводили по двум критериям: по сроку начала эпителизации (в сутках) и по времени полузаживления - уменьшение площади раны в 2 раза (в сутках). Измерение площади раны проводили взвешиванием бумажного шаблона на торсионных весах. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2
Оцененный показатель
Сроки начала эпителизации в сутках 14,3 (14,0-15,0)
Время полузаживления (уменьшение площади раны в 2 раза) в сутках 13 (12-15)

При морфологическом исследовании животных основной группы в области раны на 1-е сутки выявлено: поверхностно колонии микробов, некротизированная ткань, лейкоциты, дейтрит, фибрин (Фиг.5, позиция 1). В подлежащей ткани: отек, плазматическое пропитывание, диффузно распределенные лейкоциты в подлежащей соединительной ткани (Фиг.5, позиция 2).

К 19-м суткам в области раны поверхностно расположен струп из клеточного дейтрита (Фиг.6, позиция 3). Под струпом новообразованная соединительная ткань с фибробластами и фиброцитами (Фиг.6, позиция 4). Рана поверхностная с морфологией заживления раны к 19-м суткам под струпом.

Динамика микробного пейзажа инфицированной раны кожи животных контрольной группы представлена в таблице 3 (Lg КОЕ/см2, медиана и квартили).

При оценке микрофлоры ран контрольных животных, кроме внесенной микрофлоры (St.aureus), было выявлено наличие дополнительных штаммов микроорганизмов.

Таблица 3
Вид возбудителя КОЕ
Proteus 105
Staphylococcus epidermidis 5×104
Staphylococcus aureus 5×104
Candida 5×105
Klebsiella oxytoca 5×105
Enterococcus faecalis 5×105
Escherichia coli 5×106
Pseodomonas aerug. 5×106

Присоединение посторонней микрофлоры затрудняет динамическое и количественное исследование микробной обсемененности раны внесенным штаммом.

При морфологическом исследовании инфицированных ран контрольных животных на 1-е сутки поверхностно в области раны выявлено: колонии микробов, некротизированная ткань, лейкоциты, дейтрит, фибрин (Фиг.7, позиция 1). Апоневроз (Фиг.7, позиция 2) в подлежащей ткани, между апоневрозом и прилежащими волокнами скелетной мышцы отек, плазматическое пропитывание и умеренная лейкоцитарная инфильтрация. Рана стратефицирована, апоневроз отделяет воспаление поверхностных и глубоких отделов тканей до мышечного слоя. При морфологической оценке препаратов этой группы обнаружены микроабсцессы как поверхностные, так и в глубоких отделах тканей до мышц, в зоне насечек нанесенных скальпелем на дно раны. Все полученные данные подтверждают невозможность контроля глубины и площади поражения.

Анализ бактериологического и морфологического исследований подтвердил возможность получения модели инфицированной кожной раны с заданными параметрами.

Таким образом, предложенный способ позволяет получить модель инфицированной кожной раны, по своим характеристикам максимально приближенную к реальному клиническому течению раневого процесса. Воспроизводимость модели составляет 100%.

Модель может быть использована в хроническом эксперименте для получения инфицированной кожной раны с контролируемыми параметрами, включающими как бактериальную обсемененность раны, так и глубину и площадь повреждения.

Способ моделирования инфицированной кожной раны, включающий иссечение кожного покрова, удаление струпа и введение инфекта в рану, отличающийся тем, что после иссечения кожного покрова края раны подшивают к подлежащим тканям, при этом каждый угол раны дополнительно прошивают отдельным диагональным швом, образовавшийся струп и некротизированные ткани иссекают в пределах здоровых тканей, затем рану обрабатывают антисептиком и промывают физиологическим раствором, после чего на обработанную поверхность раны под угловые диагональные швы устанавливают полупроницаемую мембрану, под которую вводят бактериальную взвесь, содержащую 0,5 мл E.coli 109 и 0,5 мл Ps.aeraginosa 109.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине и может быть применимо для выполнения аутодермопластики в эксперименте. .

Изобретение относится к области биотехнологии и касается способа получения бислойных липидных мембран. .
Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной кардиофармакологии, и может быть использовано для коррекции гипергомоцистеин-индуцированной эндотелиальной дисфункции.
Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной хирургии, и может быть использовано для коррекции ишемии тканей. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к области воспроизведения болезней человека в эксперименте, и может быть использовано для моделирования перитонита.

Изобретение относится к области медицины, а именно патофизиологии, акушерству, перинатологии, и может быть использовано для оценки эффективности лечения хронической плацентарной недостаточности.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и эндокринологии. .
Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для коррекции ишемии конечности. .

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной биологии, экологии и токсикологии, и может быть использовано при исследовании механизмов токсического действия цветных металлов, в частности молибдена, на функции сердечно-сосудистой системы при моделировании кардиопатии.
Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к абдоминальной хирургии, и касается моделирования синдрома Меллори-Вейса. .
Изобретение относится к медицине, а именно к нейрохирургии, неврологии, и может быть использовано при создании экспериментальной модели нарушения венозного кровотока, возникающего после удаления парасагиттальных менингиом

Изобретение относится к области медицины, а именно к методам экспериментального моделирования патологических процессов, протекающих в полости рта, в частности процесса образования зубного налета и роста зубного камня

Изобретение относится к экспериментальной физиологии и предназначено для измерения индивидуального уровня когнитивных способностей лабораторных животных

Изобретение относится к области медицины, а именно к моделям в нейробиологии
Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для изучения этиологии и патогенеза пародонтита, а также для определения тактики лечения пародонтита в случае, когда явные признаки обострения пародонтита отсутствуют
Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной кардиофармакологии, и может быть использовано для коррекции эндотелиальной дисфункции

Изобретение относится к медицине, а именно к способам моделирования судорожных состояний, и может быть использовано, как для исследования механизмов развития пароксизмальных состояний с прогредиентным течением (эпилепсия), так и для скрининга (отбора) новых препаратов, обладающих потенциальной противоэпилептической активностью

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной хирургии, и может быть использовано для разработки способов лечения гнойного обтурационного холангита

Изобретение относится к области медицины, а именно к экспериментальной медицине, и может быть использовано для моделирования закрытого вывиха бедра в ортопедии

Изобретение относится к области медицины, а именно к нейрохирургии
Наверх