Устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача-амфибии

Изобретение относится к судостроению, в частности к строительству грузопассажирских судов новых типов для малых рек. Многофункциональное грузопассажирское судно-толкач-амфибия содержит корпус, судовую энергетическую установку, помещение для пассажиров, кран-манипулятор, устройство для толкания. При этом имеются опускающиеся шасси (по крайней мере - четыре) с гидроприводными колесами, для чего на судне в качестве судовой энергетической установки используется комплекс ДВС-гидронасос, с использованием которого осуществляется работа движительно-рулевого устройства, крана-манипулятора, устройства для толкания, подъема-опускания шасси с гидроприводными колесами. Технический результат - расширение функциональных возможностей судна, что позволяет судну преодолевать перекаты, выезжать и передвигаться по берегу. 1 ил.

 

Устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача-амфибии относится к судостроению, в частности к строительству грузопассажирских судов новых типов для малых рек.

Строительство серийных судов для малых рек практически прекратилось. Следует также отметить, что построенные ранее суда для малых рек (аналоги) были специализированные по назначению: пассажирские суда, грузовые теплоходы, буксиры толкачи и буксирно-моторные катера [1], [2], [3].

Построенные до 80-х годов прошлого века они устарели морально и физически и списаны по истечении сроков эксплуатации. Кроме того, с учетом «умирания» деревень и других поселений по берегам малых рек многократно уменьшились грузопотоки и пассажиропотоки. Поэтому строительство новых судов для малых рек, специализированных по назначению, вряд ли будет рентабельным. В то же время, хотя и сократившиеся, грузопассажирские потоки остались. В качестве решения было предложено устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача [4], принятого за прототип и содержащего корпус, помещение для пассажиров, гидравлический кран-манипулятор и устройство для толкания, состоящее из буксирного кнехта, двух гидроцилиндров и пневмогидроаккумуляторов. В качестве базового судна прототипа было принято пассажирское судно. Поэтому груз и кран-манипулятор размещены на палубе надстройки, что не является рациональным с точки зрения остойчивости. Особенностью малых рек являются значительные колебания глубины фарватера от максимально нормируемых на перекатах 0,8 м до 0,5 м и менее в меженный период. Поэтому было бы весьма желательно иметь возможность преодоления перекатов с глубиной, меньшей осадки судна, и возможность самостоятельного «выезда» и передвижения по берегу.

Предлагается устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача-амфибии, содержащего корпус, судовую энергетическую установку, помещение для пассажиров, гидравлический кран-манипулятор и устройство для толкания, состоящее из буксирного кнехта, двух гидроцилиндров и пневмогидроаккумуляторов, отличающееся тем, что судно имеет грузовой отсек, а в качестве судовой энергетической установки принята дизель-гидравлическая схема, состоящая из комплекса ДВС-гидронасос, который через распределитель приводит в работу гидроприводы гребных винтов, а также работу рулевого устройства, крана манипулятора, устройства для толкания и других механизмов, имеющихся на судне), на судне также установлены индивидуально-опускающиеся шасси (как минимум четыре), колеса которых имеют индивидуальные гидроприводы с цепной, карданной или шестеренной передачей, а для опускания и фиксации шасси на судне установлены гидроцилиндры и опоры шасси при их опущенном положении.

Устройство поясняется чертежом, на котором помещена схема общего вида судна (вид сбоку и план палубы). Устройство содержит корпус 1 с помещением для пассажиров 2, грузовой отсек 3, главный двигатель 4, гидронасос 5, емкость с рабочей жидкостью 6, напорный трубопровод 7, распределитель 8, всасывающий трубопровод 9, сливной трубопровод 10, кран-манипулятор автомобильного типа 11, устройство для толкания, содержащее буксирный кнехт с соединительным тросом и два гидроцилиндра 12 с гидропневмоаккумуляторами, гребные гидроприводы 13, опускающиеся шасси 14 с гидроцилиндрами 15 и гидроприводными колесами 16, гидроприводы колес 17, например, с цепной передачей 18, опоры 19, толкаемая баржа 20, гребные винты 21.

Гидросхемы управляются секциями гидрораспределителя 8, при этом кран-манипулятор имеет свой распределитель, управляющий подъемом-опусканием, изменением вылета и поворота стрелы, рабочая жидкость на который подается от общего гидрораспределителя 8.

Устройство работает следующим образом. Сначала с использованием крана-манипулятора 11 осуществляется прием груза, затем осуществляется тросовое причаливание баржи приставки. После чего с использованием гидроцилиндров 12 осуществляется натяг тросового соединения и установка баржи в симметричное положение относительно диаметральной плоскости судна толкача. Установленные в системе пневмогидроаккумуляторы позволяют барже-приставке совершать некоторые колебательные движения относительно диаметральной плоскости и ватерлинии судна при наличии волнения.

После соединения с баржой приставкой осуществляется посадка пассажиров и выход судна в рейс.

При наличии мелководья с глубиной менее осадки судна с использованием гидроцилиндров 15 опускаются шасси 14 и при работающих гребных винтах 21 через распределитель 8 включаются в работу гидроприводы колес 17 и через цепную передачу 18 приводит во вращение колеса 16. Выезд и движение по берегу осуществляются при неработающих гребных винтах.

Предлагаемое изобретение позволяет также осуществлять погрузочно-разгрузочные работы толкаемой баржи собственными средствами.

Наличие опускающихся шасси 14 с гидроприводом на колеса позволит преодолеть мелководные участки с глубиной менее осадки судна, а также «выезд» и движение по берегу, т.е. возможность перемещения из бассейна одной реки в бассейн другой реки, что ранее осуществлялось «волоком» или буксировкой на санях с колесами. Техническим эффектом предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей за счет основного отличительного признака - опускающихся шасси с гидроприводными колесами, что позволит судну преодолевать меловодье, выезжать и передвигаться по берегу.

Такое расширение функциональных возможностей позволит использовать изобретение как в отрасли речфлота, так и в нефте- и газодобывающей отраслях, а также в вооруженных силах.

Источники информации

1. Справочник по серийным транспортным судам. Том 1. М.: Транспорт, 1972, 224 с.

2. Справочник по серийным транспортным судам. Том 2. М.: Транспорт, 1973, 296 с.

3. Справочник по серийным транспортным судам. Том 3. М.: Транспорт, 1974, 244 с.

4. Патент РФ №2225316. Устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача для местных линий.

Многофункциональное грузопассажирское судно-толкач-амфибия, содержащее корпус, судовую энергетическую установку, помещение для пассажиров, кран-манипулятор, устройство для толкания, отличающееся тем, что судно снабжено опускающимися шасси (по крайней мере - четырьмя) с колесами, имеющими индивидуальные гидроприводы, а в качестве судовой энергетической установки принята дизель-гидравлическая схема, установлен комплекс ДВС-гидронасос, который обеспечивает работу гидроприводов гребных винтов, колес шасси, гидроцилиндров опускания-подъема шасси, а также других гидромеханизмов, установленных на судне.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструктивному оформлению кормовой оконечности несамоходных судов (барж), преимущественно при вождении судов методом толкания.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству грузопассажирских судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции буксиров-толкачей. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к толкаемым составам для внутренних водных путей, имеющих многочисленные мелководные причалы. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксирному каравану. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к подруливающим буксирам-толкачам. .

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а именно к паромам, наплавным мостам и плавающим транспортерам. .

Изобретение относится к сочлененным транспортным средствам, в частности может быть использовано на плавающих транспортных средствах. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к устройству для транспортировки, установки и демонтажа палубы морской нефтяной эксплуатационной платформы и к способам транспортировки, установки и демонтажа палубы указанной платформы.

Изобретение относится к устройству для транспортировки, установки и демонтажа палубы морской нефтяной эксплуатационной платформы и к способам транспортировки, установки и демонтажа палубы указанной платформы.

Изобретение относится к надувным судам, предназначенным для развлечения и спорта. .

Изобретение относится к области устройств морских глубоководных плавучих платформ, применяемых для разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, в том числе в районах замерзающих морей, и может быть использовано для создания плавучих искусственных островов в глубоководных акваториях.

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов-тримаранов. .

Изобретение относится к привязным движителям и касается создания движительных аэродинамических профилированных элементов для судоходных транспортных средств, а также к устройствам для запуска и возвращения таких аэродинамических элементов.

Изобретение относится к лесной промышленности и может быть использовано при лесоочистке крутых склонов берегов водохранилищ. .

Изобретение относится к области обеспечения безопасной эксплуатации добычных платформ в арктических морях, а более конкретно к способам и средствам воздействия на айсберги с целью предотвращения их столкновений со стационарными или плавающими добычными комплексами.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .
Наверх