Монолитная самоусиливающаяся крышка люка

Изобретение относится к монолитной самоусиливающейся крышке люка. Композитная крышка люка содержит первый слой, образующий внешнюю стенку люка с внутренней поверхностью, второй слой, образующий внутреннюю стенку крышки люка. Второй слой выполнен полым для образования внутренней усиливающей рамы, формирующей элемент жесткости полого профиля, имеющий выпуклые борта, служащие для жесткого соединения с первым слоем, сторону, называемую верхней стороной, фланцы связи, предусмотренные между указанными бортами и указанной верхней стороной. Рама сформирована вторым слоем, содержащим вырезы, ограниченные элементами жесткости, образующими раму. Рама, сформированная вторым слоем, и первый слой образуют монолитную самоусиливающуюся крышку люка. Достигается уменьшение массы крышки люка. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Настоящее изобретение относится к монолитной самоусиливающейся крышке люка, в частности к композитной крышке люка шасси летательного аппарата.

Крышки люков шасси летательных аппаратов должны иметь малый вес, высокую прочность чтобы выдерживать многочисленные открывания и закрывания, иметь малое лобовое сопротивление, хорошо выдерживать термические напряжения, вибрации и иметь хорошую аэродинамику.

Традиционно крышки люка шасси являются металлическими крышками, на которых непосредственно установлена металлическая окантовка. Уже имеются крышки люков из композитных материалов, однако крепление металлической окантовки остается сложным.

Трудность замены традиционных металлических крышек люка на двухслойные крышки из композитных материалов заключается в том, что эти крышки более чувствительны к ударам и могут заполняться водой без возможности ее удаления. Необходимо, с одной стороны, усилить крышки люков, что ухудшает их весовые показатели и, с другой стороны, сделать их герметичными, что является сложным.

Что касается крепления металлической окантовки, в патенте WO 99/26841 А1, поданном от имени Заявителя, предлагается крышка люка, содержащая элементы жесткости, закрепленные на крышке люка. Такое выполнение с использованием композитных материалов со складчатой структурой особо актуально при изготовлении обтекателя вентилятора реактивного двигателя, имеющего относительно большую массу, и найдено более экономичное и снижающее вес решение.

В настоящем изобретении предлагаются крышки люков шасси из композитных материалов, имеющие высокую стойкость во времени, меньшую массу по сравнению с крышками, традиционно изготовляемыми из металла, и позволяющие крепить металлическую окантовку непосредственно на крышке люка без необходимости использования промежуточных элементов жесткости, и материалы которых не заполняются водой, при этом крышки люка, кроме того, легко дренируются.

В настоящем изобретении предлагается композитная крышка люка, содержащая первый слой, образующий внешнюю стенку крышки люка, именуемую внутренней поверхностью, и второй слой, образующий часть внутренней стенки крышки люка, отличающаяся тем, что второй слой выполнен c полостями для образования усиливающей внутренней рамы, формирующей, по меньшей мере, один элемент жесткости полого профиля, имеющий выпуклые борта, служащие для жесткого соединения с первым слоем, сторону, называемую верхней, фланцы связи, связывающие указанные борта с указанной верхней стороной, при этом указанная рама формирует совместно с первым слоем монолитную усиленную крышку люка.

Предпочтительно, чтобы внутренняя усиливающая рама была выполнена из множества элементов жесткости полого профиля, распределенных по периметру люка.

Предпочтительно также, чтобы рама содержала вырезы, ограниченные частями коробчатых балок. В соответствии с изобретением рама, в частности, выполнена методом штамповки второго слоя, при этом слои выполнены из композитных материалов на термопластичной основе.

В дальнейшем изобретение поясняется нижеследующим описанием, не являющимся ограничительным, со ссылками на сопровождающие фигуры чертежей, в числе которых:

Фиг.1 изображает вид снизу в аксонометрии крышки люка по изобретению.

Фиг.2 изображает вид сверху в аксонометрии крышки люка по фиг.1.

Фиг.3 изображает вид сверху крышки люка по фиг.1.

Фиг.4 изображает вид в разрезе по оси JJ крышки люка по фиг.3.

Фиг.5а, 5b, 5с изображают виды в частичных разрезах крышки люка по фиг.3.

Фиг.6 изображает вид сбоку усиливающей окантовки по изобретению.

Фиг.7 - вид сбоку крышки люка по фиг.3.

Композитная крышка люка, изображенная на фиг.1 и 2, является крышкой люка шасси летательного аппарата.

В соответствии с изобретением крышка люка содержит первый внешний слой, формирующий верхнюю стенку крышки люка шасси летательного аппарата, внутреннюю сторону 1 на фиг.1, и второй слой, образующий часть внутренней стенки крышки.

Для получения крышки люка большой жесткости без необходимости использования дополнительных структурных элементов жесткости второй слой выполнен с полостями для образования усиливающей внутренней рамы 2 c профилем в виде буквы омега или иной формы, образующим с первым слоем комплекс коробчатых балок 3, размещенных на внутренней части крышки люка и, в особенности, по краю крышки люка.

В примере, представленном на фиг.2, рама 2 содержит вырезы 8, ограниченные элементами жесткости, образующими раму 2.

Элементы жесткости содержат боковые фланцы и верхнюю поверхность и снабжены полым профилем, например, в форме омега, или имеют, например, боковые фланцы с легким наклоном 6а, 6b, 6c, 6e со стороны вырезов для уменьшения аэродинамического лобового сопротивления крышки люка.

Внутренняя усиливающая рама 2 выполнена, таким образом, из множества элементов жесткости с полым профилем, распределенных по периметру крышки люка и содержащих вырезы 8, ограниченные частями коробчатых балок.

Фиг.4 показывает вид в разрезе крышки люка по фиг.3 по оси, проходящей примерно по центру одного из вырезов второго слоя, и представляет два сечения частей элементов жесткости, соответствующих полым балкам, окаймляющим второй слой, при этом второй слой соединен с первым.

Рама 2 образует, таким образом, элемент жесткости облегченной крышки и представлена для иллюстрации распределения усилий крышки люка на узлы 9, 10, 11, образующие элементы связи с фюзеляжем, представленные, в частности, на фиг.3 на виде сбоку на крышку люка фюзеляжа на фиг.7, и обеспечивающие подвеску крышки люка к фюзеляжу и вращение крышки люка для открывания и закрывания люка шасси, имеющего, по меньшей мере, две идентичные крышки люка.

Слои, образующие крышку люка, выполнены, например, из композитного материала на термопластичной основе и рама 2 выполнена штамповкой второго слоя для создания в нем полых коробчатых элементов жесткости, окружающих два выреза 8.

Для изготовления крышки люка второй слой приклеен к первому слою и для этого снабжен фиксирующей ребордой, образованной пологими спусками 4а, 4b, представленными на фиг.5 в разрезе одной секции крышки люка, вид сверху которой представлен на фиг.3.

Пологие спуски 4а, 4b позволяют приклеить второй слой к первому слою. Они простираются вдоль секций с отверстиями 8 и вдоль внешнего профиля внутренней стенки крышки люка, образованной вторым слоем.

Внутренняя стенка дополнительно содержит внешнюю поверхность 5, связующие фланцы 6, 6а, 6b, 6c, 6d, 6e и 7 между ребордами 4а, 4b, и указанная внешняя поверхность, в случае необходимости, может быть снабжена отверстиями.

Сечение люка дверцы более подробно представлено в соответствии с частью К на фиг.5а. На этой части особое выполнение состоит в том, что верхняя часть 5 и часть фланца 6 имеют утолщенную зону, усиливающую профиль элемента жесткости.

По своей структуре первый и второй слои предпочтительно склеены вместе, но могут быть также соединены по кромке 4а, 4b, при этом крышка люка образует монолитную усиленную крышку люка, которая может содержать дренажные средства для избежания скопления воды.

Как указано выше, крышка люка содержит элементы 9, 10, 11 связи с фюзеляжем. Эти элементы связи содержат узлы связи, выполненные в виде внутреннего противоузла 12 и внешнего узла 13 для их связи с крышкой люка.

В соответствии с изобретением и деталями, представленными на фиг.5b и 5с и служащими для крепления к крышке люка, противоузел 12 имеет общий профиль U-образной формы, первая боковая ветвь которого 12а опирается на внутреннюю поверхность первого слоя, центральная ветвь 12b опирается на фланец элемента жесткости, а вторая боковая ветвь 12с опирается на внутреннюю стенку верхней стороны балки, образующей внутреннюю стенку крышки люка.

Этот внутренний противоузел закреплен внутри внешней поверхности крышки люка, образованной вторым слоем до соединения этого слоя с первым слоем.

Внешний узел 13 опирается на внутреннюю реборду 1а крышки люка, образованной внутренней поверхностью первого слоя и верхней стороной одного из соединительных фланцев 6.

Противоузел и внешний узел связаны между собой фланцем связи второго слоя посредством заклепок или, например, болтового соединения 14.

Таким образом, узлы, удерживающие средства фиксации крышки люка, непосредственно жестко соединены с двумя слоями крышки люка и выполнение узла и противоузла на первом и втором слоях распределяет усилия на оба слоя и на всю конструкцию крышки люка.

В соответствии с предпочтительным вариантом выполнения узел, образующий усиливающий вкладыш 15 и представленный на фиг.6, размещен на балке рамы в зоне крепления узлов связи 9, 10, 11 к фюзеляжу для увеличения жесткости крышки люка в зоне крепления внешних узлов.

Для обеспечения аэродинамического профиля крышки люка, по меньшей мере, один фланец связи 6а, 6b, 6c, 6d, 6e и, по меньшей мере, один из фланцев, ориентированных строго перпендикулярно оси узлов связи 9, 10, 11, образуют наклонную плоскость плавного перехода между внешним слоем и верхней поверхностью для образования аэродинамического профиля.

Кроме того, сечение крышки люка может уменьшаться в сторону, противоположную элементам связи, что представлено в качестве примера на фиг.7.

Крышка люка по изобретению обладает высокой жесткостью и низкой массой и, вследствие своих аэродинамических качеств, обладает низким уровнем шума и малым лобовым сопротивлением. Она, кроме того, может быть легко дренирована благодаря наличию отверстий 16, 17, предпочтительно выполненных в крышках люка.

Изобретение ограничивается представленным примером и, в частности, крышкой люка, содержащей один вырез или более двух вырезов, что остается в рамках изобретения.

1. Композитная крышка люка, содержащая первый слой, образующий внешнюю стенку люка с внутренней поверхностью (1), второй слой, образующий внутреннюю стенку крышки люка, отличающаяся тем, что второй слой выполнен полым для образования внутренней усиливающей рамы (2), формирующей, по меньшей мере, один элемент (3) жесткости полого профиля, имеющий выпуклые борта (4а, 4b), служащие для жесткого соединения с первым слоем, сторону, называемую верхней стороной (5), фланцы связи (6, 6а, 6b, 6с, 6d, 6e, 7), предусмотренные между указанными бортами (4а, 4b) и указанной верхней стороной (5), при этом рама сформирована вторым слоем, содержащим вырезы (8), ограниченные элементами жесткости, образующими раму (2), причем рама, сформированная вторым слоем, и первый слой образуют монолитную самоусиливающуюся крышку люка.

2. Композитная крышка люка по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя усиливающая рама выполнена с множеством усиливающих элементов полого профиля, распределенных по периметру крышки люка.

3. Композитная крышка люка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что рама (2) содержит вырезы (8), ограниченные частями коробчатых балок.

4. Композитная крышка люка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что рама (2) выполнена штамповкой второго слоя.

5. Композитная крышка люка по п.1, отличающаяся тем, что слои выполнены из композитных материалов на термопластичной основе.

6. Композитная крышка люка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит элементы связи (9, 10, 11), содержащие узлы связи, выполненные из одного внутреннего противоузла (12) и одного внешнего узла (13).

7. Композитная крышка люка по п.6, отличающаяся тем, что внутренний противоузел (12) выполнен с общим U-образным профилем, первая боковая ветвь (12а) которого опирается на внутреннюю сторону первого слоя, центральная ветвь (12b) опирается на усиливающий фланец и вторая боковая ветвь (12 с) опирается на внутреннюю стенку верхней стороны усиливающего элемента, образующего внутреннюю стенку крышки люка.

8. Композитная крышка люка по п.6 или 7, отличающаяся тем, что внешний узел (13) опирается на внутреннюю реборду (1а) крышки люка, образованную внутренней стороной первого слоя и внешней стороной фланцев связи (6).

9. Композитная крышка люка по п.8, отличающаяся тем, что противоузел и внешний узел закреплены вместе на фланце связи.

10. Композитная крышка люка по п.6, отличающаяся тем, что множество элементов жесткости соединены между собой для образования усиливающего вкладыша (15) жесткости, размещенного в коробчатой раме в зоне крепления элементов связи (9, 10, 11).

11. Композитная крышка люка по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, один фланец связи (6а, 6b, 6c, 6d, 6e) ориентирован в направлении, строго перпендикулярном оси узлов связи (9, 10, 11), и образует наклонную поверхность плавного перехода между внешним слоем и верхней стороной для образования аэродинамического профиля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам приземления десантируемых грузов. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к устройству для азимутальной ориентации груза на внешней подвеске летательного аппарата. .

Изобретение относится к средствам приземления десантируемых грузов. .

Изобретение относится к конструкции грузового замка с автоматической отцепкой, в частности к использованию в авиационной технике для внешней подвески, транспортирования и отцепки грузов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию для размещения и десантирования грузов с летательного аппарата. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при пусках с самолета ракет различного назначения (космических, межконтинентальных, геофизических).

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к устройству для монтажа и транспортировки груза летательным аппаратом. .

Изобретение относится к воздушным транспортным средствам, а именно к приспособлениям для транспортировки грузов посредством вертолетов на внешней подвеске. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к устройствам для монтажа конструкций с помощью летательных аппаратов. .

Изобретение относится к фюзеляжной конструкции, к воздушному судну и космическому летательному аппарату. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к дефлектору воды и системе, содержащей множество таких дефлекторов. .

Изобретение относится к дверному обрамлению летательного аппарата, к фюзеляжу летательного аппарата и к летательному аппарату с таким обрамлением. .

Изобретение относится к конструкции для приема грузов, предназначенной для отсека летательного аппарата с зоной приема грузов, выполненной в нем со складным грузовым трапом и грузовой дверью.

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к двери кабины летательного аппарата. .

Изобретение относится к области самолетостроения, более конкретно, к дверной системе летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к люку сообщения воздушного судна. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к иллюминатору летательного аппарата и способу увеличения его площади. .

Понтон // 1276562
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в техническом обслуживании флота и гидротехнических работах. .
Наверх