Способ и устройство для эксплуатации носителя данных

Изобретение относится к способу и устройству для эксплуатации цифрового тахографа. Технический результат заключается в повышении удобства эксплуатации. Цифровой тахограф (12) имеет устройство носителя данных для приема носителя данных (CARD). Цифровой тахограф (12) размещен в автомобиле (2). Если носитель данных (CARD) находится в устройстве носителя данных, носитель данных (CARD) автоматически аутентифицируется и/или идентифицируется при запуске посредством включения зажигания (IGN) автомобиля (2) и при запуске посредством остановки (STOPP) или при запуске посредством остановки (STOPP) транспортного средства, в частности автомобиля (2). 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к способу и устройству для эксплуатации носителя данных. Носитель данных размещается в устройстве носителя данных тахографа.

На основе установленных законом определений водители-профессионалы должны, например, регистрировать продолжительность поездки и путевую скорость, с которыми они проезжают участки пути на автомобиле в процессе своей работы. Для этого на автомобилях регулярным образом применяются тахографы. Тахографы имеют устройства носителей данных для приема, по меньшей мере, одного носителя данных. Продолжительность поездки и путевая скорость записываются тахографом на носитель данных. Носитель данных может, например, представлять собой чип-карту.

Из документа DE 19750771 А1 известно устройство записи путевых данных для использования на транспортном средстве, в частности на автомобиле. Устройство записи данных движения содержит средство для определения состояний движения транспортного средства и для получения данных состояния движения, средство памяти состояний движения для сохранения данных состояния движения, устройство для ввода водительских данных в соответствии с поездкой или участком пути, средство памяти водительских данных для сохранения водительских данных и средство доступа к памяти для обеспечения возможности считывания данных состояния движения и водительских данных, по меньшей мере, одного участка пути. Устройство ввода водительских данных имеет средство идентификации для идентификации водителя на основе физических признаков, в частности во время состояния движения, и для выдачи данных идентификации.

Задачей изобретения является создание способа и устройства для эксплуатации носителя данных, которые просто обеспечивают возможность удобного применения цифрового тахографа или носителя данных.

Изобретение характеризуется способом и устройством для эксплуатации носителя данных. Носитель данных размещен в устройстве носителя данных тахографа. Тахограф автоматически аутентифицируется и/или идентифицируется при запуске посредством включения зажигания автомобиля и/или при запуске посредством остановки автомобиля.

Это может способствовать тому, что при запросе носителя данных водителем автомобиля носитель данных может быть очень быстро выдан вслед за включением зажигания автомобиля или вслед за остановкой транспортного средства. Кроме того, это обеспечивает возможность аутентификации или идентификации тахографа. Носитель данных предпочтительно представляет собой чип-карту, чип которой имеет, по меньшей мере, блок памяти и предпочтительно имеет, по меньшей мере, блок вычисления.

В предпочтительном варианте осуществления тахограф, после заданного первого интервала времени, после включения зажигания автомобиля или после остановки автомобиля, автоматически аутентифицируется и/или идентифицируется. Это может способствовать тому, чтобы избегать ненужной аутентификации, в частности, при кратковременной остановке транспортного средства, например, на красный сигнал светофора.

В другом предпочтительном варианте осуществления тахограф, после успешной аутентификации тахографа, в течение заданного второго интервала времени обслуживается как аутентифицированный. Это обеспечивает возможность того, что водителю не нужно непосредственно после включения зажигания автомобиля или после остановки транспортного средства запрашивать носитель данных, но при этом носитель данных быстро выдается.

В другом предпочтительном варианте осуществления автоматический обмен данными между тахографом и носителем данных осуществляется только после успешной аутентификации или после успешной идентификации. Это способствует тому, что не производится обмен никакими данными с неаутентифицированным или с неидентифицированным носителем данных или тахографом.

Изобретение поясняется далее с помощью схематичных чертежей, на которых показано следующее:

фиг.1 - автомобиль,

фиг.2 - временная диаграмма,

фиг.3 - первая программа для эксплуатации тахографа,

фиг.4 - вторая программа для эксплуатации тахографа.

Элементы одинаковой конструкции или функции на чертежах обозначены одинаковыми ссылочными позициями.

Автомобиль 2 (фиг.1) имеет кабину 4 водителя и, например, кузов 6. В кабине 4 водителя размещены, по меньшей мере, кресло 8 водителя и руль 10 управления. Кроме того, в кабине 4 водителя имеется приборная панель, которая включает в себя, по меньшей мере, тахограф 12. В качестве альтернативы, тахограф 12 может представлять собой автономный прибор, который может подсоединяться к тахометру автомобиля 2.

Тахограф 12 имеет устройство носителя данных. Устройство носителя данных предназначено для приема носителя данных. Носитель данных предпочтительно представляет собой чип-карту CARD. Чип-карта CARD имеет компьютерный чип, который предпочтительно включает в себя, по меньшей мере, блок вычисления и блок памяти. Если чип-карта CARD подходящим образом снабжается энергией, то вычислительным блоком чип-карты могут выполняться программы, которые, например, сохранены в блоке памяти чип-карты CARD. В качестве альтернативы чип-карты CARD может также применяться другой носитель данных с блоком вычисления или без него.

Посредством тахографа 12 могут сохраняться данные движения, относящиеся к автомобилю 2, на чип-карте CARD. Данные движения включают в себя, например, длительность поездки, путевую скорость и/или времена, относящиеся к поездке. Временами, относящимися к поездке, являются, например, время начала или время конца соответствующей поездки. Кроме того, на чип-карте может сохраняться, например, информация о водителе автомобиля 2. Например, тахограф может включать в себя два устройства носителей данных, в которые могут вводиться, соответственно, чип-карта CARD водителя и водителя-напарника автомобиля 2. При смене водителя чип-карты CARD предпочтительным образом заменяются. В качестве альтернативы, на тахографе 12 может быть предусмотрен переключатель, посредством которого чип-карта CARD водителя может переключаться на чип-карту CARD водителя-напарника.

Прежде чем сможет проводиться обмен данными между чип-картой CARD и тахографом 12, чип-карта CARD и/или тахограф 12 должны быть аутентифицированы (AUTH) и/или идентифицированы (фиг.2). Это означает в данной связи то, что тахограф 12 или чип-карта CARD проверяют чип-карту CARD или тахограф 12 в том отношении, являются ли тахограф 12 или чип-карта CARD аутентичными, то есть в этой связи, что чип-карта CARD или тахограф 12 не являются подделками и предусмотрены законодателем и/или соответствующим изготовителем для данной цели применения.

Аутентификация AUTH может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. Если водитель приступает к поездке, или происходит смена водителя, или поездка завершается, то чип-карта CARD должна регулярным образом размещаться в устройстве носителя данных или регулярным образом удаляться из устройства носителя данных. После запроса чип-карты CARD водителем сначала чип-карта CARD или тахограф 12 аутентифицируется AUTH и/или идентифицируется, и затем производится обмен данными. Для того чтобы водитель не ожидал излишне долго выдачи чип-карты CARD, предусмотрено, что при запуске включением зажигания IGN автомобиля двигателя внутреннего сгорания автомобиля 2 и/или при запуске остановкой STOPP автомобиля 2 автоматически производится аутентификация AUTH или идентификация чип-карты CARD или тахографа.

Предпочтительным образом, после запуска аутентификации AUTH ожидается заданный первый интервал времени DUR_1, например до пяти минут, прежде чем будет проводиться аутентификация AUTH или идентификация. Это может способствовать тому, чтобы, например, предотвратить ненужное проведение аутентификации AUTH при остановке транспортного средства STOPP на красный сигнал светофора или в пробке.

Кроме того, предпочтительным образом аутентификация AUTH после аутентификации AUTH или идентификации в течение заданного второго интервала времени DUR_2 сохраняется, и чип-карта CARD обслуживается как аутентичная. Это обеспечивает возможность того, что водитель автомобиля 2 на отдыхе может остановить автомобиль 2, может кратковременно покинуть его, и затем его чип-карта CARD сможет все еще быть быстро выдана. После аутентификации AUTH чип-карты CARD или тахографа 12 данные на чип-карте CARD предпочтительно автоматически актуализируются UPD. Автоматическая актуализация UPD может также способствовать ускоренной выдаче чип-карты CARD.

Первая программа (фиг.3) для эксплуатации тахографа 12 предпочтительно сохранена на носителе хранения данных тахографа 12. Первая программа служит для того, чтобы чип-карту CARD автоматически аутентифицировать AUTH и/или идентифицировать и сохранять действенной аутентификацию AUTH в течение второго интервала времени DUR_2 после аутентификации AUTH. Первая программа запускается, предпочтительным образом, вскоре после включения зажигания IGN автомобиля 2 на этапе S1. На этапе S1 инициализируются, в соответствующих обстоятельствах, переменные.

На этапе S2 выполняется ожидание в течение заданного первого интервала времени DUR_1. Заданный первый интервал времени DUR_1 может составлять, например, до пяти минут.

На этапе S3 чип-карта CARD активируется АСТ.

На этапе S4 чип-карта CARD автоматически аутентифицируется AUTH и/или идентифицируется.

На этапе S5 данные на чип-карте CARD автоматически актуализируются UPD.

На этапе S6 определяется время CLK_AV с момента аутентификации AUTH чип-карты CARD, например, в зависимости от времени CLK.

На этапе S7 проверяется, является ли время CLK_AV с момента аутентификации AUTH меньшим, чем второй интервал времени DUR_2. Второй интервал времени DUR_2 может составлять, например, 10 минут. Если условие этапа S7 выполнено, то обработка продолжается на этапе S6. Если условие этапа S7 не выполнено, то обработка продолжается на этапе S8.

На этапе S8 чип-карта CARD деактивируется DEACT.

На этапе S9 первая программа может заканчиваться.

Блок-схема последовательности операций первой программы может быть без труда перенесена на блок-схему последовательности операций первой программы, которая обрабатывается блоком вычисления чип-карты CARD, на которую подано питание, для аутентификации AUTH тахографа 12. Первая программа чип-карты CARD может запускаться при активации чип-карты CARD на этапе S3 первой программы. На этапе S4 аутентифицируется AUTH и/или идентифицируется тахограф 12, а не чип-карта CARD. Первая программа чип-карты CARD предпочтительно завершается с деактивацией чип-карты CARD.

Дополнительно к первой программе на носителе для хранения данных тахографа 12 предпочтительно сохранена вторая программа (фиг.4). Вторая программа служит для того, чтобы иметь возможность быстро выдать чип-карту CARD. Вторая программа предпочтительно запускается при запросе чип-карты CARD водителем автомобиля 2 на этапе S10. На этапе S10 при соответствующих обстоятельствах инициализируются переменные.

На этапе S11 проверяется, является ли время CLK_AV с момента последней аутентификации AUTH меньшим, чем заданный второй интервал времени DUR_2. Если условие этапа S11 не выполнено, то обработка продолжается на этапе S12. Если условие этапа S11 выполнено, то обработка продолжается на этапе S14.

На этапе S12 чип-карта CARD активируется ACT.

На этапе S13 чип-карта CARD аутентифицируется AUTH и/или идентифицируется.

На этапе S14 заключительным образом FINAL данные на чип-карте CARD автоматически актуализируются UPD.

На этапе S15 чип-карта CARD деактивируется DEACT.

На этапе S16 вторая программа может завершаться.

В качестве альтернативы и/или дополнительно, вторая программа может также обрабатываться в блоке вычисления чип-карты CARD, причем тогда активирование АСТ чип-карты CARD этапа S12 второй программы отсутствует и применяется в качестве инициатора запуска второй программы чип-карты CARD. Кроме того, отсутствует этап S15, причем тогда деактивирование чип-карты CARD посредством тахографа 12 на этапе S16 является инициатором для завершения второй программы. Кроме того, на этапе S13 тахограф 12 тогда аутентифицируется AUTH или идентифицируется.

Изобретение не ограничивается приведенным выше примером выполнения. Например, тахограф 12 может размещаться в любом автомобиле с кузовом 6 или без него. Кроме того, первая и вторая программы могут быть реализованы в одной программе. Кроме того, только тахограф 12 или только чип-карта CARD может аутентифицироваться AUTH и/или идентифицироваться.

1. Способ для эксплуатации носителя данных (CARD), который размещен в устройстве носителя данных тахографа (12), при котором тахограф (12) автоматически аутентифицируется и/или идентифицируется при запуске посредством включения зажигания (IGN) автомобиля (2) и при запуске посредством остановки (STOPP) автомобиля (2) или при запуске посредством остановки (STOPP) автомобиля (2).

2. Способ по п.1, при котором тахограф (12) автоматически аутентифицируется (AUTH) и/или идентифицируется после заданного первого интервала времени (DUR-1) после включения зажигания (IGN) автомобиля (2) или после остановки (STOPP) автомобиля (2).

3. Способ по п.1, в котором тахограф (12) после успешной аутентификации (AUTH) тахографа (12) в течение заданного второго интервала времени (DUR-2) обслуживается как аутентифицированный.

4. Способ по любому из пп.1-3, в котором автоматический обмен данными между тахографом (12) и носителем данных (CARD) выполняется только после успешной аутентификации (AUTH) или после идентификации.

5. Устройство для эксплуатации носителя данных (CARD), который размещен в устройстве носителя данных тахографа (12) и снабжается энергией от тахографа (12), причем устройство выполнено с возможностью автоматической аутентификации (AUTH) и/или идентификации тахографа (12) при запуске посредством включения зажигания (IGN) автомобиля (2) и при запуске посредством остановки (STOPP) автомобиля (2) или при запуске посредством остановки (STOPP) автомобиля (2).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу работы тахографа. .

Изобретение относится к устройству для определения способности водителя транспортного средства выбирать тормозную систему, причем транспортное средство содержит, по меньшей мере, первую и вторую тормозные системы, а водитель при торможении может влиять на выбор тормозной системы.

Изобретение относится к устройству (1) обмена данными, в частности тахографу (DTCO), для защищенного от манипулирования обмена данными между картой (3) и устройством (1) обмена данными.

Изобретение относится к тахографической технике. .
Изобретение относится к активной радиолокации и радионавигации. .

Изобретение относится к способу вычисления суммарного прерывания времени вождения, соотнесенного с идентификатором (10) водителя транспортного средства, причем суммарное прерывание времени вождения определенного водителя вычисляется как соответствующее накопленное время из прерываний (ti2 , ti4, ti5) времени вождения.

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств (ТС), а точнее к способам и устройствам контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), в том числе за соблюдением скоростного режима.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства. .

Изобретение относится к способу регистрации и записи по меньшей мере скорости для тахографической системы в качестве релевантной для регистрации информации

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и управления и может быть использовано для централизованного контроля эксплуатации транспортных средств

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к способу и устройству сбора и записи данных, снимаемых в летательном аппарате, в частности, к установкам для летных испытаний, обеспечивающих запись и визуальное отображение видео-, аудио- и графических данных и, в целом, любых цифровых данных

Изобретение относится к системам контроля и испытания тормозных систем и предназначено для оценки выбора водителем тормоза двигателя, моторного тормоза-замедлителя, электромагнитного замедлителя, гидравлического замедлителя, рабочего тормоза транспортного средства путем сравнения использования одного из указанных тормозов транспортного средства с общим использованием тормозов во время торможения

Изобретение относится к системам контроля и испытания тормозных систем и предназначено для определения способности прогноза торможения
Изобретение относится к области автоматизированного контроля и управления и может быть использовано для централизованного контроля эксплуатации транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к навигационным системам и предназначено для оценки активности вождения водителя транспортного средства
Наверх