Способ холодного пуска и прогрева поршневого двигателя внутреннего сгорания и система для его осуществления

Изобретение относится к двигателестроению. Способ включает получение водорода в электролизере на борту транспортного средства и систему, которая подает водород в двигатель. При этом водород подают в необходимом количестве и по заданному алгоритму, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Система холодного пуска и прогрева содержит электролизер, трубопроводы, датчики, электроклапаны и блок управления. В электролизере водород и кислород получают раздельно. Водород через ресивер, электроклапан и жиклер подают во впускной трубопровод ДВС. Кислород удаляют в окружающую среду. Подача газообразного водорода во впускную трубу ДВС при холодном пуске и прогреве двигателя способствует устойчивому сгоранию топливно-воздушной смеси с более высокой полнотой при низкой концентрации токсичных веществ в отработавших газах. Изобретение обеспечивает снижение токсичности отработавших газов при холодном пуске и прогреве двигателя внутреннего сгорания с электронной системой управления и каталитическим нейтрализатором. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к способам и устройствам холодного пуска и прогрева поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием, оснащенных электронной системой управления двигателем (ЭСУД) и каталитическим нейтрализатором.

Известны способы и устройства пуска ДВС путем подогрева воздуха на впуске, подогрева охлаждающей жидкости и/или двигателя в целом и другие, благодаря чему облегчается пуск холодного двигателя [1, с.321, 332…334].

Недостатком указанных способов является то, что для их осуществления требуется энергоемкий нагревательным элемент и длительное время для подогрева сред и/или прогрева двигателя. Кроме того, во время пуска и прогрева имеет место значительный выброс токсичных веществ с отработавшими газами в окружающую среду.

Известен способ холодного пуска ДВС поршневого типа, по которому прокручивают коленчатый вал и за счет только регулировки прогрев двигателя происходит быстро, не используя дополнительных устройств и без затраты дополнительной энергии [2].

Однако данный способ не обеспечивает уменьшение выбросов вредных веществ с отработавшими газами в период пуска и прогрева двигателя

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ совершенствования процесса сгорания топлива в двигателе внутреннею сгорания и система для его осуществления [3]. Сущность изобретения заключается в том, что на борту транспортного средства в электролизере получают водород. На режиме холостого хода водород поступает во впускной трубопровод при отношении массы водорода к массовому расходу основного топлива в диапазоне 0,01-0,04, а топливно-воздушная смесь обедняется до коэффициента избытка воздуха α=1,2…1,4. Кислород из электролизера по трубопроводу подается в выпускную систему. При работе двигателя обедненная топливно-воздушная смесь с примесью газообразного водорода сгорает устойчиво и с высокой полнотой при минимальной концентрации токсичных веществ в отработавших газах.

Недостатком указанного изобретения является значительный выброс вредных веществ с отработавшими газами в период пуска и прогрева двигателя, так как каталитический нейтрализатор вследствие низкой его температуры работает неэффективно. Как показывают испытания двигателя автомобиля на соответствие современным нормам токсичности, основное количество выбрасываемых вредных веществ (до 50%) приходятся на режимы пуска и прогрева двигателя.

Задачей, решаемой изобретением, является технический результат - снижение токсичности отработавших газов при холодном пуске и прогреве поршневого двигателя внутреннего сгорания, оснащенного электронной системой управления двигателем и каталитическим нейтрализатором.

Технический результат достигается способом холодного пуска и прогрева поршневого двигателя внутреннего сгорания, включающим получение водорода в электролизере на борту транспортного средства и подачу в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и водорода, причем в момент пуска двигателя при начальной температуре охлаждающей жидкости от -30°С до +50°С водород из ресивера подают в топливно-воздушную смесь, при этом в момент пуска двигателя блок электронной системы управления задает величину коэффициента избытка воздуха на 0,05÷0,10 больше штатного значения, а по мере прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости +50°С величина коэффициента избытка воздуха приводится к штатным значениям, соответствующим работе двигателя на основном топливе, а электролизер подключается к бортовой электросети автомобиля, и накапливают водород в ресивере только после достижения температуры охлаждающей жидкости +50°С и частоте вращения вала двигателя более 1500 мин-1, образующийся при этом в электролизере кислород удаляется в окружающую среду, электролизер отключается от бортовой электросети автомобиля при достижении заданного давления водорода в ресивере и/или частоте вращения вала двигателя менее 1500 мин-1.

Технический результат достигается системой холодною пуска и прогрева поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащей преобразователь напряжения, реле, электролизер, кислородопровод с электроклапаном, ресивер, оснащенный датчиком давления, водородопровод с электроклапаном и жиклером, датчик положения коленчатого вала, датчик температуры охлаждающей жидкости и блок электронной системы управления, причем водородный бак электролизера сообщается посредством водородопровода с впускной трубой двигателя через ресивер, электроклапан и жиклер, а кислородный бак электролизера сообщается посредством кислородопровода с окружающей средой через электроклапан.

На фиг.1 показана схема системы для осуществления предлагаемого способа холодного пуска и прогрева поршневого ДВС.

Система содержит электролизер - 1; ресивер - 2; ДВС - 3; блок электронной системы управления (БУ) - 4; электроклапан кислородопровода - 5; преобразователь напряжения - 6; реле - 7; датчик давления - 8; электроклапан водородопровода - 9; жиклер - 10; датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) - 11 и датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) - 12.

Электролизер 1 через реле 7 и преобразователь напряжения 6 подключен к бортовой электросети автомобиля. Кислородный бак электролизера 1 посредством кислородопровода сообщается с атмосферой через электроклапан 5. Водородный бак электролизера 1 посредством водородопровода сообщается с ресивером 2, а через электроклапан 9 и жиклер 10 - с впускной трубой ДВС. Ресивер 2 предназначен для накопления и хранения водорода. Ресивер 2 оснащен датчиком давления 8. Электроклапаны 5, 9, реле 7, датчик давления 8, датчики 11 и 12 посредством проводов соединены с блоком электронной системы управления 4. Сигналы от датчиков 8, 11 и 12 поступают в блок электронной системы управления 4, который подает управляющие команды на электроклапаны 5, 9 и реле 7.

Работа системы осуществляется следующим образом.

В момент пуска двигателя, при достижении частоты вращения коленчатого вала 50…150 мин-1, регистрируемой ДИКВ 11, и температуре охлаждающей жидкости ниже +50°С, регистрируемой ДТОЖ 12, БУ 4 подаст команду на открытие клапана 9, и водород, находящийся в ресивере 2, вводится в топливно-воздушную смесь через жиклер 10. Электронная система управления двигателем снижает подачу основного топлива и задаст величину коэффициента избытка воздуха на 0,05÷0,10 больше штатного значения. По мере прогрева двигателя и, следовательно, повышения температуры охлаждающей жидкости подача водорода во впускную трубу уменьшается и прекращается при достижении температуры охлаждающей жидкости +50°С путем подачи команды с БУ 4 на электроклапан 9, а величина коэффициента избытка воздуха приводится к штатным значениям, соответствующим работе двигателя на основном топливе.

Дальнейшая работа ДВС происходит в соответствии со штатными значениями коэффициента избытка воздуха.

При достижении частоты вращения вала двигателя более 1500 мин-1 блоком электронной системы управления 4 на реле 7 подастся команда включения электролизера 1. В процессе работы электролизера 1 в ресивере 2 накапливается водород, который используется в следующем пуске двигателя, если температура охлаждающей жидкости будет менее +50°С. По достижению в ресивере 2 заданного давления водорода, которое регистрируется датчиком давления 8, БУ 4 подаст команду на реле 7 на выключение электролизера 1.

В процессе работы электролизера 1 в кислородном баке накапливается кислород. Избыток кислорода удаляется в окружающую среду по командам блока управления системой холодного пуска и прогрева двигателя 4 на электроклапан 5.

В период эксплутационной работы двигателя в случае снижения частоты вращения вала ДВС менее 1500 мин-1 блок электронной системы управления 4 посредством реле 7 отключает питание электролизера 1, за счет чего повышается эффективность совместной работы двигателя и электролизера.

Подача газообразного водорода во впускную трубу ДВС при холодном пуске и прогреве двигателя способствует устойчивому сгоранию топливно-воздушной смеси с более высокой полнотой при низкой концентрации токсичных веществ в отработавших газах и снижению расхода топлива.

Пример конкретного осуществления.

Предлагаемая система для осуществления способа холодного пуска и прогрева поршневого ДВС была смонтирована на автомобиле ВАЗ-21102. На фиг.2 - схема компоновки системы на автомобиле, а на фиг.3 - результаты испытания предлагаемого способа и системы на автомобиле.

Испытания автомобиля в стационарных условиях выполнялись путем проведения газового анализа отработавших газов в период пуска и прогрева двигателя, т.е. определялась концентрация продуктов неполного сгорания, а именно углеводородов (СН) и оксида углерода (СО) в зависимости от времени прогрева двигателя без подачи водорода и с подачей водорода. Экспериментально получено (фиг.3), что за первые 50-60 секунд прогрева двигателя концентрация СН снижается в 4-2,5 раза, концентрация СО - в 8-5 раз. По окончании прогрева двигателя (100-120 с) и прекращении подачи водорода концентрации СН и СО приближаются к значениям, характерным для работы двигателя без подачи водорода.

Испытания автомобиля ВАЗ-21102 в комплектации 4С (Е-2) по ездовому циклу ЕВРО-3 согласно методике правил 83-05 ЕЭК ООН показали, что применение предлагаемого способа и системы позволяет снизить массовые выбросы за ездовой цикл CH на 30%, СО на 40%. Суммарные выбросы за ездовой цикл составили СН - 0,20-0,26 г/км, СО - 1,4-1,6 г/км. Массовые выбросы NOx за ездовой цикл не изменились.

Источники информации

1. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и комбинированных двигателей. Учебник / Под общ. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. - М.: Машиностроение, 1985. - 456 с.

2. Патент №2290530 RU. Способ холодного пуска двигателя внутреннего сгорания поршневого типа / Борисов А.О., Байбурин Р.В. Опубликовано 2006.12.27.

3. Патент №2167317 RU. Способ совершенствования процесса сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания и система для его осуществления / Русаков М.М. и другие. Опубликовано 20.05.2001.

1. Способ холодного пуска и прогрева поршневого двигателя внутреннего сгорания, включающий получение водорода в электролизере на борту транспортного средства и подачу в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и водорода, отличающийся тем, что в момент пуска двигателя при начальной температуре охлаждающей жидкости от -30 до +50°С водород из ресивера подают в топливно-воздушную смесь, при этом в момент пуска двигателя блок электронной системы управления двигателя задает величину коэффициента избытка воздуха на 0,05÷0,10 больше штатного значения, а по мере прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости +50°С величина коэффициента избытка воздуха приводится к штатным значениям, соответствующим работе двигателя на основном топливе, а электролизер подключается к бортовой электросети автомобиля, и накапливают водород в ресивере только после достижения температуры охлаждающей жидкости +50°С и частоте вращения вала двигателя более 1500 мин-1, образующийся при этом в электролизере кислород удаляется в окружающую среду, электролизер отключается от бортовой электросети автомобиля при достижении заданного давления водорода в ресивере и/или частоте вращения вала двигателя менее 1500 мин-1.

2. Система холодного пуска и прогрева поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащая преобразователь напряжения, реле, электролизер, кислородопровод с электроклапаном, ресивер, оснащенный датчиком давления, водородопровод с электроклапаном и жиклером, датчик положения коленчатого вала, датчик температуры охлаждающей жидкости и блок электронной системы управления двигателя, отличающаяся тем, что водородный бак электролизера сообщается посредством водородопровода с впускной трубой двигателя через ресивер, электроклапан и жиклер, а кислородный бак электролизера сообщается посредством кислородопровода с окружающей средой через электроклапан.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам нагрева двигателя, системам отопления транспортных средств, работающих на топливе, системам конвертирования различных видов транспортных топлив (газообразных и жидких углеводородов, спиртов, эфиров и др.) в синтез-газ непосредственно на борту транспортных средств.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройствам для подогрева и поддержания пусковой температуры двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к составам теплоаккумулирующих материалов, используемых в тепловых аккумуляторах. .

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к их средствам запуска с подогревом текучей среды в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания тепловозов, других транспортных машин и передвижных дизель-электростанций.

Изобретение относится к области двигателестроения, в особенности к предпусковому прогреву двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах в условия низких температур.

Изобретение относится к средствам предпускового разогрева двигателей внутреннего сгорания, в частности, с воздушным охлаждением. .

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способам запуска двигателя внутреннего сгорания, и предназначено для облегчения запуска двигателя при отрицательных температурах окружающей среды.

Изобретение относится к системам нагрева двигателя, системам отопления транспортных средств, работающих на топливе, системам конвертирования различных видов транспортных топлив (газообразных и жидких углеводородов, спиртов, эфиров и др.) в синтез-газ непосредственно на борту транспортных средств.

Изобретение относится к двигателям, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для обеспечения их оперативного пуска при любых низкотемпературных условиях эксплуатации.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в качестве источника парогазовой смеси при предпусковом подогреве как двигателей внутреннего сгорания, так и автомобилей

Изобретение относится к запуску двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к системам облегчения пуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно - к устройствам подогрева и подачи дизельного топлива для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к двигателестроению и, в частности, к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания со средствами для предпускового подогрева охлаждающей жидкости, а также аккумулирования тепла из отработавших газов в условиях низких температур при стабилизации оптимального теплового режима во всем диапазоне работы

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет снизить время прогрева топлива до требуемой температуры. Система питания автотракторного дизеля, содержащая топливный бак, подогреватель топлива, фильтр грубой очистки топлива, топливный насос низкого давления, фильтр тонкой очистки топлива, топливный насос высокого давления, форсунку и топливопроводы. Она снабжена подогревателем топлива, работающим от тепловой энергии отработавших газов, установленным на выпускной системе двигателя, выключателем подогрева топлива, блоком управления, механизмом изменения площади пропускного сечения и выключения подогрева топлива, регулятором расхода отработавших газов, датчиком температуры отработавших газов, датчиками температуры топлива, электромагнитными клапанами. 1 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к системе обеспечения пуска двигателя внутреннего сгорания с сухим картером в условиях низких температур окружающего воздуха и машины. Устройство пуска двигателя внутреннего сгорания с сухим картером при отрицательных температурах окружающего воздуха и машины, состоящее из подогревателя, насосного узла, топливного крана подогревателя и камеры сгорания, согласно изобретению устанавливают тепловой аккумулятор фазового перехода с саморегулируемым устройством электроподогрева, обеспечивающий подогрев до требуемой температуры, хранение разогретого масла, используемого для смазки трущихся поверхностей деталей двигателя во время его пуска, в условиях низких температур окружающего воздуха и машины, при стоянке боевой машины с выключенным двигателем. Изобретение обеспечивает подготовку пуска двигателя при низкой температуре окружающего воздуха и машины при выключенном двигателе. 1 ил.

Устройство обогрева относится к вспомогательным средствам облегчения запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств. Устройство содержит отсек с аккумуляторной батареей 1, утепленными стенками 2 и днищем 3, в которое встроен радиатор, подключенный к системе 4 обогрева и отопления транспортного средства через перекрывающий подачу теплоносителя кран 5, 6, термоэлектрической генератор 7, импульсный преобразователь 8 напряжения. Термоэлектрический генератор 7 размещен между днищем 3 и аккумуляторной батареей 1 и электрически связан с аккумуляторной батареей 1 через импульсный преобразователь 8 напряжения. За счет применения термоэлектрического генератора в оптимальном режиме эксплуатации обеспечивается повышение допустимого времени автономной работы устройства обогрева без необходимости его существенного усложнения и снижения тепловой мощности. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Наверх