Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям высокой и сверхвысокой степени двухконтурности. Газотурбинный двигатель включает приводные агрегаты, установленные под обтекателем газогенератора, решетчатое реверсивное устройство и установленное ниже по потоку сопло канала наружного контура. Внешняя и внутренняя обечайки сопла канала наружного контура выполнены с осевым разъемом в вертикальной плоскости, а обтекатель газогенератора с внешней стороны от агрегатов выполнен из сегментов. Отношение осевой длины воздушной полости во внешней обечайке сопла, обращенной к реверсивному устройству, к осевой длине решетки реверсивного устройства на входе, составляет 1,01-1,10. Реверсивное устройство выполнено с кольцевыми упругими элементами и нераспашным. Изобретение позволяет упростить доступ к приводным агрегатам, а также обеспечить герметичность реверсивного устройства на режиме прямой тяги. 4 ил.

 

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям высокой и сверхвысокой степени двухконтурности.

Известен газотурбинный двигатель высокой степени двухконтурности, приводные агрегаты которого размещены в пилоне, в верхней части двигателя (С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва: «Машиностроение», 1981, стр.546, рис.13.2).

Такое расположение агрегатов позволяет уменьшить внешний диаметр мотогондолы и снизить ее сопротивление, однако делает агрегаты труднодоступными, что ухудшает эксплуатационную технологичность двигателя.

Наиболее близким к заявляемому является газотурбинный двигатель, в котором агрегаты расположены под обтекателем газогенератора, а с внешней стороны обтекателя газогенератора расположены решетчатое реверсивное устройство и сопло канала наружного контура (EP 1852595, F02K 1/72, F02K 1/00, 2006).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является пониженная экономичность из-за паразитных утечек воздуха через реверсивное устройство на режимах прямой тяги и низкая эксплуатационная технологичность из-за труднодоступности агрегатов под обтекателем газогенератора.

Техническая задача заключается в обеспечении эксплуатационной технологичности газотурбинного двигателя при регламентных работах по техническому обслуживанию путем облегчения доступа к агрегатам и повышение экономичности за счет исключения утечек воздуха через реверсивное устройство.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе с агрегатами, установленными под обтекателем газогенератора, решетчатым реверсивным устройством и установленным ниже по потоку соплом канала наружного контура, согласно изобретению внешняя и внутренняя обечайки сопла выполнены с осевым разъемом в вертикальной плоскости, обтекатель газогенератора с внешней стороны от агрегатов выполнен из сегментов, H/L=1,01-1,10, где

Н - осевая длина воздушной полости во внешней обечайке сопла, обращенной к реверсивному устройству;

L - осевая длина решетки реверсивного устройства на входе,

при этом реверсивное устройство выполнено с кольцевыми упругими элементами и нераспашным.

Выполнение внешней и внутренней обечаек сопла наружного контура с осевым разъемом в вертикальной плоскости позволяет обеспечить легкий доступ к расположенным вокруг газогенератора приводным и неприводным агрегатам во время регламентного технического обслуживания, так как внешняя и внутренняя обечайки сопла наружного контура, имеющие минимальную массу, могут поворачиваться на шарнирах при минимальных прикладываемых усилиях.

Выполнение обтекателя газогенератора с внешней стороны от агрегатов в виде отдельных сегментов, шарнирно закрепленных на газогенераторе, обеспечивает доступ при регламентных работах к коробке приводов, которая выполнена с односторонним расположением приводных агрегатов (агрегаты направлены в сторону сопла).

Выполнение реверсивного устройства с кольцевыми упругими элементами позволяет обеспечить герметичность реверсивного устройства на режимах прямой тяги, что повышает экономичность газотурбинного двигателя.

При Н/L<1,01 возможен контакт подвижного силового кольца реверсивного устройства с внешней обечайкой сопла наружного контура на режимах реверсирования, а при Н/L>1,1 возрастают осевые габариты сопла наружного контура.

На фигуре 1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя, на фиг.2 - продольный разрез газотурбинного двигателя во время регламентных работ с открытым доступом к расположенным вокруг газогенератора агрегатам и к коробке приводов. На фиг.3 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, на фиг.4 - сечение А-А на фиг.2.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из вентилятора 2 с каналом наружного контура 3 и из газогенератора 4, под обтекателем 5 которого расположены установленная на газогенераторе 4 односторонняя коробка приводов 6 с приводными агрегатами 7, направленными в сторону сопла 8 канала наружного контура 3. На наружном кольце 9 спрямляющего аппарата 10 вентилятора 2 зафиксировано реверсивное устройство 11, ниже по потоку которого расположено сопло 8 наружного контура, образованное двойной внешней обечайкой 12 и внутренней обечайкой 13, являющейся продолжением обтекателя 5 газогенератора 4.

Внешняя 12 и внутренняя 13 обечайки сопла 8 соединены между собой верхним обтекателем 14, причем обечайки 12 и 13, а также обтекатель 14 выполнены с вертикальным осевым разъемом 15 и состоят из 2-х симметричных относительно вертикальной оси половинок 16 и 17, шарнирами 18 и 19 закрепленных на пилоне 20 с возможностью распахивания из положения 21 в положение 22 для доступа к агрегатам 7 и к коробке 6 во время проведения регламентных работ по техническому обслуживанию двигателя 1.

Для обеспечения более удобного доступа к агрегатам 7 и к коробке приводов 6, обтекатель 5 газогенератора 4 с внешней стороны от коробки 6 и агрегатов 7 выполнен в виде сегментов 23, шарнирами 24 закрепленных на газогенераторе 4, с возможностью поворота сегментов 23 в положение 25.

На режимах реверсирования подвижное силовое кольцо 26 реверсивного устройства 11 перемещается из положения 26 в положение 27 и для исключения контакта кольца 26 с внешней обечайкой 12 сопла 8 обечайка 12 выполнена с кольцевой осевой полостью 28, обращенной в сторону реверсивного устройства 11.

Для обеспечения полной герметичности реверсивного устройства 11 на режимах прямой тяги газотурбинного двигателя 1 реверсивное устройство 11 выполнено без осевых радиальных разъемов, т.е. нераспашным, а передний 29 и задний 30 упругие уплотнительные элементы выполнены кольцевыми.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе газотурбинного двигателя 1 высокой и сверхвысокой степени двухконтурности основная часть тяги создается воздухом наружного контура, при этом на режимах прямой тяги благодаря герметичности реверсивного устройства 11 паразитные утечки из канала наружного контура 3 равны нулю, что благоприятно сказывается на экономичности двигателя 1.

На режимах реверсирования силовое кольцо 26 свободно перемещается в положение 27 в кольцевой полости 28 обечайки 12.

При проведении регламентных работ двойная внешняя обечайка 12 совместно с внутренней обечайкой 13 распахиваются на шарнирах 18 и 19, при этом подпружиненные сегменты 23 обтекателя газогенератора устанавливаются в положение 25, открывая доступ к агрегатам 7, коробке приводов и к газогенератору 4.

Газотурбинный двигатель с агрегатами, установленными под обтекателем газогенератора, решетчатым реверсивным устройством и установленным ниже по потоку соплом канала наружного контура, отличающийся тем, что внешняя и внутренняя обечайки сопла выполнены с осевым разъемом в вертикальной плоскости, обтекатель газогенератора с внешней стороны от агрегатов выполнен из сегментов H/L=1,01-1,10,
где H - осевая длина воздушной полости во внешней обечайке сопла, обращенной к реверсивному устройству;
L - осевая длина решетки реверсивного устройства на входе, при этом реверсивное устройство выполнено с кольцевыми упругими элементами и не распашным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу торможения самолета и к двухконтурному турбовентиляторному двигателю для осуществления способа. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к устройству для открывания и закрывания створок гондолы. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя с боковым раскрытием створок. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к капоту гондолы для турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к конструкции гондолы. .

Изобретение относится к гондоле для турбореактивного авиадвигателя (ТРД), в хвосте которой имеется наружная конструкция, образующая вместе с соосной ей внутренней конструкцией, охватывающей заднюю по ходу потока часть ТРД, кольцевой канал воздушного потока, известный также как контур

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя (ТРД) с воздухозаборником, направляющим воздушный поток к вентилятору ТРД, и центральным отсеком, который охватывает указанный вентилятор и к которому прикреплен воздухозаборник

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к блокировочному устройству, содержащему по меньшей мере одну блокировочную систему, предназначенную для установки на первом подвижном элементе, и удерживающий элемент, предназначенный для установки на втором подвижном элементе, причем блокировочная система содержит первый крюк, выполненный с возможностью входить в зацепление с удерживающим элементом для замыкания блокировочного устройства

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству и способу управления питанием привода техобслуживания летательного аппарата от сети электропитания летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя

Изобретение относится к устройству управления приводами техобслуживания капотов гондолы турбореактивного двигателя летательного аппарата, а также к гондоле, снабженной таким устройством

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к узлу двигателя самолета с подвижной гондолой двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для турбореактивного двигателя летательного аппарата
Наверх