Высокоэкономичный способ работы двигателя внутреннего сгорания по циклу ерченко

Изобретение относится к области двигателестроения. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что цикл включает адиабатный процесс сжатия воздуха в цилиндре, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр, самовоспламеняется. Процесс горения происходит сначала при постоянном объеме, а остальная часть топлива сгорает при постоянном давлении. Затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении продуктов сгорания. После чего происходит отвод теплоты в окружающую среду по изохоре. Для достижения высокоэкономичной работы двигателя адиабатный процесс сжатия воздуха начинают с запаздыванием по отношению к началу движения поршня в такте сжатия, осуществляя для этого на участке от начала движения поршня в такте сжатия перепуск воздуха из цилиндра за его пределы по изобаре-изотерме. Для установления оптимального соотношения степени сжатия и суммарной степени расширения в процессах изобарного горения топлива и адиабатного расширения продуктов сгорания последовательно от режима к режиму увеличивают продолжительность перепуска воздуха в такте сжатия, сохраняя каждый раз величину степени сжатия неизменной. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к способам работы двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при создании новых высокоэкономичных двигателей различного назначения и, в частности для морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и в теплоэнергетике для привода электрогенераторов, а также оно может быть использовано при модернизации двигателей, находящихся в эксплуатации, для повышения их экономических показателей.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания по циклу Отто или циклу быстрого сгорания при постоянном объеме, включающему в себя процесс сжатия рабочей смеси по адиабате, в конце которого рабочая смесь воздуха с топливом воспламеняется от электрической искры и сгорает при постоянном объеме - по изохоре, что соответствует подводу теплоты, а затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении продуктов сгорания, после чего происходит отвод теплоты в окружающую среду по изохоре, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию новой порции рабочей смеси, и в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра [1].

Недостатком такого способа работы двигателя внутреннего сгорания является то, что в цилиндр при всасывании новой порции рабочей смеси и продувке цилиндра в последний подается готовая горючая смесь. Поэтому, в связи с указанным, предлагаемый способ повышения экономической эффективности в двигателях, работающих по циклу быстрого сгорания, не может быть осуществлен.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ работы двигателя внутреннего сгорания, который осуществляется в работающем с надувом или без надува четырехтактном или двухтактном двигателе, каждый из которых работает по циклу, включающему в себя адиабатный процесс сжатия воздуха в цилиндре двигателя, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр через форсунку, самовоспламеняется, а процесс горения топлива происходит сначала при постоянном объеме - по изохоре, а затем остальная часть топлива по мере поступления его из форсунки в цилиндр сгорает при постоянном давлении - изобаре, затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении продуктов сгорания, после чего происходит отвод теплоты в окружающую среду по изохоре, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию атмосферного воздуха или соответствующей в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра [1].

Недостатком такого способа работы является невозможность дальнейшего повышения экономической эффективности двигателя, работающего по вышеуказанному способу.

Задачей изобретения является создание способа работы двигателя внутреннего сгорания, использование которого обеспечивает дальнейшее повышение экономической эффективности работающего двигателя по отношению к достигнутому в настоящее время уровню его эффективности.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе работы двигателя внутреннего сгорания, который осуществляется в работающем с наддувом или без наддува в четырехтактном или двухтактном двигателе, каждый из которых работает по циклу, включающему в себя адиабатный процесс сжатия воздуха в цилиндре двигателя, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр через форсунку, самовоспламеняется, а процесс горения топлива происходит сначала при постоянном объеме - по изохоре, а затем остальная часть топлива по мере поступления его из форсунки в цилиндр сгорает при постоянном давлении - изобаре, затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении продуктов сгорания, после чего происходит отвод теплоты в окружающую среду по изохоре, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию атмосферного воздуха или соответствующей в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра, для достижения высокоэкономичной работы четырехтактного или двухтактного двигателя адиабатный процесс сжатия воздуха начинают с запаздыванием по отношению к началу движения поршня в такте сжатия, осуществляя для этого на участке от начала движения поршня в такте сжатия до начала процесса адиабатного сжатия перепуск воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме, когда давление и температура воздуха внутри цилиндра двигателя на указанном участке движения поршня остаются неизменными, а степень сжатия вследствие наличия вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя оказывается меньше суммарной степени расширения в процессах изобарного горения топлива и адиабатного расширения продуктов сгорания, что в рассматриваемом случае в сравнении со способом работы двигателя-прототипа, работающим по циклу без вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия, приводит при прочих равных условиях совершения цикла рабочим телом, вне зависимости от его массы, находящейся в цилиндре при совершении цикла, к увеличению глубины расширения продуктов сгорания, увеличению удельной работы, совершаемой рабочим телом, при одном и том же количестве удельной теплоты, подводимой к последнему при сгорании топлива и одинаковой степени сжатия, в сравниваемых циклах, а следовательно, и к увеличению коэффициента полезного действия двигателя, а для установления оптимального соотношения степени сжатия и суммарной степени расширения в процессах изобарного горения топлива и адиабатного расширения продуктов сгорания, при котором достигается высокоэкономичная работа двигателя и соблюдаются требования, обеспечивающие его надежную работу, последовательно от режима к режиму увеличивают на заданную величину продолжительность перепуска воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме в такте сжатия, которая определяется величиной приращения хода поршня в условном "процессе" вышеуказанного перепуска воздуха и отсчитываемую по углу поворота коленчатого вала двигателя, сохраняя каждый раз величину степени сжатия неизменной, а выполнение условия изменения продолжительности вышеуказанного перепуска воздуха в такте сжатия путем изменения по углу поворота коленчатого вала момента закрытия впускного клапана четырехтактного двигателя или клапана, устанавливаемого в крышке цилиндра двухтактного двигателя, для перепуска воздуха в вышеуказанном такте, роль которого в двухтактных двигателях с прямоточной клапанно-щелевой продувкой выполняет выпускной клапан, достигается за счет использования набора кулачковых шайб различного профиля, поочередно устанавливаемых на распределительном валу привода вышеуказанных клапанов в соответствии с заданным режимом работы двигателя, а сохранение неизменной степени сжатия на каждом из задаваемых режимов работы двигателя достигается, например, за счет использования поршня с отъемной головкой, позволяющей в соответствии с выбранным режимом устанавливать проставку между последним и тронком поршня требуемой высоты, при этом на каждом из устанавливаемых режимов работы двигателя выполняются измерения мощности, развиваемой двигателем, максимального давления в цилиндре последнего, расхода топлива, температуры выхлопных газов на выходе из цилиндра, продолжительности перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия по углу поворота коленчатого вала, и выполняется анализ состава выхлопных газов, после чего расчетным путем определяется удельный расход топлива и на основе сравнения полученных результатов устанавливается оптимальное соотношение вышеуказанных степени сжатия и суммарной степени расширения, обеспечивающее высокий коэффициент полезного действия двигателя и его надежную работу.

Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с аналогом и прототипом позволяет сделать вывод о наличии новых отличительных признаков, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна".

В известных науке и технике решениях нами не обнаружены совокупности отличительных признаков заявляемого решения, проявляющих аналогичные свойства и позволяющих достичь указанный в цели изобретения результат, следовательно, решение соответствует критерию изобретения "существенные отличия".

На фиг.1 представлен теоретический цикл двигателя внутреннего сгорания с перепуском воздуха в такте сжатия в p, v-диаграмме; на фиг.2 - теоретический цикл двигателя внутреннего сгорания с перепуском воздуха в такте сжатия в T, s-диаграмме; на фиг.3 - теоретический цикл двигателя внутреннего сгорания с перепуском воздуха в такте сжатия и адиабатным сжатием обогащенного кислородом воздуха; на фиг.4 - схема установки вихревого устройства для разделения сред во всасывающий или продувочный тракт двигателя; на фиг.5 - схема установки вихревого устройства для разделения сред во всасывающий или продувочный тракт двигателя.

В высокоэкономичном способе работы двигателя внутреннего сгорания по циклу Ерченко, осуществляемом в работающем с наддувом или без наддува четырехтактном или двухтактном двигателе, каждый из которых работает по циклу (фиг.1, 2), включающему в себя адиабатный процесс 1-2 сжатия воздуха в цилиндре двигателя, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр через форсунку, самовоспламеняется, а процесс горения топлива происходит сначала при постоянном объеме - по изохоре 2-3, а затем остальная часть топлива по мере поступления его из форсунки в цилиндр сгорает при постоянном давлении - изобаре 3-4, затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении 4-5 продуктов сгорания, после чего происходит отвод теплоты q2 в окружающую среду по изохоре 5-6, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию атмосферного воздуха или соответствующей в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра, для достижения высокоэкономичной работы четырехтактного или двухтактного двигателя адиабатный процесс сжатия 1-2 воздуха начинают с запаздыванием по отношению к началу движения поршня в такте сжатия, осуществляя для этого на участке от начала движения поршня в такте сжатия до начала процесса адиабатного сжатия перепуск воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме 6-1, когда давление и температура воздуха внутри цилиндра двигателя на указанном участке движения поршня остаются неизменными, а степень сжатия ε вследствие наличия вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя оказывается меньше суммарной степени расширения ρ в процессах изобарного горения топлива ρp и адиабатного расширения ρs продуктов сгорания, что в рассматриваемом случае в сравнении со способом работы двигателя-прототипа, работающим по циклу без вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия, приводит при прочих равных условиях совершения цикла рабочим телом, вне зависимости от его массы, находящейся в цилиндре при совершении цикла, к увеличению глубины расширения продуктов сгорания (p5<p5′), увеличению удельной работы lц, совершаемой рабочим телом, при одном и том же количестве удельной теплоты (), подводимой к последнему при сгорании топлива, и одинаковой степени сжатия ε, в сравниваемых циклах, а следовательно, и к увеличению коэффициента полезного действия ηt двигателя, а для установления оптимального соотношения степени сжатия ε и суммарной степени расширения ρ в процессах изобарного горения 3-4 топлива и адиабатного расширения 4-5 продуктов сгорания, при котором достигается высокоэкономичная работа двигателя и соблюдаются требования, обеспечивающие его надежную работу, последовательно от режима к режиму увеличивают на заданную величину продолжительность перепуска воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме 6-1 в такте сжатия, которая определяется величиной приращения хода поршня в условном "процессе" 6-1 вышеуказанного перепуска воздуха и отсчитываемую по углу поворота коленчатого вала двигателя, сохраняя каждый раз величину степени сжатия ε неизменной, а выполнение условия изменения продолжительности вышеуказанного перепуска воздуха в такте сжатия путем изменения по углу поворота коленчатого вала момента закрытия впускного клапана четырехтактного двигателя или клапана, устанавливаемого в крышке цилиндра двухтактного двигателя, для перепуска воздуха в вышеуказанном такте, роль которого в двухтактных двигателях с прямоточной клапанно-щелевой продувкой выполняет выпускной клапан, достигается за счет использования набора кулачковых шайб различного профиля, поочередно устанавливаемых на распределительном валу привода вышеуказанных клапанов в соответствии с заданным режимом работы двигателя, а сохранение неизменной степени сжатия ε на каждом из задаваемых режимов работы двигателя достигается, например, за счет использования поршня с отъемной головкой, позволяющей в соответствии с выбранным режимом устанавливать проставку между последним и тронком поршня требуемой высоты, при этом на каждом из устанавливаемых режимов работы двигателя выполняются измерения мощности, развиваемой двигателем, максимального давления p3 в цилиндре последнего, расхода топлива, температуры выхлопных газов T5 на выходе из цилиндра, продолжительности перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия по углу поворота коленчатого вала, и выполняется анализ состава выхлопных газов, после чего расчетным путем определяется удельный расход топлива gт и на основе сравнения полученных результатов устанавливается оптимальное соотношение вышеуказанных степени сжатия ε и суммарной степени расширения ρ, обеспечивающее высокий коэффициент полезного действия двигателя и его надежную работу.

При этом он может заключаться в том, что для увеличения удельной работы, совершаемой рабочим телом в цикле, и достижения при этом высокоэффективной работы двигателя, в процессе всасывания в четырехтактном двигателе или продувки в двухтактном двигателе в цилиндр подается воздух с повышенным содержанием кислорода O2, оптимальное процентное содержание которого в воздухе устанавливается опытным путем из условия обеспечения полного сгорания подаваемого в цилиндр топлива на номинальном режиме работы двигателя, на котором достигаются заданные максимальные значения давления p3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре двигателя (фиг.3), обеспечивающие надежную его работу, а для получения обогащенного кислородом воздуха используется, например, вихревое устройство 1 (фиг.4, 5) для разделения сред с неоднородным полем плотностей и с разной молекулярной массой компонентов, выполненное по патенту RU 2081355 С1, 10.06.1997, при этом для установления вышеуказанного оптимального процентного содержания кислорода O2 в подаваемом в цилиндр двигателя обогащенном им воздухе на начальном режиме работы двигателя при заданном процентном содержании кислорода O2 в воздухе постепенно увеличивают цикловую подачу топлива до начала неполного сгорания его в цилиндре двигателя, измеряя при этом максимальные значения давления p3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре двигателя и выполняя анализ состава выхлопных газов, затем производят дальнейшее увеличение на заданную величину процентного содержания кислорода O2 в воздухе, подаваемом в цилиндр работающего двигателя, и продолжают дальнейшее постепенное увеличение цикловой подачи топлива до момента наступления неполного его сгорания, выполняя при этом вышеперечисленные измерения и анализ состава выхлопных газов, и так продолжают до момента достижения заданных максимальных значений давления p3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре двигателя, обеспечивающих надежную его работу, при этом на достигнутом номинальном режиме работы двигателя измеряют мощность, развиваемую двигателем, расход топлива и расчетным путем определяют удельный расход топлива, коэффициент полезного действия двигателя и устанавливают оптимальное процентное содержание кислорода в подаваемом в цилиндр двигателя воздухе на номинальном режиме его работы.

Для реализации вышеуказанного высокоэкономичного способа работы двигателя внутреннего сгорания по циклу Ерченко, который осуществляется в работающем с наддувом или без наддува четырехтактном или двухтактном двигателе, устанавливают следующий порядок совершения в цикле процессов (фиг.1, 2). Указанный цикл включает в себя адиабатный процесс 1-2 сжатия воздуха в цилиндре двигателя, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр через форсунку, самовоспламеняется.

Процесс горения топлива происходит сначала при постоянном объеме - по изохоре 2-3, а затем остальная часть топлива по мере поступления его из форсунки в цилиндр сгорает при постоянном давлении - изобаре 3-4. Суммарное количество подводимой теплоты в изохорном и изобарном процессах (фиг.1). В диаграмме T, s (фиг.2) количество теплоты , подведенной в изохорном процессе 2-3, определяется площадью , а в изобарном процессе определяется площадью .

Затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении 4-5 продуктов сгорания (фиг.1, 2). По окончании рабочего хода происходит отвод теплоты q2 в окружающую среду по изохоре 5-6, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию атмосферного воздуха или соответствующей в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра. В диаграмме T,s (фиг.2) количество отводимой теплоты в изохорном процессе 5-6 определяется площадью q2=пл.563′4′5.

При этом для достижения высокоэкономичной работы четырехтактного или двухтактного двигателя адиабатный процесс сжатия 1-2 воздуха начинают с запаздыванием по отношению к началу движения поршня в такте сжатия. Для этого осуществляют на участке от начала движения поршня в такте сжатия (точка 6, фиг.1, 2) до начала процесса адиабатного сжатия (точка 1, фиг.1, 2) перепуск воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме 6-1, когда давление и температура воздуха внутри цилиндра двигателя на указанном участке движения поршня остаются неизменными.

Степень сжатия ε вследствие наличия вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя оказывается меньше суммарной степени расширения p в процессах изобарного горения топлива ρp и адиабатного расширения ρs продуктов сгорания.

Последнее (ρ>ε, где ρ=ρps) в рассматриваемом случае, в сравнении со способом работы двигателя-прототипа по циклу без вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия, приводит при прочих равных условиях совершения цикла рабочим телом, вне зависимости от его массы, находящейся в цилиндре при совершении цикла, к увеличению глубины расширения продуктов сгорания.

Из теоретического цикла 12345′ двигателя-прототипа, приведенного на фиг.1 и 2 соответственно в диаграммах p-v и T-s, это наглядно видно. Так, сравнивая рассматриваемый цикл с базовым циклом без перепуска воздуха на начальном участке такта сжатия при условии одинаковых массе рабочего тела, совершающего цикл, и степени сжатия ε, видим, что давление p5 в конце адиабатного расширения 4-5 продуктов сгорания в рассматриваемом цикле оказывается меньше давления p5′ в цикле двигателя-прототипа.

Вышеуказанное приводит к увеличению удельной работы lц, совершаемой рабочим телом в рассматриваемом цикле, по отношению к удельной работе l'ц, совершаемой рабочим телом в цикле без вышеуказанного перепуска воздуха в такте сжатия, при одном и том же количестве удельной теплоты (), подводимой к рабочему телу при сгорании топлива, и одинаковой степени сжатия ε, в сравниваемых циклах. Из диаграммы T,s видно, что пл.1234561>пл.12345′1. Указанные площади представляют собой количество теплоты, превращаемой в сравниваемых циклах в работу цикла.

Следовательно, термический коэффициент полезного действия ηt рассматриваемого цикла оказывается больше, чем цикла двигателя-прототипа, т.е.

, где ; ; .

Для установления оптимального соотношения степени сжатия ε и суммарной степени расширения ρ в процессах изобарного горения 3-4 топлива и адиабатного расширения 4-5 продуктов сгорания, при котором достигается высокоэкономичная работа двигателя и соблюдаются требования, обеспечивающие его надежную работу, последовательно от режима к режиму увеличивают на заданную величину продолжительность перепуска воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме 6-1 в такте сжатия. При этом увеличение продолжительности вышеуказанного перепуска воздуха определяют величиной приращения хода поршня в условном "процессе" 6-1 перепуска воздуха. Величину приращения хода поршня в "процессе" 6-1 отсчитывают по углу поворота коленчатого вала двигателя, сохраняя каждый раз величину степени сжатия ε неизменной.

При этом выполнение условия изменения продолжительности вышеуказанного перепуска воздуха в такте сжатия путем изменения по углу поворота коленчатого вала момента закрытия впускного клапана четырехтактного двигателя или клапана, устанавливаемого в крышке цилиндра двухтактного двигателя, для перепуска воздуха в вышеуказанном такте, роль которого в двухтактных двигателях с прямоточной клапанно-щелевой продувкой выполняет выпускной клапан, достигается за счет использования набора кулачковых шайб различного профиля. Последние поочередно устанавливают на распределительном валу привода вышеуказанных клапанов в соответствии с заданным режимом работы двигателя.

Сохранение неизменной степени сжатия ε на каждом из задаваемых режимов работы двигателя достигается, например, за счет использования поршня с отъемной головкой. Последнее позволяет в соответствии с выбранным режимом работы двигателя устанавливать проставку между отъемной головкой и тронком поршня требуемой высоты.

При этом на каждом из устанавливаемых режимов работы двигателя выполняются измерения мощности, развиваемой двигателем, максимального давления в цилиндре последнего, расхода топлива, температуры выхлопных газов T5 на выходе из цилиндра, продолжительности перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия по углу поворота коленчатого вала.

Методика выполнения перечисленных измерений в настоящее время хорошо освоена, средства для измерения выпускаются промышленностью и по этому дополнительных пояснений по этому вопросу не требуется.

На основе полученных данных расчетным путем определяется удельный расход топлива gт и на основе сравнения полученных результатов устанавливается оптимальное соотношение вышеуказанных степени сжатия ε и суммарной степени расширения ρ, обеспечивающее высокий коэффициент полезного действия двигателя и его надежную работу.

Для увеличения удельной работы, совершаемой рабочим телом в цикле, и достижения при этом высокоэффективной работы двигателя, в процессе всасывания в четырехтактном двигателе или продувки в двухтактном двигателе в цилиндр подают воздух с повышенным содержанием кислорода. При этом оптимальное процентное содержание кислорода в обогащенном им воздухе устанавливается опытным путем из условия обеспечения полного сгорания подаваемого в цилиндр топлива на номинальном режиме работы двигателя, на котором достигаются заданные максимальные значения давления р3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре последнего (фиг.3), при которых обеспечивается надежная его работа.

На фиг.3 приведен теоретический цикл 123456 двигателя с перепуском воздуха в такте сжатия и с повышенным содержанием кислорода в сжимаемом в цикле воздухе в диаграмме T, s. Совмещение в этой диаграмме T, s вышеуказанного цикла 123456 с аналогичным циклом, но в котором в процессе адиабатного сжатия в цилиндре сжимается обычный атмосферный воздух (цикл 123′4′5′6) наглядно показывает, что за счет сжигания большего количества топлива в первом цикле его удельная работа lц оказывается больше, чем во втором случае l′ц (пл.1234561>пл.123′4′5′61).

Необходимо отметить, что при модернизации двигателя, используя рассматриваемый способ повышения эффективности его работы, количество рабочего тела, совершающего рабочий цикл уменьшается и поэтому появляется вероятность того, что даже несмотря на увеличение удельной работы, получаемой при осуществлении цикла, мощность двигателя может оказаться меньшей, чем была до его модернизации. Поэтому благодаря подаче в цилиндр двигателя обогащенного кислородом воздуха его мощность можно поднять до номинальной за счет сжигания в цикле дополнительного количества топлива.

Для получения обогащенного кислородом атмосферного воздуха используется, например, вихревое устройство для разделения сред с неоднородным полем плотностей и с разной молекулярной массой компонентов, выполненное по патенту RU 2081355 С1, 10.06.1997. При этом необходимо отметить, что для обогащения кислородов атмосферного воздуха в вышеуказанном вихревом устройстве целесообразно его подачу внутрь последнего обеспечивать за счет использования для этого кинетической энергии ветра. В этом случае необходимо устройство располагать таким образом, чтобы его ось совпадала с направлением ветра, а его входное отверстие было расположено навстречу ветру.

Выходящий из вихревого устройства 1 обогащенный кислородом атмосферный воздух может напрямую подаваться во всасывающий или продувочный тракт 2 двигателя 3 (фиг.4). Кроме того, выходящий из вихревого устройства 1 обогащенный кислородом воздух может направляться в герметичную емкость 4, а из нее напрямую подаваться во всасывающий или продувочный тракт двигателя 3 (фиг.5). В последнем случае в герметичную емкость 4 обогащенный кислородом атмосферный воздух может подаваться одновременно из нескольких параллельно установленных вихревых устройств 1.

В качестве резервного устройства, обеспечивающего подачу в вихревое устройство воздуха для его обогащения кислородом, можно использовать приводной нагнетатель. Помимо этого, используя байпасный воздухопровод, атмосферный воздух при необходимости можно напрямую, минуя вихревое устройство, подавать во всасывающий или продувочный тракт двигателя.

Рассматриваемый цикл двигателя внутреннего сгорания с адиабатным сжатием обогащенного кислородом воздуха 123456 приведен в диаграмме T,s на фиг.3. В случае адиабатного сжатия с цикле обычного атмосферного воздуха при одинаковой степени сжатия ε с вышеприведенным циклом первый 123′4′5′6 оказывается вписанным в цикл 123456. Сравнивая оба эти цикла в T,s-диаграмме, видим, что удельная работа и коэффициент полезного действия при использовании обогащенного кислородом воздуха увеличиваются.

Для установления вышеуказанного оптимального процентного содержания кислорода в подаваемом в цилиндр двигателя обогащенном им воздухе на начальном режиме работы двигателя при заданном процентном содержании кислорода в воздухе постепенно увеличивают цикловую подачу топлива до начала неполного сгорания его в цилиндре двигателя. При этом измеряют максимальные значения давления p3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре двигателя и выполняют анализ состава выхлопных газов.

Затем производят дальнейшее увеличение на заданную величину процентного содержания кислорода в воздухе, подаваемом в цилиндр работающего двигателя, и продолжают дальнейшее постепенное увеличение цикловой подачи топлива до момента наступления неполного его сгорания. При этом выполняют вышеперечисленные измерения и анализ состава выхлопных газов, и так продолжают до момента достижения заданных максимальных значении давления p3 и температуры T4 рабочего тела в цилиндре двигателя, обеспечивающих надежную его работу.

На достигнутом номинальном режиме работы двигателя измеряют мощность, развиваемую двигателем, расход топлива и расчетным путем определяют удельный расход топлива, коэффициент полезного действия двигателя и устанавливают оптимальное процентное содержание кислорода в подаваемом в цилиндр двигателя воздухе на номинальном режиме его работы.

В общем случае использование обогащенного кислородом воздуха для увеличения мощности и повышения эффективности работы возможно в любом типе двигателя внутреннего сгорания.

Рассматриваемый способ высокоэкономичной работы двигателя внутреннего сгорания по циклу Ерченко позволяет достигать прироста коэффициента полезного действия на 5…10 и более процентов, что несомненно является важнейшим фактором для начала его широкого использования при создании новых высокоэкономичных двигателей внутреннего сгорания и модернизации таких двигателей, находящихся в эксплуатации.

Источники информации

1. Ерченко Г.Н. Законы термодинамики и циклы теплоэнергетических установок и двигателей: Учебное пособие. - СПб.: ПИМаш, 2006. - 148 с. (с.110-111).

2. Патент RU 2081355 C1, 10.06.1997.

1. Высокоэкономичный способ работы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что он осуществляется в работающем с наддувом или без наддува четырехтактном или двухтактном двигателе, каждый из которых работает по циклу, включающему в себя адиабатный процесс сжатия воздуха в цилиндре двигателя, в конце которого топливо, впрыскиваемое в цилиндр через форсунку, самовоспламеняется, а процесс горения топлива происходит сначала при постоянном объеме - по изохоре, а затем остальная часть топлива по мере поступления его из форсунки в цилиндр сгорает при постоянном давлении - изобаре, затем осуществляется рабочий ход при адиабатном расширении продуктов сгорания, после чего происходит отвод теплоты в окружающую среду по изохоре, соответствующей в четырехтактных двигателях выхлопу газов и всасыванию атмосферного воздуха или соответствующей в двухтактных двигателях выхлопу и продувке цилиндра, отличающийся тем, что для достижения высокоэкономичной работы четырехтактного или двухтактного двигателя адиабатный процесс сжатия воздуха начинают с запаздыванием по отношению к началу движения поршня в такте сжатия, осуществляя для этого на участке от начала движения поршня в такте сжатия до начала процесса адиабатного сжатия перепуск воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме, когда давление и температура воздуха внутри цилиндра двигателя на указанном участке движения поршня остаются неизменными, а степень сжатия вследствие наличия вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя оказывается меньше суммарной степени расширения в процессах изобарного горения топлива и адиабатного расширения продуктов сгорания, что в рассматриваемом случае в сравнении со способом работы двигателя-прототипа, работающего по циклу без вышеуказанного перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия, приводит при прочих равных условиях совершения цикла рабочим телом, вне зависимости от его массы, находящейся в цилиндре при совершении цикла, к увеличению глубины расширения продуктов сгорания, увеличению удельной работы, совершаемой рабочим телом, при одном и том же количестве удельной теплоты, подводимой к последнему при сгорании топлива, в сравниваемых циклах, а следовательно и к увеличению коэффициента полезного действия двигателя, а для установления оптимального соотношения степени сжатия и суммарной степени расширения в процессах изобарного горения топлива и адиабатного расширения продуктов сгорания, при котором достигается высокоэкономичная работа двигателя и соблюдаются требования, обеспечивающие его надежную работу, последовательно от режима к режиму увеличивают на заданную величину продолжительность перепуска воздуха из цилиндра двигателя за его пределы по изобаре-изотерме в такте сжатия, которая определяется величиной приращения хода поршня в условном "процессе" вышеуказанного перепуска воздуха и отсчитывается по углу поворота коленчатого вала двигателя, сохраняя каждый раз величину степени сжатия неизменной, а выполнение условия изменения продолжительности вышеуказанного перепуска воздуха в такте сжатия путем изменения по углу поворота коленчатого вала момента закрытия впускного клапана четырехтактного двигателя или клапана, устанавливаемого в крышке цилиндра двухтактного двигателя, для перепуска воздуха в вышеуказанном такте, роль которого в двухтактных двигателях с прямоточной клапанно-щелевой продувкой выполняет выпускной клапан, достигается за счет использования набора кулачковых шайб различного профиля, поочередно устанавливаемых на распределительном валу привода вышеуказанных клапанов в соответствии с заданным режимом работы двигателя, а сохранение неизменной степени сжатия на каждом из задаваемых режимов работы двигателя достигается, например, за счет использования поршня с отъемной головкой, позволяющей в соответствии с выбранным режимом устанавливать проставку между последним и тронком поршня требуемой высоты, при этом на каждом из устанавливаемых режимов работы двигателя выполняются измерения мощности, развиваемой двигателем, максимального давления в цилиндре последнего, расхода топлива, температуры выхлопных газов на выходе из цилиндра, продолжительности перепуска воздуха из цилиндра двигателя в такте сжатия по углу поворота коленчатого вала, и выполняется анализ состава выхлопных газов, после чего расчетным путем определяется удельный расход топлива и на основе сравнения полученных результатов, устанавливается оптимальное соотношение вышеуказанных степени сжатия и суммарной степени расширения, обеспечивающее высокий коэффициент полезного действия двигателя и его надежную работу.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения удельной работы, совершаемой рабочим телом в цикле, и достижения при этом высокоэффективной работы двигателя, в процессе всасывания в четырехтактном двигателе или продувки в двухтактном двигателе в цилиндр подается воздух с повышенным содержанием кислорода, оптимальное процентное содержание которого в воздухе устанавливается опытным путем из условия обеспечения полного сгорания подаваемого в цилиндр топлива на номинальном режиме работы двигателя, на котором достигаются заданные максимальные значения давления и температуры рабочего тела в цилиндре двигателя, обеспечивающие надежную его работу, а для получения обогащенного кислородом воздуха используется, например, вихревое устройство для разделения сред с неоднородным полем плотностей и с разной молекулярной массой компонентов, при этом для установления вышеуказанного оптимального процентного содержания кислорода в подаваемом в цилиндр двигателя обогащенном им воздухе на начальном режиме работы двигателя при заданном процентном содержании кислорода в воздухе постепенно увеличивают цикловую подачу топлива до начала неполного сгорания его в цилиндре двигателя, измеряя при этом максимальные значения давления и температуры рабочего тела в цилиндре двигателя и выполняя анализ состава выхлопных газов, затем производят дальнейшее увеличение на заданную величину процентного содержания кислорода в воздухе, подаваемом в цилиндр работающего двигателя, и продолжают дальнейшее постепенное увеличение цикловой подачи топлива до момента наступления неполного его сгорания, выполняя при этом вышеперечисленные измерения и анализ состава выхлопных газов, и так продолжают до момента достижения заданных максимальных значений давления и температуры рабочего тела в цилиндре двигателя, обеспечивающих надежную его работу, при этом на достигнутом номинальном режиме работы двигателя измеряют мощность, развиваемую двигателем, расход топлива и расчетным путем определяют удельный расход топлива, коэффициент полезного действия двигателя и устанавливают оптимальное процентное содержание кислорода в подаваемом в цилиндр двигателя воздухе на номинальном режиме его работы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания с камерой сгорания, имеющей переменный объем и управляемые впускные клапаны.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет улучшить организацию рабочего цикла в двигателе, повысить термический коэффициент полезного действия, уменьшить уровень шума и сократить выбросы вредных веществ с отработавшими газами.

Изобретение относится к способу получения механической работы при сгорании газа в двигателях внутреннего сгорания, а также к поршневым двигателям внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом для осуществления этого способа.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в различных транспортных средствах и в стационарных энергетических установках. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в создании всетопливных двухтактных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). .

Изобретение относится к энергомашиностроению и позволяет повысить термический КПД теплового двигателя. .

Изобретение может быть использовано для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное движение. Кривошипно-шатунный привод имеет раму, качающийся рычаг (1), неподвижно закрепленный на раме, кривошип (3), образующий выходную часть привода и неподвижно закрепленный на раме, и шатун (5), соединяющий кривошип (3) с качающимся рычагом (1). Шатун (5) шарнирно соединен с кривошипом (3) и с концом качающегося рычага (1), противоположным неподвижному креплению (2) качающегося рычага. Для привода кривошипа (3) предусмотрен первый цилиндр (12) с подвижным поршнем (13). Поршень (13) и качающийся рычаг (1) шарнирно соединены друг с другом посредством штока (14) для преобразования осевого перемещения поршня (13) в маятниковое движение качающегося рычага (1). Качающийся рычаг (1) имеет участок (8), удаленный от неподвижного крепления качающегося рычага (1) и наклоненный под постоянным углом в сторону шатуна (5). Качающийся рычаг (1) и шатун (5) образуют механизм шарнира коленчатого типа. Технический результат заключается в увеличении крутящего момента на кривошипе. 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Поршневое устройство (100) предназначено для двигателя внутреннего сгорания с дифференциальным ходом поршня. Двигатель внутреннего сгорания содержит один или более двухэлементных поршней, каждый из которых включает в себя первую часть поршня и вторую часть поршня, работающие в разных циклах. Поршневое устройство содержит элемент (110) рычага поршня, механически соединенный со второй частью поршня, и множество узлов кулачковых следящих устройств для управления работой второй части поршня. Кулачковые следящие устройства включают в себя множество кулачковых выступов (121a) и (121b) для поршня, множество пальцев (122a) и (122b) рокера, установленных с возможностью поворота, для кулачкового взаимодействия с кулачковыми выступами (121a) и (121b), и селективно отводимые и выдвигаемые оси (123a) и (123b) пальца рокера. Узлы кулачковых следящих устройств выполнены с возможностью селективного соединения с элементом (110) рычага поршня для управления работой второй части поршня. Раскрыты способ управления работой второй части поршня двигателя внутреннего сгорания и устройство поршневого механизма для двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении конструкции и снижении веса. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания с дифференциальным ходом поршня имеет вал двигателя и поршень, выполненный с возможностью возвратно-поступательного перемещения в камере цилиндра и содержащий внутреннюю часть поршня, шток поршня, соединенный на первом конце с упомянутой внутренней частью поршня, наружную часть поршня, которая служит в качестве носителя для упомянутой внутренней части поршня и соединена с упомянутым валом двигателя, причем упомянутая внутренняя часть поршня выполнена с возможностью работать по циклу, отличному от цикла наружной части поршня, и управляющий рычажный механизм, соединенный с упомянутым двигателем в точке крепления, причем упомянутый управляющий рычажный механизм соединен со вторым концом упомянутого штока поршня, определяя точку копирования, в котором упомянутый управляющий механизм направляет и определяет перемещение упомянутой точки копирования таким образом, что оно по существу выровнено с осью упомянутой камеры цилиндра. Техническим результатом является уменьшение напряжения и износа внутренней части поршня и стенки цилиндра. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям с переменным ходом поршня. Механизм для изменения длины хода поршня двигателя внутреннего сгорания в каждом цикле его работы содержит зубчатую передачу, включающую первое зубчатое колесо, установленное в корпусе двигателя без возможности вращения, и второе зубчатое колесо с зубьями, сформированными на его внутренней поверхности, причем второе зубчатое колесо находится в зацеплении с первым зубчатым колесом для обеспечения постоянной длины кривошипа и переменной длины эксцентрика, чтобы получить переменную длину хода поршня в полном цикле работы двигателя. Ориентацию кривошипа и эксцентрика относительно оси возвратно-поступательного движения поршня задают таким образом, чтобы кривошип и эксцентрик вместе обеспечивали положительный крутящий момент на коленчатом валу, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Также выборочно задают размеры и расположение зубчатой передачи таким образом, чтобы обеспечить заданное отношение длины эксцентрика к длине кривошипа. Техническим результатом является повышение выходного крутящего момента, выходной мощности, эффективности использования топлива, мощности на единицу рабочего объема и снижение уровня выбросов вредных веществ. 13 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение КПД двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель с воспламенением от сжатия и подводом теплоты при постоянном объеме выполнен с разделенными функциями парных цилиндров. В цилиндрах меньшего диаметра производят сжатие воздуха, а в цилиндрах большего диаметра производят расширение продуктов сгорания. При этом шейки коленчатого вала с приводом компрессорных поршней сдвигают вперед на 90 градусов, а сжатый воздух пропускают через промежуточные камеры сгорания с перепускными клапанами, в которые впрыскивают топливо, и осуществляют рабочий цикл. Компрессорный и рабочий цилиндры могут быть расположены оппозитно, а двигатель снабжен двумя коленчатыми валами, расположенными в одной плоскости и соединенными между собой моторными цепями через звездочки с регулируемыми муфтами опережения для регулирования фаз опережения подхода в верхнюю мертвую точку компрессорных поршней по отношению к расширительным для работы на разных типах тяжелого топлива. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, конкретно к поршневому устройству с возвратно-поступательным движением. Поршневое устройство (1) с возвратно-поступательным движением содержит картер (15) и коленчатый вал (2), который имеет шатунную шейку (4). Коленчатый вал (2) опирается на картер (15) и вращается вокруг оси (5). Устройство дополнительно содержит соединительный стержень (9), имеющий большой конец (8) и малый конец (10), поршень (11), присоединенный с возможностью вращения к малому концу (10), и кривошипный элемент (6), установленный с возможностью вращения на шатунной шейке (4). Кривошипный элемент (6) содержит подшипниковый блок (7), имеющий наружную окружную стенку, которая удерживает большой конец (8) соединительного стержня (9) так, что соединительный стержень (9) с возможностью вращения установлен на подшипниковом блоке (7) кривошипного элемента (6) с помощью своего большого конца (8). Кривошипный элемент (6) содержит зубчатое колесо (12), которое является наружным зубчатым колесом и находится в зацеплении, по меньшей мере, с промежуточным зубчатым колесом (13). Промежуточное зубчатое колесо (13) является наружным зубчатым колесом и находится в зацеплении со вспомогательным зубчатым колесом (14). Вспомогательное зубчатое колесо (14) является наружным зубчатым колесом и прикреплено к вспомогательному валу (16), который проходит концентрически через коленчатый вал (2). Коленчатый вал (2) и вспомогательный вал (16) расположены с возможностью вращения друг относительно друга. Техническим результатом является упрощение конструкции и уменьшение размеров устройства. 9 з.п. ф-лы, 26 ил.

Группа изобретений относится к области двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретений заключается в том, что обеспечивают смещение минимального и максимального объемов надпоршневой полости относительно верхней и нижней мертвых точек (ВМТ и НМТ), обеспечивая объем камеры сгорания, близкий к постоянному, на период перекрытия клапанов. При этом уменьшают надпоршневую полость при движении поршня от ВМТ к НМТ и увеличивают ее при прохождении поршнем НМТ и сохраняют это увеличение при дальнейшем его перемещении к ВМТ. Обеспечивают объем камеры сгорания, близкий к постоянному, на период процесса сгорания рабочей смеси и подвода тепла к рабочему органу. Для реализации способа размещают в цилиндре коаксиально наружный и внутренний поршни. Внутренний поршень шарнирно связан с верхней головкой центрального шатуна, а внешний поршень – с двумя боковыми шатунами. Каждый из шатунов своими нижними головками устанавливается на посадочные шейки кривошипа, при этом шейки под боковые шатуны выполнены соосно, а шейка под центральный шатун выполнена между ними со смещением по вылету и по углу поворота кривошипа против хода вращения коленчатого вала. КПД двигателя увеличивается за счет увеличения коэффициента наполнения цилиндров двигателя и улучшения процесса горения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания, включающему в себя многозвенный кривошипно-шатунный механизм и конкретно к несущей конструкции коленчатого вала и к ведущему валу в многозвенном кривошипно-шатунном механизме. Деталь (11) коренного подшипника коленчатого вала, имеющая пару металлических элементов (41) коренного подшипника, смазочное масло, направляющееся из масляной магистрали к внутренней кольцевой смазочной канавке (43) через цельный канал (33) для смазки и первое смазочное отверстие (42). Некоторая часть смазочного масла подается к детали (17) подшипника ведущего вала посредством второго смазочного отверстия (44) и канала (34) для смазки внутри крышки. Смазочное масло направляется от третьего смазочного отверстия (46) в паре металлических элементов (45) подшипника ведущего вала к внутренней кольцевой смазочной канавке (47). Смазочная канавка (43) в детали коренного подшипника коленчатого вала (11) действует так же как канал для смазки для подачи смазочного масла к детали (17) подшипника ведущего вала, обеспечивая, таким образом, простую конфигурацию. Техническим результатом является упрощение конфигурации канала для смазки. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх