Сигнальное средство спасателя и система оповещения

Изобретение относится к сигнальным системам, реагирующим на нежелательный или ненормальный режим работы. Технический результат заключается в увеличении надежности обнаружения (локализации) спасателя, нуждающегося в помощи, увеличении надежности доставки сигнала о необходимой помощи в экстремальных условиях. Такой результат достигается за счет того, что сигнальное средство спасателя, содержит устройство определения неподвижного состояния, связанное с блоком управления и питания, который связан с пеленгационным приемопередатчиком, с генератором узкополосного высокочастотного звукового сигнала с подключенной к нему сиреной, с устройством световой сигнализации, снабжено высокочастотным (ВЧ) приемопередатчиком и широкополосным звуковым генератором с подключенным к нему акустическим широкополосным динамиком, которые соединены с блоком управления и питания; система оповещения, содержит базовую приемопередающую станцию УВЧ радиодиапазона, выходы которой соединены со звуковой сиреной и с блоком индикаторов, связанную по радиоканалу с n-сигнальными средствами спасателя и с радиоканальным усройством персонального оповещения, снабженным механическим вибрационным генератором. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к сигнальным системам, реагирующим на нежелательный или ненормальный режим работы, охватывающим более чем одну из групп, в частности световые, акустические и радиосигналы.

Сигнальное средство предназначено для выдачи тревожных извещений, при отслеживании состояния, например, пожарных, которым требуется помощь.

Известно вспомогательное спасательное средство пожарных Drager FRT 1000 (Fire Rescue Transceiver) (www.draeger.com), включающее в себя устройство определения неподвижного состояния, пеленгационный приемопередатчик, устройства световой и звуковой индикаций. При определении неподвижности Drager формирует сигнал тревоги, передаваемый по радиоканалу, сопровождающийся включением светового сигнала и звуковой сирены.

Осуществление поиска пожарного в условиях экстремальной ситуации происходит при помощи всех трех перечисленных каналов оповещения.

Пеленгационный приемопередатчик излучает радиосигнал СВ диапазона, позволяющий при помощи другого приемника определить направление на передатчик. Дальность действия такой пары приемопередатчиков до 20....30 м.

При этом акустический сигнал тревоги, излучаемый звуковой сиреной является узкополосным и высокочастотным, что позволяет услышать его на расстояниях до 100 м в зависимости от шумовой обстановки на объекте.

Однако известно, что в замкнутом помещении определить точное местоположение высокочастотного узкополосного источника звука невозможно из-за эффектов реверберации. Увеличение звукового давления узкополосного источника приводит только к увеличению дальности, но не решает задачу локализации.

Кроме того, малая дальность действия пары носимых приемопередатчиков СВ диапазона не позволяет своевременно передать сигнал о помощи за пределы экстремальной зоны.

Известны радиоканальные системы сигнализации, позволяющие передавать указанные сигналы.

К таким системам относится сигнальное средство компании Lone Worker Alarm System. Diktron Developments LTD (www.diktron.com). Указанное средство содержит передающее устройство - DSX-TX и приемное устройство - DSX-RX. Устройство DSX-ТХ применяется в тех местах, где пользователь работает один. Данный прибор автоматически издает тревожный сигнал и передает свою идентификацию приемному устройству в случае, если спасатель нуждается в помощи. Система работает в УВЧ диапазоне, что обеспечивает доставку сигналов от передатчиков к приемнику. В систему к одному базовому приемнику DSX-RX может быть приписано до 16-ти передатчиков DSX-TX. Данное спасательное средство взято нами за прототип.

Однако задача поиска и локализации источника сигнала решается только посредством звуковой моногармонической сирены, которая включается в передающем устройстве DSX-TX одновременно с тревожным радиосигналом.

Другим недостатком системы является необходимость постоянного присутствия оператора возле приемной станции DSX-RX, что в условиях экстремальной ситуации не может быть гарантированно обеспечено, например, в случае установки DSX-RX в пожарный автомобиль.

Решение задачи локализации источника звука упрощается с увеличением спектра звукового сигнала. Такой мультичастотный звук, известный также как «белый шум», быстро локализуется человеком и поэтому применяется в системах эвакуации людей. Например, известны технические средства оповещения о пожаре, используемые для определения на слух направления на эвакуационный выход. К таким оповещателям, например, относится устройство PF24V Exit Point производства System Sensor (www.systemsensor.ru). Такие звуковые указатели не заменяют традиционные звуковые (узкополосные) и световые оповещатели, а применяются совместно с ними. При этом узкополосные сигналы практически не мешают локализации источников широкополосных сигналов.

Технической задачей, на решение которой направлена данная полезная модель, является повышение надежности:

- оповещения о необходимой помощи спасателю, снабженному спасательным средством,

- локализации местонахождения спасателя.

Эта задача решена тем, что сигнальное средство спасателя, содержащее устройство определения неподвижного состояния, связанное с блоком управления и питания, который связан с пеленгационным приемопередатчиком, с генератором узкополосного высокочастотного звукового сигнала с подключенной к нему сиреной, с устройством световой сигнализации, снабжено высокочастотным (ВЧ) приемопередатчиком и широкополосным звуковым генератором с подключенным к нему акустическим широкополосным динамиком, которые соединены с блоком управления и питания.

Система оповещения содержит базовую приемопередающую станцию ультравысокочастотного (УВЧ) радиодиапазона, выходы которой соединены со звуковой сиреной и с блоком индикаторов, связанную по радиоканалу с n-сигнальными средствами спасателя и с радиоканальным усройством персонального оповещения, снабженным механическим вибрационным генератором.

Сущность полезной модели пояснена чертежом, где на

Фиг.1 представлена блок-схема сигнального средства спасателя,

Фиг.2 представлена блок-схема системы оповещения.

Сигнальное средство спасателя (фиг.1) содержит устройство определения неподвижного состояния (датчика движения) 1, которое соединен с блоком управления и питания 2, который соединен с пеленгационным приемопередатчиком 3, с ВЧ приемопередатчиком 4, с генератором узкополосного высокочастотного звукового сигнала с подключенной к нему сиреной 5, с широкополосным звуковым генератором 6 с подключенным к нему акустическим широкополосным динамиком и с устройством световой сигнализации 7.

Система оповещения Фиг.2 включает в себя базовую приемопередающую станцию УВЧ радиодиапазона 8, которая соединена со звуковой сиреной 9 и с блоками индикаторов 10. По радиоканалу базовая станция 8 связана с набором от 1 до n индивидуальных сигнальных средств спасателя 11, которые предварительно запрограммированы в систему оповещения, и с радиоканальным устройством персонального оповещения (УПО) 12, которое снабжено механическим вибрационным генератором.

Работа сигнального средства спасателя происходит в следующих режимах.

Каждое сигнальное средство спасателя имеет следующие режимы работы: «Выключен», «Дежурный режим», «Предупреждение», «Тревога».

Переход в «Дежурный режим» (и обратный переход, т.е. выключение) осуществляется либо нажатием клавиши управления (КУ) на самом средстве (на блок-схеме не показана), либо автоматически при отключении сигнального средства от устройства для зарядки батареи питания.

«Дежурный режим». Блок управления и питания (2) анализирует сигнал с устройства определения неподвижного состояния (1). Отсутствие сигнала в течение некоторого интервала времени (например, 15с) переводит средство в режим «Предупреждение».

Режим «Предупреждение». Генерируются короткие звуковые сигналы блоком (5). Если в течение некоторого интервала времени (например, 30 с) с момента начала «Предупреждения» появится сигнал о движении с устройства 1, то произойдет возвращение в «Дежурный режим». В противном случае, происходит автоматический переход в режим «Тревога».

Переход как из «Дежурного режима», так и режима «Предупреждение» в режим «Тревога» возможен и ручным способом, осуществляемым нажатием КУ.

Режим «Тревога». Осуществляется выдача тревожного извещения по ВЧ радиоканалу посредством блока (4) и/или по СВ радиоканалу посредством блока (3). Блок (7) генерирует световые вспышки. Блоки (5) и (6) попеременно генерируют звуковые сигналы - соответственно узкополосный высокочастотный и «белого шума». Для отключения из режима «Тревоги» с переходом в «Дежурный режим» используется КУ.

Работа системы оповещения происходит следующим образом.

Базовая станция (8) с подключенными блоками индикации (10) и звуковыми сиренами (9) размещена на транспортном средстве (например, пожарном автомобиле, мобильном центре спасателей). Блок радиоканального УПО 12 размещается на теле, например на руке в виде браслета или на груди в виде кулона дежурного спасателя, пожарного или водителя, находящегося на расстоянии в пределах прямой видимости от базовой станции, примерно 100 м.

При поступлении на базовую станцию УВЧ радиосигнала «Тревога» от одного из сигнальных средств спасателя:

- включаются звуковые сирены (9);

- на блоках индикации (10) высвечивается номер сигнального средства (11), от которого поступил сигнал «Тревога»;

- происходит передача оповещения по радиоканалу на УПО (12), в котором включается вибромеханическое оповещение.

Таким образом, повышена надежность оповещения о необходимой помощи спасателю и локализации местонахождения спасателя.

1. Сигнальное средство спасателя, содержащее устройство определения неподвижного состояния, связанное с блоком управления и питания, который связан с пеленгационным приемопередатчиком, с генератором узкополосного высокочастотного звукового сигнала с подключенной к нему сиреной, с устройством световой сигнализации, отличающееся тем, что оно снабжено высокочастотным (ВЧ) приемопередатчиком и широкополосным звуковым генератором с подключенным к нему акустическим широкополосным динамиком, которые соединены с блоком управления и питания.

2. Система оповещения, содержащая базовую приемопередающую станцию ультравысокочастотного (УВЧ) радиодиапазона, выходы которой соединены со звуковой сиреной и с блоком индикаторов, связанную по радиоканалу с n-сигнальными средствами спасателя и с радиоканальным устройством персонального оповещения, снабженным механическим вибрационным генератором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области пожарной безопасности и может быть использовано для обнаружения пожара на ранних стадиях тления и возгорания горючих материалов. .

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в охранной технике. .

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации и предназначено для использования при централизованной охране жилых помещений и офисов внутри зданий, домов и коттеджей в поселках, групп гаражей и автомобилей на стоянках.

Изобретение относится к технике контроля и тревожной сигнализации, и может быть использовано для оперативного контроля и управления транспортировкой экологически опасных грузов, промышленных и бытовых отходов в места складирования и переработки.

Изобретение относится к технике контроля и тревожной сигнализации и предназначено для использования при оперативном контроле и управлении транспортировкой особо важных и опасных грузов.

Изобретение относится к технике сигнализации, контроля, наблюдения и управления подвижными и стационарными объектами. .

Изобретение относится к системам для подачи сигналов тревоги о проникновении злоумышленников или о пожаре с беспроводной передачей информации на центральную станцию.

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки (ПЛ), находящейся в надводном положении, «сухим» способом. .

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки (ПЛ), находящейся в надводном положении, «сухим» способом. .

Изобретение относится к спасению на воде, в частности к индивидуальным носимым спасательным плавучим средствам. .

Изобретение относится к области жизненных потребностей человека, а более конкретно - к способам и устройствам для спасения жизни людей, терпящих бедствие на море, в том числе - людей, катапультировавшихся с летательных аппаратов, и может быть использовано для поиска и спасения этих людей в сложных гидрометеорологических условиях - низкой облачности, тумане, в условиях полярной ночи, и при отсутствии у этих людей возможности определения своих координат, а также в условиях отсутствия прямой связи (радиосвязи) со спасателями.

Изобретение относится к устройствам спасения людей на море. .

Изобретение относится к устройствам спасения людей на море. .

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения человека. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к плавающим спасательным средствам. .

Изобретение относится к конструкциям индивидуальных автономных спасательных устройств, применяемых для спасения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций, способствующих тому, что человек вынужден оказаться в воде и находиться в ней длительное время
Наверх