Способ активизации воспоминаний

Изобретение относится к медицине, психотерапии и может быть использовано с целью облегчения воспоминаний реальных психотравмирующих событий. Для достижения психоэмоциональной релаксации пациенту предлагают принять удобную расслабленную позу и сосредоточиться на ощущениях внутреннего спокойствия, тяжести в руках. Готовность пациента к воспроизведению представлений оценивают по амплитуде и скорости наступления идеомоторной реакции движения маятника в его руке. После успешной реализации этого задания переходят к направленной визуализации воспоминаний, напрямую связанных с обстоятельствами, вызвавшими ранее стрессовую реакцию. Для активизации воспоминаний пациенту предлагают представить белый экран и, мысленно переносясь в день, когда произошло происшествие, постараться наложить полученные зрительные воспоминания на представляемый белый экран, удерживая внимание на интересующих событиях и представляя фокус внимания в виде объектива кинокамеры, избирательно направленного вовне на окружающую пациента ситуацию или на его ощущения и переживания, связанные с изучаемым событием. Способ позволяет достичь активизации воспоминаний и повысить степень готовности испытуемого к воспроизведению представлений, относящихся к пережитому им событию. 2 прим.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано с целью облегчения воспоминания реальных психотравмирующих событий.

В процессе оказания помощи пациентам со стрессовыми расстройствами врачи-психотерапевты в ряде случаев сталкиваются с необходимостью восстановления деталей психотравмирующих событий и обстоятельств с целью последующей их психотерапевтической проработки. При этом в случае особой эмоциональной значимости события возможность спонтанного воспроизведения данной информации пациентом блокируется по описанным ранее в психоаналитической литературе механизмам психологической защиты, включая вытеснение/подавление и рационализацию/интеллектуализацию. Для достижения общей релаксации создатель аутогенной тренировки И.Г.Шульц предложил вызывать физиологические сдвиги путем пассивной концентрации на зачатках ощущений, сопровождающих эти сдвиги. Поскольку расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести в них, он предложил для расслабления мышц пассивно концентрировать внимание на реальной тяжести тела.

Известен метод проведения углубленного опроса потерпевших и свидетелей, активно применяемый полицией США, когда задаются вопросы, помогающие ассоциативно припомнить некоторые факты (Воробьев И.А., Князев В.В., 2005). В качестве плюса можно рассматривать отсутствие выраженного стороннего влияния на психику человека. В результате воспоминания носят сравнительно достоверный характер. Однако получение диагностически ценной информации в ряде случаев может быть затруднено в силу отсутствия предварительного психоэмоционального расслабления пациента и возможного включения защитных механизмов вытеснения/подавления.

Известен метод опроса на фоне амитал-кофеинового растормаживания (Г.Я.Авруцкий, А.А.Недува, 1981). Для этого подкожно вводят 0,2 г (1 мл 20% раствора или 2 мл 10% раствора) кофеина и через 5 мин внутривенно раствор барбитурата (амитала-натрия). Пациент впадает в состояние эйфории, повышенной речевой и двигательной активности. Он охотнее отвечает на вопросы, ведет себя непринужденно, благодушно. При этом создаются условия для воспроизведения вытесненной ранее стрессогенной информации. Недостатками данного метода являются повышенные требования безопасности в связи с применением сильнодействующего препарата, ограниченность применения в амбулаторной практике, риск развития химической зависимости, трудности с фокусировкой внимания испытуемого на важных для психотерапевта деталях.

Наиболее близким к заявленному способу является метод гипнорепродукции, т.е. метод активизации воспоминаний целенаправленными внушениями в гипнозе. При этом обязательным компонентом и залогом успеха гипнорепродукции является сам факт пребывания пациента в гипнотическом трансе той или иной глубины (Л.П.Гримак, 1997). Основным механизмом психологического взаимодействия, используемым на этапах применения гипнорепродукции, является использование гипнотически измененных состояний сознания, возникающих в результате гипнотической индукции. Природа названного состояния позволяет осуществившему гипнотическую индукцию специалисту обращаться непосредственно к бессознательному, получая доступ к содержащимся там (вытесненным) воспоминаниям, конфликтным переживаниям, эмоциям и т.п. Этот материал может впоследствии включаться в сферу сознания и подвергаться психологической переработке. Анализ теоретических возможностей и опыта использования метода гипнорепродукции позволяет сделать вывод, что недостатками гипнотического воздействия являются:

- необходимость обязательного наведения гипнотического транса, что ограничивает применение метода гипнорепродукции у пациентов, плохо поддающихся гипнотизации;

- необходимость предварительного профессионального обучения и сертификации специалиста, применяющего метод гипнорепродукции, что увеличивает себестоимость метода и ограничивает его широкое тиражирование;

- возможность развития гипномании, болезненного пристрастия к гипнотизации;

- возможность непроизвольного внушения пациенту некой информации в гипнотическом трансе, причем, выйдя из состояния гипноза, он будет искренне верить, что было именно так;

- широко распространенное среди населения негативное отношение к гипнозу и нежелание некоторых пациентов подвергаться гипнотизации, связанное с отрицательным отношением к данному психотерапевтическому методу.

В отличие от вышеприведенных способов в основе заявленного СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ ВОСПОМИНАНИЙ лежит способность испытуемого вызывать и фиксировать в фокусе внимания представления, связанные напрямую с воспроизводимым психотравмирующим событием или ситуацией. Вниманием называется направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях внешней или внутренней среды (окружающего мира). При этом отмечается и учитывается связь между уровнем глубины психоэмоционального расслабления, степенью способности концентрации внимания на деталях воспроизводимой информации и качеством репродуцируемой информации (Р.Д.Тукаев, 2006).

Предлагаемый способ направленной активизации воспоминаний позволяет обеспечить должный уровень активности внимания испытуемого на фоне общего психоэмоционального расслабления без обязательного вхождения в гипнотический транс. В отличие от гипнорепродукционного опроса не отключается интеллектуальная сфера (И.С.Павлов, 2003), что позволяет пациенту осознавать, что он делает и где находится. Это способствует более достоверному воспроизведению необходимой психотерапевтической информации на фоне дезактуализации механизмов психологической защиты вытеснения/подавления. Также отсутствует риск возникновения гипноманических тенденций. Специальная профессиональная переподготовка специалистов в данном случае также не требуется. Именно такой подход позволяет получать дополнительную информацию о психотравмирующем событии и обладает значительными преимуществами по сравнению с вышеперечисленными способами активизации воспоминаний.

Техническим результатом изобретения является повышение степени готовности испытуемого к воспроизведению представлений, относящихся к пережитому им событию, за счет дезактуализации механизмов психологической защиты вытеснения/подавления и рационализации/интеллектуализации, возникающих вследствие возрастания психоэмоционального напряжения пациента при попытках обращения к психотравмирующим его воспоминаниям. Это достигается тем, что проводят предварительную психоэмоциональную релаксацию испытуемого и оценку готовности к воспроизведению заданных врачом представлений с помощью маятника. Затем последовательно фокусируют внимание испытуемого на деталях перенесенного психотравмирующего события по специально разработанной методике с целью получения дополнительной психотерапевтической информации.

С целью достижения необходимого уровня психоэмоциональной релаксации пациенту предлагается принять удобную и расслабленную позу и сосредоточиться на ощущении внутреннего спокойствия. Затем пациенту предлагается сосредоточиться на реальной тяжести правой, а затем и левой руки. Пассивное созерцание спокойствия и тяжести продолжается до тех пор, пока по мере общего психоэмоционального расслабления тяжесть и расслабление будут ощущаться и в других частях тела. Уже на данном этапе в ходе опроса врачом проводится предварительная оценка способности пациента фокусировать внимание на различных ощущениях и представлениях.

Попытки вербальной оценки качества своих представлений испытуемым в процессе диалога с врачом приводят к активизации абстрактного мышления и снижению уровня психоэмоциональной релаксации и качества представлений. В этой связи предлагается невербальный способ обратной связи между испытуемым и исследователем. Согласно А.Р.Лурия, поскольку собственные представления являются феноменами внутреннего мира испытуемого, недоступными непосредственному наблюдению, то единственным способом оценить их наличие и выраженность является соединение этих скрытых процессов с каким-нибудь одновременно протекающим и доступным для непосредственного наблюдения поведения, в котором появляющиеся представления находили бы себе отражение

В предлагаемом способе направленной активизации воспоминаний психотравмирующих событий на фоне психоэмоциональной релаксации для оценки степени готовности испытуемого к воспроизведению представлений, относящихся к пережитому им событию, используется выраженность идеомоторных реакций (неосознанных/невольных мышечных сокращений в ходе представления о движении), оцениваемая по заданным движениям маятника в руке испытуемого. При этом отмечается связь между яркостью и образностью представлений пациента о движении маятника в его руке и амплитудой и скоростью наступления оцениваемой идеомоторной реакции. Маятник представляет собой груз, подвешенный на тонкой нити. Рекомендуемый вес груза от 5 до 50 граммов, длина нити от 20 до 60 сантиметров.

Пациенту предлагается взять маятник в вытянутую перед собой и максимально разогнутую ведущую руку (правую для правшей, левую для левшей). Психотерапевт дает следующую установку: «Удерживайте Вашу руку с маятником на месте. Избегайте любых произвольных движений. При этом мысленно старайтесь зрительно представить, что маятник в Вашей руке начинает движение вперед-назад с нарастающей амплитудой». В случае правильного выполнения инструкции испытуемым начинается непроизвольное движение маятника, основанное на активизации предлагаемых к реализации зрительных и снижении активности процессов рационализации. При этом оценивается как время появления реакции, так и их направление и амплитуда. Движения маятника не происходит при отсутствии переключения активного внимания пациента с сознательного удерживания руки с маятником в неподвижном состоянии на реализацию предлагаемых врачом зрительных представлений. В случае начала движения маятника в соответствии с установкой, данной пациенту, для закрепления требуемого уровня реализации образных представлений испытуемому предлагается представить круговое движение маятника сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении с заданной амплитудой. После успешной реализации этого задания переходят к содержательной части получения информации о деталях психотравмирующего события, представляющей собой направленную активизацию представлений и визуализации воспоминаний, напрямую связанных с обстоятельствами, вызвавшими ранее стрессовую реакцию.

Содержательная часть начинается с предложения опрашиваемому лицу закрыть глаза и мысленно представить себе белый цвет. Фокусировка внимания на представлении - ощущении белого цвета, сопровождающаяся формулами «очищения» сознания от всего лишнего, постороннего, не относящегося к проводимым мероприятиям («…все сторонние мысли уходят, удаляются…», «…приятная расслабленность и покой…», «…лень и неохота ни о чем думать…», «…приятная отрешенность и покой…» и т.п.), позволяет создать базовый нейтральный фон для последующих формул внушения мысленного переноса во времени в интересующую ситуацию. В общих чертах формула переноса фокуса внимания звучит так: «…а теперь я прошу Вас мысленно перенестись в день, когда произошло данное происшествие и постараться мысленно представить интересующие нас события…». При этом фокус внимания опрашиваемого лица сравнивается с «лучиком фонарика», избирательно направленного вовне (на окружающую ситуацию) или внутрь себя (на свои ощущения, переживания и т.п.).

Эффективным способом визуализации является также прием кинокамеры, когда опрашиваемому лицу внушается представление о себе как об «операторе кинокамеры» или «телезрителе», который может мысленно настраивать фокус своей камеры (телевизора, видеомагнитофона и т.п.); от размытых очертаний происходящего до полной детализации, перемещая камеру от одного объекта к другому, от общего плана - к частностям, используя стоп-кадр для фиксации воображаемой картинки.

Все это время психотерапевт ведет диалог с опрашиваемым лицом, направляя и уточняя его действия. В ряде случаев мысленный возврат в психотравмирующую ситуацию может сопровождаться чрезмерно избыточной эмоциональной реакцией. Поэтому крайне важно с целью профилактики нежелательных аффективных состояний, мешающих дальнейшему проведению опроса, периодически вставлять формулы внушения покоя («…Вы спокойны, совершенно спокойны…») и эмоциональной отстраненности («…воспринимаете ситуацию спокойно, как будто сторонний наблюдатель…»).

Важно помнить, что с целью избегания наведенных самим психотерапевтом ответов все вопросы, касающиеся описания ситуации, должны задаваться в открытой форме с нейтральной интонацией, исключающей возможность внушения «желательной» информации.

Весь ход сеанса фиксируется на магнитный носитель (аудио или видео), что дает возможность избежать в последующем разночтений в описании происходящего.

Окончание сеанса производится с внушением приятного самочувствия, бодрости и энергии, возможности улучшить воспроизведение событий к следующему сеансу.

Способ иллюстрируется следующими конкретными клиническими примерами. Следует отметить, что способы гипнорепродукции и проведения углубленного опроса потерпевших и свидетелей, примененные ранее, результатов не дали.

Пример 1. Восстановление информации о психотравмирующих событиях при наличии амнезии психотравматического происхождения (характерна для свидетелей террористических актов и убийств, а также потерпевших - по всем категориям дел).

Иллюстрацией могут служить опросы Т. и Г. потерпевших по факту взрыва в результате террористического акта автобуса, в котором они находились. Оба получили осколочные ранения головы, корпуса, ног и находились в больнице по нескольку недель. Оба потерпевших имели желание помочь следствию, формально соглашаясь на опрос, но при этом имело место выраженное бессознательное сопротивление проводимому опросу, основой для которого являлся сильный страх перед воспроизводимыми в памяти событиями взрыва (психологическая защита вытеснением психотравмирующих обстоятельств). Кроме того, у обоих потерпевших после произошедшего с ними имелись такие симптомы, как сниженное, угнетенное настроение, пугливость при резких звуках, замкнутость, некоторая отгороженность в социальных контактах, нежелание выходить на улицу, страх перед поездкой в общественном транспорте. С указанными явлениями пострадавшие обратились за психотерапевтической помощью. Для преодоления психологической защиты в обоих случаях использовался способ направленной активизации воспоминаний на фоне психоэмоциональной релаксации.

Сначала пациентам было предложено принять удобную и расслабленную позу и сосредоточиться на ощущении внутреннего спокойствия. Затем предлагалось сосредоточиться на реальной тяжести правой, а затем и левой руки. Пассивное созерцание спокойствия и тяжести продолжалось до появления ощущения приятной тяжести и расслабления во всем теле. Это дало частичное временное (на момент проведения опроса) устранение напряжения, тревожности, достаточное для перехода к этапу диагностики выраженности идеомоторных реакций с помощью маятника с длиной нити 30 сантиметров и весом 25 граммов. После успешной реализации предлагаемого идеомоторного упражнения с маятником испытуемым предлагали сфокусировать внимание на представлении белого цвета, сопровождая это формулами «очищения» сознания от всего лишнего, постороннего, не относящегося к проводимым мероприятиям («…все сторонние мысли уходят, удаляются…», «…приятная расслабленность и покой…», «…лень и неохота ни о чем думать…», «…приятная отрешенность и покой…» и т.п.). После этого испытуемым было предложено мысленно перенестись во времени в ситуацию, вызвавшую психотравму. В результате было установлено, что Т. устанавливаемого человека не видел, так как его загораживали другие пассажиры. Он попал в область его бокового зрения лишь за несколько секунд до взрыва, создав ощущение присутствия и движения. В такой ситуации получение информации, достаточной, например, для составления словесного портрета устанавливаемого лица, невозможно, так как опрашиваемый ею просто не может обладать.

Г. видел неустановленное лицо в анфас (ориентировочно 1-3 секунды) и профиль (два раза по 2-4 секунды). Это дало основание полагать, что информация об этом человеке сохранилась у него в памяти и ее можно восстановить. В целом в ходе повторных опросов с использованием предлагаемой методики визуализации «прием кинокамеры», когда опрашиваемому лицу внушалось представление о себе как об «операторе кинокамеры» или «телезрителе», который может мысленно настраивать фокус своей камеры от размытых очертаний происходящего до полной детализации, перемещая камеру от одного объекта к другому, от общего плана - к частностям, используя стоп-кадр для фиксации воображаемой картинки, были получены следующие результаты воспоминания событий:

составлен подробный словесный портрет, включающий детальное описание лица и фигуры; подробное описание одежды (включая возможный размер);

выполнены рисованные фотокомпозиционные портреты в анфас и профиль (минимум 70% сходства), могущие использоваться в розыскных мероприятиях;

получено описание сумки, стоящей на коленях (включая надписи на ней);

ориентировочно (со слов и по ощущениям Г.) определен социальный статус устанавливаемого лица.

Пример 2. Восстановление информации о психотравмирующих событиях при наличии амнезии алкогольного происхождения (характерна для свидетелей, потерпевших, подозреваемых, находящихся в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения).

Сопутствующие обстоятельства: предшествующие неудачные попытки использования методов гипнорепродукции специалистами, повлекшие формирование у опрашиваемого ложных убеждений или уверенности в бесперспективности применения методов восстановления информации.

Иллюстрацией могут служить опросы Е. - свидетеля по факту убийства неустановленным лицом его дочери.

Гражданин Е. во время совершения другим лицом противоправного деяния находился в состоянии алкогольного опьянения. Это вызвало у него фрагментарную алкогольную амнезию по типу палимпсестов («лоскутная память»). Он помнил, как ехал на машине, как подсадил к себе неизвестного, и общую приблизительную последовательность развивающихся далее событий. Время, место, где подсадил неизвестного, его внешность и детали разговора Е. припомнить не мог. Однако он хорошо помнил, что во время разговора с неизвестным слушал определенную музыку (название песни установлено).

После последовательного применения рассмотренных ранее приемов психоэмоциональной релаксации и идеомоторной диагностики с помощью маятника в рамках предлагаемого способа было использовано проведение опроса с приемом «прокручивающейся вперед и назад видеопленки», «замедленной съемки», «стоп-кадра». При неоднократном повторении указанных приемов испытуемый Е. вспомнил детали одежды, внешности подозреваемого, разговор с ним, а также точную последовательность событий того дня, что позволило составить фотокомпозиционный портрет и восстановить детали разговора.

Степень детализации восстановления беседы можно продемонстрировать на следующем фрагменте:

«Машина останавливается. Неизвестный гражданин опирается левой рукой на крышу автомобиля. Правая рука в кармане. Одет в спортивный костюм темного цвета (темно-синий или черный), кроссовки темного цвета (Е. отчетливо помнит язычок кроссовок).

Неизвестный (Далее - Н.): Привет!

Е.: Здорово!

Н.: Далеко едешь?

Е.: За пивом.

Н.: До 9-го подвезешь?

Е.: Садись.

(Неизвестное лицо садится в машину, в это время Е. перематывает кассету на песню «Белые розы» группы «Кабриолет».)

Е.: Не на себе везти! (пауза). Хочу нажраться сегодня!

Н.: Я сегодня тоже отрываюсь - пришел с морей.

(Е. предлагает вино, отпивает сам, передает бутылку неизвестному. Неизвестный берет бутылку, отпивает. В это время машина ударяется днищем. Неизвестный передает бутылку Е. Е. отпивает и ставит ее в «консольку»).

Е.: Давай вместе пивка попьем. Я «забашляю».

Н.: У меня тоже деньги есть.

Н. Смотрит на дочь Е. и спрашивает: Твоя?

Е.: Да, моя любимая дочь.

(Машина ударяется днищем, Е. «матерится». Машина подъезжает и останавливается чуть дальше пивного ларька. Е. ищет мелкие купюры в портмоне, находит их, выходит из машины, закрывает дверь, на ходу кладет портмоне во внутренний карман ветровки, подходит к ларьку…».

Таким образом, предлагаемый способ позволяет достичь нужной степени активизации воспоминаний о психотравмирующих событиях с высоким уровнем детализации изучаемых событий и может быть использован как в ходе психотерапевтической работы с психотравмирующими ситуациями, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий и в прочих случаях, когда необходимо облегчить воспроизведение воспоминаний психотравмирующих событий.

Способ не требует сложного и дорогостоящего оборудования и может применяться практически в любых условиях, включая полевые обследования свидетелей и потерпевших.

Источники информации

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных (Руководство для врачей), Москва, «Медицина», 1981.

2. Воробьев И.А., Князев В.В. Нетрадиционные формы расследования преступлений. / Полиция и борьба с преступностью за рубежом. - М., 2005. С.64.

3. Егоров Б.Е. Некоторые психоаналитические понятия в современной трактовке российского клинического психоанализа. // Вестник последипломного медицинского образования. - М., 1998. С.16-20.

4. Л.П.Гримак. Гипноз и преступность. - Республика, 1997.

5. Исаева Л.М. Использование психологических методов в сфере уголовного судопроизводства. // Юридический консультант. 2005. №9. Исаева Л.М. Психологические методы. // Законность. 2007. №9.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.

7. Павлов И.С. Психотерапия в практике. М.: ПЕР СЭ, 2003.

8. Тукаев Р.Д. Гипномеханизмы и методы клинической гипнотерапии. Медицинское информационное агентство, Москва, 2006.

9. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.

10. Фрейд З.Я и Оно. // Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990, с.425-439.

Способ активизации воспоминаний психотравмирующих событий, включающий применение словесных формул психоэмоциональной релаксации, отличающийся тем, что применяют идеомоторный способ оценки готовности к визуализации воспоминаний без наведения гипнотического транса, для этого пациенту предлагают принять удобную расслабленную позу и сосредоточиться на ощущениях внутреннего спокойствия, тяжести в руках; пассивное созерцание спокойствия и тяжести продолжают до тех пор, пока тяжесть и расслабление будут ощущаться и в других частях тела, готовность пациента к воспроизведению представлений оценивают по амплитуде и скорости наступления идеомоторной реакции движения маятника в его руке, пациенту предлагают взять маятник в вытянутую перед собой и максимально разогнутую ведущую руку и удерживать руку с маятником на месте, избегая любых произвольных движений, при этом пациента просят зрительно представить, что маятник в его руке начинает движение вперед-назад с нарастающей амплитудой и ждут появления непроизвольного движения маятника, основанного на активизации предлагаемых к реализации зрительных представлений и снижении активности процессов рационализации, при этом оценивают время появления реакции, направление и амплитуду движения маятника, в случае начала движения маятника в соответствии с установкой, данной пациенту, для закрепления требуемого уровня реализации образных представлений пациенту предлагают представить круговое движение маятника сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении с заданной амплитудой, после успешной реализации этого задания переходят к направленной визуализации воспоминаний, напрямую связанных с психотравмирующим событием, для активизации воспоминаний пациенту предлагают представить белый экран и, мысленно переносясь в день, когда произошло происшествие, постараться наложить полученные зрительные воспоминания на представляемый белый экран, удерживая внимание на интересующих событиях и представляя фокус внимания в виде объектива кинокамеры, избирательно направленного вовне на окружающую пациента ситуацию или на его ощущения и переживания, связанные с изучаемым событием.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к психофизиологии, может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий легкой атлетикой, специализирующихся в многоборье.

Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и касается профилактики прогрессирования миопии. .
Изобретение относится к медицине, кардиологии и кардиохирургии и может быть использовано для психологической реабилитации пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС).

Изобретение относится к диагностике индивидуальных особенностей человека и может быть использовано для оценки профессиональной пригодности оператора, для контроля когнитивных (познавательных) функций учащихся в условиях информационной нагрузки, а также для ранней диагностики расстройств функции внимания.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии. .

Изобретение относится к области психологии труда, медицине и может быть использовано для мониторинга состояния оператора, тестирования испытуемого, определения с высокой вероятностью степени осознания предъявляемой информации.
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных с цереброваскулярной патологией.

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам и способам для воздействия на моторные автоматизмы человека. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике. .

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании. .

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, и может быть использовано в прогнозе лечения артериальной гипертонии у пожилых больных

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии
Изобретение относится к области психологии, психотерапии, а именно к способам психокоррекционного воздействия

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения полосы пропускания пространственно-частотного канала зрительной системы

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения полосы пропускания рецептивных полей нейронов зрительной системы

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для измерения разрешающей способности зрения по частоте световых мельканий

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасной эксплуатации сложных объектов и может быть использовано на транспорте, в энергетике и других областях для определения состояния оператора
Наверх