Исполнительный механизм

Исполнительный механизм может быть использован в областях машиностроения, в частности в космической технике для раскрытия посадочного устройства пилотируемого космического корабля. В корпусе размещается цилиндр и зубчато-реечный механизм. Внутри цилиндра установлен поршень со штоком. На конце штока выполнен буртик. Зубчато-реечный механизм включает в себя рейку и зубчатый сектор с выходным валом. Рейка и шток выполнены раздельно и соединяется между собой при помощи шарнирного соединения, которое выполнено в виде паза на конце рейки и буртика, который при сборке вставляется в паз. От поворота вокруг оси рейка фиксируется двумя винтами. Со стороны, противоположной зубчатой части, рейка своим продольным пазом устанавливается на опорный ролик, ось которого установлена в кронштейн, что исключает возможность смещения рейки в поперечном направлении. Между основанием кронштейна и корпусом устанавливается набор прокладок, с помощью которых можно регулировать подъем оси ролика, а следовательно, величину зазора в зубчато-реечной передаче. Техническим результатом является возможность устранения возможности перекосов в кинематической цепи, возникающих в передаче поршень-рейка-зубчатое колесо. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех областях, где необходимо осуществить поворот опоры на заданный угол, в частности в космической технике для раскрытия посадочного устройства пилотируемого транспортного космического корабля.

В качестве аналога данного изобретения принят исполнительный механизм, описанный в [1], который содержит корпус, установленный в корпусе вал с зубчатым колесом, размещенные в цилиндре поршень с рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, при этом рейка установлена радиально-подвижно относительно поршня и опирается не менее чем на два ролика, в поршне выполнен сквозной паз, параллельный продольной оси поршня, а рейка установлена в пазу. Недостатком является возможность появления момента сухого трения на торцах рейки в пазу поршня из-за перекоса рейки, возникающего от действия радиальных сил в зубчатом зацеплении при нагружении вала крутящим моментом, что вызывает дополнительную нагрузку на выходной вал механизма.

Наиболее близким к предложенному как функционально, так и по наибольшему числу общих существенных признаков является известный рычажно-зубчатый механизм балансировочной поршневой машины с рейкой, описанный в [2, стр.634] конструкция которого, однако, не лишена недостатков. Зубчатый сектор, установленный на валу, входит в зацепление с зубчатой рейкой штока поршневой машины, имеющей поршень со штоком и силовой цилиндр. Шток-рейка опирается на ролик, установленный в кронштейн и вращающийся вокруг неподвижной оси.

Недостатком является возможность износа зубьев зубчатой передачи и перекоса штока с поршнем из-за момента от радиальных сил, возникающих в зубчатом зацеплении.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности исполнительного механизма путем устранения возможности перекосов в кинематической цепи.

Технический результат достигается за счет того, что в исполнительном механизме, содержащем корпус, установленный в корпусе вал с зубчатым колесом, размещенные в цилиндре поршень со штоком и рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, опорный ролик, установленный в кронштейн, в отличие от известного, в нем рейка и шток связаны между собой при помощи шарнира, состоящего из буртика, расположенного на конце штока и размещенного в пазу, выполненном в рейке, при этом с двух сторон буртика в рейке установлены два винта, а в рейке со стороны, противоположной зубьям, выполнен продольный паз, сопрягаемый с опорным роликом, при этом зубчатое зацепление выполнено с регулируемым зазором за счет набора прокладок между кронштейном и корпусом.

Отличие заявляемого исполнительного механизма от механизма-прототипа в том, что рейка и шток выполнены раздельно и соединены с помощью шарнира, в рейке со стороны, противоположной зубьям, выполнен продольный паз, а зубчатое зацепление имеет регулируемый зазор.

Таким образом, благодаря данному техническому решению обеспечивается повышение надежности исполнительного механизма путем устранения возможности перекосов в кинематической цепи.

Осуществление заявленного технического решения поясняется с помощью чертежа исполнительного механизма. На чертеже цифрами обозначены:

1 - корпус;

2 - цилиндр;

3 - поршень;

4 - шток;

5 - рейка;

6 - шарнир;

7 - зубчатый сектор;

8 - вал;

9 - опорный ролик;

10 - впускное отверстие;

11 - выпускное отверстие;

12 - прокладки;

13 - винт.

В корпусе 1 размещается цилиндр 2 и зубчато-реечный механизм. Внутри цилиндра с впускным 10 и выпускным 11 отверстиями установлен поршень 3 со штоком 4. На конце штока выполнен буртик 6, вид которого показан в сечении А-А.

Зубчато-реечный механизм включает в себя рейку 5 и зубчатый сектор 7 с выходным валом 8. Рейка соединяется со штоком 4 при помощи шарнирного соединения, которое выполнено в виде паза на конце рейки и буртика 6, который при сборке вставляется в паз. От поворота вокруг оси рейка фиксируется двумя винтами 13. Со стороны, противоположной зубчатой части, рейка своим продольным пазом устанавливается на опорный ролик 9, ось которого установлена в кронштейн, что исключает возможность смещения рейки в поперечном направлении. Между основанием кронштейна и корпусом 1 устанавливаются прокладки 12, с помощью которых можно регулировать подъем оси ролика, а следовательно, величину зазора в зубчато-реечной передаче.

Рассмотрим работу исполнительного механизма.

При поступлении сжатого воздуха через впускное отверстие 10 поршень 3 перемещается от упора исходного положения цилиндра 2 до упора конечного положения, вытесняемый воздух выходит в выпускное отверстие 11. Через шарнирное соединение 6 поршень 3 взаимодействует с рейкой 5, которая при своем перемещении вращает зубчатый сектор 7, в результате чего вал 8 поворачивается на заданный угол, например 90°. Рейка своим продольным пазом опирается на ролик 9, ось которого установлена в кронштейне. Прокладки 12 между корпусом 2 и кронштейном обеспечивают требуемую величину зазора в зубчатом зацеплении. При возможном вращении рейки вокруг продольной оси угол поворота ограничивается винтами 13.

Усилия, возникающие при взаимодействии шестерни и рейки, компенсируются за счет подвижности шарнира и радиально-подвижного расположения рейки, что устраняет возможность перекоса в кинематической цепи и повышает надежность исполнительного механизма.

Литература

1. В.А.Кочергин, В.В.Чеканов. Описание к патенту «Исполнительный механизм». Заявка №4943478/29 от 07.06.1991.

2. И.И.Артоболевский. Механизмы в современной технике. Том II. Рычажные механизмы. М.: Наука, 1971.

Исполнительный механизм, содержащий корпус, установленный в корпусе вал с зубчатым колесом, размещенные в цилиндре поршень со штоком и рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, опорный ролик, установленный в кронштейн, отличающийся тем, что в нем рейка и шток связаны между собой при помощи шарнира, состоящего из буртика, расположенного на конце штока и размещенного в пазу, выполненном в рейке, при этом с двух сторон буртика в рейке установлены два винта, а в рейке со стороны, противоположной зубьям, выполнен продольный паз, сопрягаемый с опорным роликом, при этом зубчатое зацепление выполнено с регулируемым зазором за счет набора прокладок между кронштейном и корпусом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). .

Изобретение относится к подшипнику скольжения, в частности к подшипнику скольжения, применимому в качестве подвижной опоры для вала рулевой рейки в автомобиле с рулевым механизмом реечного типа.

Изобретение относится к зацеплению составных колес и может найти применение в цилиндрических и конических редукторах внешнего и внутреннего зацепления, а также в реечных передачах, обладающих высокой нагрузочной способностью.

Изобретение относится к зубчатым реечным передачам, преобразующим вращательное движение в поступательное и наоборот. .

Изобретение относится к рулевым механизмам колесных транспортных и тяговых машин, а также может найти применение в автомобилестроении, тракторостроении, станкостроении, приборостроении, производстве грузоподъемных машин, где необходимы механизмы с заданными закономерностями перемещения их отдельных исполнительных звеньев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах с поршневыми, ползунными и т.п. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчато-рычажным механизмам с рейкой, и может быть использовано, например, для привода механизмов долбежного станка, стеклоочистителя автомобиля, щеточного очистителя решет зерноочистительных машин, в машинах-автоматах и т.п.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, а также в насосах и компрессорах объемного типа.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям возвратно-поступательного движения во вращательное и обратно, и может применяться в поршневых двигателях, насосах, компрессорах и других устройствах.

Изобретение относится к гидродвитателям и может быть использовано в поворотных исполнительных механизмах. .

Изобретение относится к приводам механизмов изменения пространственного положения подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств. .

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами. .

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к объемному гидроприводу, и может быть использовано в качестве рабочего органа специального страховочного устройства с гидроприводом для электромагнитного захвата.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пневматическим устройствам автомобильного транспорта. .

Изобретение относится к устройствам преобразования поступательного движения поршня пневмогидроцилиндра во вращательное для использования его, преимущественно, в области арматуростроения в качестве привода к комбинированному запорному устройству, размещающемуся в общем корпусе и состоящему из совмещенных между собой продольно перемещающегося запорного органа клапана и поворотно перемещающегося запорного органа крана, обеспечивающему два хода рабочей среды с возможностью поочередного использования каждого из них и, при необходимости, одновременного перекрытия обоих ходов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение выходного вала.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотных исполнительных механизмах. .
Изобретение относится к машиностроению
Наверх