Способ обучения поворотам на горных лыжах и сноуборде и устройство для осуществления способа

Изобретение может быть использовано в процессе начального обучения управлению горными лыжами и сноубордом, в частности для обучения контролю скорости и выполнению карвинговых (резанных) поворотов. Способ включает расположение обучающего выше обучаемого по склону, их спуск и контроль при спуске обучающим за скоростью и движениями поворота обучаемого посредством натяжения правой и/или левой строп управления, соединенных с точками крепления на устройстве обучения повороту в виде пояса, зафиксированного на теле обучаемого в области тазобедренных суставов. Устройство для реализации способа содержит пояс и соединенные с устройством стропы управления. Устройство также включает ножные обхваты, соединенные с поясом посредством передней и задней поддержек и служащие для фиксации устройства в области тазобедренных суставов обучаемого. Заявленная группа изобретений позволяет повысить безопасность катания на горных лыжах или сноуборде, а также безопасность и эффективность процесса обучения посредством постоянного контроля обучающего за скоростью и движениями обучаемого. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение может быть использовано в процессе начального обучения управлению горными лыжами и сноубордом, в частности для обучения контролю скорости и выполнению карвинговых (резанных) поворотов.

Общеизвестна и нашла повсеместное применение традиционная методика обучения катанию на горных лыжах, при которой на первом (промежуточном) этапе нарабатывается уверенное безопасное нахождение на склоне, в процессе которого обучаемый находится на спуске в положении упора («плуга»), а на втором этапе нарабатывается собственно карвинговая техника катания. Первый этап предусматривает нахождение лыж в положении «носки вместе - пятки врозь», корпуса тела в задней стойке, при которой центр тяжести обучаемого смещен назад от перпендикуляра, проведенного к лыже через центр ботинка. Для движения по склону обучаемый уменьшает угол - расстояние межу пятками лыж, а для выполнения поворота переносит центр тяжести на левую или правую ногу. В качестве устройства для реализации такой методики нередко используют горнолыжные палки, одни концы которых держит обучаемый, а вторые - обучающий, находящийся ниже обучаемого по склону и контролирующий посредством палок положение обучаемого.

Основным недостатком такой методики является наработка мышечной памяти неправильного положения тела и выполнения поворота, в следствии чего у обучаемого формируется задняя стойка и «подшагивание» во время поворота, требующие, в дальнейшем, значительного количества времени и усилий для переучивания и наработки техники карвинговых (резанных) поворотов. Описанные недостатки вызваны тем, что при катании «плугом» положение тела обучаемого по своей биомеханике в корне отлично от основной стойки горнолыжника, в которой проходит резанный (карвинговый) поворот. Так, при выполнении поворота при катании «плугом» происходит попеременный перенос веса тела, при котором первоначально основная часть нагрузки воспринимается внешней (от центра поворота) лыжей на протяжении всего поворота, а для совершения поворота в другую сторону необходим перенос веса тела на вторую лыжу и одновременный подъем ноги для «подшагивания» внешней лыжей, в то время как карвинговый поворот происходит на обеих параллельно направленных лыжах на протяжении всего поворота. Кроме того, использование в процессе обучения горнолыжных палок вызывает смещение центра масс обучаемого назад (свал в заднюю стойку), а также несет опасность получения травм от острого конца палки.

В качестве наиболее близкого аналога заявленных решений может быть предложен способ обучения детей горным лыжам, описанный на сайте http://www.applerise.com/merchant2/merchant.mv?Screen=PROD&Store_Code=ARS&Product_Code=1404-LESH&Category_Code=, предполагающий использование фиксатора носков лыж для их стабильного положения в форме клина или плуга при одновременном размещении на поясе обучаемого ремня с закрепленными стропами, посредством которых обучающий, подтягивая левую или правую из строп, помогает войти обучаемому в режим поворота.

К числу основных недостатков данного способа также следует отнести наработку мышечной памяти неправильного положения тела и выполнения поворота, в результате чего формируется задняя стойка и подшагивание во время поворота - в процессе обучения обучаемый находится в задней стойке, а лыжи - в положении упора («плуг»). Кроме того, свалу в заднюю стойку способствует высокое крепление пояса на корпусе - выше центра оси сгибания тазобедренных суставов, что также препятствует наклону корпуса вперед, а выполнение устройства в виде поясного ремня способствует прокручиванию его на корпусе и, как следствие, не обеспечивает точную передачу усилий в область тазобедренных суставов со стороны обучающего.

Задача, решаемая при создании заявленных решений, состоит в возможности обучения технике катания на горных лыжах и сноуборде для освоения карвингового (резанного) поворота с первых уроков, при которых обучаемый сразу приобретает навыки техники такого поворота, сводя к минимуму необходимость предварительной физической и теоретической подготовки, при этом технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, сводится к повышению безопасности катания на горных лыжах или сноуборде, а также повышению безопасности и эффективности процесса обучения, посредством постоянного контроля обучающего за скоростью и движениями обучаемого.

Для достижения поставленного результата предлагается заявленный способ обучения поворотам на горных лыжах или сноуборде, включающий расположение обучающего выше обучаемого по склону, их спуск и контроль при спуске обучающим за скоростью и движениями поворота обучаемого посредством натяжения правой и/или левой строп управления, соединенных с точками крепления на устройстве обучения повороту в виде пояса, зафиксированного на теле обучаемого в области тазобедренных суставов.

Предпочтительные, но не обязательные варианты реализации способа предполагают фиксацию устройства обучения на теле обучаемого в области тазобедренных суставов посредством ножных обхватов, соединенных с поясом, а также то, что контроль скорости обучаемого и его местоположения на склоне посредством строп управления ведут для наработки техники карвингового поворота.

Для достижения поставленного результата предлагается устройство обучения поворотам на горных лыжах или сноуборде, содержащее пояс и соединенные с устройством стропы управления, дополнительно снабдить ножными обхватами, соединенными с поясом посредством передней и задней поддержек и служащими для фиксации устройства в области тазобедренных суставов обучаемого.

Вариант исполнения устройства предполагает соединение строп управления или с ножными обхватами, или с передней и задней поддержкой ножных обхватов, а также выполнение пояса, ножных обхватов и задних поддержек в виде ремней с быстроразъемными пряжками.

Изобретение иллюстрируется принципиальными схемами, показывающими положение обучающего и обучаемого, их принцип взаимодействия и место размещения устройства на теле обучаемого при обучении горным лыжам - фиг.1, сноуборду - фиг.2, а также вариантом устройства (пояс и ножные обхваты) - фиг.3.

Возможность достижения поставленного результата посредством заявленной группы решений обусловлена следующим.

В общем виде управление горными лыжами или сноубордом сводится к повторению двух сложно-координационных движений - «поворот направо» и «поворот налево». Поворот является основным элементом горнолыжной и сноубордической техники и применяется для контроля скорости, местоположения на склоне и торможения. Из существующих способов взаимодействия гонных лыж со снегом при повороте наиболее эффективным с точки зрения техники скорости и техники катания является карвинговое (резаное) скольжение, при котором лыжа или сноуборд, поставленные на кант, прогибаются и выписывают резанный поворот. Таким образом, эффективность и безопасность катания лежат в прямой зависимости от овладения техникой такого поворота и выработки и овладения соответствующими навыками. Заявленная группа решений в полной мере позволяет осуществить последнее, поскольку место фиксации устройства обучения поворотам согласно изобретению - область тазобедренных сустав, в совокупности с натяжением строп позволяет максимально точно регулировать биомеханическое положение тела при обучении поворотам на горных лыжах и сноуборде. Так, у горнолыжников, при натяжении обучающим одной из строп, скручивается корпус обучаемого, его колени немного смещаются в сторону поворота, вес тела переносится на внешнее и, соответственно, внутреннее ребро стоп, а лыжи встают на кант, снаряд прогибается и происходит поворот. Соответственно у сноубордистов при натягивании одной из строп скручивается корпус, колени обучаемого немного сгибаются, вес тела переносится на носки или на пятки (для правого или левого поворота), при этом сноуборд встает на передний или задний кант, снаряд прогибается и происходит поворот. Следствием подобного обучения является то, что обучаемый с первых занятий усваивает сложно-координационную технику карвингового (резанного) поворота без сложных, предварительных физических и теоретических подготовок.

Общая последовательность действий при реализации способа сводится к тому, что обучающий располагается сзади (сверху по склону) и контролирует движения обучаемого посредством натянутых строп, при этом обучаемый находится в передней стойке (колени немного согнуты, корпус наклонен вперед, руки впереди чуть согнуты в локтях). Спортивный снаряд (горные лыжи или сноуборд) расположен носками (или носом вниз). Обучающий начинает медленное движение вместе с обучаемым вниз по склону, при выполнении поворота обучающий подтягивает соответствующую (правую или левую) стропу управления, вследствие чего происходит карвинговый поворот (описание техники см. выше). В зависимости от режима обучения (горным лыжам или сноуборду), стропы управления присоединяются к точкам крепления (фиг.1), расположенным на ножных обхватах - для горных лыж, или к точкам крепления (фиг.2) на передней и задней поддержках ножных обхватов - для сноуборда. В числе дополнительного преимущества способа, повышающего его безопасность, может быть упомянуто то, что скорость движения и местоположение обучаемого на склоне горы всегда находятся под контролем обучающего. В числе дополнительного преимущества устройства обучения может быть упомянуто возможность легкого и быстрого его надевания/съема, за счет применяемых быстроразъемных пряжек самосбросов, расположенных на поясе, ножных обхватах и задней поддержке ножных обхватов.

Вариант конструкции устройства для реализации способа показан на фиг.3, где поз.1-4 показаны точки крепления строп управления (1 и 2 - для обучения поворотам на горных лыжах, 3 и 4 - для обучения поворотам на сноуборде, соответственно), пряжки самосбросы - 5, 6 на поясе, 7, 8 на ножных ремнях, 9 - на задней поддержке ножных ремней, поз.10 - задняя поддержка ножных ремней.

Подытоживая, заявленная группа изобретений позволяет обучать поворотам на горных лыжах и сноуборде, достигая положительного эффекта, сокращая время обучения, необходимое для освоения сложно-координационной техники карвингового (резанного) поворота, и максимально обезопасить жизнь и здоровье человека при обучении горным лыжам и сноуборду.

1. Способ обучения поворотам на горных лыжах или сноуборде, включающий расположение обучающего выше обучаемого по склону, их спуск и контроль при спуске обучающим за скоростью и движениями поворота обучаемого посредством натяжения правой и/или левой строп управления, соединенных с точками крепления на устройстве обучения повороту в виде пояса, зафиксированного на теле обучаемого в области тазобедренных суставов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что устройство обучения зафиксировано на теле обучаемого в области тазобедренных суставов посредством ножных обхватов, соединенных с поясом.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что он дополнительно включает контроль скорости обучаемого и его местоположения на склоне посредством строп управления для наработки техники карвингового поворота.

4. Устройство обучения поворотам на горных лыжах или сноуборде, содержащее пояс и соединенные с устройством стропы управления, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит ножные обхваты, соединенные с поясом посредством передней и задней поддержек и служащие для фиксации устройства в области тазобедренных суставов обучаемого.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что стропы управления соединены или с ножными обхватами, или с передней и задней поддержкой ножных обхватов.

6. Устройство по п.4 или 5, отличающееся тем, что пояс, ножные обхваты и задние поддержки выполнены в виде ремней с быстроразъемными пряжками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для проведения развлекательных мероприятий для любителей горнолыжного спуска и проведения тренировочных занятий лыжников. .

Изобретение относится к спортивному инвентарю для проведения тренировок горнолыжников и сноубордистов в спортивных залах. .

Изобретение относится к спортивному инвентарю для проведения тренировок горнолыжников и сноубордистов в спортивных залах, а также может использоваться для развлечений и в аттракционах.

Изобретение относится к области спорта, в частности к способам обучения слалому и устройствам для упражнений и приобретения навыков слаломного катания на горных или водных лыжах или сноуборде, а также к устройствам для развлечений.

Изобретение относится к устройству для проведения лыжных тренировок и реабилитационных упражнений, которое может быть использовано как начинающими, так и профессиональными лыжниками перед тем как приступать к катанию по снегу на классических лыжах и карвингах, а также на водных лыжах и сноубордах.

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам и методам проведения тренировок горнолыжников и сноубордистов в условиях вне гор. .

Изобретение относится к технике спортивного инвентаря, а именно к устройствам фиксации спортивных объектов, преимущественно для измерения скорости и положения горнолыжника относительно трассы слалома.

Изобретение относится к средствам общеукрепляющего и специального совершенствования человека. .

Изобретение относится к устройствам для проведения тренировок, обучения катания на лыжах, посттравматических занятий и развлекательных мероприятий и может быть использовано для беговых лыж, горных лыж и сноуборда, с максимальным приближением занятий и тренировок к реальным условиям на лыжных трассах и горнолыжных и спусках

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для обучения специализированной акробатической подготовке при последующем управлении мотоциклом. Тренажер для обучения и отработки акробатических приемов самостраховки мотоциклистов состоит из приспособлений для балансирования. По своим параметрам - размеры рамы, размещение руля, подножки, седла тренажер имитирует стандартные размеры мотоцикла. При помощи фиксирующих элементов с подвижными соединениями он размещается на жестких или упругих опорах. Угол наклона тренажера выполнен с возможностью произвольного изменения для решения конкретных задач при отработке навыков самостраховки. Данный тренажер легко монтируется и демонтируется в любом месте, позволяет осуществить быструю и качественную подготовку мотоциклистов к выполнению акробатических приемов. 5 ил.
Наверх