Способ психологической адаптации детей к стоматологическому лечению

Изобретение относится к психологии, а именно к способам психологической адаптации детей к стрессовым факторам, в частности, в стоматологии. Проводят несколько сеансов поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формирования доверительного контакта между врачом и ребенком. При осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности, осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов. Заканчивают терапию арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения. При этом определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым факторам возможно осуществить по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам. Способ обеспечивает эмоциональную адаптацию ребенка к стрессовым факторам непосредственно перед стоматологическим лечением и во время его проведения. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к психологии, а именно к способам психологической адаптации детей к стрессовым факторам, в частности, в стоматологии.

Проблема контроля над болью в современной стоматологии успешно решается с помощью анестезии. Однако у детей дошкольного возраста страх перед лечением зубов чаще всего связан именно со страхом перед уколами, что становится основной причиной, которая вынуждает родителей проводить лечение зубов у детей под ОБЩИМ НАРКОЗОМ и подвергать их жизнь определенному риску.

Известна цветовая диагностика эмоций ребенка по методике Ореховой (1), которая позволяет провести диагностику шкалы духовных ценностей, личностных отношений и социальных эмоций у ребенка в возрасте от 5 до 11 лет. Процедура теста Ореховой предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям и состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании - раскрашивание цветовой дорожки, во втором задании - ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нравственных социальных категорий: счастье-горе, справедливость обида, дружба-ссора, доброта-злоба, восхищение-скука, в третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. Всем цветам задания слева направо приписываются баллы, по которым оценивается уровень ситуационной тревожности ребенка. Однако описанная методика является первичной диагностикой эмоционального состояния ребенка именно в детском саду и не предполагает проведение игровой коррекции непосредственно в стоматологическом кабинете, что важно для определения степени готовности ребенка к непосредственному лечению зубов.

Известен способ коррекции психоэмоционального состояния (2), когда осуществляют арт-терапию рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка. При этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка. Далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом. Проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы, а для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию. Способ позволяет создать эффект погружения, обусловленный отсутствием границ рисунка и внешней стимуляции, приводящий к эффекту «инсайта», внутреннего озарения, когда человек за счет погружения в собственные мысли и чувства, не боясь запретов и оценки, создает новые модели и решения для своих жизненных ситуаций. Однако в описанном способе не определяются уровни подготовки человека к стресс-факторам.

Задачей изобретения является обеспечение эмоциональной адаптации ребенка к стрессовым факторам непосредственно перед стоматологическим лечением и во время его проведения с помощью методов арт-терапевтической и направленной игровой коррекции.

Поставленная задача решается способом психологической адаптации детей к стоматологическому лечению, заключающимся в нескольких сеансах поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формировании доверительного контакта между врачом и ребенком, отличающимся тем, что при осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности, осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов, заканчивающееся арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения.

При этом определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым факторам осуществляется по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам (ШАСС), содержащей градацию уровней эмоционального реагирования на стрессовые факторы и этапы стоматологического лечения по Таблице, указанной в описании.

По результатам тестирования на тревожность и определения уровня адаптации делается вывод о готовности ребенка к лечению кариеса без применения анестезии или с анестезией в зависимости от уровня адаптации и градации эмоционального стереотипного ответа у ребенка на соответствующий стрессор, определенной по ШАСС (см. таблицу).

Применение ШАСС основано на ранжировании стрессовых стоматологических факторов по степени агрессивности и возникших эмоциональных ответных стереотипов реагирования у ребенка при проведении направленной игровой коррекции и при проведении стоматологических лечебно-профилактических мероприятий.

Способ реализуется следующим образом.

Первичная диагностика эмоционального состояния - определение уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка проводится в стоматологическом кабинете в индивидуальной форме в начале приема.

Каждому пациенту, перед тем как посадить его в стоматологическое кресло, предлагается выполнение двух заданий, которые выполняются на одном стандартном листе бумаги. Первое задание - для определения уровня ситуативной тревожности (модифицированный тест Ореховой) - в форме раскрашивания цветовой дорожки и второе задание - создание рисунка - проективного теста «Нарисуй себя» или «Моя семья» - для определения личностной тревожности ребенка. Первый рисунок (с двумя заданиями) применяется для диагностики и эмоциональной коррекции одновременно, т.к. рисунок помогает установить контакт и доверие между врачом и ребенком, снять психологическое напряжение, сформировать позитивный стереотип поведения ребенка. Затем, в стоматологическом кресле, после направленной игровой коррекции ему проводится профилактическое лечение (или только определенная часть лечения, в зависимости от уровня его эмоционального состояния), после чего ребенку опять предлагалось сделать рисунок.

Динамика эмоционального состояния и тревожности определяется на основании цветовых предпочтений и изменений в выборе цвета в рисунках, а также анализа характера и особенностей изображения в рисунке.

Направленная игровая коррекция проводится в этом же кабинете, в стоматологическом кресле в форме обыгрывания "страхов", связанных со стоматологическими стрессорами, которыми являются:

- острые стоматологические инструменты для работы в полости рта,

- агрессивные стрессоры в виде направленной струи воздуха, воды,

- стрессоры, вызывающие дискомфорт в полости рта, - ватные валики, слюноотсос,

- стрессоры, вызывающие неприятные вкусовые ощущения (серебрение и покрытие зубов фторлаком),

- стрессоры, вызывающие болезненность при воздействии на зуб, - ручной стоматологический экскаватор, микромотор, турбина,

- стрессоры, вызывающие наибольший страх, - уколы для обезболивания. В этом случае определенные стрессоры и манипуляции, связанные с ними, демонстрируются ребенку, их действия объясняются и проигрываются вместе с ним на специальных игрушках-заместителях, помогающих рефлексии страха и предупреждающих появление негативной реакции и стимулируют формирование необходимого позитивного стереотипа реагирования.

Затем проводится непосредственное профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и уровня адаптации соответственно ШАСС и состояния зубов:

- чистка зубов;

- покрытие зубов фторлаком;

- серебрение кариозных зубов;

- герметизация фиссур;

- лечение кариеса нетравматическими инвазивными методами;

- лечение кариеса с предварительным обезболиванием.

Если возникает необходимость проведения анастезии перед болезненной обработкой зуба, то, после ее проведения, ребенку - в этот интервал времени, необходимый для "замораживания" и достижения эффекта обезболивания, предлагается занятие рисуночной терапией. В этот момент рисунок выполняет задачу - отвлечение внимания ребенка в момент замораживания и появления онемения в области лица. Рисунок может быть новым или ребенок продолжает дорисовывать свой предыдущий рисунок.

На заключительном этапе, который осуществляется в этом же кабинете после проведения профилактического или стоматологического лечения проводится завершающий арт-терапевтический сеанс с созданием нового рисунка или продолжением - дорисовкой первого рисунка, что зависит от поведения ребенка, его настроения и желания.

В конце лечения врач должен обязательно высказать свою положительную оценку поведению ребенка - поддержать его, даже в случае имеющегося эмоционального выплеска во время лечения или подготовки к лечению и вручить подарок (книжки-раскраски, зубные щетки, шары, мыльные пузыри, игрушки и т.д.) в качестве поощрения с выражением пожелания о дальнейшем сотрудничестве и надежде новой встречи.

Примеры:

1) Кирилл Л., 4,5 года

Личностная тревожность - средняя;

Ситуативная тревожность уменьшилась до 3 баллов;

Поведенческая реакция - улучшилась от средней до позитивной;

Уровень адаптации - IV

Прогноз поведения - позитивный.

Лечение прошло на положительном эмоциональном настрое, ребенок выразил желание придти еще раз лечить зубы.

2) Ваня П., 3,5 года

Личностная тревожность - высокая;

Ситуативная тревожность - уменьшилась до 5 баллов;

Поведенческая реакция - изменилась с неблагоприятной на среднюю;

Уровень адаптации - III

Прогноз поведения - изменился с неблагоприятного на благоприятный.

Лечение прошло на фоне неустойчивого эмоционального настроения, связанного с высокой тревожностью матери. Желание прийти на лечение еще раз сформировалось в достаточной степени.

3) Катя З., 3,5 года

Личностная тревожность - средняя;

Ситуативная тревожность уменьшилась до 5 баллов;

Поведенческая реакция - позитивная;

Уровень адаптации - IV

Прогноз поведения - благоприятный.

Ребенок проявил интерес к лечению и выразил желание прийти еще раз.

4) Даша У., 4 года

Личностная тревожность - высокая:

Ситуативная тревожность уменьшилась до 7 баллов;

Поведенческая реакция - сомнительная;

Уровень адаптации - II

Прогноз поведения - неблагоприятный.

Интерес к лечению появился, но эмоциональное состояние улучшилось в незначительной степени (определяется уровнем тревожности матери).

5) Аня С., 5 лет

Личностная тревожность - высокая;

Ситуативная тревожность уменьшилась до 8 баллов;

Поведенческая реакция - сомнительная;

Уровень адаптации - V

Прогноз поведения - сомнительный.

Поведение и эмоции зависели от того, кто приводил ребенка: бабушка или мама. Поведение матери (гиперопека и тревожность) не способствовало адаптации. Лечение ребенка без матери проходило более эффективно.

Применение рисунка и игровой коррекции помогают установлению контакта и взаимопонимания между врачом и ребенком, способствуют формированию положительной доминанты, которая помогает ребенку преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и страха, оказывает влияние на формирование позитивного поведения при лечении зубов, а также повышает уверенность в себе, как личности.

Для детей раннего возраста от 3-х лет, а также для детей с задержками и нарушениями психического развития и детей-аутистов данный способ помогает преодолеть проблемы в установлении контакта и может быть альтернативой лечению зубов под общим наркозом.

Кроме того, применение способа позволяет осуществлять стоматологическое лечение без наркоза, который противопоказан некоторым детям по медицинским показаниям.

Использованная литература:

1. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Орехова О.А. - СПб.: Речь, 2006 г.

2. Патент РФ на изобретение №2369412, 2008 г.

Таблица
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ (ШАСС)
Уровень адапта-
ции
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕССОРЫ Оценка стереотипа эмоционального реагирования
I 1. Стоматологическое кресло
2. Зеркало / Металлические предметы
II 3. Воздух
4. Вода
5. Слюноотсос
6. Вата
III 7. Фторирование
8. Серебрение
9. Чистка зубов механическая (микромотором)
IV 10. Герметизация фиссур
11. ART- препарирование кариозной полости
V 12. Щадящее препарирование кариозной полости
VI 13. Анастезия инъекционная
14. Препарирование кариозной полости в полном объеме

Оценка стереотипа эмоционального реагирования

(-) негативная
(+ -) условно-негативная
(+) условно-положительная
(++) положительная
(+++) стойко-положительная (закрепленная)

1. Способ психологической адаптации детей к стоматологическому лечению, заключающийся в нескольких сеансах поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формировании доверительного контакта между врачом и ребенком, отличающийся тем, что при осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов, заканчивающемся арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым фактором осуществляется по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам (ШАСС) по Таблице, указанной в описании, содержащей градацию уровней эмоционального реагирования на стрессовые факторы и этапы стоматологического лечения.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к сексопатологии, и касается лечения психогенной эректильной дисфункции (импотенции). .

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и арттерапии, и может быть использовано для формирования условного рефлекса, как способ психокоррекции личности для лечения психических и соматических заболеваний, а также как метод суггестивного обучения.
Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания. .

Изобретение относится к медицине, психотерапии и может быть использовано для лечения логоневроза и неврозоподобного, резидуально-органического заикания. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в профилактике, лечении и реабилитации лиц с различными формами зависимости. .

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине. .
Изобретение относится к медицине, а именно - к физиотерапии, неврологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно психотерапии, коррекционной и медицинской психологии, к физической, психологической и социальной реабилитации детей, перенесших термическую травму.
Изобретение относится к области медицины, в частности к морской медицине. .
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для реабилитации пациентов с острой цереброваскулярной патологией на фоне посттравматического стрессового расстройства
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, в частности к способам, вызывающим изменения в состоянии сознания, и может быть использовано для достижения состояния психоэмоциональной релаксации и повышения позитивной самооценки пациента и профилактики стресса и его последствий
Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии и психологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для функциональной коррекции клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей первого и второго детства
Изобретение относится к медицине, физиотерапии

Изобретение относится к медицине, а именно к курортологии, физиотерапии

Изобретение относится к медицине, а именно - к гинекологии, курортологии, физиотерапии
Изобретение относится к психотерапии и может быть использовано в системе образования для стимулирования творческого процесса путем целенаправленного непосредственного воздействия на подсознание человека
Наверх