Муфта-тормоз комбинированная

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфте-тормозу. Муфта-тормоз содержит упорно-опорный блок с упорными дисками муфты и тормоза, поршень, нажимные диски муфты и тормоза, фрикционные диски сцепления муфты и тормоза, тормозные пружины и механизм регулировки зазоров в парах трения. Упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, а задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза. Упорно-опорный блок снабжен радиальными вентиляционными отверстиями. Нажимные диски муфты и тормоза выполнены в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец. Муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты и многофункциональным механизмом сблокирования муфты и тормоза. Техническим результатом является повышение надежности, долговечности и быстродействия муфты-тормоза. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных машинах, например в механических прессах.

Из большого количества муфт-тормозов, описанных в источнике Кожевников В.А. и др. "Комбинированные муфты-тормоза кузнечно-прессовых машин", Воронеж, 2004, с.126-137, выбраны аналоги предлагаемой конструкции - комбинированные муфты-тормоза: заявка США №60/086.688, кл.192, 1998; заявка России №2000132168, 2000; патент России №2152545, F16D 67/04, 1999 (прототип). Последняя муфта-тормоз комбинированная содержит закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок в виде корпуса пневмоцилиндра со ступицей, упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, а внутренней - на базовой ступице, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем поршень выполнен заодно с нажимным диском тормоза, а узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза при действии поршня или тормозных пружин.

Недостатками данной конструкции являются высокая инерционность нажимного диска муфты и консольное его расположение, что обуславливает повышенный и неравномерный износ в направляющих втулках пальцев, снижает надежность и долговечность конструкции; неравномерное охлаждение поверхностей трения муфты и тормоза (площадь всасывающих воздушный поток отверстий муфты в десятки раз превосходит площадь отверстий тормоза) способствует неравномерному износу и разной долговечности дисков сцепления; ступенчатая регулировка зазоров в парах трения мерными шайбами и специальными регулировочными гайками с пазами малоэффективна и ненадежна, так как вращение гаек ограничено только полной выборкой зазоров и может осуществляться как с шайбами, так и без них, или с неполным комплектом шайб при одном и том же эффекте, кроме того, визуальный осмотр шайб через пазы затруднен; замена вышедшей из строя пружины требует разборки базовых деталей с нарушением регулировки; отсутствует блокировка муфты при максимальном износе дисков сцепления, что снижает уровень техники безопасности.

Техническая задача изобретения - повышение надежности, долговечности и быстродействия; упрощение регулировки зазоров; облегчение замены пружин без демонтажа деталей и нарушения регулировки; повышение уровня техники безопасности.

С целью более эффективного использования центробежных сил для охлаждения муфты-тормоза рассмотрены принцип работы и конструкции центробежных компрессорных машин (Елин В.И. и др. "Насосы и компрессоры", М.: Гостопиздат, 1958, с.342-362).

С целью изыскания надежной конструкции амортизатора колебаний в муфте-тормозе рассмотрены конструкции упругих компенсирующих муфт (Ряховский О.Я. и др. "Справочник по муфтам", Л.: Политехника, 1991, с.171-172) и резиновых амортизаторов (Орлов П.И. "Основы конструирования. Справочно-методическое пособие", кн.3, М.: Машиностроение, 1977, с.208-209).

Поставленную техническую задачу решает предлагаемая комбинированная муфта-тормоз, содержащая закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок в виде корпуса пневмоцилиндра со ступицей, упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем поршень выполнен заодно с нажимным диском тормоза, а узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза при действии поршня или тормозных пружин. Отличие состоит в том, что упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза и базовую ступицу, причем упорный диск тормоза снабжен концентрическим кольцевым выступом, наружный диаметр которого служит опорой и направлением для нажимного диска тормоза, а упорно-опорный блок снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными, как и отверстия для пальцев, в упорных дисках и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах жесткости и бобышках между упорными дисками на одном диаметре, равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса пальцев в вентиляционные отверстия, наружный диаметр патрубка служит опорой и направлением для нажимного диска муфты, выполненного, как и нажимной диск тормоза, в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец, связанных двухсторонними лопастями-ребрами жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний, пружин и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми, при этом кольцевой поршень выполнен раздельно от нажимного диска тормоза, связан с ним и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом пресса, пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления муфты и тормоза выполнены с вентиляционными канавками, а муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов и многофункциональным механизмом: сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены или регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок и гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Кроме того, отличие муфты-тормоза в том, что:

- опорные и направляющие диаметры патрубка и кольцевого выступа на упорных дисках муфты и тормоза выполнены на одном уровне - с возможностью унификации нажимных дисков при изготовлении;

- двухсторонние лопасти-ребра жесткости нажимных дисков выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец нажимных дисков - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте;

- пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления выполнены с вентиляционными канавками на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения;

- механизм автоматической блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка и опорного кольца нажимного диска муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов соприкасаются и тем самым блокируют муфту;

- многофункциональный механизм включает в себя кольцевые, упорные и нажимные диски муфты и тормоза, пружины, амортизаторы и диски сцепления, соединенные зафиксированными от проворота пальцами, регулировочными гайками, шаг резьбы которых соответствует установочному зазору, и стопорными шайбами, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, муфты выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга секторов с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев и пружин, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор по пальцу и превышает его диаметр на величину необходимого зазора, а второе, вентиляционное-смотровое, соответствует внутреннему диаметру пружины, которая размещена в осевом отверстии нажимного диска муфты и наружным торцем, или через мерную шайбу взаимодействует с сектором, а внутренним торцем - с упорным диском муфты, с возможностью: сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционное-смотровое отверстие дефектную пружину, осуществить замену или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний;

- механизм гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами, нажимными, упорными и кольцевыми дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками - более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Перечисленные отличительные признаки характеризуют новизну технического решения. Таким образом, заявляемая муфта-тормоз соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение предложенного технического решения с аналогами и прототипом показывает отсутствие в них признаков, которые являются отличительными признаками заявляемой муфты-тормоза, что позволяет сделать вывод о соответствии данного решения критериям "существенные отличия" и "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на примере конкретного осуществления изобретения показана двухдисковая комбинированная муфта-тормоз в сборе (продольный разрез по пальцам и пружинам).

Муфта-тормоз комбинированная содержит закрепленный на валу 1 пресса упорно-опорный блок 2 в виде рабочего колеса центробежной машины. Его передний диск и кольцевой патрубок 3 образуют упорный диск 4 муфты. Задний диск и его ступица образуют упорный диск 5 тормоза и базовую ступицу 6. Упорный диск 5 снабжен концентрическим кольцевым выступом 7, наружный диаметр которого служит опорой и направлением для нажимного диска 8 тормоза, а внутренний - для наружной цилиндрической поверхности кольцевого поршня 9, который внутренней цилиндрической поверхностью взаимодействует с валом 1 пресса. Упорно-опорный блок 2 снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными, как и отверстия для пальцев 10, в упорных дисках 4, 5 и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах 11 жесткости и бобышках 12 между упорными дисками 4, 5 на одном диаметре D с пальцами 10, равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса пальцев в вентиляционные отверстия. Наружная поверхность патрубка 3 служит опорой и направлением для нажимного диска 13 муфты, выполненного, как и нажимной диск 8 тормоза, в виде трех смещенных по оси концентрических колец нажимного 14, опорного 15 и упорного 16. Связаны они двухсторонними лопастями-ребрами 17 жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов 18, пружин 19 и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями 20 для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми. Поршень 9 выполнен раздельно от нажимного диска 8 тормоза, связан с ним через упорное кольцо 16, например, клеевым и/или крепежным и/или беззазорным соединением и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом 1 пресса. Муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов 21 и многофункциональным механизмом: сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены и регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок и гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Опорные и направляющие диаметры d патрубка 3 и кольцевого выступа 7 на упорных дисках 4 муфты и 5 тормоза выполнены на одном уровне - с возможностью унификации нажимных дисков 8, 13 при изготовлении.

Двухсторонние лопасти-ребра 17 жесткости нажимных дисков 8, 13 выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец 14 нажимных дисков 8, 13 - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления 22 муфты и 23 тормоза - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте.

Пластинчатые фрикционные элементы 21 дисков сцепления 22, 23 выполнены с вентиляционными канавками 24 на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения.

Механизм блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка 3 и упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов 21 соприкасаются и тем самым блокируют муфту.

Многофункциональный механизм включает в себя диски кольцевые 25 тормоза, 26 муфты, упорные 4, 5, нажимные 13, 8, пружины 19, амортизаторы 18 и диски сцепления 22, 23, соединенные зафиксированными от проворота пальцами 10, регулировочными гайками 27, шаг резьбы которых соответствует установочному зазору, и стопорными шайбами 28, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, диск 26 выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга, секторов 29 с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев 10 и пружин 19, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор 29 по пальцу 10 и превышает его диаметр на величину необходимого зазора, а второе, вентиляционное-смотровое, соответствует внутреннему диаметру пружины 19, которая размещена в нажимном диске муфты и наружным торцем, или через мерную шайбу (не показано), взаимодействует с сектором 29, а внутренним торцем - с упорным диском 4 муфты, с возможностью: сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционное-смотровое отверстие дефектную пружину, осуществить замену или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Механизм гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков 13, 8 которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы 18 муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости, с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами 10, нажимными 13, 8, упорными 4, 5 и кольцевыми 26, 25 дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками 26, 25, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками 4, 5 - более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Муфта-тормоз может быть установлена перед или за маховиком с вариантами связи дисков сцепления 22, 23 со станиной 30 и маховиком 31.

Работа муфты-тормоза.

В исходом положении муфта-тормоз заторможена.

При подаче энергоносителя из сети через вал 1 пресса в полость поршня 9 он перемещается в осевом направлении. Нажимной диск 8 тормоза отходит от диска сцепления 23 тормоза и он растормаживается, а нажимной диск 13 муфты через пальцы 10, гайки 27 с шайбами 28, секторы 29 сжимает пружины 19 и амортизаторы 18 муфты, прижимает диск сцепления 22 муфты к упорному диску 4 муфты упорно-опорного блока 2 - муфта включается.

При подаче команды на останов энергоноситель из полости поршня 9 выбрасывается в атмосферу. Амортизаторы 18 муфты и пружины 19 отводят нажимной диск 13 муфты от диска сцепления 22 муфты - она выключается. Пальцы 10 под действием пружин 19 через секторы 29, гайки 27 с шайбами 28 сжимают амортизаторы 18 тормоза и прижимают нажимной диск 8 тормоза к диску 23 сцепления тормоза и упорному диску 5 тормоза упорно-опорного блока 2 - включается тормоз.

Включение муфты и тормоза происходит мягко (малошумно), так как амортизаторы 18 и пружины 19 работают бесшумно и гасят возникающие продольные, поперечные и крутильные колебания.

В процессе работы фрикционные элементы 21 муфты и тормоза изнашиваются. Это приводит к увеличению хода поршня как в сторону тормоза, так и в сторону муфты. При максимальном износе фрикционных элементов 21 торец упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты упирается в торец всасывающего патрубка 3, автоматически блокируя включение муфты. Включение тормоза остается обеспеченным, что надежно исключает сдваивание ходов машины при работе муфты-тормоза.

Обеспечение технических результатов изобретения:

1. Повышение надежности

- рациональной конструктивной схемой упорно-опорного блока 2 (УОБ) с признаками по п.1 и 2 формулы изобретения;

- частичной разгрузкой крепления УОБ 2 при установке тормоза фронтом к станине (как на чертеже) от возникающего осевого давления, направленного в сторону всасывания воздушного потока;

- жесткостью конструкции в целом;

- стабильностью положений и перемещений нажимных дисков 8, 13 по опорным и направляющим диаметрам кольцевого выступа 7 и всасывающего патрубка 3;

- благоприятной схемой нагружения силовых пальцев 10 при двухопорном, а не консольном, как у аналогов, расположении нажимного диска 13 муфты;

- упругим взаимодействием пальцев 10, нажимных 8, 13, упорных 4, 5 и кольцевых 25, 26 дисков с признаками по пп.1, 3 и 7, способствующим гашению продольных, поперечных и крутильных колебаний, снижению динамических нагрузок;

- размещением пружин 19 в лопастях-ребрах 17 жесткости нажимного диска 13 муфты, что позволяет избежать негативных последствий от проникновения осколков пружин на поверхности трения;

- конструкцией, позволяющей на стадии проектирования заложить основы сбалансированности подвижных масс.

2. Повышение долговечности

- многократным увеличением площади всасывающих воздух отверстий, в том числе осевых 10 на упорных дисках 4, 5, которые позволяют охлаждать тормоз при работе муфты и наоборот;

- высокой эффективностью принудительного теплоотвода центробежными силами от лопастей-ребер 12 жесткости рабочего колеса 2 центробежной машины и ребер жесткости 17 нажимных дисков 8, 13 с признаками по пп.1 и 3;

- "парусностью" открытых участков пружин 19 и амортизаторов 18 в рабочей зоне;

- ремонтопригодностью конструкции;

- возможностью переналадки, перестановки пальцев 10 в вентиляционные отверстия без дополнительной обработки;

- выполнением фрикционных элементов 21 с вентиляционными канавками 24 с признаками по пп.1 и 4, что позволяет увеличить принудительно охлаждаемую поверхность трения непосредственно в момент трения и в течение цикла, а также удалять центробежными силами из зоны трения продукты износа контактирующих материалов.

3. Повышение быстродействия

- уменьшением моментов инерции вращающихся масс деталей 2, 8, 9, 13 с признаками по пп.1, 2, 3;

- сблокированием элементов конструкции муфты и тормоза, чтобы сохранялась размерная цепочка;

- возможностью деталей муфты-тормоза выполнять свои функции в относительно разгруженном состоянии, с хорошей опорой и направлением.

4. Упрощение регулировки зазоров и хода поршня

- конструкцией указанной регулировки с признаками по пп.1 и 6, позволяющими для этой ответственной операции использовать малоквалифицированный труд;

- уменьшением количества слесарных операций для выполнения регулировки (например: расконтриваем стопорные шайбы 28 и закручиваем регулировочные гайки 27 до отказа - выбираем зазор, затем откручиваем их на один полный оборот и стопорим шайбами - регулировка закончена).

5. Облегчение замены пружин без демонтажа деталей и нарушения регулировки

- составной конструкцией кольцевого или трапецеидального диска 26 с признаками по пп.1 и 6, в которых сектор 29 при откручивании гайки 27 приподнимается под действием пружины 19 на высоту несколько больше толщины сектора 29, поворачивают его вокруг пальца 10 на 90° и удаляют дефектную пружину, не демонтируя деталей и не нарушая регулировки; работа по установке пружины 19 производится в обратном порядке.

6. Повышение уровня техники безопасности

- наличием блокировки муфты, выполненной с признаками по пп.1 и 5 и срабатывающей при максимальном износе фрикционных элементов 21 (торцы кольцевого патрубка 3 и упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты соприкасаются и тем самым блокируют муфту);

- работой пружин 19 в замкнутом объеме нажимных дисков 13 муфты;

- невозможностью или минимальной вероятностью попадания осколков пружины во внемуфтовое пространство;

- упругим взаимодействием пальцев 10, нажимных 8, 13, упорных 4, 5 и кольцевых 25, 26 дисков муфты и тормоза через амортизаторы 18, что способствует уменьшению шума.

Таким образом, поставленная изобретением техническая задача выполнена.

Конструкция муфты-тормоза компактна, работоспособна, технологична в изготовлении и монтаже, ремонтопригодна и может быть успешно реализована:

- в трехдисковой муфте-тормозе с базированием промежуточного диска по наружному диаметру кольцевого патрубка;

- в четырехдисковой муфте-тормозе с базированием промежуточных дисков по наружным диаметрам гильзы цилиндра и кольцевого патрубка.

Разработана техническая документация муфт-тормозов к прессам с усилиями 1000 кН Воронежского ПО КПО и 630 кН Сальского завода КПО, проработан размерный ряд к прессам с усилиями 400 кН и 250 кН.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах, требующих быстрого включения и отключения, например в механических прессах, буровых установках, станкостроении, автомобилестроении и т.п. Охватывает значительную область и показывает возможность широкой промышленной применимости технических решений данного изобретения.

1. Муфта-тормоз комбинированная, содержащая закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок с упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза от энергоносителя или тормозных пружин, отличающаяся тем, что упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, причем наружная поверхность патрубка служит опорой и направлением для нажимного диска муфты, а задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза и базовую ступицу, причем упорный диск тормоза снабжен на уровне кольцевого патрубка концентрическим кольцевым выступом-гильзой пневмоцилиндра, наружная поверхность которой служит опорой и направлением для нажимного диска тормоза; снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными как и отверстия для пальцев в упорных дисках и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах жесткости и бобышках между упорными дисками на одном диаметре равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса зафиксированных от проворота пальцев, с шагом резьбы, равным установочному зазору, в вентиляционные отверстия, нажимные диски муфты и тормоза выполнены с возможностью унификации в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец, связанных двухсторонними лопастями-ребрами жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов, пружин и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми, при этом кольцевой поршень выполнен раздельно от нажимного диска тормоза, связан с ним и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом пресса, пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления муфты и тормоза выполнены с вентиляционными канавками, а муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов и многофункциональным механизмом сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены (без разборки деталей и нарушения регулировки) или регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок, гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.

2. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что двухсторонние лопасти-ребра жесткости нажимных дисков выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец нажимных дисков - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте.

3. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления выполнены с вентиляционными канавками на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения.

4. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что механизм автоматической блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка и упорного кольца нажимного диска муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов соприкасаются и тем самым блокируют муфту.

5. Муфта-тормоз по одному из пп.1-4, отличающаяся тем, что многофункциональный механизм включает в себя кольцевые, нажимные и упорные диски муфты и тормоза, пружины, амортизаторы и диски сцепления, соединенные пальцами, регулировочными гайками и стопорными шайбами, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, муфты, выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга секторов с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев и пружин, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор по пальцу, а второе - вентиляционное - смотровое, для пружин, которые размещены в осевых отверстиях нажимного диска муфты и наружными торцами или через мерные шайбы взаимодействуют с секторами, а внутренними торцами - с упорным диском муфты, с возможностью сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционные - смотровые отверстия дефектную пружину, осуществить замену ее или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.

6. Муфта-тормоз по п.5, отличающаяся тем, что механизм гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости, с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами, нажимными, упорными и кольцевыми дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизированным сцеплениям. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дисковым муфтам-тормозам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механических прессах и кузнечно-прессовых машинах. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин. .

Изобретение относится к тормозной муфте, предназначенной для передачи усилия для вращения вала или для удержания его от вращения. Муфта содержит группу передающих усилие элементов, которые передают усилие между поршнем и основанием. Группа пружин поджимает поршень в направлении основания. Группа держателей пружин расположена между основанием и поршнем. Каждый из держателей пружин содержит группу выступов, идущих от основания держателя. Каждая пружина телескопически установлена на одном из выступов. Каждый передающий усилие элемент расположен между соседними держателями пружин. Обеспечивается работа муфты в тормозном режиме в случае износа фрикционного материала. 10 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам для соединения приводных валов, например, для трансмиссий. Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта (5) для соединения валов (1, 3) привода с возможностью разнонаправленного их вращения содержит корпус (6) барабанного типа с внутренними шлицами (8). Вдоль продольной оси муфты (5) последовательно расположены первый (9) и второй (12) пакеты фрикционных дисков (11, 10 и 14, 13) с чередующимся внутренним и внешним зацеплением соответственно для связи со шлицевыми участками (4, 2) соединяемых валов (3, 1), установленных на неподвижной части привода (22), и со шлицами (8) корпуса (6). В корпус (6) встроен гидроцилиндр управления. Имеется механизм возврата поршня (16). Предусмотрены упоры-ограничители осевого хода перечисленных составных элементов. Пружина (25) механизма возврата поршня (16) вынесена наружу корпуса (6). Промежуточный диск (15) снабжен механизмом возврата. Вторая пружина (28) охватывает по всей своей длине второй палец (29), установленный в глухом и сквозном (30) отверстиях в сухаре (24) промежуточного диска (15) и корпусе (6) муфты (5). Тормоз (7) обеспечивает кинематическую определенность корпуса (6) на переходных режимах ее включения-выключения. Достигается повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх