Система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя

Система переброса рабочего тела для поворотного всеракурсного сопла турбореактивного двигателя содержит два полых рычага и два полых шарнирных узла, жестко закрепленных посредством проушин, охватывающих полые втулки, один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на его подвижном корпусе. Один конец каждого полого рычага соединен с соответствующим полым шарнирным узлом, а их противоположные концы соединены между собой дополнительным полым шарниром с полой перемычкой, соединяющей полости рычагов. Один рычаг установлен в шарнирах с возможностью поворота в радиальной направляющей в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси вращения сопла, а другой - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Соединение подвижного и неподвижного корпусов выполнено с возможностью перемещения точки их сочленения по сферической поверхности в любом направлении относительно неподвижного корпуса сопла. Изобретение позволяет повысить надежность системы переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному реактивному соплу. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам переброса рабочего тела для поворотных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях.

Известна система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя. Данная система состоит из двух полых шарниров, жестко закрепленных один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на подвижном корпусе, телескопически соединенных между собой. Такое соединение позволяет перебрасывать рабочее тело при повороте сопла в одной плоскости вращения, совмещая два движения - вращательное и возвратно-поступательное. Две системы размещены по обе стороны продольной оси поворотного сопла в зоне его поворота (см. патент РФ №2250383, кл. F02K 1/78, опубл. 27.01.2008 г.).

Известное устройство имеет возможность перемещения только в одной плоскости и, следовательно, не позволяет перебрасывать рабочее тело от систем двигателя к системам всеракурсного реактивного сопла, которое изменяет вектор тяги одновременно в двух плоскостях - в вертикальной и горизонтальной.

Задача изобретения - обеспечить независимость друг от друга поворота реактивного сопла в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с обеспечением надежной работы систем для переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному поворотному реактивному соплу при большом количестве циклов поворотов реактивного сопла.

Указанная задача решается тем, что известная система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя, содержащая соединение двух полых шарнирных узлов, жестко закрепленных посредством проушин, охватывающих полые втулки, один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на его подвижном корпусе, для всеракурсного сопла снабжена двумя полыми рычагами, один конец каждого из которых соединен с соответствующим полым шарнирным узлом, а их противоположные концы соединены между собой дополнительным полым шарниром с полой перемычкой, соединяющей полости рычагов, причем один рычаг установлен в шарнирах с возможностью поворота в радиальной направляющей в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси вращения сопла, а другой - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, при этом соединение подвижного и неподвижного корпусов выполнено с возможностью перемещения точки их сочленения по сферической поверхности в любом направлении относительно неподвижного корпуса сопла.

Предпочтительно шарнир, установленный на подвижном корпусе сопла, снабжен полой вилкой, один конец которой заведен в паз втулки полого рычага, а другой - в паз втулки корпуса шарнира, установленного в проушине подвижного корпуса сопла.

Такое выполнение устройства позволяет осуществить переброс рабочего тела от систем двигателя к всеракурсному реактивному соплу, которое осуществляет изменение вектора тяги как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, с обеспечением надежного переброса при большом количестве циклов поворотов сопла. Кроме того, система исключает взаимное продольное перемещение шарнирных соединений, что повышает надежность ее работы за счет уменьшения износа ее элементов.

На фиг.1 показана схема размещения систем в плоскости продольной оси двигателя;

на фиг.2 - разрез А-А системы в радиальном направлении;

на фиг.3 - разрез Б-Б шарнира, установленного на неподвижном корпусе сопла;

на фиг.4 - разрез В-В шарнира по оси качения полого рычага;

на фиг.5 - разрез Г-Г шарнира, установленного на подвижном корпусе сопла с трубопроводом подвода рабочего тела;

на фиг.6 - схема работы систем переброса, размещенных с одной стороны от продольной оси сопла.

Система переброса рабочего тела для всеракурсного поворотного реактивного сопла содержит три полых шарнира 1, 2, 3, соединенных гидравлически (пневматически) посредством двух полых рычагов 4, 5. Полый угольник 6 шарнирного узла 1 сообщается с трубопроводом 7 подвода рабочего тела двигателя, а штуцер 8 - с трубопроводом 9 подвода рабочего тела на поворотном корпусе 10 реактивного сопла. Внутренние полости рычагов 4 и 5 сообщаются через Т-образную полую втулку 11 и перемычку 12 с опорным угольником 13 шарнира 2. Конец рычага 4 через полый угольник 6 и проушины 14 шарнира 1 соединен с неподвижным корпусом 15 реактивного сопла двигателя. Свободный конец рычага 5 соединен через корпус 16 шарнира 3 с поворотным корпусом сопла 10 посредством проушины 17. Проушины 14 и 18 охватывают полые втулки 19 и 20, являющиеся окончанием рычагов 4 и 5. Рычаг 4 размещен в шарнирах с возможностью вращения в плоскости, перпендикулярной оси сопла, по направляющей 21, а рычаг 5 - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, относительно оси 22 двигателя. В полом угольнике 6, опорном угольнике 13 и штуцере 8 выполнены радиальные отверстия 23 для прохождения рабочего тела. Штуцер 8 жестко соединен с трубопроводом 9 подвода рабочего тела сопла. Шарнир 3 снабжен полой вилкой 24 с радиальными отверстиями 23, один конец которой заведен в паз 25 полого рычага 5, одновременно фиксируя положение корпуса 16 в проушине 18. Другой конец полой вилки 24 заведен в паз 26 корпуса 16 шарнира 3. Положение корпуса 16 в проушине 17 поворотного корпуса 10 сопла фиксируется штуцером 8, обеспечивая гидравлическое (пневматическое) соединение.

Устройство работает следующим образом. При перекладках реактивного сопла поворотный корпус 10 вместе со штуцером 8 перемещается в пространстве по сферической траектории относительно центра вращения поворотного реактивного сопла, при этом коммуникации реактивного сопла, связанные со штуцером 8, занимают соответствующее пространственное положение, а коммуникации, расположенные на неподвижном корпусе сопла, остаются в статическом положении.

Рабочее тело (керосин или воздух) от двигателя поступает в полый угольник 6 шарнира 1 и через радиальные отверстия 23 - в полую втулку 19 и во внутреннюю полость рычага 4. Последний поворачивается по направляющей 21 вокруг полого угольника 6 шарнира 1 вместе с шарниром 2. Рычаг 5, имеющий на одном из концов шарнир 2, а на другом шарнир 3, вместе с рычагом 4 поворачивается вокруг полого угольника 6 шарнира 1 и одновременно может качаться в плоскости, перпендикулярной оси опорного угольника 13 шарнира 2.

Шарнир 3, расположенный на противоположном конце рычага 5, повторяет движение поворотного реактивного сопла и заставляет поворачиваться рычаг 5 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Рабочее тело через радиальные отверстия 23 полого угольника 6, проушину 14, перемычку 12 и отверстия 23 опорного угольника 13 шарнира 2 поступает во внутреннюю полость рычага 5, а из него через радиальные отверстия 23 штуцера 8 - в систему подвижного корпуса 9 поворотного реактивного сопла. Элементы уплотнения 27, установленные в каждом шарнирном соединении, обеспечивают надежную гидроизоляцию (пневмоизоляцию) системы.

Осуществление изобретения обеспечит надежную работу системы переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному реактивному соплу.

1. Система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя, содержащая соединение двух полых шарнирных узлов, жестко закрепленных посредством проушин, охватывающих полые втулки, один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на его подвижном корпусе, отличающаяся тем, что для всеракурсного сопла она снабжена двумя полыми рычагами, один конец каждого из которых соединен с соответствующим полым шарнирным узлом, а их противоположные концы соединены между собой дополнительным полым шарниром с полой перемычкой, соединяющей полости рычагов, причем один рычаг установлен в шарнирах с возможностью поворота в радиальной направляющей в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси вращения сопла, а другой - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, при этом соединение подвижного и неподвижного корпусов выполнено с возможностью перемещения точки их сочленения по сферической поверхности в любом направлении относительно неподвижного корпуса сопла.

2. Система переброса рабочего тела для поворотного сопла по п.1, отличающаяся тем, что шарнир, установленный на подвижном корпусе сопла, снабжен полой вилкой, один конец которой заведен в паз втулки полого рычага, а другой - в паз втулки корпуса шарнира, установленного в проушине подвижного корпуса сопла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Сопло // 2362897
Изобретение относится к области реактивной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении авиационных и ракетных двигателей. .

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам пневмопереброса для поворотных реактивных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к устройству для регулирования линии разделения потока сопел реактивных двигателей для уменьшения боковых нагрузок на указанные сопла. .

Изобретение относится к системе охлаждения в газотурбинном двигателе, таком, например, как авиационный турбореактивный двигатель, и, в частности, к системе охлаждения створок реактивного сопла и, более конкретно, к заслонке с клапаном, являющейся частью этой системы охлаждения

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным корпусами, образуя совместно с экраном неподвижного корпуса S-образный канал, а с неподвижным корпусом - коллектор для перепуска воздуха. На концевом участке экрана неподвижного корпуса в окружном направлении установлены пружинные элементы V-образной формы, между которыми размещены переходники. Каждый переходник одним концом жестко прикреплен к пружинному элементу, а другим концом контактирует с внутренней поверхностью смежного пружинного элемента. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы поворотного осесимметричного сопла за счет уменьшения сил трения и перетечек воздуха по контактирующим поверхностям. 5 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к авиационному двигателестроению. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками. На внешних створках установлены пневмоцилиндры с подсоединенными к ним пневмоподводами. Каждый пневмоподвод выполнен в виде центральной трубки, размещенной вдоль продольной оси внешней створки, и снабжен пневмоперебросом, прикрепленным к корпусу сопла. Каждый пневмоподвод снабжен тройником, прикрепленным к внутренней поверхности внешней створки, полость которого сообщена с центральной и двумя дополнительными трубками, соединенными со штоковыми полостями смежных пневмоцилиндров. Трубки выполнены с криволинейными участками. Изобретение позволяет уменьшить термические напряжения, возникающие в элементах пневмоподвода и его соединениях со смежными узлами во время работы двигателя, а также уменьшить массу сопла. 4 ил.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы на сверхзвуковом самолете. Турбореактивный двигатель включает прямоугольное сопло, выполненное с удлиненной нижней стенкой сопла с выпукло-вогнутой трактовой поверхностью на выходе, а также канал наружного контура. С внешней стороны от канала наружного контура выполнен внешний канал, на выходе соединенный с внутренней полостью выходного сопла. Нижняя удлиненная стенка сопла выполнена из передней и задней створок с образованием между подвижными концами створок щелевой полости. На входе щелевая полость соединена с внутренней полостью сопла, а на выходе - со сверхзвуковой трактовой частью сопла, с возможностью изменения высоты щелевой полости по режимам работы двигателя. Отношение максимальной высоты щелевой полости к минимальной высоте щелевой полости составляет 5…15. Изобретение позволяет снизить уровень шума турбореактивного двигателя за счет экранирования газового потока низкоскоростным потоком холодного воздуха. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное сопло турбореактивного двигателя содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной вращаться вокруг продольной оси двигателя, а также механизм поворота. Механизм поворота выполнен в виде цепной передачи, привод которой находится на неподвижной секции вставки. На поворотной секции закреплена двойная цепь, на концах которой установлены демпферы. Каждый демпфер на конце двойной цепи включает рычаг, одна сторона которого взаимодействует с концом двойной цепи, а другая - с пружиной, опирающейся на поворотную секцию. Между неподвижной и поворотной секциями вставки установлено контактное уплотнение. Изобретение позволяет уменьшить габариты и вес конструкции, повысить надежность механизма поворота сопла двигателя, а также повысить КПД двигателя в целом. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Всеракурсное сопло содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной вращаться вокруг продольной оси двигателя, а также отклоняемую часть сопла со средствами управления в виде силовых гидроцилиндров. Механизм поворота выполнен в виде цепной передачи, привод которой находится на неподвижной секции вставки. На поворотной секции закреплена двойная цепь, на концах которой установлены демпферы, между неподвижной и поворотной секциями вставки установлено контактное уплотнение. Подвод рабочей жидкости к силовым гидроцилиндрам отклоняемой части сопла осуществляется по гибкому неэластичному двухканальному трубопроводу высокого давления, содержащему жесткие трубки с переходниками, собираемые в цепь, изгиб которой осуществляется посредством поворота трубок относительно переходников. Изобретение позволяет упростить конструкцию поворотного механизма всеракурсного сопла и увеличить его надежность, а также обеспечивает возможность подвода рабочей жидкости к силовым цилиндрам отклоняемой части сопла. 3 ил.
Наверх