Способ отбора для занятий игровыми видами спорта

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект. Точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Описанную процедуру повторяют заданное число раз и определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки. Отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого, тем самым обеспечить достоверность отбора для занятий игровыми видами спорта. 7 ил., 2 прим.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1].

Известен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы, суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц [2].

Недостатком способа является выполнение тестов и заданий путем управления курсором при помощи "мыши", что приводит к зависимости результатов исследования пригодности к игре в теннис от навыка владения «мышью».

Известны способы отбора подростков для занятий игровыми видами спорта по быстроте действий путем определения времени скрытого периода двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоты движений в единицу времени и производной от этих показателей - скорости передвижения [3].

Недостатком способов является невозможность определения точности двигательных действий.

Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека [4].

Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [5], поэтому этот тест может использоваться для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта путем оценки правильности принятия решений и точности двигательных действий.

Технический результат предлагаемого способа отбора для занятий игровыми видами спорта заключается в обеспечении достоверности отбора.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта и метки.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой (фиг.1), состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [6]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого.

Для оценки времени реакции на движущийся объект вычисляется среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки [7]. Однако оценка времени реакции на движущийся объект спортсмена игровых видов спорта, вычисленная как среднеарифметическое значение, не позволяет адекватно оценить точность его двигательных действий. Пусть при тестировании времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:

- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс, представленные на фиг.2;

- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс, представленные на фиг.3.

Среднеарифметические значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки обоих испытуемых совпадают, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у второго испытуемого, равное 5 мс, меньше, чем у первого, равного 10 мс. Так как максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки определяет вероятность ошибки при двигательных действиях, которая может привести к техническому браку, то точность двигательных действий второго испытуемого выше.

Для оценки точности двигательных действий могут использоваться дисперсия или стандартное (среднеквадратичное) отклонение, характеризующие рассеяние (отклонение) значений ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки. Однако и дисперсия, и стандартное отклонение служат мерой отклонения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки от их среднего значения [8]. Поэтому ни дисперсия, ни стандартное отклонение не могут служить адекватной оценкой точности двигательных действий испытуемого. Пусть при тестировании времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:

- для первого испытуемого +10, -10, +5, -5, +10, -10, +5, -5, +10, -10 мс, представленные на фиг.4;

- для второго испытуемого +15, -5, 10, 0, +15, -5, 10, 0, +15, -5 мс, представленные на фиг.5.

Стандартное отклонение ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки для первого и второго испытуемого равно 8,8 мс, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у первого испытуемого, равное 10 мс, меньше, чем у второго, равного 15 мс, следовательно, точность двигательных действий первого испытуемого выше.

Таким образом, для адекватной оценки правильности принятия решений и точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта необходимо определять максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, так как именно это значение определяет вероятность ошибки при двигательных действиях, которая может привести к техническому браку.

На фиг.1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

На фиг.2-7 представлены диаграммы значений ошибок не совпадения точечного объекта и метки шести испытуемых.

Предлагаемый способ отбора подростков для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг.1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта 2 и метки 1. Отбор для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта 2 и метки 1.

Заявляемый способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого, тем самым обеспечить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Таким образом, заявляемый способ отбора подростков для занятий игровыми видами спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Пример 1.

Испытуемому К., 8 лет, учащемуся ДЮСШ, предъявили на экране видеомонитора персонального компьютера окружность, на которой помещена метка 1. По окружности по часовой стрелке движется с заданной скоростью точечный объект 2, совершая один оборот за 2 с (фиг.1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2 по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта 2 с положением метки 1 нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп».

Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта 2 по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта 2 и метки 1, время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, заносил значение времени ошибки с соответствующим знаком в запоминающее устройство и через 1 с продолжал движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый в соответствии с рекомендациями [6] выполнил 13 остановок движения точечного объекта в области положения метки, первые три из которых при оценке времени реакции на движущийся объект не учитывались. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -5, +12, +15, +13, +10, -8, -11, -12, -15, -18, представленные на фиг.6.

Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 1,90 мс, стандартное отклонение - 12,93 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 18 мс.

Пример 2.

Испытуемый В., 8 лет, учащийся ДЮСШ, аналогично испытуемому К., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: +5, -1, -8, -25, -10, +8, +10, +12, +15, +12, представленные на фиг.7.

Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно плюс 1,80 мс, стандартное отклонение - 12,73 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 25 мс.

Анализ результатов тестирования свидетельствует, что среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки и стандартное отклонение у испытуемого В. меньше, чем у испытуемого К. Однако максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у испытуемого К. меньше, чем у испытуемого В, следовательно, точность его двигательных действий выше.

Предлагаемый способ отбора апробирован на группе из 15 испытуемых, подростков 8 лет, учащихся ДЮСШ. По результатам тестирования 3-м испытуемым рекомендованы занятия игровыми видами спорта.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого, тем самым обеспечить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С.16-19.

2. Заявка 93008587/14, МПК А61В 5/16. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис / Бриль М.С. - Опубликовано 27.08.1996.

3. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Тера-Спорт, 2003. - 208 с.

4. Петров A.M. Мозг и движение. - М.: Издательство ВПК, 1997. - 300 с.

5. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т.8, №4. - С.653-660.

6. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М.Пейсахов, А.П.Кашин, Г.Г.Баранов, Р.Г.Вагапов; Под ред. В.М.Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

7. Патент 2326595 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008, Бюл. №17.

8. Тутубалин В.Н. Дисперсия // Математическая энциклопедия. Т.2. Гл. ред. И.М.Виноградов. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1979. - С.225-226.

Способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта и метки.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики. .
Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии-оториноларингологии, и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии для русскоговорящих детей.
Изобретение относится к области экспериментальной психологии, медицины, нейрофизиологии и может быть использовано для определения уровня психофизиологического и нейрофизиологического развития детей дошкольного возраста, а также в клинической неврологии для ранней диагностики очаговых поражений мозга и, в частности, для диагностики поражений корковых центров слуха и мозолистого тела.

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для увеличения точности оценки времени реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к медицинской технике и может использоваться для офтальмологического тестирования зрения детей, взрослых и особых групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями по здоровью, а также для проведения других видов интерактивного тестирования.
Изобретение относится к области медицины, а именно к сексопатологии, и касается лечения психогенной эректильной дисфункции (импотенции). .

Изобретение относится к медицине, психологии и предназначено для определения мотивационной направленности (МН) индивида. .
Изобретение относится к психиатрии и медицинской психологии и может быть использовано при психодиагностике отношений психически больных к их жизни. .

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасной эксплуатации сложных объектов и может быть использовано на транспорте, в энергетике и других областях для определения состояния оператора.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для функциональной коррекции клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей первого и второго детства

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией дезадаптированных детей и подростков, в том числе социально запущенных подростков, неуспешных, непринятых референтной группой и находящихся в трудной жизненной ситуации
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, психиатрии и медицинской психологии, и может быть использовано для прогноза эффективности фармакологической коррекции психосоматических нарушений у женщин в постменопаузе с артериальной гипертензией
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике

Изобретение относится к области медицины, в частности к медицинской физиологии и лабораторной диагностике, и может использоваться для оценки возможности студента формировать патологические реакции (дистресс) в ответ на психоэмоциональный экзаменационный стресс

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени ограничений жизнедеятельности
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста
Наверх