Способ и система передачи экстренного вызова

Группа изобретений относится к технике экстренного вызова спасательных служб из попавшего в аварию транспортного средства (ТС). В ТС (1) находятся автоматическое устройство (2) наблюдения за аварийной ситуацией с датчиками (3) для обнаружения аварии ТС и навигационное устройство (4) для установления соответствующих географических координат (х, y) аварии ТС. Имеется электронное средство для подготовки экстренного вызова в текстовой форме, включая, по меньшей мере, установленные координаты (х, y) аварии ТС и государственный номерной знак ТС для идентификации набора данных. Предусмотрено мобильное радиоустройство (7) для передачи текстовой формы экстренного вызова для приема ее центральной службой (8) приема экстренных вызовов. Группа изобретений обеспечивает эффективную помощь для ТС в аварийных ситуациях. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предложенное изобретение относится к передаче экстренного вызова из транспортного средства, оказавшегося в аварийной ситуации. В частности, изобретение относится к системе передачи такого экстренного вызова в координирующую инстанцию по оказанию помощи, к соответствующему способу, а также к связанному с ним компьютерному программному продукту, к читаемому с помощью компьютера носителю информации, а также к содержащему его электронному устройству в бортовой системе транспортного средства.

Плотность движения на улицах постоянно растет. С точки зрения их пропускной способности сеть дорог наталкивается на границы использования. Это приводит к возрастанию риска аварий. Риск несчастных случаев хотя и можно свести к минимуму с помощью современных систем ассистента водителя и т.п., однако его нельзя исключить совсем. В случае автомобильной аварии требуется, в частности, быстрая помощь пострадавшим на месте. Область применения предложенного изобретения распространяется на разработанную для этой цели технику планирования несчастных случаев.

Из общего уровня техники известна автоматическая система экстренного вызова под названием «eCall», когда в случае аварии в координирующую инстанцию по оказанию помощи автоматически поступает сообщение. Для этого транспортные средства оборудуют электронными приборами, так называемыми устройствами наблюдения за аварийной ситуацией. В отношении устройства наблюдения за аварийной ситуацией речь идет об электронном устройстве, которое подключают к бортовой электрической сети транспортного средства и к которому на входе подключают датчик сообщения об аварийной ситуации. В отношении датчика сообщения об аварийной ситуации речь может идти в самом простом случае о датчике ускорения, который, начиная с задаваемого предельного значения отрицательного ускорения транспортного средства, которое выше отрицательных ускорений, вызванных нормальными тормозными силами транспортного средства, подает сигнал об аварийной ситуации. Затем устройство наблюдения за аварийной ситуацией получает через подключенную систему обнаружения, предпочтительно систему обнаружения GPS, актуальные данные о местонахождении транспортного средства. Эта информация автоматически поступает в виде экстренного вызова в центральную службу приема экстренных вызовов, где выясняют обстоятельства дела и при необходимости требуют помощи в стране или за ее пределами. Силы спасения могут действовать оптимально, зная точное место аварии, а также дополнительную информацию, такую как данные о лицах, о времени несчастного случая и т.п. Наряду с активизацией службы помощи посредством автоматических датчиков предусмотрено и ручное приведение в действие с помощью аварийной кнопки в транспортном средстве. Кроме того, имеется возможность речевого контакта координирующей инстанции по оказанию помощи с пассажирами транспортного средства, чтобы, например, получить дополнительную информацию о степени тяжести несчастного случая. Для этого и для передачи экстренного вызова в координирующую инстанцию по оказанию помощи необходимо, кроме прочего, устройство мобильной связи, которое связано с устройством наблюдения за аварийной ситуацией. Дополнительно возможна передача данных других бортовых систем обеспечения безопасности, таких как датчик срабатывания подушки безопасности, датчик ремней безопасности, датчик опрокидывания автомобиля, которые позволяют сделать выводы о степени тяжести несчастного случая, а также о количестве пассажиров.

Из ЕР 1814093 А1 известна такая система и способ. Сразу после подачи экстренного вызова передаются географические координаты места аварии вместе с данными идентификации транспортного средства от устройства мобильной связи в цифровой форме по мобильной сети в центральное запрашивающее устройство в форме цифровых данных. Для этого можно использовать, например, SMS-сообщение. Таким образом, переданные данные обрабатываются центральным запрашивающим устройством и преобразуются в картинку с сообщением и помещаются на защищенную от доступа Интернет-страницу, которая имеет картографический материал, который показывает, где находится транспортное средство. Дополнительно по телефону можно передать информацию в локальный пункт считывания экстренных вызовов транспортного средства или через центральный пункт считывания экстренных вызовов, которые оповещают по телефону соответствующую координирующую инстанцию по оказанию помощи. Считывание картинки с сообщением происходит через Интернет местной координирующей инстанцией по оказанию помощи после аутентификации на Интернет-сервере.

Недостатком этих технических решений является полностью графическое сообщение в виде картинки, что затрудняет передачу важной дополнительной информации из-за установленного графического формата данных. Кроме того, необходим доступ в Интернет и другое техническое оборудование.

Поэтому задачей предложенного изобретения является дальнейшее улучшение упомянутого способа или системы передачи экстренного вызова из попавшего в аварию транспортного средства в центральную службу приема экстренных вызовов, причем таким образом, чтобы минимальными техническими затратами обеспечить эффективное планирование аварийных ситуаций.

Задача решается с помощью способа согласно п.1 формулы изобретения. Технически задача решается с помощью п.8. Пункт 12 относится к компьютерному программному продукту, а соответствующий читаемый компьютером носитель информации является предметом п.13. Его можно вставлять в электронное устройство на борту транспортного средства согласно п.14.

Изобретение включает с технологической точки зрения теорию о том, что после регистрации аварии транспортного средства с помощью соответствующей группы датчиков автоматического устройства наблюдения за аварийной ситуацией, находящегося в транспортном средстве, и определения соответствующих актуальных географических координат попавшего в аварию транспортного средства с помощью навигационного устройства транспортного средства, согласно изобретению готовится экстренное сообщение в особой текстовой форме, которое наряду с установленными координатами аварийного транспортного средства содержит его государственный номерной знак с целью идентификации набора данных, чтобы этот экстренный вызов передать дальше через подходящую систему мобильной связи в центральную службу приема экстренных вызовов.

Здесь следует указать на то, что в контексте предложенного изобретения выражение «географические координаты аварии» сформировалось в связи с системой обнаружения, которая относится к глобальным навигационным спутниковым системам (GMSS), например GPS, Галилео, ГЛОНАСС (Россия), Компас (Китай), IRNSS (Индия) и т.п.

В рамках предложенного изобретения следует понимать координаты, которые выдает навигационное устройство GPS транспортного средства. Возможно также, чтобы вместо географических координат аварии сразу давалось картографическое местонахождение транспортного средства, рассчитанное его навигационным устройством, в виде компонента экстренного вызова в текстовой форме. Под термином «картографическое местонахождение аварии» здесь следует понимать вид почтового адреса, например страна, область, улица, номер дома или указатель километров на шоссе.

В качестве «центральной службы приема экстренных вызовов» следует понимать центральное устройство в системе экстренных вызовов, которое, работая в ручном режиме или полностью автоматически, принимает переданные экстренные вызовы от попавших в аварию транспортных средств, обрабатывает эти данные и передает дальше в координирующую инстанцию для координации действий по оказанию помощи или непосредственно в специализированные транспортные средства, находящиеся вблизи аварии, которые представляют собой мобильные координирующие службы по приему экстренных вызовов. Стационарной службой по оказанию помощи может быть, например, станция неотложной помощи больницы, оснащенная техническими средствами связи, чтобы координировать входящие сообщения о несчастных случаях, поступающие из координирующей инстанции по приему экстренных вызовов, для оказания быстрой помощи на месте аварии.

Преимущество заявленного решения заключается, в частности, в том, что для его реализации не нужно особое техническое оснащение службы приема экстренных вызовов или координирующей инстанции по оказанию помощи, так как экстренный вызов поступает преимущественно в стандартной текстовой форме, читаемой человеком. Предпочтительно подходит распространенное в технике мобильной связи SMS-сообщение для передачи экстренного вызова в текстовой форме согласно изобретению. Наряду с этим можно использовать и другие мобильные стандарты передачи данных на базе, например, GPRS, UUS, USSD или UMTS, а также межсетевой интерфейс мобильной связи со службой приема экстренных вызовов.

Одна из мер, улучшающих изобретение, заключается в том, что экстренный вызов, существующий в текстовой форме, с помощью центральной службы приема экстренных вызовов или с помощью непосредственно предвключенного центрального устройства преобразуется в речевую информацию для дальнейшей передачи экстренного вызова, содержащего номерной знак транспортного средства, по речевому каналу в ответственную службу по приему экстренных вызовов или прямо в спецтранспорт по оказанию помощи - в зависимости от структуры системы.

Под понятием текстового преобразования («текст в речь») понимается преобразование среды, т.е. перевод массива данных из одного формата в другой. Для передачи данных между различными носителями информации и системами данных это действует так же, как и для передачи данных от одного носителя информации к другому. Принятые текстовые данные преобразуются, например, в видеоданные или аудиоданные, которые могут быть представлены многими оконечными устройствами, например мобильными телефонами, в акустическом или акустически-визуальном виде. Это преобразование информации можно выполнить, например, также вручную, когда оператор, читая текст, преобразует его в речь, которая воспринимается через микрофон и передается дальше. Наряду с этим возможно, чтобы преобразование информации происходило полностью автоматически через компьютер с использованием общеизвестных средств программирования «текст в речь».

Если через экстренный вызов передано не картографическое местонахождение попавшего в аварию транспортного средства, а только географические координаты аварии, то согласно альтернативной форме выполнения изобретения можно также определить картографическое местонахождение в центральной службе с помощью центрального устройства приема экстренных вызовов, так как географические координаты местонахождения попавшего в аварию транспортного средства, поступившие вместе с экстренным вызовом, с помощью цифровой карты преобразуются в картографические координаты, включая адрес.

В частности, эта альтернативная форма выполнения открывает возможность из центрального информационного банка данных, подчиненного центру по приему экстренных вызовов, на основании идентификации набора данных в виде государственного номерного знака транспортного средства передать и другие, дополнительные сведения о транспортном средстве или об обстановке для возможности лучшего планирования операции по оказанию помощи. Такая дополнительная информация может представлять собой, например, следующее: марку транспортного средства, допустимое количество пассажиров и/или цвет автомобиля. В частности, цвет автомобиля играет существенную роль при сопоставлении экстренного вызова с попавшим в аварию транспортным средством, так как эта информация дает возможность быстрой идентификации на месте аварии.

Предпочтительно идентифицирующая запись набора данных согласно изобретению должна быть выполнена в виде префикса экстренного вызова, поступающего в текстовой форме, поскольку идентифицирующую запись набора данных можно использовать в качестве идентифицирующего ключа.

Заявленное решение относится также к компьютерному программному продукту, который, если он выполнен на процессоре устройства наблюдения за аварийной ситуацией, управляет процессором для выполнения заявленных операций способа.

В этой связи предметом изобретения является также читаемый компьютером носитель информации, на котором записан упомянутый выше компьютерный программный продукт.

Другие меры, улучшающие изобретение, описаны ниже в связи с предпочтительным примером выполнения и со ссылками на фигуры чертежа.

Фиг.1 - схематичное изображение системы передачи экстренного вызова из попавшего в аварию транспортного средства в центр приема экстренных вызовов,

Фиг.2 - диаграмма способа передачи экстренного вызова, осуществляемого с помощью системы, согласно фиг.1.

Изображения на фигурах представлены схематично, масштаб не соблюден.

Согласно фиг.1 попавшее в аварию транспортное средство 1 имеет устройство наблюдения за аварийной ситуацией 2, которое выполнено в виде электронного блока и питается от бортовой электрической системы транспортного средства 1. Устройство наблюдения за аварийной ситуацией 2 соединено на входе с датчиком 3, который обнаруживает аварийный случай. Датчик 3 выполнен здесь в виде датчика ускорения для установления негативного ускорения вследствие резкой остановки транспортного средства 1 в результате аварии. Таким образом, устройство наблюдения за аварийной ситуацией 2 регистрирует географические координаты аварии транспортного средства. Для этой цели устройство наблюдения за аварийной ситуацией 2 связано на входе с навигационным устройством транспортного средства 4. Навигационное устройство транспортного средства 4 устанавливает географические координаты аварии через GPS-спутники 5. На выходе к устройству наблюдения за аварийной ситуацией 2 подключено мобильное радиоустройство 6 транспортного средства 1, с помощью которого экстренный вызов передается беспроводным путем по мобильной связи 7 в виде текста в центральную службу приема экстренных вызовов 8. Мобильное радиоустройство 6 может быть также частью устройства наблюдения за аварийной ситуацией 2. Устройство наблюдения за аварийной ситуацией 2 в транспортном средстве 1 содержит электронные средства для доставки экстренного вызова после обнаружения аварии, который выдается в текстовой форме.

Наряду с установленными координатами аварии х, у, которые поступают от навигационного устройства транспортного средства 4, текстовая форма экстренного вызова предусмотрена со специальной идентифицирующей записью набора данных. Эта идентифицирующая запись набора данных соответствует государственному номерному знаку транспортного средства 1 и служит для идентификации набора данных. В этом примере выполнения государственный номерной знак стоит перед набором данных экстренного вызова в виде букв и последовательности чисел без пробелов и специальных символов. При этом учитывается также аббревиатура страны (D) - например, для Германии - транспортного средства 1, которая показывает, из какой страны это транспортное средство. Эта идентифицирующая запись набора данных в виде префикса стоит перед экстренным вызовом, поступающим в форме текста.

Экстренный вызов посылается в этом примере выполнения в виде SMS-сообщения по мобильной связи 7 в центральную службу приема экстренных вызовов 8. Центральная служба приема экстренных вызовов 8 в этом примере выполнения представляет собой компьютер. В нем установлена прикладная программа «текст в речь». Она предназначена для преобразования экстренного вызова в речевую информацию 9. Затем экстренный вызов, содержащий номерной знак транспортного средства 1, передается по речевому каналу 10 в соответствующую координирующую инстанцию по оказанию помощи 11. Координирующая инстанция по оказанию помощи 11 координирует затем действия спецтранспорта 12 для оказания помощи на месте аварии транспортного средства 1. Центральная служба приема экстренных вызовов 8 может быть также частью координирующей инстанции по оказанию помощи 11.

Для понятной связи с местом аварии в этом примере выполнения центральная служба приема экстренных вызовов 8 сопоставляет полученные географические координаты аварии x, у транспортного средства 1 с помощью встроенной в него цифровой карты 13 с картографическим местонахождением аварии, включая сведения об адресе. Затем их передают в речевой форме в координирующую инстанцию по оказанию помощи 11.

Дополнительно центральной службе приема экстренных вызовов 8 подчинен центральный информационный банк данных 14, который содержит дополнительную для экстренного вызова информацию о транспортном средстве или особенностях ситуации, в частности о марке транспортного средства, числе сидячих мест в нем и/или о его цвете. На основании идентифицирующей записи набора данных этими дополнительными сведениями можно пополнить экстренный вызов для передачи его в виде речи в координирующую инстанцию по оказанию помощи 11.

Согласно фиг.2 способ передачи экстренного вызова из попавшего в аварию транспортного средства проходит следующие этапы.

Сначала происходит обнаружение аварии транспортного средства с помощью описанных выше датчиков устройства наблюдения за аварийной ситуацией в транспортном средстве. Затем происходит установление соответствующих географических координат аварии x, у транспортного средства при использовании навигационного прибора, встроенного в транспортное средство. После этого экстренный вызов поступает в особой текстовой форме с помощью устройства наблюдения за аварийной ситуацией, когда установленные координаты аварии сопоставляют с идентифицирующей записью набора данных, соответствующей государственному номерному знаку транспортного средства. Затем происходит передача экстренного вызова в этой текстовой форме по мобильному радиоканалу в центральную службу приема экстренных вызовов. После этого экстренный вызов оценивается и передается в соответствующую координирующую инстанцию по оказанию помощи.

Заявленное решение не ограничивается изображениями в указанном выше примере выполнения. Более того, возможны варианты, которые охватывают область защиты нижеследующих притязаний. Так, возможно, чтобы координаты аварии преобразовывались в картографические данные местонахождения аварии (адрес) прямо в транспортном средстве при использовании для этого навигационного устройства транспортного средства. Разумеется, при этом обеспечивается, что эта вычислительная операция в транспортном средстве будет выполнена несмотря на аварию. Кроме того, возможно также задействовать центральную службу приема экстренных вызовов вручную и преобразовать экстренный вызов, поступивший предпочтительно в виде SMS-сообщения, с помощью оператора непосредственно в речь для связи с соответствующей координирующей инстанцией по оказанию помощи. Эта альтернатива позволяет более гибко присоединять дополнительную информацию к самому экстренному вызову, которую можно почерпнуть из дополнительных информационных банков данных, например, относительно самого транспортного средства или особенностей ситуации. Помимо этого заявленное решение является гибким в отношении телекоммуникационных сетей. Например, координирующую инстанцию по оказанию помощи можно также встроить в транспортное средство и сделать мобильной, так что для передачи речевой информации из центральной службы по приему экстренных вызовов в мобильную координирующую инстанцию по оказанию помощи подходит также мобильная радиосеть.

Наконец, следует указать на то, что понятия «включают» и «имеют» не исключают других элементов или операций, а «одна» или «один» не исключают множества. Кроме того, следует отметить, что признаки или операции, описанные со ссылкой на один из указанных выше примеров выполнения, можно применять также в комбинации с другими признаками или операциями других описанных выше альтернатив. Ссылочные обозначения в пунктах формулы не следует рассматривать как ограничения.

Перечень обозначений

1 транспортное средство
2 устройство наблюдения за аварийной ситуацией
3 группа датчиков
4 навигационное устройство транспортного средства
5 GPS-спутник
6 мобильное радиоустройство
7 мобильная связь
8 центральная служба приема экстренных вызовов
9 речевая информация
10 речевой канал
11 координирующая инстанция по оказанию помощи
12 спецтранспорт для оказания помощи
13 цифровая карта
14 информационный банк данных
x, y координаты аварии
D аббревиатура страны

1. Способ передачи экстренного вызова из попавшего в аварию транспортного средства (1) в центральную службу приема экстренных вызовов (8), включающий следующие операции:
- обнаружение аварии транспортного средства (1) с помощью сенсорного блока (3) автоматического устройства наблюдения за аварийной ситуацией (2) в транспортном средстве (1),
- установление соответствующих географических координат (х, y) нахождения попавшего в аварию транспортного средства (1) с помощью навигационного устройства транспортного средства (4),
- формирование экстренного вызова в текстовой форме, включающего установленные координаты (х, y) попавшего в аварию транспортного средства (1) и содержащего с целью идентификации набора данных государственный номерной знак транспортного средства (1),
- передачу текстовой формы экстренного вызова по мобильному радиоканалу для приема ее центральной службой приема экстренных вызовов (8), причем подготовленный в текстовой форме экстренный вызов посылают в центральную службу приема экстренных вызовов (8) в стандартном формате данных, читаемом человеком,
отличающийся тем, что текстовая форма экстренного вызова преобразуется самой центральной службой приема экстренных вызовов (8) или непосредственно предвключенным центральным блоком в речевую информацию (9), чтобы экстренный вызов, содержащий номерной знак транспортного средства (1), передать дальше по речевому каналу в соответствующую координирующую инстанцию по оказанию помощи (11) или в спецтранспорт по оказанию помощи (12).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что подготовленный в текстовой форме экстренный вызов посылается в виде SMS-сообщения в центральную службу приема экстренных вызовов (8).

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что с помощью цифровой карты с географическими координатами (х, y) местонахождения попавшего в аварию транспортного средства (1) увязывают картографические данные о месте нахождения аварии, включая адрес.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что картографические данные в транспортном средстве (1) получают с помощью подключенного к бортовой системе навигационного устройства транспортного средства (4).

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что из центральной информационной базы данных (14), подчиненной центральной службе приема экстренных вызовов (8), на основе идентификации набора данных к экстренному вызову присоединяют дополнительную специфическую информацию относительно самого транспортного средства или его владельца.

6. Система передачи экстренного вызова из попавшего в аварию транспортного средства (1) в центральную службу приема экстренных вызовов (8), содержащая:
- автоматическое устройство наблюдения за аварийной ситуацией (2) в транспортном средстве (1) с сенсорным блоком (3) для обнаружения аварии транспортного средства (1),
- навигационное устройство транспортного средства (4) для установления соответствующих географических координат (х, y) аварии транспортного средства (1),
- электронное средство для создания экстренного вызова в текстовой форме, включающего, по меньшей мере, установленные координаты (х, y) аварии транспортного средства (1) и, с целью идентификации набора данных, государственный номерной знак транспортного средства (1),
- мобильное радиоустройство (7) для передачи экстренного вызова в текстовой форме для приема его центральной службой приема экстренных вызовов (8), отличающаяся тем, что
идентификация набора данных выполнена в виде префикса экстренного вызова, подготовленного в текстовой форме.

7. Система по п.6, отличающаяся тем, что идентификация набора данных содержит аббревиатуру страны (D) принадлежности транспортного средства (1).

8. Система по п.6, отличающаяся тем, что дополнительная специфическая информация относительно самого транспортного средства или его владельца выбрана из группы, включающей марку транспортного средства, допустимое число пассажиров, цвет транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля и управления транспортными средствами, преимущественно за прохождением и транспортировкой грузов до мест их назначения. .

Изобретение относится к сигнальным системам, реагирующим на нежелательный или ненормальный режим работы. .

Изобретение относится к области пожарной безопасности и может быть использовано для обнаружения пожара на ранних стадиях тления и возгорания горючих материалов. .

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в охранной технике. .

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации и предназначено для использования при централизованной охране жилых помещений и офисов внутри зданий, домов и коттеджей в поселках, групп гаражей и автомобилей на стоянках.

Изобретение относится к технике контроля и тревожной сигнализации, и может быть использовано для оперативного контроля и управления транспортировкой экологически опасных грузов, промышленных и бытовых отходов в места складирования и переработки.

Изобретение относится к видеомониторингу леса

Изобретение относится к автоматизированным системам опознавания подвижных транспортных средств, контроля и управления их движением

Изобретение относится к системе мониторинга перевозок грузов железнодорожным транспортом

Изобретение относится к области контроля за движением транспортных средств (ТС), к системам их охраны и к системам информационного обслуживания участников дорожного движения для организации безопасного дорожного движения и оперативного предупреждения/предотвращения или ликвидации нештатной ситуации в процессе управления ТС, преимущественно автомобилями

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления подвижными объектами, преимущественно наземными транспортными средствами, например автомобилями

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления подвижными объектами, преимущественно наземными транспортными средствами, например автомобилями

Изобретение относится к области мониторинга подвижных объектов, преимущественно наземных транспортных средств, например автомобилей

Изобретение относится к системам сбора, приемо-передачи, контроля и обработки данных для охранно-пожарной сигнализации с возможностью автоматизированного управления
Наверх