Гидродинамический тормоз для остановки плота

Изобретение относится к плотовому сплаву древесины, а именно к устройствам для остановки плотов. Гидродинамический тормоз для остановки плота включает гибкое полотнище, тросовую тягу, шарниры. Гибкое полотнище одним концом закреплено на шарнирах, а другим прикреплено к горизонтальной балке. Тросовая тяга соединяет плот с горизонтальной балкой и проходит через блок, установленный в хвостовой части плота. Шарниры установлены на консолях и жестко заделаны в хвостовой секции плота. Опоры оси вращения блока выполнены в виде вертикальных колонок высотой НК. Высота НК≥DБ+dТБ, где DБ - диаметр блока; dТ - диаметр троса; δБ - зазор между блоком и платформой, на которой он установлен, необходимый для нормальной работы блока. Тросовая тяга снабжена ограничительной муфтой, установленной на расстоянии LM от горизонтальной балки, равном , где KУ - коэффициент, учитывающий удлинение троса от действия механических и температурных напряжений; bК - ширина вертикальной колонки; LГ - расстояние по горизонтали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище; НВ - расстояние по вертикали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище; k - коэффициент, учитывающий прогиб гибкого полотнища под давлением потока воды, м; ВГП - ширина гибкого полотнища. Достигается упрощение конструкции гидродинамического тормоза и повышение эффективности торможения. 4 ил.

 

Изобретение относится к плотовому сплаву древесины, а именно к устройствам для остановки плотов.

Известен гидродинамический тормоз для остановки плота, содержащий гибкое полотнище, прикрепленное шарнирами к поплавку, выполненному в виде двух полусфер, горизонтальную балку, закрепленную на свободном конце гибкого полотнища, распорки, соединяющие ось шарниров с горизонтальной балкой, канатно-блочную систему управления (см. авт. свид. СССР № 965902, М. кл. B63H 25/44, 15.10.1982, Бюл. №38).

Недостатками данного гидродинамического тормоза для остановки плота являются: сложность конструкции, дополнительное сопротивление при движении плота от поплавка, малоэффективное торможение при свальном течении и на излучинах водного пути.

Задача, на решение которой направлено изобретение, - упрощение конструкции гидродинамического тормоза для остановки плота, исключение дополнительного сопротивления при движении плота, повышение эффективности торможения при свальном течении и на излучинах водного пути.

Для решения этой задачи в гидродинамическом тормозе для остановки плота, содержащем гибкое полотнище, одним концом закрепленное на шарнирах, а другим - прикрепленное к горизонтальной балке, тросовую тягу, соединяющую плот с горизонтальной балкой и проходящую через блок, установленный в хвостовой части плота, согласно изобретению шарниры установлены на консолях, жестко заделанных в хвостовой секции плота, опоры оси вращения блока выполнены в виде вертикальных колонок высотой НК, причем

HK≥DБ+dTБ,

где DБ - диаметр блока, м;

dT - диаметр троса, м;

δБ - зазор между блоком и платформой, на которой он установлен, необходимый для нормальной работы блока, м,

а тросовая тяга снабжена ограничительной муфтой, установленной на расстоянии LM от горизонтальной балки, равном

,

где КУ - коэффициент, учитывающий удлинение троса от действия механических и температурных напряжений;

bK - ширина вертикальной колонки, м;

LГ - расстояние по горизонтали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище, м;

НB - расстояние по вертикали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище, м;

k - коэффициент, учитывающий прогиб гибкого полотнища под давлением потока воды, м;

ВГП - ширина гибкого полотнища, м.

Предлагаемый гидродинамический тормоз для остановки плота имеет только одну тросовую тягу, обеспечивающую управление тормозом, не имеет поплавка и распорок, что упрощает его конструкцию и способствует снижению затрат на строительство и эксплуатацию плота. В предлагаемом гидродинамическом тормозе нет поплавка, который при транспортировке плота буксируется за ним и создает дополнительное сопротивление, а следовательно, применение предлагаемого гидродинамического тормоза способствует снижению сопротивления движению плота. Размещение шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище, на консолях, жестко заделанных в хвостовой секции плота, обеспечивает жесткую связь между плотом и сзади расположенным гидродинамическим тормозом, что препятствует сносу сзади расположенного гидродинамического тормоза свальным течением и исключает поворот гибкого полотнища в горизонтальной плоскости относительно направления движения плота на излучинах водного пути, а следовательно, как при свальном течении, так и на излучинах водного пути гибкое полотнище будет расположено перпендикулярно направлению движения плота, и тем самым обеспечит максимальное тормозное усилие. Ограничительная муфта, установленная на тросовой тяге, упираясь в вертикальные колонки, препятствует развороту гибкого полотнища потоком воды на угол более 90 град. (относительно горизонта воды), что исключает снижение тормозного усилия по причине уменьшения площади миделя гибкого полотнища и приобретения им обтекаемой формы. Установка ограничительной муфты на тросовой тяге на расстоянии LM от горизонтальной балки обеспечивает при снятии усилия с тросовой тяги ее натяжение, соответствующее развороту гибкого полотнища потоком воды на угол 90 град. (относительно горизонта воды), обеспечивающий максимальную площадь миделя, и тем самым автоматически поддерживается максимальное тормозное усилие в течение периода торможения.

На фиг.1 изображен гидродинамический тормоз для остановки плота в транспортном положении, вид сбоку; на фиг.2 - узел А на фиг.1; на фиг.3 изображен гидродинамический тормоз для остановки плота в момент торможения, вид сбоку; на фиг. 4 - узел Б на фиг.3.

Гидродинамический тормоз для остановки плота включает консоли 1, жестко заделанные в хвостовой секции 2 плота, шарниры 3, установленные на консолях 1, гибкое полотнище 4, закрепленное одним концом на шарнирах 3, а другим прикрепленное к горизонтальной балке 5, тросовую тягу 6, снабженную ограничительной муфтой 7 и соединяющую плот с горизонтальной балкой 5. Тросовая тяга 6 проходит через блок 8, опоры, оси вращения 9 которого выполнены в виде вертикальных колонок 10, установленных на хвостовой секции 2 плота.

Гидродинамический тормоз для остановки плота работает следующим образом. В транспортном положении горизонтальная балка 5 натяжением тросовой тяги 6 прижата к консолям 1 и торцу хвостовой секции 2 плота, а гибкое полотнище 4 расположено горизонтально под консолями 1 между горизонтальной балкой 5 и шарнирами 3.

Для остановки плота сбрасывают усилие в тросовой тяге 6, и горизонтальная балка 5 под действием силы тяжести опускается в воду, увлекая за собой гибкое полотнище 4. В результате действия силы тяжести на горизонтальную балку 5 и гибкое полотнище 4 и давления потока воды на гибкое полотнище 4, гибкое полотнище 4 поворачивается в вертикальной плоскости относительно шарниров 3 в направлении, противоположном направлению движения плота. В результате давления потока воды на гибкое полотнище 4 создается сопротивление движению плота - тормозное усилие. При угле поворота гибкого полотнища 4 90 град. (относительно горизонта воды) ограничительная муфта 7, установленная на тросовой тяге 6, упирается в вертикальные колонки 10, и вращение гибкого полотнища 4 прекращается, так как в местах контакта ограничительной муфты 7 с вертикальными колонками 10 возникают реактивные усилия, препятствующие движению тросовой тяги 6 и горизонтальной балки 5. При угле поворота гибкого полотнища 4 90 град. (относительно горизонта воды) достигается максимальное тормозное усилие, так как при таком положении гибкого полотнища 4 обеспечивается наибольшая площадь миделя при необтекаемой форме гибкого полотнища 4.

Тросовая тяга 6 в течение периода торможения находится в натянутом состоянии, по причине действия давления потока воды против направления движения плота и реакций со стороны вертикальных колонок, действующих на ограничительную муфту 7 по направлению движения плота. Это совместно с давлением потока воды на гибкое полотнище 4 обеспечивает устойчивость гибкого полотнища 4 в положении, соответствующем максимальному тормозному усилию, без каких-либо управляющих воздействий.

Для перевода плота в транспортное положение создают усилие на тросовой тяге 6, движение которой поднимает горизонтальную балку 5 и прижимает ее к консолям 1 и торцу хвостовой секции 2 плота. В результате этого гибкое полотнище 4 поворачивается относительно шарниров 3 по направлению движения плота и располагается под консолями 1. Блок 8, вращаясь на оси 9, обеспечивает снижение сопротивления перемещению тросовой тяги 6 и сохранность троса.

Использование предлагаемого гидродинамического тормоза для остановки плота обеспечит высокоэффективное торможение плотов на сложных участках сплавных путей при снижении затрат на их строительство и эксплуатацию.

Гидродинамический тормоз для остановки плота, содержащий гибкое полотнище, одним концом закрепленное на шарнирах, а другим прикрепленное к горизонтальной балке, тросовую тягу, соединяющую плот с горизонтальной балкой и проходящую через блок, установленный в хвостовой части плота, отличающийся тем, что шарниры установлены на консолях, жестко заделанных в хвостовой секции плота, опоры оси вращения блока выполнены в виде вертикальных колонок высотой НК, причем
НК≥DБ+dTБ,
где DБ - диаметр блока, м;
dT - диаметр троса, м;
δБ - зазор между блоком и платформой, на которой он установлен, необходимый для нормальной работы блока, м,
а тросовая тяга снабжена ограничительной муфтой, установленной на расстоянии LM от горизонтальной балки, равном
,
где КУ - коэффициент, учитывающий удлинение троса от действия механических и температурных напряжений;
bК - ширина вертикальной колонки, м;
LГ - расстояние по горизонтали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище, м;
НВ - расстояние по вертикали от оси вращения блока до оси шарниров, к которым прикреплено гибкое полотнище, м;
k - коэффициент, учитывающий прогиб гибкого полотнища под давлением потока воды, м;
ВГП - ширина гибкого полотнища, м.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройству, обеспечивающему управляемость и маневренность судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам изменения направления и скорости движения судна. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания реверсивной силы судна, например в случае экстренного торможения крупнотоннажных судов.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, которые позволяют изменять параметры движения судна путем изменения его скорости и направления. .

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройству для торможения судна. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам торможения судна, и позволяет повысить надежность работы путем уменьшения влияния на устройство динамических нагрузок, поскольку движение кормовой части щита 1 демпфируется кормовой полостью А ниши борта 4 и рессорными амортизационными пружинами 6.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник, водовод с приемным и выходным патрубками и привод управления приемного патрубка. Водозаборник выполнен в виде изогнутого приемного патрубка, телескопически соединенного с водоводом и приводом управления. Выходной патрубок также снабжен приводом управления и соединен с водоводом посредством цилиндрического подвижного соединения. Выходной патрубок выведен за борт самолета для обеспечения выбрасывания воды в направлениях, близких к параллельной плоскости симметрии самолета под углами от 0° до 180° от направления движения самолета. Достигается обеспечение управляемого торможения гидросамолета на режимах глиссирования и сокращение длины пробега при посадке на воду, а также повышение уровня безопасности применения гидросамолета в связи с повышением его управляемости. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается морских судов, в частности пассажирских, грузопассажирских, сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную часть и подводную часть, снабженную поворотными створками, соединенными с механизмами поворота, при этом по меньшей мере одна створка имеет полость, заполненную герметичными оболочками, содержащими воздух/газ легче воздуха. Технический результат заключается в повышении безопасности судна. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложена система предотвращения брочинга, содержащая крылья-стабилизаторы, закрепленные на корпусе судна, выполненном с выемками на носовой оконечности, в которых установлены упругие элементы. Каждое крыло-стабилизатор закреплено со стороны носа судна с возможностью поворота относительно вертикальной оси и отклонения от корпуса. Жесткость упругого элемента выбрана такой, что обеспечивает отклонение крыла-стабилизатора от корпуса при условии, что скорость судна относительно потока воды меньше заданной величины. За счет использования гидродинамической силы, действующей на крылья-стабилизаторы, обеспечивается курсовая устойчивость судна на попутном волнении, уменьшается вероятность разворота судна лагом к волне и его опрокидывания, что повышает безопасность мореплавания. 4 ил.
Наверх