Вспомогательное эллипсообразное колесо для повышения проходимости транспортного средства

Изобретение относится к устройствам колесных движителей повышенной проходимости, использующих обычное колесо и эллипсообразное колесо с общей осью вращения. В дополнение к обычному ведущему колесу закрепляется эллипсообразное колесо с шиной, имеющие общую ось вращения. Эллипсообразное колесо образовано двумя небольшими внешними дугами, равными радиусу обычного колеса, и двумя дугами большего радиуса, чем радиус колеса, и расположено симметрично относительно оси. Форма диска эллипсообразного колеса и шины совпадают по овалу устройства. Возможна установка двух эллипсообразных колес с двух сторон обычного колеса, но развернутых на 90 градусов больших осей эллипса. Технический результат - повышение проходимости транспортного средства. 2 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к сельскохозяйственным транспортным средствам, а также к колесной технике специального назначения.

Уровень техники

Известно устройство для повышения проходимости транспортного средства в виде колеса и вспомогательного диска жесткой конструкции с грунтозацепами, который крепится к диску колеса, с диаметром меньше наружного диаметра основного колеса на величину высоты шины (см. патент Российской Федерации №2088420, класс B60B 15/26, 27.08.1997 г. Автор - Постников А.В; прототип). Недостатком этого устройства является наличие жесткой конструкции по ободу, исключающей амортизационные свойства, а дополнительная поверхность вспомогательного круглого обода, предназначенная для уменьшения удельного давления, незначительна и не может существенно увеличить проходимость транспортного средства, т.к. радиус качения меньше радиуса колеса.

Известно также колесо повышенной проходимости, выполненное в виде упругого обода, приобретающего эллиптическую форму, большая часть которого расположена параллельно поверхности движения (см. патент Российской Федерации №2207249 класс B60B 9/00, B62D 57/02, 27.06.2003 г. Авторы - Фонарев К.С., Данилов О.Ф., Бабичев Д.Т., Суржиков А.Ф., Оганесян Г.Ф., Фонарев К.К., Фонарев Л.К.).

Недостатком этого устройства является сложность конструкции привода гибкообода и его перевода из эллиптической формы в круглую форму колеса за счет кривошинных рычагов.

Сущность изобретения

Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что система обычного колеса и вспомогательного эллипсообразного колеса с шиной имеют общую ось вращения для повышения проходимости транспортного средства. В отличие от прототипа устройство упрощает привод эллипсообразного колеса и исключает его перевод в круглую форму, т.е. отказ от приводных кривошинных рычагов, а также сохранение амортизационных свойств системы за счет эллипсообразной шины. Этот результат достигается тем, что с торца обычного колеса крепится эллипсообразное колесо, оно образовано двумя частями внешних дуг, равных радиусу колеса и двумя дугами равного радиуса, но с большей величиной радиуса колеса, замыкающими эллипсообразную поверхность.

Большая ось эллипсообразного колеса делит его на равные части, относительно оси вращения. В целях повышения тягово-сцепных показателей предлагаемой системы колес возможен вариант, когда с двух сторон обычного колеса с шиной крепятся два вспомогательных эллипсообразных колеса с шиной равного диаметру обычного колеса. В этом случае большие оси эллипсообразных колес развернуты друг относительно друга на 90 градусов.

Описание чертежей

На Фиг.1 схематично изображен вариант устройства системы колес с одним вспомогательным эллипсообразным колесом с названием: «Вспомогательное эллипсообразное колесо для повышения проходимости транспортного средства», вид сбоку; на Фиг.2 - то же, вид с торца.

Осуществление изобретения

Устройство состоит из обычного колеса 1 с шиной 9, закрепленной на ободе 5 и вращающейся на оси O1-O1. К торцу колеса 1 за счет крепежных болтов 11 монтируется эллипсообразное колесо 2, на эллипсообразном ободе 8 установлена шина 10. Эллипсообразное колесо 2 образовано частью внешней дуги, равной радиусу колеса 1, и двумя дугами радиуса R2 и R3 большего радиуса колеса, которые в точках 3 и 4, а также в точках 6 и 7 замыкают эллипсообразную поверхность колеса. Большая ось эллипсообразного колеса делит его на равные части относительно оси вращения. При повороте системы спаренных колес на один оборот обычное колесо и эллипсообразное колесо опираются на поверхность одновременно два раза, т.к. часть внешней дуги эллипсообразного колеса вдоль большой оси равна радиусу обычного колеса. В случае использования варианта системы колес с двумя эллипсообразными колесами с двух сторон обычного колеса повышаются тягово-сцепные показатели устройства.

Устройство работает следующим образом.

При подведении крутящегося момента к оси ведущего обычного колеса 1 вращается и эллипсообразное колесо 2. В случае качения по твердой поверхности обычного колеса и эллипсообразного колеса и проворота их на пол-оборота к поверхности опоры от обычного колеса добавляется часть опорной поверхности вспомогательного эллипсообразного колеса, т.е. та его часть, которая образована внешней дугой (между точками 3-4 и 6-7) и равна радиусу обычного колеса R1. В этом случае опорные поверхности суммируются, и площадь контакта с поверхностью увеличивается, что повышает тягово-сцепные свойства движителя.

При условии качения данной системы колес по грунту с низкой несущей способностью обычное колесо будет опускаться и в это время вступает в работу вспомогательное эллипсообразное колесо 2. Давление грунта воспринимают две дугообразные поверхности с радиусом вращения R2 и R3, большим радиуса обычного колеса. За счет дополнительной поверхности этих дуг уменьшается удельное давление на грунт, а за счет большего радиуса эллипсообразного колеса уменьшается коэффициент качения, что в итоге увеличивает проходимость транспортного средства. Этот эффект усиливается в случае использования двух эллипсообразных колес с двух сторон обычного колеса.

Изобретение обеспечивает технический эффект и может быть применено с помощью известных в транспорте средств для изготовления вспомогательных эллипсообразных колес, т.е. изобретение обладает промышленной применимостью.

Заявленное техническое решение с характеризующими его отличительными признаками обеспечивает указанный технический эффект. В настоящее время в Российской Федерации и за границей аналог автору не известен и отвечает требованиям критерия «новизна».

Источники информации

1. Фонарев К.С., Данилов О.Ф., Бабичев Д.Т., Суржиков А.Ф., Оганесян Г.Ф., Фонарев К.К., Фонарев Л.К. Патент Российской Федерации №№2207249, класс B60B 9/00, B62D 57/02, 27.06.2003 г.

2. Постников А.В. Патент Российской Федерации №2088420, класс B60B 15/26, 27.08.1997 г.

3. Бочаров Н.Ф. и др. Конструирование и расчет колесных движителей.

4. Иванов В.В., Илларионов В.А., Морин М.И. Основы теории автомобиля и трактора. М., 1977.

Устройство системы обычного колеса и вспомогательного эллипсообразного колеса с шиной для повышения проходимости транспортного средства с общей осью вращения, отличающееся тем, что с торца обычного колеса закреплено эллипсообразное колесо, образованное двумя частями внешней дуги, равной радиусу обычного колеса, и двумя дугами равного радиуса, но с большей величиной радиуса колеса, замыкающими эллипсообразную поверхность, большая ось которой делит ее на равные части относительно оси вращения, с возможностью установки аналогичного эллипсообразного колеса с другой стороны колеса, но с большей осью, развернутой относительно первого эллипсообразного колеса на 90°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для повышения тягово-сцепных свойств колесного движителя, и может быть использовано в сельском и лесном хозяйствах.

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для оснащения автомобилей с целью кратковременного применения в процессе эксплуатации для преодоления участков дороги, на которых происходит пробуксовывание ведущих колес и прекращение по этой причине движения автомобиля.

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для оснащения автомобилей с целью кратковременного применения в процессе эксплуатации для преодоления участков дороги, на которых происходит пробуксовывание ведущих колес и прекращение по этой причине движения автомобиля.

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для установки дополнительных колес на ступицы переднего моста полноприводного трактора типа «МТЗ» для увеличения контактной поверхности и снижения удельного давления на грунт в целях повышения проходимости транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, малой несущей способности почв.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в дождевальных машинах. .

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях.

Изобретение относится к транспортным средствам с пневматическими шинами и может быть применима при движении по скользкой поверхности, например по льду. .

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств повышенной проходимости, предназначенным для движения по различным слабонесущим грунтам в условиях бездорожья.

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно для сельскохозяйственных работ. .

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств повышенной проходимости, предназначенным для движения по различным грунтам в условиях бездорожья.

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости колесных транспортных средств при их движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях и малой несущей способности почв

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в дождевальных машинах

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в дождевальных машинах
Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к колесному транспорту, а именно к устанавливаемым на движители транспортных средств вспомогательным устройствам в целях повышения их проходимости при агрегатировании с навесным оборудованием, движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, наличии подстилающего мерзлотного слоя и малой несущей способности почв

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к переходным устройствам для установки дополнительных колес на управляемый мост комбайна при сдваивании его ведущих колес или переоборудовании комбайна на полугусеничный ход

Изобретение относится к комбинированным колесам транспортных средств. Комбинированное колесо состоит из двух рядов малых колес, расположенных в шахматном порядке на ободе. Малые колеса выполнены полыми эластичными, армированными синтетическим и/или металлическим кордом с чередованием в ряду колеса в форме бочки с колесом в форме гиперболоида с одинаковыми образующими в виде дуги окружности. Общие валы смежных в осевом отношении полых колес объединены замкнутыми лентами или цепями. Достигается упрощение изготовления, монтажа и эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится автомобильному транспорту. Способ характеризуется вводом в зону контакта колес с опорной поверхностью части обвода путем создания перекоса между ними соответствующим смещением направляющих колес обвода относительно опорных колес транспортного средства. После диагонального взаимодействия это приводит к совмещению или разделению их плоскостей вращения с возможностью корректировки положения обвода в зоне контакта возвратно-поступательным движением направляющих колес с его возвратом в исходное положение при обратном переходе транспортного средства с колесно-сцепного режима движения на колесный режим качения его съездом с обвода и исключением их взаимодействия. Устройство преобразования движителей включает опорные колеса и обвод между направляющими колесами, оси которых соединены с осью колеса транспортного средства шарнирно с возможностью пересечения частью межколесного обвода опорного колеса с последующим совместным поступлением этой зоны пересечения в опорную зону колеса. Технический результат - автоматизация безостановочного преобразования колесного движителя в гусенично-сцепной и обратно. 2 н.п. ф-лы, 28 ил.

Изобретение относится к колесам самоходных транспортных средств, в частности к радиально регулируемым приспособлениям для увеличения силы сцепления колес с грунтом. Устройство содержит закрепленный на полуоси диск, имеющий радиально расположенные направляющие для выдвижных грунтозацепов. Выдвижные грунтозацепы выполнены в виде четырех квадрантов, имеющих зубья по дуге окружности и содержащих каретки, посредством которых через четыре радиально расположенные направляющие соединены с закрепленным на полуоси диском. Для выдвигания грунтозацепов закрепленный на полуоси диск содержит четыре радиально расположенные пневмоцилиндра, бесштоковые полости которых соединяются с пневмосистемой транспортного средства, а штоковые полости снабжены пружинами сжатия. Штоки пневмоцилиндров связаны с каретками выдвижных грунтозацепов. Технический результат - повышение надежности в работе, снижение трудоемкости на изготовление, повышение удобства эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх