Ведущий мост транспортного средства

Изобретение относится к конструкции ведущих мостов транспортных средств с электромеханическим или гидромеханическим приводом. Ведущий мост содержит корпус (1), к противоположным сторонам которого прикреплены рукава (2) и корпусы (3) с колесными редукторами (4), соосно установленные приводные двигатели (5) и размещенные в рукавах (2) двухступенчатые планетарные редукторы (8). Солнечные шестерни (9), (10) планетарных рядов редукторов (8) связаны с полыми валами (11) двигателей (5), а водила (16) - с входными валами (29) колесных редукторов (4). Планетарные редукторы (8) снабжены управляющими тормозными механизмами с возможностью осевого перемещения. Мост содержит также рабочие тормоза и стояночные тормоза. Приводные двигатели (5) размещены в корпусе (1) моста, а корпусы (7) с планетарными редукторами (8) установлены между двигателями (5) и корпусами (3) колесных редукторов (4). Солнечные шестерни (9), (10) планетарных редукторов (8) выполнены разного диаметра и размещены на торсионных валах (12), соединенных с полыми валами (11) двигателей (5) и установленных соосно входным валам (29) колесных редукторов (4). Диски (19), (20) установлены на коронных шестернях (17), (18) редукторов (8), а нажимные диски (21), (22) установлены в корпусах (7) редукторов (8). Управляющие тормозные механизмы снабжены центральными дисками (25). Достигаются упрощение конструкции и повышение надежности ведущего моста. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции ведущих мостов тяговых или других транспортных средств с электро- или гидромеханическим приводом, в частности тракторов.

В последние годы все большее распространение получают силовые передачи, обеспечивающие бесступенчатое регулирование скорости движения тягового или транспортного средства, которое может быть получено различными конструктивными решениями, в частности при помощи электро- или гидромеханического тягового привода. Такой привод обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости, повышение производительности, снижение расхода топлива за счет обеспечения работы дизельного двигателя в наиболее экономичном режиме. Кроме того, увеличивается ресурс дизельного двигателя и ходовой системы из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и ходовой системой, так как исключается передача динамических нагрузок от ходовой системы на двигатель и, наоборот, - неравномерности крутящего момента двигателя на узлы ходовой системы.

Для достижения вышеуказанных преимуществ в данной области техники используют, в частности, ведущие мосты с электро- или гидромеханическим приводом или мотор-колесами, содержащие в общем конструктивном исполнении приводные электро- или гидродвигатели, приводящие посредством планетарных редукторов колесные движители, исполнительные механизмы переключения или остановки ступеней многоступенчатых планетарных передач, рабочие и стояночные тормоза различной конструкции. Поскольку ведущие мосты транспортных средств с электро- или гидромеханическим приводом имеют схожие конструкции, рассмотрим уровень техники в данной области на примерах применения приводных электродвигателей.

Так, известен ведущий мост с компактными узлами электроприводов колес, содержащих установленные в ступицах колес синхронные электродвигатели с высоким крутящим моментом и средней скоростью вращения и планетарные редукторы, на коронных шестернях которых установлены фрикционные тормоза [1].

Известен также колесный привод для тяжелого спецавтомобиля, например строительной машины, содержащий установленные в ступицах колес электродвигатели и двухступенчатые планетарные редукторы [2, 3]. Солнечная шестерня первого ряда каждого из планетарных редукторов соединена с полым валом соответствующего электродвигателя, а водило первого ряда связано с солнечной шестерней второго ряда. Солнечная шестерня второго ряда зацеплена через установленные на водиле второго ряда сателлиты с коронной шестерней второго ряда, выполненной за одно целое с коронной шестерней первого ряда. Водило второго ряда соединено со ступицей колеса, а коронная шестерня второго ряда соединена с корпусом электродвигателя. Солнечная шестерня второго ряда установлена на валу, проходящем через полый вал электродвигателя, и соединена с тормозными средствами, включающими дисковый тормоз и барабанный тормоз, используемый для стояночного торможения. Тормозные средства размещены на противоположной стороне колеса по отношению к планетарному редуктору.

Известен ведущий мост транспортного средства с мотор-колесами, каждое из которых содержит установленный в колесе электродвигатель, вал которого через торсион связан с солнечной шестерней первого планетарного ряда, с водилом которого соединена и зафиксирована от осевого перемещения солнечная шестерня второго планетарного ряда, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей колеса, и тормоз, установленный на валу электродвигателя [4].

Известна ведущая ось транспортного средства, содержащая трубчатый картер в виде цилиндра, мотор-колеса, электродвигатели которых размещены в цилиндре, а роторы связаны валами с редукторами мотор-колес для привода во вращение ступиц колес транспортного средства [5].

Известно мотор-колесо транспортного средства, преимущественно большегрузного, содержащее опору, установленную с возможностью вращения на опоре ступицу колеса, приводной электродвигатель, размещенный в опоре с наружной стороны колеса, вал ротора которого кинематически связан с ведущей шестерней редуктора, ведомая шестерня которого связана со ступицей колеса, основной тормоз с кольцевым диском, присоединенным к ступице, размещенный с наружной стороны колеса, и стояночный дисковый тормоз, диск которого связан с валом ротора электродвигателя [6].

Известен ведущий мост автомобиля с электрической трансмиссией, содержащий колесные движители и функционально связанные с ними тяговые электродвигатели, установленные соосно в корпусе моста, двухступенчатые редукторы, снабженные исполнительными механизмами переключения ступеней, валы которых непосредственно связаны с колесными движителями моста [7].

Однако в известных мостах валы электродвигателей непосредственно соединены с колесными редукторами, что существенно снижает КПД передачи и сужает диапазоны регулирования скоростных режимов.

Наиболее близким по сущности к предлагаемому изобретению выбран известный ведущий мост транспортного средства с мотор-колесами, содержащими колесные редукторы, установленные в ступицах колес электродвигатели, двухступенчатые коробки передач в виде планетарных механизмов, корпуса которых присоединены к ступицам колес, и рабочие и стояночные тормоза [8]. Планетарный механизм каждого из мотор-колес содержит планетарный ряд, солнечная шестерня которого соединена с полым валом электродвигателя, а водило - с входным валом колесного редуктора, и снабжен муфтой и тормозом для поочередного соединения коронной шестерни с солнечной шестерней и корпусом. Муфта и тормоз выполнены в виде фрикционных дисков, связанных между собой с возможностью относительного осевого перемещения и замыкаемых нажимными дисками под действием силовых цилиндров. Рабочие тормоза выполнены барабанного типа и размещены между корпусом планетарного механизма и электродвигателем, а стояночные тормоза выполнены в виде подпружиненных фланцев, установленных с возможностью осевого перемещения в корпусе напротив нажимных дисков между фрикционными дисками муфты и тормоза.

Недостатком известного ведущего моста является то, что электродвигатели установлены в ступицах колес, тормоза и планетарные механизмы размещены снаружи колеса, в противоположной стороне от колесных редукторов, что увеличивает его габаритные размеры и массу. Кроме этого, механизмы управления планетарными механизмами и тормозами имеют сложную конструкцию, что снижает надежность моста, обусловленную неравномерными динамическими нагрузками при различных скоростных режимах движения и торможении транспортного средства.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности ведущего моста.

Для решения поставленной задачи ведущий мост транспортного средства, преимущественно трактора, содержит корпус, к противоположным сторонам которого прикреплены корпусы с колесными редукторами, соосно установленные приводные двигатели и размещенные в корпусах, по меньшей мере, двухступенчатые планетарные редукторы. Солнечные шестерни планетарных рядов планетарных редукторов связаны с полыми валами двигателей, а водила - с входными валами колесных редукторов. При этом планетарные редукторы снабжены управляющими тормозными механизмами, выполненными в виде фрикционных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения и замыкаемых подпружиненными нажимными дисками под действием силовых цилиндров. Мост содержит также рабочие тормоза и стояночные тормоза, выполненные в виде фланцев, установленных с возможностью осевого перемещения напротив нажимных дисков между фрикционными дисками. Новым в изобретении является то, что приводные двигатели размещены в корпусе моста, а корпусы с планетарными редукторами установлены между двигателями и корпусами колесных редукторов. Солнечные шестерни планетарных редукторов выполнены разного диаметра и размещены рядом друг с другом на торсионных валах, соединенных с полыми валами двигателей и установленных соосно входным валам колесных редукторов. Упомянутые фрикционные диски установлены на коронных шестернях планетарных редукторов, а нажимные диски установлены в корпусах планетарных редукторов. Управляющие тормозные механизмы снабжены центральными дисками, установленными с возможностью вращения между упомянутыми фланцами и взаимодействия с последними.

В частных случаях исполнения в предлагаемом ведущем мосту на внешних поверхностях центральных дисков управляющих тормозных механизмов и на обращенных к ним внутренних поверхностях фланцев по соответствующим радиусам выполнены профильные лунки, в которых размещены распорные шарики. Солнечные шестерни меньшего диаметра одного из планетарных рядов планетарных редукторов выполнены за одно целое с торсионными валами, а солнечные шестерни большего диаметра другого ряда установлены посредством шлицевого соединения на торсионных валах и зафиксированы от осевого перемещения. Приводные двигатели выполнены в виде электро- или гидродвигателей.

Техническим результатом решения указанной задачи с помощью вышеуказанной совокупности существенных отличительных признаков является улучшение тяговых показателей трактора, обеспечение работы приводных двигателей в зоне более высоких КПД и повышение топливной экономичности.

На фиг.1 изображен общий вид ведущего моста транспортного средства, продольный разрез.

На фиг.2 - продольный разрез бортовой передачи моста.

Ведущий мост тягового средства (фиг.1) содержит корпус 1, к боковым сторонам которого прикреплены рукава 2. К наружным сторонам рукавов 2 прикреплены корпусы 3 колесных редукторов 4. В корпусе 1 ведущего моста соосно установлены тяговые приводные двигатели, например, электродвигатели 5, а в рукавах 2 на приливах 6 закреплены корпусы 7, по меньшей мере, двухступенчатых планетарных редукторов 8.

Для уменьшения до минимума динамических нагрузок солнечные шестерни 9, 10 соответственно первого и второго планетарного ряда каждого редуктора 8 моста связаны с полым валом 11 электродвигателя 5 посредством торсионного вала 12 (фиг.2). Предпочтительно шестерня 9 выполнена меньшего диаметра за одно целое с торсионным валом 12, а шестерня 10 большего диаметра установлена посредством шлицевого соединения на торсионном валу 12 рядом с шестерней 9 и зафиксирована от осевого перемещения. Солнечные шестерни 9, 10 через соответствующие сателлиты 13, 14, установленные с возможностью вращения на общей оси 15 водила 16 и зафиксированные от осевого перемещения, связаны с соответствующими коронными шестернями 17, 18. На наружных поверхностях коронных шестерен 17, 18 посредством шлицевого соединения посажены с возможностью вращения и осевого перемещения ведущие фрикционные диски 19, 20. В пазу корпуса 7 установлены подвижные в осевом направлении нажимные диски 21, 22, взаимодействующие с поршневыми гидроцилиндрами 23, 24.

Между пакетами дисков 19-22 установлен трехзвенный шариковый механизм, содержащий соосно установленные в пазах корпуса 7 центральный диск 25 и нажимные фланцы 26, 27. Центральный диск 25 установлен с возможностью вращения, нажимные фланцы 26, 27 установлены с возможностью осевого перемещения и подпружинены к нажимным дискам 21, 22. На внешних поверхностях диска 25 и обращенных к ним внутренних поверхностях фланцев 26, 27 по радиусу выполнены профильные лунки, в которых установлены распорные шарики 28.

Ступица водила 16 (фиг.2) соединена при помощи шлиц с входным валом 29 колесного редуктора 4, установленным с возможностью вращения соосно торсионному валу 12 электродвигателя 5. Предпочтительно солнечная шестерня 30 колесного редуктора 4 выполнена за одно целое с валом 29. В корпусе 3 редуктора 4 на подшипниковых опорах соосно валу 29 установлена полуось 31 привода колеса. Шестерня 30 через блок сателлитов 32, установленный с возможностью вращения на оси 33 водила 34 и зафиксированный от осевого перемещения, связана с коронной шестерней 35, установленной неподвижно во внутренней расточке корпуса 3. Водило 34 установлено на шлицах полуоси 31 и зафиксировано от осевого перемещения.

Ведущий мост тягового средства работает следующим образом. Крутящий момент от электродвигателя 5 (фиг.2) через торсионный вал 12 передается на солнечные шестерни 9, 10. При подаче рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр 23 поршень перемещается и сжимает диски 19 и 21, которые останавливают коронную шестерню 17 и включают первый планетарный ряд редуктора 8. Крутящий момент через солнечную шестерню 9, сателлит 13 и водило 16 передается на вал 29 и далее через солнечную шестерню 30, блок сателлитов 32 и водило 34 редуктора 4 - на полуось 31. Аналогично передачу крутящего момента осуществляют на другой ступени редуктора 8. При подаче рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр 24 поршень перемещается и сжимает диски 20 и 22, которые останавливают коронную шестерню 18 и включают второй планетарный ряд редуктора 8. Измененный по мощности крутящий момент через солнечную шестерню 10, сателлит 14 и водило 16 передается на вал 29 и далее через солнечную шестерню 30, блок сателлитов 32 и водило 34 редуктора 4 - на полуось 31.

Для обеспечения рабочего торможения трактора рабочую жидкость под давлением подают одновременно в оба гидроцилиндра 23, 24, затормаживая тем самым обе коронные шестерни 17, 18 редуктора 8.

Для включения стояночного тормоза механическим приводом поворачивают диск 25, шарики 28, перемещаясь в лунках, сдвигают фланцы 26, 27 в осевом направлении, которые сжимают диски 19-22, затормаживая тем самым обе коронные шестерни 17, 18 редуктора 8.

Таким образом, собранные в пакет диски 19-22 образуют управляющий тормозной механизм планетарного редуктора 8, а совместно с трехзвенным шариковым механизмом выполняют функции рабочего и стояночного тормоза транспортного средства.

Источники информации

1. US, №3812928 А, кл. US: 180/65F, МПК: B60K 7/00, опубл. 28.05.1974.

2. DE, №2109372 С, МПК: B60K 7/00, опубл. 26.02.1976.

3. GB, №1347192 А, кл. GB: B7H, МПК: B60K 7/00, опубл. 20.02.1974.

4. SU, №1036580 А, МПК: B60K 7/00, опубл. 23.08.1983.

5. SU, №1426857 А1, МПК: B60K 7/00, 17/32, опубл. 30.09.1988.

6. SU, №1444178 А1, МПК: B60K 7/00, опубл. 15.12.1988.

7. BY, №6060 U, МПК: B60K 1/00, опубл. 28.02.2010.

8. SU, №382529, МПК: B60K 17/14, F16H 3/54, опубл. 23.05.1973 (прототип).

1. Ведущий мост транспортного средства, преимущественно трактора, содержащий корпус, к противоположным сторонам которого прикреплены корпусы с колесными редукторами, соосно установленные приводные двигатели и размещенные в корпусах, по меньшей мере, двухступенчатые планетарные редукторы, солнечные шестерни планетарных рядов которых связаны с полыми валами двигателей, а водила - с входными валами колесных редукторов, при этом планетарные редукторы снабжены управляющими тормозными механизмами, выполненными в виде фрикционных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения и замыкаемых подпружиненными нажимными дисками под действием силовых цилиндров, рабочие тормоза и стояночные тормоза, выполненные в виде фланцев, установленных с возможностью осевого перемещения напротив нажимных дисков между фрикционными дисками, отличающийся тем, что приводные двигатели размещены в корпусе моста, корпусы с планетарными редукторами установлены между двигателями и корпусами колесных редукторов, солнечные шестерни планетарных редукторов выполнены разного диаметра и размещены рядом друг с другом на торсионных валах, соединенных с полыми валами двигателей и установленных соосно входным валам колесных редукторов, упомянутые фрикционные диски установлены на коронных шестернях планетарных редукторов, нажимные диски установлены в корпусах планетарных редукторов, а управляющие тормозные механизмы снабжены центральными дисками, установленными с возможностью вращения между упомянутыми фланцами и взаимодействия с последними.

2. Ведущий мост по п.1, отличающийся тем, что на внешних поверхностях центральных дисков управляющих тормозных механизмов и на обращенных к ним внутренних поверхностях фланцев по соответствующим радиусам выполнены профильные лунки, в которых размещены распорные шарики.

3. Ведущий мост по п.1, отличающийся тем, что солнечные шестерни меньшего диаметра одного из планетарных рядов планетарных редукторов выполнены за одно целое с торсионными валами, а солнечные шестерни большего диаметра другого ряда установлены посредством шлицевого соединения на торсионных валах и зафиксированы от осевого перемещения.

4. Ведущий мост по п.1, отличающийся тем, что приводные двигатели выполнены в виде электро- или гидродвигателей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам перемещений и может быть использовано для приведения в движение различных устройств, работающих в условиях открытого космоса и экстремальных температурных условиях.

Изобретение относится к области физики магнетизма и может быть использовано в качестве колеса на магнитной подушке, вместо подшипника качения колеса, применительно к работе подвижного устройства на колесном ходу в вакууме, где использование смазки подшипников нецелесообразно или невозможно.

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Двигатель // 2371827
Изобретение относится к области электротехники, а именно, к электрическим машинам, и может быть использовано для промышленных механизмов, требующих регулирования скорости.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидростатическим ступичным приводам. .

Изобретение относится к области транспорта и предназначено для легковых автомобилей. .

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения электродвигателей, преимущественно для транспортных средств.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводу ведущего колеса. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к колесным редукторам ведущих мостов транспортных средств. .

Трактор // 2389615
Изобретение относится к автомобилестроению и тракторостроению. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на транспортных средствах повышенной проходимости. .

Изобретение относится к мосту в портальной компоновке, особенно к ведомому мосту транспортных средств с низким полом, имеющему картер моста с главным приводом, портальные приводы, прикрепленные к обеим сторонам картера моста, узлы концевых приводов колес, прикрепленные к кожухам портальных приводов и несущие обода колес транспортного средства, и средства торможения колес, соединенные с узлами концевых приводов колес.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобилям. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании вездеходов и другой транспортной техники для различных отраслей народного хозяйства, способной работать в сложных дорожных условиях.

Изобретение относится к области транспортных средств, приводимых в движение наземными колесными движителями, и может быть использовано при создании снегоболотоходной техники
Наверх