Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы



Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
A61H99 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2462224:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" (ФГОУ ВПО "КГУФКСТ") (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к физическому воспитанию детей 7-10 лет в условиях школы. Для этого во время проведения урока по физическому воспитанию выполняют упражнения в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды. Подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года. В осенний период упражнения, развивающие выносливость, составляют 30-40% от общего числа упражнений. В зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего числа; упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%; упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%. В весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего числа упражнений. Насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа. Первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока, продолжительностью 4 минуты, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 минуты, до достижения продолжительности 8-10 минут. Второй этап осуществляют в конце зимнего и начале весеннего периода в ходе основной части урока продолжительностью 10 минут, постепенно через каждые четыре занятия увеличивая это время на 5 минут до достижения продолжительности 25-35 минут. При этом насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период. Дополнительно вводят мультивитаминный комплекс в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды. Способ обеспечивает существенное улучшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, улучшение показателей физической подготовленности и функциональных показателей основных систем организма. 5 з.п. ф-лы, 4 ил., 6 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине и физическому воспитанию, а именно к способам воздействия на организм, направленным на его укрепление и оздоровление. Данное изобретение может быть использовано для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, улучшения адаптивных механизмов, повышения показателей физического развития и физической подготовленности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы.

В настоящее время отмечается высокий уровень заболеваемости детского населения: только 32,1% обследованных являются здоровыми, более чем у половины (51,7%) обнаружены функциональные отклонения, а каждый шестой ребенок (16,1%) страдает хроническими заболеваниями. Анализ медицинских статистических материалов свидетельствует о росте данных показателей. Вместе с тем, одними из самых распространенных являются заболевания верхних дыхательных путей, которым в большей степени подвержены дети младшего школьного возраста.

Значительное влияние на здоровье, адаптивные возможности и успешность обучения детей 7-10 лет оказывают сезонные внешнесредовые погодные условия, играющие не последнюю роль в росте числа заболеваний у детского населения. Основываясь на собственном анализе данных о заболеваемости, были установлены наиболее критические периоды года, с точки зрения влияния основных факторов внешней среды на приспособительные механизмы организма человека - это конец осеннего - начало зимнего и конец зимнего - начало весеннего периодов, в течение которых наблюдаются большие колебания температуры окружающей среды, атмосферного давления воздуха и значительные величины относительной влажности воздуха, скорости ветра.

Многое исследователи отмечают в своих работах существование прямой зависимости здоровья, адаптивных возможностей, эффективности защитных механизмов организма человека от двигательного статуса [Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - М.: - Л.: ВИЭМ, 1994. - 206 с.; Chen H-J., Kuo C-S. Relationship between respiratiry musche function and age, sex, and other factors // J.Appl.Physiol. - 1989. - JV №2. - P.943-948; Pressure support ventilation In "Principles and practice of mechanical ventilation" / M.B.Amato, C.S.Barbas, J.Bonassa, P.H.Saldiva, V.A.Zin, C.R.deCarvalho. L.Brochard / ed. by MJ. To-bin. - McGraw-Hill, 1994. - P.45-48 и др.].

Вместе с тем в настоящее время в содержании процесса физического воспитания школьников 7-10 лет аспект их здоровья, физического, функционального развития и умственной работоспособности в различные климатические сезоны года учтен недостаточно.

Исходя из вышеизложенного одним из рациональных путей улучшения здоровья, физического и психофизиологического состояния учащихся 7-10 лет является комплексное совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, в том числе и на основе учета факторов климатических сезонов года.

В настоящее время существует множество способов профилактики заболеваний и оздоровления организма путем использования средств физической культуры. Такие способы описаны в патентах России №№2213550, 2201192, 2237461, 2179430, 2173973, 2234301, 2166921, 2203015, 2200527, 2112487, 2112488, 2139025, 2136257, 2127574. 2121332, 2173973, 2038066, 2038067, 2102961, 2188046 и др.

Использование данных способов оздоровления организма, безусловно, приносит положительный эффект, вместе с тем их применение ограничено в условиях общеобразовательных школ по причине неадаптированности для реализации в образовательном процессе.

Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2322225), при котором совместно с лечебной гимнастикой (с преобладанием дыхательных упражнений), массажем грудной клетки и ингаляцией с минеральной водой назначают радоновые ванны.

Способ сложен, требует наличия специальных условий, в частности в связи с применением массажа и водных процедур, и поэтому не может применяться в общеобразовательной школе.

Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2391960), от предыдущего он отличается дополнительным применением лечебного питания и аппликации тамбуканской илово-сульфидной грязи на шейно-воротниковую зону.

Как и предыдущий, способ сложен, требует наличия специальных условий, которые не представляется возможным создать в общеобразовательной школе.

Известен способ оздоровления организма детей в процессе обучения (Россия пат. №2336068), заключающийся в выполнении упражнений, способствующих восстановлению осанки.

Способ эффективен в условиях общеобразовательной школы, однако способствует лишь восстановлению осанки и не предназначен для решения проблемы частоты заболеваемости детей младшего школьного возраста.

Известен способ обучения (Россия пат. №2229869), заключающийся в проведении в ходе уроков и перемен лечебно-профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональную разрядку, снятие усталости, восстановление осанки.

Способ предусматривает мероприятия продолжительностью не более 3 минут каждый час работы, что позволяет снизить общую утомляемость, усталость и статическое напряжения, но вместе с тем не обеспечивает снижение заболеваемости у младших школьников.

Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2017498), заключающийся в профилактике респираторных заболеваний путем трехэтапной аэрозольтерапии.

Способ эффективен и позволяет снизить заболеваемость детей в 2,5 раза, вместе с тем, применение данного способа в общеобразовательной школе нецелесообразно, так как он требует ежедневной индивидуальной работы с каждым ребенком, что невозможно реализовать в условиях массового образовательного процесса.

Задачей является сохранение и укрепление здоровья детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы.

Технический результат: снижение заболеваемости детей 7-10 лет, в том числе респираторными болезнями, улучшение показателей физической подготовленности младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Технический результат достигается способом оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы, включающим выполнение физических упражнений во время проведения урока по физическому воспитанию в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введения мультивитаминного комплекса, подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года, в осенний период упражнения, развивающие выносливость, составляют 30-40% от общего количества упражнений, в зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего количества, упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%, упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%, в весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего количества упражнений, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа, первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока, продолжительностью 4 минуты, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 минуты, до достижения продолжительности насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды 8-10 минут, на втором этапе, который проводят в конце зимнего и начале весеннего периода, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды проводят в основной части урока продолжительностью 10 минут, постепенно увеличивая время на 5 минут через каждые четыре занятия до достижения продолжительности 25-35 минут, причем насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период, а мультивитаминный комплекс каждому ребенку вводят в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды. Упражнения, развивающие выносливость, представляют собой различные виды бега, в частности бег в течение определенного времени, бег в течение определенного времени и в заданном темпе, бег на 1000 метров без учета времени. Упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, включают различные виды метания, прыжки в длину и в высоту, опорный прыжок, упражнения в подтягивании на перекладине. Упражнения, развивающие гибкость, включают различные виды наклонов туловища и комплексы стрейчинга. Упражнения, развивающие координационные способности, включают различные виды лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнения на координацию движений в пространстве, акробатические упражнения.

Упражнения, развивающие скоростные способности включают бег на 20, 30, 60 метров, челночный бег 3×10 метров.

Организация физического воспитания младших школьников по сезонному принципу, а также специфический для каждого сезона года подбор и дозирование нагрузки способствуют значительному повышению показателей физической подготовленности и улучшению функциональных показателей основных систем организма школьников 7-10 лет, что в результате способствует укреплению здоровья детей в целом.

Данный эффект усиливается при регулярном насыщении помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введении мультивитаминного комплекса на уроках физической культуры в конце осеннего - начале зимнего периода и в конце зимнего - начале весеннего периода, в значительной степени снижается риск заболеваний, в том числе болезнями верхних дыхательных путей.

На фиг.1-4, в качестве примера, представлены среднегрупповые данные, характеризующие прирост интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп.

Построение урока.

Продолжительность урока - 45 мин. Оно делится на 3 части.

I. Вводная часть: 5 мин.

Задача. Организация группы для занятий. Подготовка организма к работе.

Средства. Построение, приветствие, различные виды ходьбы, бег, общеразвивающие упражнения.

II. Основная часть: 20-25 мин.

Задача. Укрепление здоровья, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, формирование системы знаний в области физической культур, формирование базы необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.

Средства. Специальные комплексы упражнений, направленные на развитие выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости, координационных способностей и скоростных способностей (различные виды бега, метания, прыжков, наклонов туловища лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнений на координацию движений в пространстве, акробатических упражнений, комплексы стрейчинга, упражнения в подтягивании на перекладине, подвижные игры и т.д.), насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды (применяется в основной части урока только на втором этапе!).

III. Заключительная часть: 5-10 мин.

Задача. Укрепление здоровья, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей,

Средства. Насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды, различные виды ходьбы в медленном темпе, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, построение, проверка. После восстановления сердечного ритма и ритма дыхания дети получают мультивитаминный комплекс.

Способ осуществили следующим образом.

В Школах г.Краснодара в различные сезоны года были проведены серии исследований, направленных на изучение показателей заболеваемости, физической подготовленности и умственной работоспособности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы. В результате анализа полученных данных был разработан способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы. Были сформированы экспериментальные и контрольные группы. В течение всего учебного года способ реализовывался в экспериментальных группах в условиях общеобразовательных школ.

По окончании снова были проведены серии исследований в экспериментальных и контрольных группах.

Пример 1.

Маврин Б.

Ученик 3 класса

Был проведен анализ медицинской карты школьника. Данные, характеризующие показатели заболеваемости ребенка, выраженные в количественной оценке частоты и длительности заболеваний за учебный год, представлены в таблице.

Маврин Б.
Заболеваемость до эксперимента Заболеваемость после эксперимента
кол-во раз кол-во дней кол-во раз кол-во дней
4 38 1 3

Со школьником проводили серии контрольных испытаний (тестов). В ходе обработки полученных данных было принято решение перейти к интерпретации полученных среднегрупповых значений результатов контрольных испытаний в виде балльных оценок. Для этого были использованы разработанные 10-балльные шкалы перевода результатов тестирования уровня физической подготовленности в баллы (табл.1).

Маврин Б.
Название теста Результат Балльная оценка (балл)
бег 3×10 м 8,1 8,4
бег 20 м (с) 4,0 7,4
прыжок в длину с места (см) 151,1 6,5
прыжок в высоту с места (см) 35,4 6,7
метание набивного мяча весом 1,0 кг из-за головы (см) 637,9 7,0
бег 60 м (с) 10,0 9,9
бег 200 м (с) 48,9 8,8
стоя наклон вперед (см) 3,2 7,8
теппинг-тест (количество раз за 10 с) 65,5 6,3
выкрут рук в плечевых суставах(см) 67,4 5,3
падение палки (см) 28,2 6,8

Пример 2.

Горелова А.

Ученица 4 класса

Был проведен анализ медицинской карты школьницы. Данные, характеризующие показатели заболеваемости ребенка, выраженные в количественной оценке числа заболеваний и длительности заболеваний за учебный год, представлены в таблице.

Горелова А.
Заболеваемость до эксперимента Заболеваемость после эксперимента
кол-во раз кол-во дней кол-во раз кол-во дней
3 15 0 0

Со школьницей проводили серии контрольных испытаний (тестов). В ходе обработки полученных данных было принято решение перейти к интерпретации полученных среднегрупповых значений результатов контрольных испытаний в виде балльных оценок. Для этого были использованы разработанные 10-балльные шкалы перевода результатов тестирования уровня физической подготовленности в баллы (табл.1).

Горелова А.
Название теста Результат Балльная оценка (балл)
бег 3×10 м 7,7 9,1
бег 20 м (с) 4,0 7,4
прыжок в длину с места (см) 173 8,4
прыжок в высоту с места (см) 38,5 7,7
метание набивного мяча весом 1,0 кг из-за головы (см) 700 7,8
бег 60 м (с) 10,5 8,9
бег 200 м (с) 49,8 8,4
стоя наклон вперед (см) 13 5,4
теппинг-тест (количество раз за 10 с) 72,2 7,1
выкрут рук в плечевых суставах (см) 77,5 4,0
падение палки (см) 26,8 7,1

Аналогичным образом были обследованы все дети из экспериментальных и контрольных групп.

На фиг.1-4 (в качестве примера приведены среднегрупповые данные детей 7 и 10 лет) представлены среднегрупповые показатели прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп. С целью повышения наглядности и упрощения процедуры обработки полученных данных, балльные оценки были преобразованы в интегральные показатели физической подготовленности (ИПФП) - посредством нахождения среднего арифметического балльных оценок отдельных тестов - и суммарные показатели физической подготовленности (СПФП) - полученные путем суммирования отдельных ИПФП. В результаты проведенного анализа были получены результаты, представленные на фиг.1-4 в виде прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп.

В таблице 1 представлены 10-балльные шкалы оценки показателей физической подготовленности детей 7-10 лет.

В таблице 2 представлены данные, характеризующие среднегрупповые показатели заболеваемости детей 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп после проведения эксперимента, выраженные в количественной оценке частоты и длительности заболеваний за учебный год.

Таким образом, применение описанного способа оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей младшего школьного возраста, проводить профилактику заболеваний верхних дыхательных путей (фиг.2), улучшить показатели физической подготовленности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы (на фиг.1-4, в качестве примера, приведены среднегрупповые данные детей 7 и 10 лет).

Табл. 2
Возраст (лет) Заболеваемость в контрольных группах Заболеваемость в экспериментальных группах
кол-во раз кол-во дней кол-во раз кол-во дней
Девочки
7 4,6 56,3 0,7 2,4
8 7,8 45,9 3,2
9 5,0 59,0 1,4 3,1
10 3,7 29,5 0,3 2,0
Мальчики
7 3,6 28,7 1,0 1,8
8 4,6 49,4 0,6 2,7
9 4,0 37,2 0,5 2,3
10 4,2 54,1 1,3 3,2

1. Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы, включающий выполнение физических упражнений во время проведения урока по физическому воспитанию в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введения мультивитаминного комплекса, подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года, в осенний период упражнения, развивающие выносливость составляют 30-40% от общего количества упражнений, в зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего количества, упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%, упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%, в весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего количества упражнений, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа, первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока продолжительностью 4 мин, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 мин, до достижения продолжительности насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды 8-10 мин, на втором этапе, который проводят в конце зимнего и начале весеннего периода, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды проводят в основной части урока продолжительностью 10 мин, постепенно увеличивая время на 5 мин через каждые четыре занятия до достижения продолжительности 25-35 мин, причем насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период, а мультивитаминный комплекс каждому ребенку вводят в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие выносливость, представляют собой различные виды бега, в частности бег в течение определенного времени, бег в течение определенного времени и в заданном темпе, бег на 1000 метров без учета времени.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, включают различные виды метания, прыжки в длину и в высоту, опорный прыжок, упражнения в подтягивании на перекладине.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие гибкость, включают различные виды наклонов туловища и комплексы стрейчинга.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие координационные способности, включают различные виды лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнений на координацию движений в пространстве, акробатических упражнений.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие скоростные способности, включают бег на 20, 30, 60 метров, челночный бег 3×10 метров.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к биологии и медицине и касается средства, увеличивающего продолжительность жизни. .

Изобретение относится к медицине, а именно к созданию средства, обладающего актопротекторной, противогипоксической, нейропротекторной, антиамнестической и термопротекторной активностью, предназначенного, в частности, для повышения физической работоспособности как в обычных, так и в экстремальных условиях, а также для лечения острых и хронических нарушений мозгового кровообращения, в том числе ишемического инсульта и других состояний и заболеваний, сопровождающихся снижением когнитивных функций и нейродегенерацией, в том числе при старении.

Изобретение относится к композиции для консервирования клеток, тканей и органов, включающей в качестве активного ингредиента соединения индола и индазола формулы (1), или их фармацевтически приемлемые соли или изомеры, которые являются эффективными для предотвращения повреждения органов, выделенных клеточных систем или тканей, вызванного хранением при низких температурах, операцией по трансплантации или посттрансплантационной реперфузией.
Изобретение относится к фармацевтической промышленности, в частности к противолучевому средству. .
Изобретение относится к химико-фармацевтической и пищевой промышленности, а именно к производству лекарственных средств и биологически активных добавок к пище из растительного сырья.

Изобретение относится к биохимии и представляет собой человеческое моноклональное антитело или его фрагмент, которые специфически связываются с GM-CSF приматов и нейтрализуют его.

Изобретение относится к новым соединениям формулы (I) или их фармацевтически приемлемым солям, возможно в виде (1S)-изомеров, обладающих свойствами ингибитора семейства поло-подобных киназ(серино-треониновых киназ) PLK1.

Изобретение относится к области клеточной молекулярной биологии и представляет собой применение 3-бромофаскаплизина в качестве средства, ингибирующего активность р53 ядерного фактора транскрипции и индуцирующего активность АР-1 ядерного фактора транскрипции.

Изобретение относится к созданию новых биологически активных соединений противосклеротического действия. .
Изобретение относится к медицине, в частности к абдоминальной хирургии и онкологии, и может быть использовано для лечения больных с опухолевой кишечной непроходимостью.
Изобретение относится к области ветеринарной медицины. .
Изобретение относится к ветеринарии. .

Изобретение относится к медицине, офтальмологии и может быть использовано для торможения процессов пролиферации в сетчатке при ее повреждении. .

Изобретение относится к усилителю тестостерона, к лекарственному препарату, который предотвращает, ослабляет и/или лечит симптомы или заболевания, вызванные недостатком тестостерона, и к добавке для лечения климактерического расстройства у мужчин.
Изобретение относится к сельскому хозяйству, конкретно к ветеринарии. .
Изобретение относится к области фармацевтической и пищевой промышленности, в частности к производству витаминно-минеральных комплексов (ВМК) и пищевых добавок, используемых для профилактики и лечения витаминно-минеральной недостаточности.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и патофизиологии. .

Изобретение относится к питанию, особенно к способу и пищевой композиции для улучшения баланса глюкозы и инсулина у индивидуума. .
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии физиотерапии. .
Наверх