Амортизатор

Изобретение относится к машиностроению. Амортизатор содержит обойму для крепления к основанию и помещенный в обойме эластомерный упругий элемент из двух частей. Внешняя поверхность каждой части эластомерного упругого элемента образована цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой внутренней стороны - в коническую поверхность. Цилиндрические впадины равномерно расположены на конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента радиально к оси амортизатора. В центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности выполнена расточка в виде части внутренней торовой поверхности. В центральном отверстии эластомерного упругого элемента расположена втулка. Втулка выполнена с выступом в виде шайбы, с цилиндрической проточкой под шайбой и пятой в нижнем торце втулки. Внешняя и внутренняя поверхности торовой части упругого элемента снабжены кольцевыми выступами трапециевидного профиля. На вершинах внешних торовых поверхностей образованы круговые плоскости для установки на верхней и нижней сторонах шайбы. В нижнем упругом элементе со стороны круговой плоскости выполнено отверстие. Обойма выполнена из двух частей в виде стаканов в форме усеченных конусов с центральными отверстиями в каждом дне стакана. Части обоймы жестко соединены друг с другом по торцевой плоскости. Конические поверхности упругих элементов обращены в дно стаканов. Один торец втулки выведен через отверстие в дне первого стакана для присоединения к оборудованию. Нижний торец втулки обращен в отверстие второго стакана. Упругие элементы установлены между шайбой и дном стаканов за счет предварительного поджатия. Достигается повышение допустимого уровня вибрационных и ударных воздействий без увеличения размеров амортизатора, повышение надежности амортизатора и эффективности виброизоляции. 8 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты от вибрации и ударов различного оборудования и объектов.

Уровень техники.

Известен виброизолятор, содержащий эластомерный упругий элемент, в средней части которого помещена обойма, а в центральном отверстии виброизолятора установлена втулка с прижимными шайбами, см. JP 2008255999 (А), F16F 1/36, 15/08.

Указанный виброизолятор имеет следующие недостатки: с помощью этой конструкции виброизолятора невозможно выполнить виброзащиту изделий с небольшой массой и низкочастотным резонансом, так как упругие колебания в виброизоляторе осуществляются в основном только за счет сжатия и выпучивания упругого элемента, но не используются также его изгибные деформации.

Известен также «Амортизатор», патент РФ №2050483, включающий эластомерный упругий элемент, выполненный из двух частей, внешняя поверхность каждой из которых образована цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой стороны в часть конической поверхности с вершиной конуса, направленной противоположно части торовой поверхности. На конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента выполнены цилиндрические впадины, равномерно расположенные на поверхности конуса, оси которых расположены радиально к оси амортизатора. В центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности выполнена расточка в виде части внутренней торовой поверхности, расположена в них втулка. Амортизатор содержит обойму для крепления амортизатора к основанию, а в обойме, снабженной ребордами, помещены эластомерные упругие элементы.

Однако на повышенных уровнях вибрационных и ударных воздействиях эластомерные упругие элементы амортизатора выскакивают из обоймы и «садятся» на края реборд обоймы, что снижает надежность функционирования. Амортизатор перестает функционировать.

Техническая задача, на достижение которой направлено изобретение, является создание конструкции амортизатора, в которой при одинаковых габаритных размерах значительно повышаются допустимые уровни вибрационных и ударных воздействий и надежность функционирования амортизатора. Кроме этого за счет возможности снижения резонансной частоты амортизатора увеличивается эффективность виброизоляции, в том числе для оборудования с малой весовой нагрузкой.

Сущность изобретения.

Для достижения этого технического результата в амортизатор, содержащий эластомерный упругий элемент, выполненный из двух частей, с внешней поверхностью каждой части эластомерного упругого элемента, образованной цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой внутренней стороны в коническую поверхность, с вершиной конуса, направленной противоположно торовой части поверхности, с цилиндрическими впадинами, равномерно расположенными на конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента, оси которых расположены радиально к оси амортизатора, с расточкой в виде части внутренней торовой поверхности, выполненной в центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности, расположенную в центральном отверстии эластомерного упругого элемента втулку, обойму для крепления амортизатора к основанию и помещенные в обойме эластомерный упругий элемент из двух частей, в отличие от известного, снабжено втулкой, выполненной с выступом в виде шайбы, с цилиндрической проточкой под шайбой, утолщенной пятой в нижнем торце втулки. На обоих частях упругого элемента амортизатора внешняя и внутренняя поверхности торовой части снабжены кольцевыми выступами трапециевидного профиля, а на вершинах внешних торовых поверхностях образованы круговые плоскости для установки на верхней и нижней сторонах шайбы. При этом в нижнем упругом элементе со стороны круговой плоскости выполнено отверстие диаметром, равным диаметру цилиндрической проточки втулки, на глубину, равную ширине проточки. Обойма выполнена из двух частей в виде стаканов в форме усеченных прямых круговых конусов с центральными отверстиями в каждом дне стакана, принятого за вершину усеченного конуса, а края стаканов - за основания конусов, жестко соединенных друг с другом по их торцевой плоскости. Конические поверхности частей эластомерного упругого элемента обращены в дно стаканов. Один торец втулки выведен через отверстие в дне первого стакана для присоединения к оборудованию, а другой нижний торец втулки обращен в отверстие второго стакана. При этом упругие элементы установлены между шайбой и дном стаканов без клея за счет предварительного поджатия. В средней части амортизатора располагают шайбу, с которой с обеих сторон своими кольцевыми выступами соединены части эластомерного упругого элемента.

Для монтажа амортизатора на основание обойма снабжена фланцами в средней или нижней частях амортизатора.

Таким образом, существенными отличительными признаками изобретения является новая конструкция амортизатора, в которой расположенные составные части эластомерного упругого элемента помещены в замкнутое пространство закрытой обоймы, прижимающей части упругого элемента к шайбе, кольцевые выступы, круговые плоскости и зауженное отверстие на части глубины нижнего упругого элемента, а также цилиндрическая проточка и утолщенная пята на центральной втулке обеспечивают функционирование амортизатора на повышенных уровнях вибрационных и ударных воздействиях, повышают его надежность и долговечность, исключают «выскакивание» упругих элементов из обоймы и «соскакивание» их с втулки, предотвращая намины и повреждения упругих элементов о края шайбы и отверстия в обоймах. За счет возможности снижения частоты резонансных колебаний увеличивается эффективность виброизоляции оборудования. Пространство снизу амортизатора, необходимое для его работы, уменьшается за счет ликвидации хода упругого элемента ниже обоймы.

Перечень фигур:

на фиг.1 представлен продольный разрез амортизатора по оси, выполненный в соответствии с изобретением, в варианте установки крепежного фланца в середине амортизатора;

на фиг.2 представлен вид сверху на амортизатор фиг.1;

на фиг.3 - продольный разрез амортизатора по оси, выполненный в варианте с установкой крепежного фланца внизу амортизатора;

на фиг.4 представлен вид сверху на амортизатор фиг.3;

на фиг.5 изображен продольный разрез эластомерного упругого элемента по оси, выполненный для установки в амортизаторы сверху шайбы, представленными на фиг.1 и 3;

на фиг.6 - вид сверху на эластомерный упругий элемент;

на фиг.7 изображен продольный разрез эластомерного упругого элемента по оси, выполненный для установки в амортизаторы снизу шайбы, представленными на фиг.1 и 3;

на фиг.8 - вид сверху на эластомерный упругий элемент.

Осуществление заявляемого изобретения

Амортизатор, см. фиг.1, 2, содержит обойму, состоящую из двух частей, выполненных в виде стаканов 1 и 2 в форме усеченных прямых круговых конусов с центральными отверстиями 12 в дне стаканов и жестко соединенными друг с другом краями стаканов по торцевой плоскости. На втулке 7 в средней части амортизатора расположена шайба 4, на верхней и нижней поверхностях которой симметрично размещены своими внешними торовыми поверхностями через круговые плоскости и прижаты к ним части эластомерного упругого элемента 3 и 11, конические поверхности 15 которых обращены в дно стаканов 1 и 2.

Стаканам 1 и 2 придана коническая форма для увеличения объема в местах деформации выпучивающихся поверхностей эластомерных упругих элементов 3 и 11 и увеличения пространства для перемещения шайбы 4 в горизонтальном направлении.

Для монтажа амортизатора к основанию на обойме, состоящей из двух стаканов 1 и 2, образованы фланцы 5 и 6, см. фиг.1, 2, 3 и 4.

Один торец втулки 7 в верхней части выведен через отверстие 12 в дне верхнего стакана для присоединения к оборудованию, а другой торец втулки 7 выполнен с цилиндрической проточкой 20 под шайбой 4 на часть длины втулки 7 и утолщенной пятой 8 и обращен в отверстие второго стакана 2.

Втулка 7 с шайбой 4, пятой 8, цилиндрической проточкой 20, резьбовым отверстием 9 и фланцем с лысками 10 выполнены одной деталью. Две части эластомерного упругого элемента 3 и 11 размещены внутри частей обоймы 1 и 2. Цилиндрическая проточка 20 на втулке 7 и помещенная в нее зауженная часть 21 центрального отверстия 14 упругого элемента 11 препятствует соскакиванию упругого элемента 11 с втулки 7, а пята 8 на втулке 7 ограничивает перемещение упругого элемента 11 на втулке.

Торец втулки 7 с резьбовым отверстием 9 и фланцем с лысками 10 под гаечный ключ выходит через отверстие 12 в дне стакана 1 и служит для монтажа оборудования на амортизатор. Отверстие в дне другого стакана 2 исключает соударение пяты 8 о дно этого стакана 2 при перемещении втулки 7 вниз.

Каждая часть эластомерного упругого элемента 3 и 11 выполнена с центральным отверстием 14, торцевой конической поверхностью 15, на которой равномерно расположены цилиндрические впадины 16, оси которых расположены радиально к оси амортизатора, боковой цилиндрической поверхностью 18, переходящей в тороидальную образующую 19, при этом на торцевой конической поверхности 15 выполнена тороидальная расточка 17, см. фиг.5, 6, 7, 8.

В центральном отверстии 14 упругого элемента 11 со стороны круговой плоскости 22 отверстие 21 выполнено зауженным на часть глубины отверстия 14 с диаметром, равным диаметру проточки на втулке 7.

На внутренней 17 и внешней 18 тороидальной поверхности упругого элемента образованы соответственно кольцевые выступы 23 и 24 трапециевидного профиля.

Части эластомерного упругого элемента 3 и 11 своими отверстиями 14 и 21 помещаются на цилиндрической части втулки 7 с небольшим натягом, см. фиг.1, 3, 5 и 7. При этом торовые поверхности 19 через круговые плоскости 22 упругих элементов 3 и 11 прижимаются к шайбе 4, а конические поверхности 15 упираются в дно стаканов 1 и 2. Упругие элементы 3 и 11 устанавливаются между шайбой 4 и дном стаканов 1 и 2 без клея за счет предварительного поджатия.

На фиг.3 и 4 показан заявляемый амортизатор, но с расположением крепежного фланца 6 внизу амортизатора в плоскости дна конического стакана 2.

Амортизатор также содержит две части эластомерного упругого элемента 3 и 11, шайбу 4, втулку 7, обойму из двух частей 1 и 2 жестко соединенных друг с другом в средней части амортизатора, например, скобой 13.

При этом части эластомерного упругого элемента 3 и 11 находятся в замкнутом пространстве между поверхностями стаканов 1 и 2 и шайбой 4, что исключает их выпадение из этого пространства и сохраняет эффект демпфирования за счет постоянного контакта упругих элементов о поверхности обоймы при повышенных уровнях вибрационных и ударных воздействиях. Новая конструкция амортизатора, в которой кольцевые выступы 23 и 24, круговые плоскости 22 и зауженное отверстие 2 на части глубины нижнего упругого элемента, а также цилиндрическая проточка 20 и утолщенная пята 8 на центральной втулке 7 обеспечивают функционирование амортизатора на повышенных уровнях вибрационных и ударных воздействиях, повышают его надежность и долговечность, исключают «выскакивание» упругих элементов из обоймы и «соскакивание» их с втулки, предотвращая намины и повреждения упругих элементов о края шайбы и отверстия в обоймах. За счет возможности снижения частоты резонансных колебаний увеличивается эффективность виброизоляции оборудования. Уменьшается пространство для монтажа амортизатора за счет ликвидации хода упругого элемента вниз от обоймы.

Таким образом, существенными отличительными признаками изобретения и конструктивными элементами прототипа полностью обеспечивается техническое решение, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение.

Работа амортизатора

В резонансной области частот (до 1,5-2,0 f0, где f0 - резонансная частота амортизатора под весовой нагрузкой) упругие элементы амортизатора 3 и 11 испытывают максимальные деформации, при которых шайба 4 сдавливает полусферу частей упругого элемента 3 или 11 и каждая внутренняя тороидальная поверхность 17 стремиться прижаться к дну обоймы двух частей 2 или 1. При этом кольцевые выступы 23, расширяясь в диаметре, ложатся на дно частей обоймы, препятствуют дальнейшей деформации упругого элемента, демпфируют прижатие упругого элемента к дну обоймы и исключают намины и повреждения тороидальной поверхности 19 упругого элемента 3 и 11 о края отверстия 12 в дне частей обоймы 1 и 2.

Аналогичный эффект происходит при горизонтальной деформации упругого элемента, где кольцевые выступы 24 на внешней тороидальной поверхности 19, кроме того, предохраняют от соударения шайбы 4 о внутреннюю поверхность обоймы 1 и 2.

При сдавливании упругого элемента 3 и 11 шайбой 4 круговая плоскость 22 сохраняет целостность внешней тороидальной поверхности 19.

Деформация упругого элемента вдоль оси амортизатора сопровождается расширением центрального отверстия 14 со стороны внутренней тороидальной поверхности 17 и сжатием отверстия 21 со стороны круговой плоскости 22. На этом эффекте основано удержание упругого элемента 11 в цилиндрической проточке 20 на втулке 7.

В зарезонансном диапазоне частот вибрационные и ударные нагрузки, действующие на обойму 1 и 2, гасятся в упругих элементах 3 и 11. Упругие элементы работают как на сжатие, так и на изгиб, что позволяет при небольших массах упругих элементов обеспечивать большие деформации и повысить эффективность виброизоляции за счет выполнения амортизации с резонансом на более низких частотах, в том числе для виброзащиты изделий с небольшой массой.

Резонансные колебания в амортизаторе снижаются за счет внутренних потерь в эластомере 3 и 11, трения упругих элементов о втулку 7 и внутренней поверхности стаканов 1 и 2 и шайбу 4. Расчетные геометрические размеры упругих элементов 3 и 11 обеспечивают резонансную частоту амортизатора в широком диапазоне частот, в том числе низкочастотную при заданной весовой нагрузке оборудования, что повышает эффективность виброизоляции амортизатора.

Амортизатор, содержащий эластомерный упругий элемент, выполненный из двух частей, с внешней поверхностью каждой части эластомерного упругого элемента, образованной цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой внутренней стороны - в коническую поверхность, с вершиной конуса, направленной противоположно торовой части поверхности, с цилиндрическими впадинами, равномерно расположенными на конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента, оси которых расположены радиально к оси амортизатора, с расточкой в виде части внутренней торовой поверхности, выполненной в центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности, расположенную в центральном отверстии эластомерного упругого элемента втулку, обойму для крепления амортизатора к основанию и помещенный в обойме эластомерный упругий элемент из двух частей, отличающийся тем, что втулка выполнена с выступом в виде шайбы, с цилиндрической проточкой под шайбой, с пятой в нижнем торце втулки, на обоих частях упругого элемента амортизатора внешняя и внутренняя поверхности торовой части снабжены кольцевыми выступами трапециевидного профиля, а на вершинах внешних торовых поверхностей образованы круговые плоскости для установки на верхней и нижней сторонах шайбы, при этом в нижнем упругом элементе со стороны круговой плоскости выполнено отверстие с диаметром, равным диаметру проточки втулки на глубину, равную ширине проточки, обойма выполнена из двух частей в виде стаканов в форме усеченных прямых круговых конусов с центральными отверстиями в каждом дне стакана, принятом за вершину усеченного конуса, а края стаканов - за основания конусов, жестко соединенных друг с другом по их торцевой плоскости, конические поверхности упругих элементов обращены в дно стаканов, один торец втулки выведен через отверстие в дне первого стакана для присоединения к оборудованию, а другой нижний торец втулки обращен в отверстие второго стакана, при этом упругие элементы установлены между шайбой и дном стаканов без клея, за счет предварительного поджатая.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброизоляции технологического оборудования. .

Изобретение относится к виброизолирующим устройствам и может найти применение для снижения вибрационного воздействия работающих роторных машин и устройств на опорные элементы и основания.

Изобретение относится к блокам из нескольких пружин из пластического материала, в частности к таре со специальными приспособлениями для отпуска содержимого упаковки.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для энергопоглощения и гашения вибраций. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к амортизирующим устройствам для поглощения механической энергии с целью уменьшения продольных усилий в железнодорожном подвижном составе, передающихся через автосцепное устройство на раму экипажа.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу гашения колебаний с помощью пленок пластичных материалов с послойно уменьшающимся модулем Юнга. .

Демпфер // 2017025

Изобретение относится к эластичному подшипнику скольжения, используемому в опорах крупногабаритных, тяжелых и вращающихся элементов, и может использоваться, например, в опоре башни на борту судна, подъемного крана, моста и т.п., где внешние воздействия оказывают на подшипники большие динамические нагрузки

Группа изобретений относится к машиностроению. Пружина содержит пружинящий элемент и две металлические пластины. Пружинящий элемент получен из заготовки из термопластичного полиэфирного эластомера, имеющего дюрометрическую твердость в интервале между 40 и 45 по шкале Шора D. Заготовка имеет цилиндрическую форму и выполнена с осевым отверстием. Эластомер характеризуется тем, что после аксиального сжатия по меньшей мере на 30% от начальной длины заготовки он сохраняет значительную часть укорачивания от этого сжатия. Металлические пластины приспособлены для прикрепления к торцам заготовки. Каждая пластина выполнена со сквозным отверстием в центре, имеет фигурный периферийный контур и содержит множество радиально удаленных от центра механических крепежных деталей. Крепежные детали выполнены как одно целое с пластиной, расположены перпендикулярно ее поверхности и имеют выходящий из боковой стороны крепежной детали зубец. В пружине по второму варианту крепежные детали имеют основные поверхности, расположенные перпендикулярно линии, делящей каждую пластину на симметричные половины. В пружине по третьему варианту крепежные детали имеют основные поверхности, расположенные параллельно линии, делящей каждую пластину на симметричные половины. Достигается повышение надежности соединения пружинящего элемента с пластинами, а также предотвращение чрезмерного радиального расширения пружинящего элемента при сжатии. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 23 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит корпус с цилиндрическим отверстием, упор, установленный на корпусе, шток с упорным буртом, размещенным в полости корпуса, и два типа демпфирующих элементов. Демпфирующие элементы размещены в полости корпуса между упорным буртом и упором. Первый тип демпфирующих элементов содержит тарельчатые пружины. Второй тип демпфирующих элементов содержит диски и установленные между ними прокладки, причем диски и прокладки выполнены из материалов, обладающих разной способностью материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки. Достигается повышение демпфирующих характеристик в широком спектре частот и амплитуд. 9 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Наверх