Судно-катамаран

Изобретение относится к области судостроения, а именно к переоборудованию однокорпусных судов в многокорпусные с целью их использования для транспортировки нестандартных, крупногабаритных, массивных грузов в акваториях с ледовым покровом. Судно-катамаран содержит два независимых водоизмещающих корпуса с верхними палубами, грузовую соединительную палубу-мост, рубку, аппарели. Палуба-мост расположена на уровне верхних палуб независимых корпусов и жестко соединена с последними, конструктивно образуя с верхними палубами единую грузовую палубу-мост от одного борта до другого борта. Судно-катамаран выполнено с возможностью регулирования уровня верхней плоскости палубы-моста на уровне плоскости причала при нахождении судна-катамарана у последнего. Аппарели выполнены откидными и установлены на грузовой палубе-мосту в кормовой и бортовых ее частях. В исходном состоянии аппарели в бортовых частях палубы-моста расположены вертикально заподлицо бортам, аппарель в кормовой части расположена на грузовой палубе-мосту. Угол наклона аппарелей по отношению к плоскости причала в рабочем положении выполнен не более 3 градусов. Независимые корпуса выполнены в ледовом исполнении, корма и нос которых выполнены под буксировку ледоколами способами толкания с кормы или с использованием короткого троса с носа. Технический результат заключается в обеспечении эксплуатационной прочности, надежности конструкции судна-катамарана при погрузке-разгрузке и транспортировке нестандартных, крупногабаритных, массивных грузов; в простоте и надежности выполнения погрузочно-разгрузочных операций. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к переоборудованию однокорпусных судов в многокорпусные с целью их использования для погрузки, транспортировки нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Учитывая необъятные просторы России, где зачастую возможны только морские перевозки грузов, а также в связи с освоением месторождений нефти и газа на севере России, возникает потребность в морских перевозках крупногабаритных нестандартных грузов, например нефтяные минизаводы, буровые установки и т.п. Суровые климатические условия русского севера предъявляют дополнительные требования к перевозкам крупногабаритных грузов, а именно в ледовых условиях.

Задачей предлагаемого изобретения является осуществление погрузки-разгрузки и транспортировки любых нестандартных крупногабаритных и тяжеловесных грузов, самоходных и несамоходных, в акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Известно судно-катамаран, содержащее водоизмещающие корпуса и соединительный мост, приподнятый над водоизмещающими корпусами и расположенный на опорах (см. авт. св. СССР №303232 на изобретение «Судно-катамаран». МПК B63b 1/10. Заявлено 10.04.1967, опубликовано 13.05.1971, бюл. №16. Заявители - авторы).

Известное судно ввиду такой конструкции не позволяет обеспечивать надежную погрузку и транспортировку любых грузов, а именно тяжеловесных, крупногабаритных. Кроме того, судно не предусмотрено для работы на акваториях с ледовым покровом, а также требует значительных затрат на переоборудование однокорпусных судов в катамаран такой конструкции.

Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкое судно-катамаран, включающее два независимых корпуса и плоскую грузовую соединительную палубу-мост, приподнятую над палубами корпусов и выполненную из независимых, не связанных между собой поперечных секций-перекрытий, каждая из которых разъемно соединена с корпусами судна, и под которой размещена выдвижная аппарель (см. авт. св. СССР №388945 на изобретение «Судно-катамаран». МПК B63b 1/10. Заявлено 13.04.1971, опубликовано 05.07.1973. Бюл. №29. Заявитель - Центральное конструкторское бюро «Нептун». Прототип).

Известное судно-катамаран не отличается высокой эффективностью эксплуатации вследствие ряда причин. Выполнение палубы-моста составной, из независимых секций-перекрытий, разъемное соединение грузовой палубы-моста с корпусами судна не обеспечивает надежность, прочность судна при погрузке и транспортировке крупногабаритных тяжеловесных грузов.

Кроме того, такая конструкция и расположение грузовой палубы-моста неэффективна, а зачастую просто не позволяет осуществлять погрузку несамоходной техники, массивных тяжелых грузов.

Известное судно-катамаран не предусмотрено для использования на акваториях с ледовым покровом и требует больших затрат на переоборудование однокорпусных судов в катамаран.

Таким образом, известные суда-катамараны, используемые для погрузки и транспортировки грузов, характеризуются недостаточно высокой эффективностью их эксплуатации и не используются на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Заявляемое в качестве изобретения техническое решение судна-катамарана позволяет достичь нового технического результата - повышение эффективности эксплуатации судна-катамарана за счет:

- обеспечения эксплуатационной прочности, надежности конструкции судна-катамарана при погрузке-разгрузке и транспортировке нестандартных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, как самоходных, так и несамоходных;

- обеспечения простоты и надежности погрузочно-разгрузочных операций;

- снижения затрат на переоборудование однокорпусных судов в судно-катамаран;

- обеспечения его эксплуатации на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве изобретения технического решения и способствует достижению нового технического результата.

Судно-катамаран, содержащее два независимых водоизмещающих корпуса, имеющих нос, корму и верхние палубы, грузовую соединительную палубу-мост, имеющую кормовую, носовую и бортовые части, рубку, аппарели, борта, отличается тем, что палуба-мост расположена на уровне верхних палуб независимых корпусов и жестко соединена с последними, конструктивно образуя с верхними палубами единую грузовую палубу-мост от одного борта до другого борта, причем судно-катамаран выполнено с возможностью регулирования уровня верхней плоскости палубы-моста на уровне плоскости причала при нахождении катамарана у последнего, аппарели выполнены откидными и установлены на грузовой палубе-мосту в кормовой и бортовых ее частях, причем в исходном состоянии аппарели в бортовых частях палубы-моста расположены вертикально заподлицо бортам, аппарель в кормовой части расположена на грузовой палубе-мосту, угол наклона аппарелей по отношению к плоскости причала в рабочем положении выполнен не более 3 градусов, независимые корпуса выполнены в ледовом исполнении, корма и нос которых выполнены под буксировку ледоколами способами толкания с кормы или с использованием короткого троса с носа.

Достижению результата способствует то, что судно-катамаран снабжено системой регулирования уровня верхней плоскости грузовой палубы-моста относительно уровня плоскости причала, выполненной в виде балластных танков, установленных в независимых корпусах катамарана.

Технический результат достигается и тем, что судно-катамаран снабжено судовой грузовой системой, установленной на грузовой палубе-мосту.

Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области судостроения и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве изобретения техническое решение судна-катамарана, используемого для погрузки-разгрузки и транспортировки нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов отвечает критерию патентоспособности «новизна».

За счет того что палуба-мост расположена на уровне верхних палуб независимых корпусов и жестко соединена с последними, конструктивно образуя с верхними палубами единую грузовую палубу-мост от одного борта до другого борта, обеспечивается конструктивная и эксплуатационная надежность, прочность палубы-моста, следовательно, и катамарана, а также сравнительная простота и незначительные затраты на переоборудование двух независимых корпусов в судно-катамаран.

Выполнение независимых корпусов в ледовом исполнении, корма и нос которых выполнены под буксировку ледоколами способами толкания с кормы или с использованием короткого троса с носа, позволяет эксплуатировать катамаран на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Выполнение палубы-моста с возможностью регулирования уровня ее верхней плоскости на уровне плоскости причала при нахождении катамарана у последнего за счет снабжения катамарана системой регулирования уровня верхней плоскости грузовой палубы-моста относительно уровня плоскости причала, выполненной в виде балластных танков, размещенных в независимых корпусах судна-катамарана, обеспечивает достаточную простоту выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поскольку все грузовые операции осуществляются в горизонтальной плоскости. Это существенно и важно при погрузке крупногабаритных, массивных грузов.

Выполнение угла наклона аппарелей по отношению к плоскости причала в рабочем положении не более 3 градусов также совместно с другими признаками обеспечивает достаточную простоту и надежность выполнения погрузочно-разгрузочных работ, поскольку все грузовые операции осуществляются в горизонтальной плоскости. Это существенно при погрузке крупногабаритных, массивных грузов.

Выполнение аппарелей откидными и установление их на грузовой палубе-мосту в кормовой и бортовых ее частях позволяют осуществлять погрузку любых нестандартных крупногабаритных грузов.

Длинный узкий груз удобно грузить с кормовой части палубы-моста.

А груз огромных размеров удобно и достаточно просто и надежно грузить с бортовых частей палубы-моста. Причем погрузка-разгрузка груза возможна с обоих бортов катамарана, что также способствует эффективности эксплуатации судна-катамарана.

Расположение в исходном состоянии аппарелей в бортовых частях палубы-моста вертикально заподлицо бортам, а аппарели в кормовой части на грузовой палубе-мосту, не создает никаких дополнительных помех в процессе транспортировки грузов на судне-катамаране, что также совместно с другими признаками способствует достижению технического результата.

Снабжение судна-катамарана судовой грузовой системой, установленной на грузовой палубе-мосту, обеспечивает все грузовые операции от приведения в рабочее положение откидных аппарелей до погрузки-разгрузки грузов.

Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

В ходе проведенного заявителем поиска информации в области судостроения не обнаружены существенные отличительные признаки заявленного изобретения среди известных объектов того же назначения. Кроме того, совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, способствующая достижению нового технического результата, и ее влияние на последний также не обнаружены из существующего уровня техники.

Именно совокупность существенных отличительных признаков позволяет получить новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации судна-катамарана за счет:

- обеспечения эксплуатационной прочности, надежности конструкции судна-катамарана при погрузке-разгрузке и транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов, самоходных и несамоходных;

- обеспечения простоты и надежности погрузочно-разгрузочных операций;

- снижения затрат на переоборудование однокорпусных судов в судно-катамаран;

- обеспечения его эксплуатации на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности, как «изобретательский уровень».

Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей, где:

на фиг.1 изображено судно-катамаран, вид спереди;

фиг.2 - то же, вид сбоку;

фиг.3 - то же, вид сверху, судно-катамаран пришвартовано к причалу бортом;

фиг.4 - то же, вид сверху, судно-катамаран пришвартовано к причалу кормой.

Лучший вариант осуществления изобретения.

Судно-катамаран 1 (см. фиг.1, 2) содержит два независимых водоизмещающих корпуса 2 с верхними палубами 3, грузовую соединительную палубу-мост 4 (см. фиг.3, 4), имеющую кормовую 5, носовую 6 и бортовые 7 части, рубку 8 (см. фиг.1, 2, 3, 4), аппарели 9.

Палуба-мост 4 расположена на уровне верхних палуб 3 независимых корпусов 2 и жестко соединена с последними, например, сваркой, конструктивно образуя с верхними палубами 3 единую грузовую палубу-мост 4 от одного борта 10 до другого борта 10.

Такая конструкция палубы-моста 4 обеспечивает конструктивную и эксплуатационную надежность и прочность ее, следовательно, и катамарана 1. Кроме того, обеспечивается сравнительная простота и незначительные затраты на переоборудование двух независимых корпусов 2 в судно-катамаран 1.

Причем палуба-мост 4 выполнена с возможностью регулирования уровня ее верхней плоскости 11 (см. фиг.2) на уровне плоскости 12 причала 13 при нахождении катамарана у последнего. Для этого судно-катамаран 1 снабжено системой регулирования уровня верхней плоскости 11 грузовой палубы-моста 4 относительно уровня плоскости 12 причала 13. Система выполнена в виде балластных танков 14, установленных в независимых корпусах 2 судна-катамарана 1.

За счет регулирования уровня верхней 11 плоскости палубы-моста 4 обеспечивается достаточная простота и надежность выполнения грузовых работ при погрузке любых нестандартных крупногабаритных массивных грузов. Поскольку все погрузочные операции осуществляются в горизонтальной плоскости.

Аппарели 9 выполнены откидными и установлены на грузовой палубе-мосту 4 в кормовой 5 и бортовых 7 ее частях. Причем в исходном состоянии аппарели 9 в бортовых частях 7 палубы-моста 4 расположены вертикально заподлицо бортам 10, аппарель 9 в кормовой части 5 расположена на грузовой палубе-мосту 4.

Такое расположение в исходном состоянии аппарелей 9 не создает никаких дополнительных помех в процессе эксплуатации судна-катамарана 1.

Выполнение аппарелей 9 откидными и установление их на грузовой палубе-мосту 4 в кормовой 5 и бортовых 7 ее частях позволяют осуществлять погрузку любых нестандартных крупногабаритных грузов.

Длинный груз удобно грузить с кормовой части 5 палубы-моста 4.

А груз огромных размеров удобно и достаточно просто и надежно грузить с бортовых частей 7 палубы-моста 4. Причем погрузка-разгрузка груза возможна с обоих бортов 10 судна-катамарана 1, что также способствует эффективности эксплуатации судна-катамарана.

Угол наклона аппарелей 9 по отношению к плоскости 12 причала 13 выполнен не более 3 градусов. Такое выполнение угла наклона аппарелей 9 обеспечивает достаточную простоту и надежность выполнения погрузочно-разгрузочных работ, поскольку все грузовые операции осуществляются в горизонтальной плоскости.

Судно-катамаран 1 снабжено судовой грузовой системой, выполненной в виде лебедок, установленных на грузовой палубе-мосту 4. Судовая грузовая система обеспечивает все грузовые операции от приведения в рабочее положение откидных аппарелей 9 до погрузки-разгрузки грузов.

Рубка 8 выполнена в виде надстройки одного из независимых корпусов 2 и установлена в носовой части 6 палубы-моста 4 катамарана 1 симметрично его диаметральной плоскости.

Такое размещение рубки 8 судна-катамарана 1 обеспечивает хороший обзор в процессе эксплуатации судна-катамарана 1, высокую устойчивость, а следовательно, высокую эксплуатационную надежность. Кроме того, использование готовой надстройки одного из независимых корпусов 2 значительным образом снижает затраты на переоборудование судов в судно-катамаран 1.

Независимые корпуса 2 выполнены в ледовом исполнении. Корма 15 и нос 16 корпусов 2 выполнены под буксировку ледоколами (не показаны) известными в ледовой проводке судов способами толкания с кормы 15 или с использованием короткого троса (не показан) с носа 16. Это позволяет эксплуатировать судно-катамаран 1 на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Предлагаемое изобретение используют следующим образом.

Судно-катамаран 1 подходит к причалу 13 и швартуется либо бортом 10, либо кормой. Все зависит от причала, условий швартовки и размеров груза, который необходимо погрузить и транспортировать к месту назначения.

С помощью системы регулирования уровня верхней плоскости 11 грузовой палубы-моста 4 относительно уровня плоскости 12 причала 13 осуществляют прием необходимого количества балласта в балластные танки 14, обеспечивая уровень верхней плоскости 11 палубы-моста 4 на уровне плоскости 12 причала 13.

Затем с помощью судовой грузовой системы судна-катамарана 1 осуществляют приведение в рабочее положение аппарелей 9 и их откидывание на причал 13.

За счет того что угол наклона аппарелей 9 по отношению к плоскости 12 причала 13 в рабочем положении выполнен не более 3 градусов, аппарели практически лежат в горизонтальной плоскости. Это позволяет с минимальными затратами и достаточно просто и надежно завести крупногабаритный груз, расположенный на тележках (если груз несамоходный), либо самоходный груз въезжает самостоятельно, без особых усилий.

Если груз достаточно узкий и длинный, то его целесообразно грузить через аппарель 9 в кормовой части 5 палубы-моста 4. Если груз очень крупный и нестандартный по размерам, то его целесообразно загружать через аппарель 9 в бортовой части 7 палубы-моста 4.

Груз на палубе-мосту 4 надежно раскрепляют, он готов к транспортировке к месту назначения.

В случае необходимости использования судна-катамарана 1 на акваториях с ледовым покровом вводят в действие ледоколы, с помощью которых судно-катамаран 1 буксируют известными в ледовой проводке судов способами толкания с кормы 15 или с использованием короткого троса (не показан) с носа 16. Это позволяет эксплуатировать судно-катамаран 1 на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

За счет использования существующих и действующих двух независимых водоизмещающих корпусов 2 однокорпусных судов для переоборудования их в судно-катамаран 1, а также использования их балластных, топливных и других жизненно важных эксплуатационных систем, использования надстройки одного из судна в качестве рубки 8 судна-катамарана 1, процесс переоборудования возможно осуществить значительно быстро и эффективно. Кроме того, он не требует значительных финансовых, материальных затрат.

Таким образом, в результате применения заявляемого судна-катамарана достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации судна-катамарана за счет:

- обеспечения эксплуатационной прочности, надежности конструкции судна-катамарана при погрузке-разгрузке и транспортировке нестандартных, крупногабаритных массивных грузов, самоходных и несамоходных;

- обеспечения простоты и надежности погрузочно-разгрузочных операций;

- снижения затрат на переоборудование однокорпусных судов в катамаран;

- обеспечения его эксплуатации на акваториях с ледовым покровом в арктических морях.

Следовательно, предлагаемое изобретение соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Данное изобретение можно использовать как при модернизации, переоборудовании любых однокорпусных грузовых судов, а также использовать при строительстве новых судов-катамаранов.

1. Судно-катамаран, содержащее два независимых водоизмещающих корпуса, имеющих нос, корму и верхние палубы, грузовую соединительную палубу-мост, имеющую кормовую, носовую и бортовые части, рубку, аппарели, борта, отличающееся тем, что палуба-мост расположена на уровне верхних палуб независимых корпусов и жестко соединена с последними, конструктивно образуя с верхними палубами единую грузовую палубу-мост от одного борта до другого борта, причем судно-катамаран выполнено с возможностью регулирования уровня верхней плоскости палубы-моста на уровне плоскости причала при нахождении катамарана у последнего, аппарели выполнены откидными и установлены на грузовой палубе-мосту в кормовой и бортовых ее частях, причем в исходном состоянии аппарели в бортовых частях палубы-моста расположены вертикально заподлицо бортам, аппарель в кормовой части расположена на грузовой палубе-мосту, угол наклона аппарелей по отношению к плоскости причала в рабочем положении выполнен не более 3°, независимые корпуса выполнены в ледовом исполнении, корма и нос которых выполнены под буксировку ледоколами способами толкания с кормы или с использованием короткого троса с носа.

2. Судно-катамаран по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено системой регулирования уровня верхней плоскости грузовой палубы-моста относительно уровня плоскости причала, выполненной в виде балластных танков, установленных в независимых корпусах катамарана.

3. Судно-катамаран по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено судовой грузовой системой, установленной на грузовой палубе-мосту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, создания водного судна, главным образом, ледокола или грузового судна, танкера или подобного транспортного судна с улучшенными характеристиками проникновения в лед, при этом судно имеет корпус с первым концом и вторым концом и снабжено на втором конце узлом двигателя, которое создает основную двигательную силу судна, тогда как судно перемещается любым концом вперед, и рулевое управление судна, в соответствии с чем упомянутый второй конец судна имеет такую форму и размеры, чтобы как таковой он имел бы характеристики эффективного проникновения в лед.

Изобретение относится к ледотехнике и касается технологии разрушения ледяного покрова для вскрытия прохода через ледовое поле. .

Изобретение относится к механической очистке воды от нефтепродуктов. .

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке.

Изобретение относится к судостроению и касается создания модульных барж. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам для сбора загрязнения с поверхности воды. .

Изобретение относится к области защиты окружающей среды и предназначено для очистки болот от разлитой нефти и нефтепродуктов. .

Изобретение относится к судостроению. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных катамаранов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных катамаранов. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водоизмещающего судна с воздушными кавернами на днище. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции реданов высокоскоростных судов. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции реданов высокоскоростных судов. .

Изобретение относится к области судостроения, касается конструкции реданов высокоскоростных судов Корпус судна содержит днищевую обшивку с поперечным реданом. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса судна с газовыми днищевыми кавернами. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса судна с газовыми днищевыми кавернами. .

Катамаран // 2443592
Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию обводов носовой оконечности корпуса судна, не имеющего специализированных обводов ледокольного типа.

Изобретение относится к легким плавсредствам прибрежного плавания для морской геофизики
Наверх