Дельталет

Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам с балансирным управлением. Дельталет состоит из крыла (1) и мототележки (2) закрытого типа с обтекаемым каплеобразным фюзеляжем с дверями. Фюзеляж содержит трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку (3), закрепленную на нижних направляющих (4) и на продольной балке (5) каркаса через шпангоуты (6, 10), верхние направляющие (7), жестко связанные с каркасом фюзеляжа. Двери пилота (17) шарнирно закреплены на раме (18) лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем. Грузопассажирский отсек (12) имеет шарнирно закрепленные съемные двери (19) и грузовой пол (20), жестко связанный с нижними направляющими (4) и шпангоутами (6, 10). Кресло пилота (11) выполнено в виде короба, жестко связанного с нижними направляющими (4), шпангоутами (6) и подкосами (8) пилона (9) с возможностью размещения в нише (21) короба ног пассажира. В верхней части фюзеляжа под обтекателем (22) на линии действия суммарной силы тяжести размещен дополнительный топливный бак (23). Ручка (26) управляющей трапеции (27) крыла (1) дельталета выполнена изогнутой наружу в плоскости трапеции (27) со страховочным тросом внутри ручки. Вырезы (28) в дверях пилота (17) под ручку (26) управления закрыты манжетами (29) типа «веко». На дверях (17) пилота установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала (30). Винт дельталета имеет ограждение в виде кольца с решеткой. Повышается надежность летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) с балансирным управлением, и может быть использовано в конструкциях дельталетов для полетов в неблагоприятных условиях внешней среды, таких как холод, задымленность, при авиахимработах.

Известен дельталет, патент №2186713, кл.B64C 31/028, 2000 год, состоящий из крыла и мототележки закрытого типа, содержащей трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку, закрепленную на продольной балке каркаса через шпангоуты, сдвижные двери, перемещающиеся по верхним и нижним направляющим, жестко связанным с каркасом фюзеляжа, подкосы пилона, соединенные со спаренным шпангоутом, которые связаны с креслом пилота, образующие грузовой отсек и мотораму с двигателем, закрепленную на пилоне, а подкосами соединенную с рессорой основной опоры шасси. Однако дельталет имеет такой недостаток, как незащищенность винта от попадания в него камней и других предметов, поднимаемых передним колесом и колесами основной опоры шасси, а также от попадания в винт высокой травы. Другим недостатком является существенное лобовое сопротивление фюзеляжа из-за отсутствия каплевидности (обтекаемости) на виде сверху.

Наиболее близким техническим решением к заявленной конструкции дельталета, ее прототипом является дельталет, патент №2387580, кл. B64C 31/028, 2008 год, состоящий из крыла и мототележки закрытого типа, содержащей трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку, закрепленную на продольной балке каркаса через шпангоуты, сдвижные двери, перемещающиеся по верхним и нижним направляющим, жестко связанным с каркасом фюзеляжа, подкосы пилона, соединенные со спаренным шпангоутом, которые связаны с креслом пилота, образующие грузовой отсек и мотораму с двигателем, закрепленную на пилоне, а подкосами соединенную с рессорой основной опоры шасси, фюзеляж выполнен обтекаемым каплеобразным. Для защиты винта от посторонних предметов и травы нижняя обшивка фюзеляжа продлена под плоскость винта и подкреплена к продольной балке фальшкилем, а на колеса основной опоры шасси установлены крылья-щитки.

Недостатками этого дельталета являются:

- ненадежность работы сдвижных дверей и их неудобство в эксплуатации, т.к. открытые двери перекрывают выход пассажиру и уменьшают габариты грузопассажирского отсека;

- в грузопассажирском отсеке отсутствует грузовой пол, который мог бы увеличить прочность грузопассажирского отсека и предохранить продольную балку от повреждений;

- тесный грузопассажирский отсек;

- недостаточная дальность полета из-за малого объема топливного бака;

- большой вырез в двери пилота для перемещения ручки управляющей трапеции крыла.

Задачей, решаемой изобретением, является устранение указанных недостатков, т.е. создание дельталета, состоящего из крыла и мототележки закрытого типа с обтекаемым каплеобразным фюзеляжем с надежными, удобными дверями, относительно просторным грузопассажирским отсеком, увеличенной дальностью полета и безопасным (с ограждением) винтом.

В процессе решения этой задачи получены следующие технические результаты:

- конструкция более надежных дверей пилота за счет того, что двери пилота шарнирно закреплены на раме лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем;

- увеличен грузопассажирский отсек за счет изменения конструкции кресла пилота, он выполнен в виде короба, полого внутри со стороны грузопассажирского отсека;

- увеличена дальность полета дельталета за счет размещения дополнительного топливного бака в верхней части фюзеляжа между подкосами и пилоном, не нарушая балансировки дельталета;

- уменьшен вырез в двери пилота под ручку управления, что придает жесткость двери и уменьшает проникновение забортного воздуха в кабину;

- на двери пилота и пассажира установлены более надежные и удобные замки;

- вырезы в дверях пилота закрыты более технологичными и обтекаемыми манжетами;

- решена задача ограждения вращающегося винта от случайного контакта.

Для этого в дельталете, состоящем из крыла и мототележки закрытого типа с обтекаемым каплеобразным фюзеляжем с дверями, содержащим: трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку, закрепленную на нижних направляющих и на продольной балке каркаса через шпангоуты, верхние направляющие, жестко связанные с каркасом фюзеляжа, подкосы пилона, соединенные со спаренным шпангоутом и креслом пилота, образующие грузопассажирский отсек, мотораму с двигателем, закрепленную на пилоне, а подкосами соединенную с рессорой основной опоры шасси, на колесах которой установлены крылья-щитки, в нем двери пилота шарнирно закреплены на раме лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем. Грузопассажирский отсек имеет шарнирно закрепленные съемные двери и грузовой пол, жестко связанный с нижними направляющими и шпангоутами. Кресло пилота выполнено в виде короба, жестко связанного с нижними направляющими, шпангоутами и подкосами пилона с возможностью размещения в нише короба ног пассажира. В верхней части фюзеляжа под обтекателем на линии действия суммарной силы тяжести размещен дополнительный топливный бак, соединенный трубопроводом с основным баком. Ручка управляющей трапеции крыла дельталета выполнена изогнутой наружу в плоскости трапеции, со страховочным тросом внутри ручки.

Вырезы в дверях пилота под ручку управления закрыты манжетами типа «веко», состоящими из двух упругих эластичных пластин, закрепленных по периметру выреза двери. На дверях пилота установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька, выходящего на внешнюю сторону двери, причем при осевом перемещении один конец вала входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении одно из колен вала одевается на закрепленный на каркасе кронштейн. На дверях грузопассажирского отсека установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька, выходящего на внешнюю сторону двери, причем при осевом перемещении один конец вала входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении вала штырь, закрепленный шарнирно на одном из колен вала и связанный с дверью, также входит в зацепление с каркасом фюзеляжа. Винт дельталета имеет ограждение в виде кольца с решеткой, подкрепленного тягами к каркасу фюзеляжа.

Такой существенный отличительный признак, как «…двери пилота шарнирно закреплены на раме лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем», дает такой технический результат, как:

- удобство входа в кабину, т.к. дверь, вращаясь на навесках, закрепленных на раме лобового стекла, перемещается вверх и вперед, полностью открывая кабину, при этом ручка управления крылом остается в прорези двери;

- более жесткая, а значит и более надежная конструкция двери, т.к. уменьшилось количество деталей, а вырез в двери стал замкнутым.

Такой существенный отличительный признак, как «…грузопассажирский отсек, имеет шарнирно закрепленные съемные двери», дает следующий технический результат:

- улучшает обтекаемость фюзеляжа дельталета;

- защищает пассажира от воздействия холодного воздуха и осадков.

Такой существенный отличительный признак как «…грузопассажирский отсек имеет… грузовой пол, жестко связанный с нижними направляющими и шпангоутами» дает следующий технический результат:

- увеличивает прочность грузопассажирского отсека, т.к. грузовой пол вместе с нижней обшивкой образует замкнутый контур, а также защищает продольную балку каркаса фюзеляжа и несущую обшивку от повреждений.

Такой существенный отличительный признак, как «…кресло пилота выполнено в виде короба, жестко связанного с нижними направляющими, шпангоутами и подкосами пилона», дает следующий технический результат:

- увеличивает прочность фюзеляжа;

- появляется возможность разместить ноги пассажира под креслом пилота, улучшая комфортность полета.

Такой существенный отличительный признак, как «…в верхней части фюзеляжа под обтекателем размещен дополнительный топливный бак, соединенный трубопроводом с основным баком», дает следующий технический результат:

- увеличение дальности беспосадочного полета.

Такой существенный отличительный признак, как «…ручка управляющей трапеции крыла дельталета выполнена изогнутой наружу в плоскости трапеции, со страховочным тросом внутри ручки», дает следующий технический результат:

- уменьшение выреза в двери, т.к. при управлении ручкой по крену последняя движется в прорези двери по радиусу, что в свою очередь уменьшает проникновение холодного забортного воздуха в кабину;

- увеличение жесткости двери.

Такой существенный отличительный признак, как «…вырезы в дверях пилота под ручку управления закрыты манжетами типа «веко», состоящими из двух упругих эластичных пластин, закрепленных по периметру выреза двери», дает следующий технический результат:

- увеличивает обтекаемость фюзеляжа;

- защищает пилота от холодного воздуха.

Наличие замков на дверях пилота и пассажира увеличивает надежность дельталета и удобство его эксплуатации.

Такой существенный отличительный признак, как «…винт дельталета имеет ограждение в виде кольца с решеткой, подкрепленного тягами к каркасу фюзеляжа», дает следующий технический результат:

- увеличивает безопасность эксплуатации дельталета.

На фиг.1 представлен заявленный дельталет, главный вид.

На фиг.2 - то же, вид спереди.

На фиг.3 - дверь пилота с замком.

На фиг.4 - разрез А-А на фиг.3, вид замка сверху.

На фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.3.

На фиг.6 - дверь пассажира с замком.

На фиг.7 - разрез В-В на фиг.6, вид замка сверху.

На фиг.8 - разрез Г-Г на фиг.6.

Дельталет состоит из крыла 1 и мототележки 2 закрытого типа с обтекаемым каплеобразным фюзеляжем с дверями, содержащим: трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку 3, закрепленную на нижних направляющих 4 и на продольной балке 5 каркаса через шпангоуты 6, верхние направляющие 7, жестко связанные с каркасом фюзеляжа, подкосы 8 пилона 9, соединенные со спаренным шпангоутом 10 и креслом пилота 11, образующие грузопассажирский отсек 12, мотораму с двигателем 13, закрепленную на пилоне 9, а подкосами соединенную с рессорой 14 основной опоры шасси, на колесах 15 которой установлены крылья-щитки 16, в нем двери пилота 17 шарнирно закреплены на раме 18 лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем. Грузопассажирский отсек 12 имеет шарнирно закрепленные съемные двери 19 и грузовой пол 20, жестко связанный с нижними направляющими 4 и шпангоутами 6 и 10. Кресло пилота 11 выполнено в виде короба, жестко связанного с нижними направляющими 4, шпангоутами 6 и подкосами 8 пилона 9 с возможностью размещения в нише 21 короба ног пассажира. В верхней части фюзеляжа под обтекателем 22 на линии действия суммарной силы тяжести размещен дополнительный топливный бак 23, соединенный трубопроводом 24 с основным баком 25. Ручка 26 управляющей трапеции 27 крыла 1 дельталета выполнена изогнутой наружу в плоскости трапеции 27, со страховочным тросом внутри ручки.

Вырезы 28 в дверях пилота 17 под ручку 26 управления закрыты манжетами 29 типа «веко», состоящими из двух упругих эластичных пластин, закрепленных по периметру выреза 28 двери 17. На дверях 17 пилота установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала 30, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька 31, выходящего на внешнюю сторону двери 17, причем при осевом перемещении один конец 32 вала 30 входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении одно из колен 33 вала 30 одевается на закрепленный на каркасе кронштейн 34. На дверях 19 грузопассажирского отсека 12 установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала 35, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька 36, выходящего на внешнюю сторону двери, причем при осевом перемещении один конец 37 вала 35 входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении вала 35 штырь 38, закрепленный шарнирно на одном из колен 39 вала 35 и связанный с дверью, также входит в зацепление с каркасом фюзеляжа. Винт 40 дельталета имеет ограждение в виде кольца 41 с решеткой, подкрепленного тягами 42 к каркасу фюзеляжа.

Дельталет функционирует следующим образом. Пилот открывает дверь 17, нажав на ручку в виде штырька 31 вниз и сдвинув ее назад, при этом колено 33 коленчатого вала 30 замка выйдет из зацепления с кронштейном 34, а конец 32 коленчатого вала 30 выйдет из зацепления с каркасом фюзеляжа. Дверь пилота, закрепленная шарнирно на раме 18 лобового стекла, открываясь вверх и вперед, дает доступ в кабину. Пилот садится в кресло 11 и закрывает дверь 17 замком, перемещая коленчатый вал 30 вперед до зацепления конца 32 коленчатого вала 30 с каркасом, а затем поворачивает коленчатый вал 30 вниз до зацепления колена 33 с кронштейном 34, закрепленным на каркасе.

Пассажир открывает дверь 19, нажав на ручку в виде штырька 36 вниз и сдвинув ее вперед, при этом штырь 38, закрепленный шарнирно на колене 39 коленчатого вала 35, выйдет из зацепления с каркасом фюзеляжа, а конец 37 коленчатого вала 35 выйдет из зацепления с каркасом фюзеляжа. Дверь 19, закрепленная шарнирно на каркасе фюзеляжа, открываясь вперед, дает доступ в грузопассажирский отсек 12. Пассажир садится в кресло, закрепленное на грузовом поле 20, которое в свою очередь защищает продольную балку 5 и несущую обшивку 3 от случайных повреждений и размещает ноги под креслом 11 пилота в нише 21. Пассажир закрывает дверь 19 и фиксирует ее, перемещая коленчатый вал 35 замка назад до зацепления конца 37 коленчатого вала 35 с каркасом, а затем поворачивает коленчатый вал 35 вниз, при этом штырь 38, закрепленный шарнирно на другом колене 39 коленчатого вала 35, входит в зацепление с каркасом.

Пилот запускает двигатель 13 и, управляя крылом 1 с помощью ручки 26, производит взлет и полет. При вираже, т.е. при перемещении ручки 26 в сторону, последняя не будет задевать колен пилота, т.к. перемещается по радиусу. Манжеты 29, состоящие из двух упругих эластичных пластин, защитят пилота от забортного воздуха, позволяя перемещать ручку 26 по вырезу 28 двери 17 как по тангажу, так и по крену в необходимых пределах. Дополнительный топливный бак 23 под обтекателем позволяет выполнять длительные полеты, не нарушая балансировки дельталета, т.к. находится на линии действия суммарной силы тяжести. При завершении полета дельталет приземляется на шасси 15, а усиленный с помощью коробчатого кресла 11 и грузового пола 20, жестко связанных с нижними направляющими 4 и шпангоутами 6 и 10, фюзеляж защищает пилота и пассажира от грубых посадок. Открытие кабины дельталета происходит в обратном порядке, т.е. пилот или пассажир берет рукой за колено коленчатого вала 30 или 35 и поворачивает его вверх, а затем перемещает: пилот назад, а пассажир вперед. После этого двери 17 и 19 можно открывать. Ограждение в виде кольца 41 с решеткой позволяют безопасно эксплуатировать дельталет, не допуская случайного контакта с вращающимся винтом 40, а тяги 42 удерживают кольцо в неподвижном состоянии относительно каркаса дельталета.

1. Дельталет, состоящий из крыла и мототележки закрытого типа с обтекаемым каплеобразным фюзеляжем с дверями, содержащим: трубчатый каркас, работающую нижнюю обшивку, закрепленную на нижних направляющих и на продольной балке каркаса через шпангоуты, верхние направляющие, жестко связанные с каркасом фюзеляжа, подкосы пилона, соединенные со спаренным шпангоутом и креслом пилота, образующие грузопассажирский отсек, мотораму с двигателем, закрепленную на пилоне, а подкосами соединенную с рессорой основной опоры шасси, на колесах которой установлены крылья-щитки, отличающийся тем, что двери пилота шарнирно закреплены на раме лобового стекла, жестко связанной с фюзеляжем, грузопассажирский отсек имеет шарнирно закрепленные съемные двери и грузовой пол, жестко связанный с нижними направляющими и шпангоутами, кресло пилота выполнено в виде короба, жестко связанного с нижними направляющими, шпангоутами и подкосами пилона с возможностью размещения в нише короба ног пассажира, при этом в верхней части фюзеляжа под обтекателем на линии действия суммарной силы тяжести размещен дополнительный топливный бак, соединенный трубопроводом с основным баком, а ручка управляющей трапеции крыла дельталета выполнена изогнутой наружу в плоскости трапеции со страховочным тросом внутри ручки.

2. Дельталет по п.1, отличающийся тем, что вырезы в дверях пилота под ручку управления закрыты манжетами типа «веко», состоящими из двух упругих эластичных пластин, закрепленных по периметру выреза двери.

3. Дельталет по п.1, отличающийся тем, что на дверях пилота установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька, выходящего на внешнюю сторону двери, причем при осевом перемещении один конец вала входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении одно из колен вала одевается на закрепленный на каркасе кронштейн.

4. Дельталет по п.1, отличающийся тем, что на дверях грузопассажирского отсека установлены замки, выполненные из толстой проволоки в виде коленчатого вала, подпружиненного в сторону закрытия, с ручкой в виде штырька, выходящего на внешнюю сторону двери, причем при осевом перемещении один конец вала входит в зацепление с каркасом фюзеляжа, а при вращении вала штырь, закрепленный шарнирно на одном из колен вала и связанный с дверью, также входит в зацепление с каркасом фюзеляжа.

5. Дельталет по п.1, отличающийся тем, что винт дельталета имеет ограждение в виде кольца с решеткой, подкрепленного тягами к каркасу фюзеляжа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкомоторной авиации. .

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к дельтапланам. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к области парашютостроения и может быть использовано для вертикального спуска человека с заранее раскрытым парашютом с обрывов, вышек, а также с холмов, гор путем планирования без предварительного разбега или предварительного свободного падения, и в экстремальных видах спорта и в качестве аттракционов.

Изобретение относится к сельскохозяйственной авиации и может быть использовано для обработки сельскохозяйственных и лесных насаждений ядохимикатами. .

Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением. .

Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением. .

Дельталет // 2186713
Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением, может быть использовано для полетов в неблагоприятных условиях внешней среды или при химсельхозработах.

Изобретение относится к области авиации. .
Наверх