Способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке

Изобретение относится к строительству в зонах распространения сезоннопромерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений (технологических площадок, дамб, дорог, взлетно-посадочных полос и других объектов) на обводненных, сильно деформируемых основаниях. Способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке включает возведение водопропускной системы из грунта, упрочненного вяжущим, например нефтью, послойную отсыпку основной части сооружения, укладку на его поверхности подстилающего слоя и покрытия. При значительных гидравлических напорах поверхностных вод на сооружение в составе водопропускной системы возводят горизонтальные водоупорные и фильтрующие валики высотой 0,3…0,5 м. Затем послойно отсыпают основную часть сооружения и одновременно возводят водопропускную систему в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих вертикальных диафрагм. Технический результат состоит в повышении надежности и сроков эксплуатации сооружения, снижении материалоемкости и трудоемкости возведения сооружения. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к строительству в зонах распространения сезонно-промерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений (технологических площадок, дамб, дорог, взлетно-посадочных полос) на обводненных территориях, сильно деформируемых основаниях.

Известны различные технологии возведения грунтовых сооружений на обводненных территориях, например способ отсыпки на поверхность влажных грунтов слоя щебня, исключающего увлажнение тела сооружения за счет гидравлического подпора и капиллярного подъема воды. Недостатком указанных способов является применение для капилляропрерывающего слоя дорогостоящих щебня-клинца, древесины, что существенно ограничивает его применение.

Известен состав для стабилизации деформируемого при увлажнении грунтового основания, содержащий для упрочнения гипс, цемент, известь, различные минеральные добавки (Патент РФ №2281356 «Состав для стабилизации грунта и способ его использования в дорожном строительстве»). Однако многократные циклы промерзания-оттаивания грунтов в основании и теле сооружения приводят к снижению морозостойкости и разрушению искусственно упрочненного объекта.

Известен способ укрепления сооружения за счет нагрева грунта и нефти, перемешивания, введения в смесь необходимого количества бактериальных культур и удаления из смеси легких углеводородных фракций. Полученную смесь грунта с «тяжелой» нефтью дополнительно нагревают и производят послойную укладку, уплотнение ее в процессе возведения различных по назначению объектов (Патент РФ №2135680 «Способ укрепления грунтов»). Способ позволяет существенно сократить применение дорогостоящих вяжущих - цемента, извести, битума при возведении сооружений из пылеватых, деформируемых при увлажнении грунтов. Способ обеспечивает упрочнение, гидрофобизацию пылеватых (слабых) грунтов, снижает их увлажнение поверхностными и грунтовыми водами как на контакте нижней части сооружения с грунтовым основанием, так и по высоте возводимого объекта. Указанное решение характеризуется значительными затратами на приготовление, укладку уплотнение всего объема грунта, необходимого для возведения сооружения.

Наиболее близким к заявляемому решению является техническое решение строительства дорог на сильно деформируемых грунтовых основаниях (Патент РФ №2312181 «Дорожная конструкция»). Способ позволяет на обводненных участках трассы возводить в нижней части сооружения дренирующий слой (водопропускную систему) из грунтов, заранее обработанных вяжущими материалами. На поверхности водопропускной системы послойно отсыпается основная часть земляного полотна (грунтового) сооружения. Гидроизолирующая обойма и дренирующий слой выполняются из грунтов, например нефтью. Это техническое решение принято за прототип. Указанное решение позволяет частично снизить объемы, затраты на изменение строительных свойств грунтов, сильно деформируемых при увлажнении, и возводить долговременно действующие сооружения. Однако данный способ не нашел применения в районах избыточного увлажнения грунтовых оснований и сооружений.

Задачей настоящего изобретения является снижение затрат при строительстве на увлажненных поверхностными водами участках грунтовых сооружений с продленными сроками эксплуатации.

Поставленная задача достигается тем, что строительство грунтового сооружения на обводненном участке включает возведение водопропускной системы из грунта, упрочненного вяжущим, например нефтью, послойную отсыпку основной части сооружения, укладку на его поверхности подстилающего слоя и покрытия, причем при значительных гидравлических напорах поверхностных вод на сооружение в составе водопропускной системы возводят горизонтальные водоупорные и фильтрующие валики высотой 0,3…0,5 м, затем послойно отсыпают основную часть сооружения и одновременно возводят водопропускную систему в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих вертикальных диафрагм.

Сущность заявляемого решения заключается в следующем.

Способ строительства грунтового сооружения на обводненных участках включает возведение из грунта, упрочненного вяжущим, например нефтью, водопропускной системы, послойную отсыпку основной части сооружения, укладку на поверхности сооружения подстилающего слоя и покрытия.

В случаях наличия на осваиваемых участках гидравлических напоров поверхностных вод на сооружение свыше 0,03 ати на обводненном участке одновременно с отсыпкой основной части грунтового сооружения возводят водопропускную систему в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих вертикальных диафрагм.

При наличии на осваиваемом участке поверхностных вод с гидравлическим напором на сооружение менее 0,03 ати входящую в состав грунтового сооружения водопропускную систему возводят в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих горизонтальных валиков высотой 0,3…0,5 м от поверхности основания. Между валиками и над ними послойно отсыпают основную часть грунтового сооружения.

К существенным признакам заявляемого решения по сравнению с прототипом относятся следующие:

- в случаях наличия на осваиваемых участках значительных гидравлических напоров поверхностных вод на сооружение одновременно с отсыпкой основной части грунтового сооружения возводят водопропускную систему в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих вертикальных диафрагм;

- при наличии на осваиваемых участках гидравлических напоров поверхностных вод на сооружение менее 0,03 ати водопропускную систему возводят в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих горизонтальных валиков высотой 0,3…0,5 м от поверхности основания, а затем между валиками и над ними послойно отсыпают основную часть грунтового сооружения.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности «новизна».

В отличие от прототипа заявляемый способ позволяет в сложных гидрогеологических условиях, за счет применения как горизонтальных водоупорных, фильтрующих валиков из упрочненного пылеватого грунта, так и вертикальных водоупорных и фильтрующих диафрагм, возводить сооружения из пылеватых грунтов на сильно обводненных территориях. Способ позволяет оптимизировать затраты на возведение сооружений из пылеватых грунтов за счет выполнения в составе водопропускных систем водоупорных и фильтрующих элементов.

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других решениях при изучении данной и смежных областей техники, а также не очевидны специалистам в данной области техники и, следовательно, заявляемое техническое решение соответствуют критерию патентоспособности «изобретательский уровень».

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

При наличии на грунтовых сооружениях значительных гидравлических напоров поверхностных вод на сильно обводненном участке одновременно с отсыпкой основной части грунтового сооружения возводят водопропускную систему. В составе ее возводят перпендикулярно расположенные друг к другу водоупорные и фильтрующие вертикальные диафрагмы (на всю высоту сооружения), а затем на поверхности объекта укладывают подстилающий слой и рабочее покрытие.

На участках, имеющих гидравлические напоры поверхностных вод по отношению к сооружению менее 0,03 ати, водопропускную систему, входящую в состав грунтового сооружения, возводят в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих горизонтальных валиков высотой 0,3…0,5 м от поверхности естественного рельефа местности. Затем между валиками и над ними послойно отсыпают основную часть грунтового сооружения, укладывают сверху подстилающий слой и рабочее покрытие.

Необходимо отметить, что горизонтальные фильтрующие валики и диафрагмы выполняют из искусственного щебня, выполненного, например, из термоокисленной смеси пылеватых песков с нефтью, а водоупорные валики и диафрагмы - из сильно пылеватых или глинистых грунтов.

Способ рекомендуется использовать в районах, не имеющих качественных по строительным свойствам песчано-гравийных карьеров, на обводненных поверхностными водами участках. Данное решение позволяет применять местные пылеватые грунты из ближайших к объекту карьеров, исключает использование традиционных дорогостоящих дорожно-строительных материалов, на 20…30% сокращает затраты на выполнение земляных и транспортных работ. При этом представляется возможным беспрепятственно пропускать под грунтовыми сооружениями поверхностные воды. Решение позволяет на 15…25% повысить надежность и сроки эксплуатации в сложных природных условиях грунтовых сооружений.

1. Способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке, включающий возведение водопропускной системы из грунта, упрочненного вяжущим, например нефтью, послойную отсыпку основной части сооружения, укладку на его поверхности подстилающего слоя и покрытия, отличающийся тем, что при значительных гидравлических напорах поверхностных вод на сооружение в составе водопропускной системы возводят горизонтальные водоупорные и фильтрующие валики высотой 0,3…0,5 м, затем послойно отсыпают основную часть сооружения и одновременно возводят водопропускную систему в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих вертикальных диафрагм.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при гидравлических напорах поверхностных вод на сооружение менее 0,03 ати водопропускную систему возводят в виде перпендикулярно расположенных друг к другу водоупорных и фильтрующих горизонтальных валиков высотой 0,3…0,5 м, а затем между валиками и над ними послойно отсыпают основную часть грунтового сооружения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области быстрой прокладки дороги и может быть использовано при строительстве, ремонте и обслуживании любых объектов на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах (в районах с широким распространением высокольдистых тонкодисперсных грунтов) как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения. .

Изобретение относится к дорожным конструкциям. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к подготовке строительства сооружений на неустойчивых грунтах. .

Изобретение относится к возведению земляных сооружений для железных и автомобильных дорог, сооружаемых на основании из просадочных пород глубиной порядка 30 м. .

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при реконструкции земляного полотна с целью борьбы с просадкой дорожного основания и морозным пучением проблемных участков дороги без остановки движения автотранспорта. Дренажная система включает дренажные трубы повышенной прочности, установленные со сливным уклоном в земляном полотне. Дренажные трубы размещены внутри тела земляного полотна с использованием метода горизонтально-направленного бурения. Концевые участки труб выступают за пределы откосов земляного полотна и соединены между собой в замкнутую систему, выход которой выполнен с возможностью подключения компрессорного оборудования. Участки дренажных труб, размещенные в теле полотна, выполнены равномерно перфорированными. Изобретение позволяет улучшить дренирующие свойства системы и несущую способность дорожного основания путем увеличения зоны осушения, осуществления возможности регулирования процесса осушения, а также армирования земляного полотна. 2 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог. К сваям 2 прикреплены железобетонные плиты 3, установленные на грунте земельного полотна 1. Между плитами 2 на грунте земельного полотна 1 расположен слой песка 4. На слое песка 4 расположен слой щебня. Между укрепительными полосами 6 на щебне 5 расположен асфальтобетонный слой 7. Весной плиты 3 не дают воде размывать песок 4 из-под щебня 5. Автомобильная дорога долгое время будет находиться в хорошем состоянии. Автомобильной дороге предложенной конструкции долгое время ремонт не требуется. Это уменьшает затраты на ее эксплуатацию. 2 ил.

Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70‰ (промилле) по сравнению с известным уклоном. Технический результат: обеспечение стабильной прочности и долговечности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания. Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10‰ до 50‰), включает дренирующий слой, основание и покрытие. При этом при продольных уклонах земляного полотна свыше 10‰ поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50‰ до 70‰. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна. Технический результат - повышение эффективности снижения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах, находящихся в основании земляного полотна. Для реализации способа производят выемку естественного грунта на оптимальную глубину, бурение со дна выемки вертикальных и наклонных скважин до кровли многолетнемерзлых грунтов, погружение в скважины стальных труб, заполненных песком и в верхней части бетоном, отсыпку по всей площади дна выемки буферного слоя из щебня, укладку поверх буферного слоя слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, заполнение выемки крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды. 1 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах представляет собой покрытие из каменной наброски, уложенной на откос поперек продольной оси земляного сооружения, по крайней мере, в два слоя. Каждый слой каменной наброски выполнен из искусственных камней в виде прямоугольного параллелепипеда, в которых замоноличена геосинтетическая сетка, предназначенная для удерживания искусственных камней в проектном положении. Искусственные камни пошагово расположены в продольном и поперечном направлении. Геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне нижнего слоя замоноличена в плоскости, параллельной его основанию, а геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне верхнего слоя - в его диагональной плоскости. Каждый искусственный камень верхнего слоя расположен между соседними искусственными камнями нижнего слоя. Геосинтетические сетки в камнях нижнего и верхнего слоев расположены параллельно, нижние грани каждого искусственного камня верхнего слоя контактируют в продольном направлении с верхними ребрами двух соседних искусственных камней и в поперечном направлении, по крайней мере, с верхними ребрами четырех соседних искусственных камней нижнего слоя каменной наброски. Технический результат состоит в повышении степени охлаждения основания и приподошвенной зоны земляного сооружения при закрытой поверхности охлаждающей конструкции в зимний период, сохранении высокой устойчивости откоса земляного сооружения, повышении степени технологичности при возведении конструкции. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к системе слоев дорожной одежды и способам их формирования в ней. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности дорог с асфальтобетонным покрытием путем избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и исключения образования дефектов на дорожном покрытии глубиной более, чем его толщина, за счет применения переходного несущего слоя из эластичного водонепроницаемого материала в системе слоев дорожной одежды. Способ формирования слоев дорожной одежды автомобильных дорог и городских улиц включает формирование слоя основания и дополнительного слоя с опорой на подстилающий грунт, верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия и слоя износа. Между нижним слоем дорожного покрытия и основанием дорожной одежды размещают переходной несущий слой из эластичного водонепроницаемого материала, сформированный из плит, изготовленных прессованием из волокнистой части стеблей растений, с наделением их антисептическими свойствами и пропитанных вяжущим составом до образования монолитной композиции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при усилении слабого природного основания, возведении земляного полотна железных дорог, сооружении дамб, плотин. Способ усиления природного основания, сложенного слабыми грунтами, для возведения земляного полотна включает укрепление массива слабых грунтов механическим смешиванием с укрепляющими материалами, в том числе, вносимыми под давлением вяжущими материалами. Укрепление выполняют на переменную глубину и ширину, связанную с расчетно устанавливаемыми зонами наибольшего ослабления основания, вызванного наихудшим сочетанием действующих напряжений в толще основания и показателей механических свойств слабых грунтов, слагающих основание (зоны низкой устойчивости в основании). Технический результат состоит в обеспечении регулирования глубины и ширины укрепления, этапности укрепления и его выполнении только в части массива в зонах наибольшего ослабления основания, снижении материалоемкости и трудоемкости. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог без прекращения движения автомобильного транспорта в период проведения строительно-монтажных работ. Автомобильная дорога на участках со сложными инженерно-геологическими условиями содержит земляное полотно с размещением в откосной части земляного полотна грунтового упорного валика из минерального непучинистого грунта вдоль оси автомобильной дороги, окаймленного армирующим геосинтетическим материалом, размещенным в подоткосной части основания автомобильной дороги и части откоса земляного полотна, образующим полуобойму с использованием монтажного стержня, вставленного в петлю, образованную нижними краями армирующего геосинтетического материала. В один или два ряда по длине валика устанавливаются стержни из композитного материала с крюком, неподвижно фиксирующим нижний край геосинтетического материала, зацепляя монтажный стержень. Мероприятия выполнены с одной или с двух сторон, в зависимости от характера деформаций. Технический результат состоит в повышении устойчивости земляного полотна, исключении вертикального выпора грунта у подошвы земляного полотна, уменьшении вертикальных и горизонтальных деформаций покрытия, обочин и грунтов основания, уменьшении ширины раскрытия и длины продольных и поперечных трещин, исключении образования просадок и волн на покрытии дорожной одежды. 3 ил.

Изобретение относится к области строительства, а именно к строительству оснований искусственных сооружений на промысловых автомобильных дорогах или на дорогах с низкой интенсивностью движения, проходящих по болотистой местности. Конструкция основания для строительства водопропускных труб включает промороженную торфяную плиту, теплоизоляционный слой, водопропускную трубу, грунт земляного полотна и систему охлаждения. Система охлаждения состоит из теплопроводных трубок изготовленных из теплорассеивающей пластмассы, и заложенных в промороженную торфяную плиту, соединенных с выводами проводников холода на поверхность. Между водопропускной трубой и промороженной торфяной плитой уложен теплоизоляционный слой. Технический результат - возможность возобновления основания без капитального переустройства. 3 ил.

Изобретение относится к области строительства дорог и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам. Дорожную насыпь собирают из дискретных полос, отсыпанных на полотнищах на технологическом участке, и доставляют волоком по снегу на промороженное основание трассы строящейся дороги. Технический результат состоит в повышении эффективности строительства дорог за счет упрощения, ускорения и более качественного возведения насыпи при строительстве на мерзлых грунтах. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх