Противошумовой шеврон для сопла, а также сопло и турбореактивный двигатель, оснащенные таким шевроном

Шеврон расположен на периферии выпускного отверстия сопла турбореактивного двигателя для ослабления шума струи и ограничен двумя боковыми сторонами и поперечной линией. Передние концы боковых сторон шеврона прикреплены к соплу и, с увеличением расстояния от него, сходятся навстречу друг другу, не встречаясь, так что задние концы упомянутых боковых сторон отделены друг от друга. Боковые стороны шеврона наклонены симметрично друг другу относительно средней продольной оси, направление которой является направлением струи из турбореактивного двигателя. Поперечная линия соединяет задние концы боковых сторон, формируя два боковых выступа, отделенных промежуточной выемкой. Боковые выступы смещены друг от друга вдоль средней продольной оси упомянутого шеврона. Шеврон расположен на периферии выпускного отверстия сопла турбореактивного двигателя так, что два следующих друг за другом шеврона отличаются друг от друга и симметричны друг другу относительно упомянутой продольной оси. Другие изобретения группы относятся к двухконтурному турбореактивному двигателю и его соплу снабженному шевронами, выполненными как указано выше. Изобретения позволяют снизить шум сопла турбореактивного двигателя и уменьшить аэродинамическое сопротивление его шевронов. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к шевронам уменьшения шума для сопел турбореактивных двигателей летательных аппаратов, а также к соплам, оснащенным упомянутыми шевронами, и турбореактивным двигателям, оснащенным по меньшей мере одним таким соплом.

Известно, что в задней части сопла турбореактивного двигателя струя, испускаемая этим соплом, приходит в соприкосновение с по меньшей мере одним другим газовым потоком: в случае прямоточного турбореактивного двигателя эта струя приходит в соприкосновение с окружающим воздухом, тогда как, в случае двухконтурного турбореактивного двигателя, холодный поток и горячий поток приходят в соприкосновение не только друг с другом, но также и с окружающим воздухом.

Так как скорость струи, испускаемой упомянутым соплом, отличается от скорости упомянутого другого газового потока или потоков, встречаемых упомянутой струей, это приводит к струйному срезу, по мере того, как потоки осуществляют взаимное проникновение, упомянутый струйный срез вызывает шум, общеизвестный как «шум струи» на авиационном языке.

Для того чтобы ослаблять такой шум струи, уже была выдвинута идея формирования турбулентности на границах между упомянутыми потоками с разными скоростями.

Например, документ GB-A-766985 описывает сопло, у которого выпускное отверстие, на своей периферии, снабжено некоторым количеством выступов, которые тянутся назад, и общее направление которых является по меньшей мере приблизительно направлением струи, испускаемой упомянутым соплом. Такие выступы состоят из «зубцов», которые могут демонстрировать многочисленные разные формы.

В качестве альтернативы документ GB-A-2289921 предлагает делать вырезы на кромке выпускного отверстия сопла. Такие вырезы распределены вокруг периферии упомянутого выпускного отверстия, каждый из них в целом имеет по меньшей мере приблизительную форму треугольника, основание которого совпадает с упомянутой кромкой выпускного отверстия, а вершина которого расположена впереди этой выпускной кромки. Это приводит к формированию, между двумя следующими друг за другом вырезами, зубца по меньшей мере приблизительно в форме треугольника или трапеции.

Какая бы ни была их точная форма, такие зубцы общеизвестны на авиационном языке как «шевроны».

Известные шевроны обычно эффективны в ослаблении шума струи, но имеют недостаток вызова значительной величины аэродинамического сопротивления, особенно в крейсерском полете.

Для того чтобы принять меры в ответ на этот недостаток, уже известна практика (например, известная из EP-1580419), чтобы длина шевронов была укорочена. Чтобы сделать это, форма каждого шеврона ограничивается:

- двумя боковыми сторонами, у которых передние концы прикреплены к упомянутому соплу и которые, с увеличением расстояния от него, сходятся навстречу друг другу, не встречаясь, так что задние концы упомянутых боковых сторон отделены друг от друга; и

- поперечной линией, которая соединяет задние концы упомянутых боковых сторон, тем самым, формируя два боковых выступа, отделенных промежуточной выемкой.

Однако в таком известном шевроне упомянутые боковые выступы и упомянутая промежуточная выемка образуют острые концы, которые ведут себя как дополнительные паразитные источники шума. Отсюда все, что выгадывается в показателях аэродинамического сопротивления, теряется в показателях шума.

Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы снижать испускания шума таких известных шевронов, наряду с одновременным осуществлением уменьшения их аэродинамического сопротивления.

Для этой цели согласно изобретению шеврон, который расположен на периферии выпускного отверстия для струи из сопла турбореактивного двигателя в целях ослабления шума упомянутой струи и форма которого ограничена:

- двумя по меньшей мере приблизительно прямолинейными боковыми сторонами, у которых передние концы прикреплены к упомянутому соплу и которые, с увеличением расстояния от него сходятся навстречу друг другу, не встречаясь, так что задние концы упомянутых боковых сторон отделены друг от друга; и

- поперечной линией, которая соединяет задние концы упомянутых боковых сторон, тем самым, формируя два боковых выступа, отделенных промежуточной выемкой,

примечателен тем, что упомянутая поперечная линия является криволинейной таким образом, что упомянутые боковые выступы и упомянутая промежуточная выемка закруглены.

Таким образом, без испускания какого-либо дополнительного паразитного шума, каждый из закругленных боковых выступов такого шеврона формирует вихрь, два вихря шеврона являются вложенными один в другой и противоположно вращающимися. Полный набор упомянутых шевронов, поэтому, формирует систему закрученных вихрей, которая быстро гомогенизирует газовые потоки позади сопла. Это, в таком случае, имеет следствием ослабление шума струи.

Более того, по сравнению с известным треугольным шевроном, который был бы образован упомянутыми боковыми сторонами, сходящимися, пока они не встречаются, будет отмечено, что шеврон согласно настоящему изобретению короче (а потому, имеет меньшую массу и меньшее аэродинамическое сопротивление, чем упомянутый треугольный шеврон). Более точно, упомянутый шеврон согласно настоящему изобретению, поэтому, принимает форму упомянутого известного треугольного шеврона, усеченного упомянутой поперечной линией, но с лучшей эффективностью ослабления шума.

Отсюда, в силу настоящего изобретения, возможно, чтобы летательный аппарат, сопла которого оснащены упомянутыми шевронами, был малошумным во время фаз приземления и взлета и демонстрировал уменьшенную величину аэродинамического сопротивления в крейсерском полете. Настоящее изобретение также дает возможность улучшать шум в фазах крейсерского полета и набора высоты, конечным результатом является более тихий салон летательного аппарата.

Форма шеврона согласно изобретению может быть симметричной относительно средней продольной оси, общее направление которой является направлением упомянутой струи.

В качестве альтернативы при боковых сторонах упомянутых шевронов, симметрично наклоненных одна к другой по отношению к упомянутой средней продольной оси, упомянутые закругленные боковые выступы могут быть смещены друг от друга вдоль этой оси.

Сопло турбореактивного двигателя согласно настоящему изобретению, поэтому, содержит множество шевронов, как описанные выше, распределенных по периферии выпускного отверстия для упомянутой струи. Все шевроны, несомые упомянутым отверстием, могут быть идентичными. В качестве альтернативы два следующих друг за другом шеврона могут отличаться друг от друга и быть симметричными друг другу относительно общего направления упомянутой струи.

Когда турбореактивный двигатель имеет двухконтурный тип, с одним соплом для холодного потока и одним соплом для горячего потока, по меньшей мере одно из упомянутых сопел имеет вышеупомянутый тип. Преимущественно сопло для холодного потока и сопло для горячего потока снабжены шевронами согласно настоящему изобретению.

Фигуры прилагаемых чертежей сделают более простым понимание того, каким образом может быть воплощено изобретение. На этих фигурах идентичные ссылки обозначают элементы, которые подобны.

Фиг.1 - частичный схематический вид в разрезе двухконтурного турбореактивного двигателя, сопла которого оснащены шевронами согласно настоящему изобретению.

Фиг.2 - увеличенный частичный схематический вид сбоку задней части сопел турбореактивного двигателя по фиг.1.

Фиг.3 - увеличенный вид сверху шеврона согласно настоящему изобретению.

Фиг.4 и 5 - виды сверху альтернативных форм варианта осуществления шеврона согласно изобретению.

Фиг.6-8 - (частичные) виды сверху, показывающие примеры того, каким образом компонуются шевроны согласно настоящему изобретению, расположенные в задней части сопла.

Двухконтурный турбореактивный двигатель известного типа, показанный на фиг.1, содержит полую гондолу 1 с продольной осью L-L, содержащую в передней части воздухозаборник 2, снабженный передней кромкой 3, и в его задней части кольцевое воздуховыпускное сопло 4, снабженное задней кромкой 5.

Внутри упомянутой полой гондолы 1 расположены:

- вентилятор 6, направленный к воздухозаборнику 2 и способный к формированию холодного потока 7 упомянутого турбореактивного двигателя, выходящего через сопло 4; и

- центральный генератор 8, содержащий, известным образом, компрессоры низкого давления и высокого давления, камеру сгорания и турбины низкого давления и высокого давления, и формирующий горячий поток 9 упомянутого турбореактивного двигателя, упомянутый генератор 9 горячего потока содержит, в своей задней части, сопло 10, снабженное задней кромкой 11, для горячего потока 9.

Центральный генератор 8 ограничивает с гондолой 1 внутренний канал 12 кольцевого поперечного сечения, заканчивающийся в сопле 4. Холодный поток проходит вдоль внутреннего канала 12 и сопла 4 и выходит через заднюю кромку 5.

Таким образом, на выпуске этого известного турбореактивного двигателя центральный горячий поток 9 окружен кольцевым холодным потоком 7, который проникает в окружающий воздух. Фиг.1 схематично изображает границу 13 между горячим потоком 9 и холодным потоком 7 и границу 14 между холодным потоком 7 и окружающим воздухом. Конечно, на границах 13 и 14 текучие среды в соприкосновении друг с другом имеют разные скорости, вызывая вышеупомянутый шум струи.

Для того чтобы ослаблять этот шум струи, выпускная кромка 11 для горячего потока 9 и/или задняя кромка 5 для холодного потока 7 снабжены шевронами, распределенными по их периферии, как было проиллюстрировано на фиг.2.

Пример шеврона 20.1 согласно настоящему изобретению, изображенный на фиг.2 и 3, содержит две боковых стороны 21 и 22, у которых передние концы 21A и 22A прикреплены к упомянутому соплу 4 или 10. Боковые стороны 21 и 22 сходятся навстречу друг другу с увеличением расстояния в заднем направлении, однако не встречаясь: это означает, что задние концы 21R и 22R упомянутых сходящихся боковых сторон 21 и 22 отделены друг от друга. Они соединяются друг с другом через криволинейную поперечную линию 23.1, которая образует два боковых выступа, 24.1 и 25.1, соответственно, отделенных промежуточной выемкой 26.1.

В шевроне 20.1 поперечная линия 23.1 является криволинейной, а выступы 24.1, 25.1 вместе с промежуточной выемкой 26.1 закруглены, боковые стороны 21 и 22 по меньшей мере приблизительно прямолинейны, и шеврон 20.1, взятый в целом, симметричен относительно средней продольной оси ℓ-ℓ, общее направление которой является направлением струи 7, 9.

Как проиллюстрировано на фиг.3, промежуточная выемка 26.1 может быть симметрична относительно оси a-a, касательной к упомянутым выступам 24.1, 25.1, острому концу 27 треугольного шеврона, который был бы сформирован двумя боковыми сторонами 21, 22, если бы они пересеклись в вершине 28.

Когда сопло 4, 10 в действии, два закругленных боковых выступа 24.1, 25.1 формируют позади этого сопла систему закрученных вихрей, содержащую пары противоположно вращающихся вихрей. Будет без труда понятно, что амплитуда этой системы закрученных вихрей является зависящей не только от длины шеврона 20.1, но также и от длины выступов 24.1, 25.1, и от глубины выемки 26.1. Расчет и экспериментирование могут использоваться для проектирования точной формы упомянутого шеврона 20.1 (и распределения шевронов 20.1 вокруг отверстия 2, 11) [см. фиг.2], чтобы подходил каждому конкретному соплу 4, 10.

Фиг.2 и 3 предполагают, что два следующих друг за другом шеврона 20.1 являются непрерывными и соединены закругленным участком 29.

Фиг.4 и 5 иллюстрируют альтернативные формы варианта 20.2 и 20.3 осуществления шеврона согласно настоящему изобретению. Шевроны 20.2 и 20.3 отличаются от шеврона 20.1 по той причине, что поперечные линии 23.2 и 23.3, в отличие от поперечной линии 23.1, не симметричны относительно оси ℓ-ℓ. Это означает, что в шевроне 20.2 закругленный выступ 24.2 не отодвинут назад так далеко, как закругленный выступ 25.2, тогда как в шевроне 20.3 закругленный выступ 24.3 отодвинут назад дальше, чем закругленный выступ 25.3. Закругленные выступы 24.2 и 25.2, с одной стороны, и 24.3 и 25.3, с другой, являются, поэтому асимметричными. Асимметрия между двумя закругленными выступами 24.2, 25.2 у шеврона 20.2 и 24.3, 25.3 у шеврона 20.3, в таком случае, является дополнительным параметром, который может использоваться для воздействия на систему закрученных вихрей, сформированную шевронами согласно настоящему изобретению.

Фиг.6, 7 и 8 изображают в качестве усовершенствования кромку 5, 11 сопла, образованную последовательностью шевронов 20.2, последовательностью шевронов 20.3 и смешанной последовательностью шевронов 20.2 и 20.3, соответственно.

В случае смешанной последовательности по фиг.8 два следующих друг за другом шеврона 20.2 и 20.3 могут быть симметричны друг другу относительно продольной оси b-b, общее направление которой является направлением упомянутой струи 7, 9.

1. Шеврон (20.2, 20.3), который расположен на периферии выпускного отверстия (5, 11) для струи (7, 9) из сопла (4, 10) турбореактивного двигателя в целях ослабления шума упомянутой струи, и форма которого ограничена:
двумя боковыми сторонами (21, 22), у которых передние концы прикреплены к упомянутому соплу (4, 10), и которые, с увеличением расстояния от него, сходятся навстречу друг другу, не встречаясь, так что задние концы упомянутых боковых сторон отделены друг от друга; причем боковые стороны (21, 22) упомянутого шеврона наклонены симметрично друг другу относительно средней продольной оси, общее направление которой является направлением упомянутой струи (7, 9), и
поперечной линией (23.2, 23.3), которая соединяет задние концы упомянутых боковых сторон (21, 22), тем самым формируя два боковых выступа (24.2, 25.2, 24.3, 25.3), отделенных промежуточной выемкой (26.2, 26.3),
отличающийся тем, что упомянутые боковые выступы (24.2, 25.2, 24.3, 25.3) смещены друг от друга вдоль упомянутой средней продольной оси упомянутого шеврона (20.2, 20.3), при этом шеврон расположен на периферии выпускного отверстия сопла турбореактивного двигателя так, что два следующих друг за другом шеврона отличаются друг от друга и симметричны друг другу относительно упомянутой продольной оси.

2. Шеврон по п.1, отличающийся тем, что упомянутая поперечная линия (23.2, 23.3) является криволинейной таким образом, что упомянутые боковые выступы (24.2, 25.2, 24.3, 25.3) и упомянутая промежуточная выемка (26.2, 26.3) закруглены.

3. Сопло турбореактивного двигателя, у которого выпускное отверстие (5, 11) струи снабжено шевронами, распределенными по его периферии, для того чтобы ослаблять шум упомянутой струи, отличающееся тем, что упомянутые шевроны являются шевронами по одному из пп.1 или 2.

4. Двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий сопло для холодного потока и сопло для горячего потока,
отличающийся тем, что по меньшей мере одно из упомянутых сопел является таким, как по п.3.

5. Турбореактивный двигатель по п.4,
отличающийся тем, что упомянутое сопло для холодного потока и упомянутое сопло для горячего потока являются такими, как по п.3.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбореактивному двигателю с пониженными испусканиями шума для летательного аппарата. .

Изобретение относится к изготовлению смесителей потока из композитного материала с керамической матрицей (керамического матричного композита) для двухконтурных газотурбинных авиационных двигателей.

Изобретение относится к упругим элементам машин и приборов (мембранам, сильфонам), а также к элементам строительных конструкций (куполам сооружений, плитам перекрытий, цилиндрическим и коническим оболочкам), армирующим оболочкам металлокерамических камер сгорания для двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к устройствам узловых соединений корпусов газотурбинных двигателей летательных аппаратов, конкретнее к конструкции выходных устройств в которых часть рабочего тела минует турбину

Кольцевой кожух сопла турбомашины включает множество рельефных элементов, выступающих от заднего края кожуха и расположенных на расстоянии друг от друга вдоль окружности. Каждый рельефный элемент имеет контур по существу треугольной формы с основанием, образованным частью заднего края кожуха, и вершиной, представляющей собой точку контура, находящуюся на наибольшем расстоянии от основания и соединенную с ним двумя боковыми краями. Каждый рельефный элемент имеет ребро на каждом боковом крае. Каждое ребро наклонено в радиальном направлении относительно рельефного элемента в плоскости, наклоненной относительно радиального направления на угол, меньший или равный 45°. Другое изобретение группы относятся к соплу турбомашины, имеющему основной и вспомогательный кожухи, расположенные концентрично друг другу, причем, по меньшей мере, один из указанных кожухов выполнен как указано выше. Еще одно изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанное выше сопло. Группа изобретений позволяет снизить шум газовой струи и уменьшить влияние рельефных элементов на аэродинамические характеристики сопла. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Устройство снижения аэроакустических шумов турбореактивного двигателя содержит группу шевронных элементов и полоз, установленный на окружности сопла гондолы турбореактивного двигателя с возможностью поворота вокруг оси указанного сопла. Каждый шевронный элемент соединен с полозом с помощью направляющего элемента, выполненного с возможностью перемещения по полозу при его повороте с обеспечением перемещения указанного шевронного элемента. Два шевронных элемента, последовательно расположенные на окружности сопла, наклоняются по-разному для обеспечения смешения потока, поступающего из турбореактивного двигателя, с окружающим наружным воздухом. Первый шевронный элемент расположен параллельно внутренней стенке сопла, а второй шевронный элемент расположен параллельно внешней стенке сопла. Другое изобретение группы относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей сопло с внутренней и внешней стенками и указанное выше устройство снижения аэроакустических шумов. Группа изобретений позволяет обеспечить снижение аэроакустических шумов турбореактивного двигателя на этапах взлета и посадки, а также уменьшить аэродинамические потери на других этапах его работы. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы с профилированными кромками. Шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура. Шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела. Изобретение позволяет снизить шум и уменьшить аэродинамические потери при работе газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх