Подводный аппарат с поворотной камерой стыковки и присоса и устройством центрирования и подтягивания

Изобретение относится к области подводных технических и спасательных работ с использованием подводного аппарата. Подводный аппарат состоит из корпуса, камеры стыковки и присоса. В нижней части корпуса установлен выходной люк. Камера присоса и стыковки установлена неподвижно на корпусе выходного люка камеры. Камера выполнена из верхнего, среднего и нижнего поясов с возможностью вращения. Пояса сопряжены по разъемам посредством фланцев с уплотнениями. Нижняя плоскость разъема образует с верхней плоскостью разъема угол, не меньший половины максимального угла наклона комингс-площадки подводного объекта. Фланцы поясов соединены крепежными болтовыми соединениями. Чрезмерное раскрытие сопряжения фланцев поясов при снятых крепежных болтах предотвращается имеющимися на наружных цилиндрических поверхностях верхних фланцев несколькими кронштейнами с роликами. Ролики являются опорами для фланцев среднего и нижнего поясов. Достигается повышение эксплуатационных характеристик, эффективности спасения и быстроты проведения стыковки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области подводных технических и спасательных работ с использованием подводного аппарата.

Известен подводный аппарат со стыковочным устройством (патент Франции №2264713, МПК B63G 6/40, публ. 17.10.75), выполненным в виде камеры посадки и присоса с опорным фланцем и уплотнением.

Недостатком известного подводного аппарата со стыковочным устройством является ограниченность эксплуатационных характеристик, поскольку его можно состыковать только с горизонтальной комингс-площадкой подводного объекта, что существенно ограничивает возможности проведения стыковки с аварийным подводным объектом.

Известны и другие подводные аппараты со стыковочными устройствами, позволяющие пристыковать подводный аппарат, например водолазный, к судовым палубным декомпрессионным комплексам «…сверху сбоку, а иногда снизу…», (Г.Хаукс. Подводная техника. - Л.: Судостроение, 1972, с.255, 256). Однако такие стыковочные устройства не могут быть переориентированы для посадки на объект, имеющий иной угол наклона приемного устройства.

Известно использование в составе подводного аппарата устройства для стыковки (патент РФ №2250858 C1, МПК В63G 8/40, публ. 27.04.2005 г.) с подводным объектом, преимущественно аварийной подводной лодкой, включающее закрепленную на неподвижном основании камеру посадки и присоса с опорным фланцем и уплотнителями, выполненную из верхнего, промежуточного и нижнего поясов, сопряженных между собой посредством фланцев со стягивающими обоймами, а также механизмом поворота промежуточного и нижнего поясов, выполненным в виде наружной эпициклической передачи, при этом верхний пояс жестко связан с неподвижным основанием, а промежуточный пояс выполнен таким, что нижняя плоскость его разъема образует с верхней плоскостью его разъема угол, равный углу наклона комингс-площадки подводного объекта к горизонту. Выбрано в качестве наиболее близкого аналога заявляемого изобретения.

Недостаток известного стыковочного устройства спасательного аппарата заключается в сложности конструкции приводов промежуточного и нижнего поясов, увеличение массогабаритных характеристик которых затрудняет их размещение, учитывая насыщенность спасательного глубоководного аппарата оборудованием, и снижает количество принимаемых спасаемых.

Задача изобретения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик подводных аппаратов с обеспечением заблаговременной установки опорного фланца камеры стыковки и присоса на необходимый угол в условиях судна-носителя подводного аппарата без использования грузоподъемных средств для посадки его на подводный объект, имеющий наклонную комингс-площадку (например, на подводную лодку, лежащую на грунте и имеющую крен или дифферент), а также в надежности и быстроте проведения стыковки и закрепления его на комингс-площадке подводного объекта и удержания при маневрировании для подцентровки в условиях подводного течения, что в конечном итоге повышает эффективность спасения экипажей с аварийных подводных лодок.

Задача решается за счет того, что в подводном аппарате с поворотной камерой стыковки и присоса, выполненной из верхнего, среднего и нижнего поясов с возможностью вращения относительно друг друга, сопряженных по разъемам посредством фланцев с уплотнениями, при этом средний и нижний пояса выполнены таким образом, что нижняя плоскость разъема образует с верхней плоскостью разъема угол, не меньший половины максимального угла наклона комингс-площадки подводного объекта. Фланцы поясов крепятся болтовыми соединениями с предотвращением чрезмерного раскрытия сопряжения фланцев поясов, для чего на наружных цилиндрических поверхностях верхних фланцев имеются нескольких кронштейнов с роликами, которые являются опорами для фланцев среднего и нижнего поясов.

Кроме этого в камере стыковки и присоса установлено устройство центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта, выполненное в виде трех гидроцилиндров, два из которых выполнены телескопическими двойного действия и расположены максимально вертикально. Верхним концом они шарнирно закреплены на внутренней поверхности верхнего пояса камеры, а нижним шарнирно закреплены в одной точке на подвижном захвате с возможностью выдвижения захвата гидроцилиндрами за пределы камеры стыковки и присоса.

Третий поршневой гидроцилиндр расположен максимально горизонтально и одним концом шарнирно закреплен на внутренней поверхности верхнего пояса камеры, другим концом шарнирно закреплен на одном из телескопических гидроцилиндров.

Сущность изобретения поясняется фиг.1, на которой представлен общий вид фрагмента подводного аппарата с камерой стыковки и присоса, а также с устройством центрирования и подтягивания. На фиг.2, 3 представлена та же камера подводного аппарата с устройством центрирования и подтягивания в момент захвата штыря 24 и в рабочем положении.

Подводный аппарат с установленным в нижней части выходным люком (фиг.1) содержит закрепленную на корпусе 1 выходного люка 15 камеру стыковки и присоса, включающую верхний пояс 2, жестко связанный с корпусом 1 входного люка 15, а также средний 3 и нижний пояса 4, которые выполнены с фланцевыми разъемами 5 и 6.

Нижний пояс 4 имеет опорный фланец 9, обеспечивающий посадку камеры на подводный объект. Верхняя плоскость разъема 5 среднего пояса 3 горизонтальна, а его нижняя плоскость разъема 6 расположена под углом, не меньшим половины максимального угла наклона коминг-площадки подводного объекта, на который предусмотрена посадка.

Фланцы поясов 2, 3, 4 камеры посадки и присоса снабжены уплотнениями 10, 11 и 12. Верхний пояс 2 и средний пояс 3 соосны, вертикальная ось 13 является осью и верхнего разъема и вращения промежуточного пояса 3, а вращение нижнего пояса 4 происходит вокруг наклонной оси 14 нижнего разъема промежуточного пояса 3, перпендикулярной плоскости промежуточного 3 и нижнего 4 поясов.

Вращение поясов осуществляется вручную при помощи съемных рукояток, при этом для предотвращения чрезмерного раскрытия сопряжения фланцев поясов при снятых крепежных болтах на наружных цилиндрических поверхностях верхних фланцев установлены несколько кронштейнов 7 с роликами 8. Ролики 8 являются опорами для фланцев среднего и нижнего поясов.

На фиг.2 показано устройство центрирования и подтягивания, установленное на подводный аппарат с камерой стыковки и присоса, состоящее из трех гидроцилиндров. Два телескопических гидроцилиндра двойного действия 16 расположены V-образно в вертикальной плоскости. Верхним концом гидроцилиндры посредством шарнира 19 закреплены на внутренней поверхности верхнего пояса 2 камеры стыковки и присоса, а нижним концом закреплены при помощи шарнира 17 в одной точке на подвижном захвате 18.

Подвижный захват 18 может выдвигаться за пределы камеры стыковки и присоса. Третий поршневой гидроцилиндр 20 расположен максимально горизонтально. Посредством шарнира 22 он закреплен на внутренней поверхности верхнего пояса 2 камеры стыковки и присоса, а другим концом посредством шарнира 21 закреплен на одном из телескопических гидроцилиндров 16.

Для пояснения работы устройства на фиг.3 показаны комингс-площадка 23 подводного объекта, штырь 24 для присоединения захвата 18 на крышке люка 25.

Возможность стыковки определяется углом наклона комингс-площадки подводного объекта, например 45° относительно горизонтальной плоскости, и обеспечивается заблаговременной установкой среднего и нижнего поясов камеры стыковки и присоса подводного аппарата на заданный угол на судне-носителе.

На судне-носителе производят разъединение разъема 6 фланцев нижнего 4 и среднего 3 поясов камеры стыковки и присоса, обеспечивая возможность относительного перемещения этих поясов. Затем нижний пояс 4 камеры присоса по заранее определенному углу наклона комингс-площадки разворачивают и устанавливают опорный фланец 9 нижнего пояса под углом, равным углу наклона комингс-площадки аварийного подводного объекта к горизонту.

После этого болтами скрепляют средний 3 и нижний 4 пояса по разъему 6 их фланцев. Далее производят разъединение разъема 5 фланцев среднего 3 и верхнего 2 поясов камеры стыковки и присоса, а затем разворачивают средний пояс 3 совместно с нижним поясом 4 так, чтобы опорный фланец 9 занял положение, параллельное комингс-площадке, и далее средний 3 и верхний 2 пояса по разъему 5 скрепляют болтами.

Кронштейны 7 с роликами 8, установленные на верхних фланцах разъемов 5 и 6, обеспечивают опоры и поворот среднему и нижнему поясам при снятых крепежных болтах. При этом отдача болтовых соединений фланцев поясов и разворот промежуточного и нижнего поясов камеры посадки и присоса осуществляется вручную.

Стыковку подводного аппарата с подводным объектом в подводном положении осуществляют следующим образом: подводный аппарат перемещается, управляемый с помощью собственного движительно-рулевого комплекса, выходит в зону нахождения подводного объекта и, заняв возможное или удобное для посадки положение (в зависимости от подводной обстановки, например течения), зависает над комингс-площадкой аварийного объекта.

Устройство центрирования и подтягивания подводного аппарата работает следующим образом: в походном положении телескопические гидроцилиндры 16 находятся в верхней части камеры присоса (фиг.1) и не мешают свободному открыванию крышки входного люка 15 подводного аппарата, при этом шток горизонтального гидроцилиндра 20 выдвинут.

Перед подтягиванием и закреплением подводного аппарата к комингс-площадке 23 шток горизонтального гидроцилиндра 20 втягивается, телескопические гидроцилиндры 16 поворачиваются на верхних шарнирах 4 в нижнее положение, затем выдвижением штоков гидроцилиндров подтягивания 16 захват 18 опускается вниз и надевается на штырь 24.

Передвижением штока горизонтального гидроцилиндра 20 камера стыковки и присоса подводного аппарата устанавливается точно над комингс-площадкой 23. После этого штоки телескопических гидроцилиндров 16 втягиваются, подводный аппарат подтягивается к комингс-площадке 23 и прижимается к ней опорным фланцем 9, тем самым происходит закрепление подводного аппарата.

После закрепления происходит «присос» подводного аппарата к комингс-площадке 23. Выдвигаются штоки телескопических гидроцилиндров 16 и шток горизонтального гидроцилиндра 20, захват 18 снимается с обуха 24, штоки телескопических гидроцилиндров 16 втягиваются в исходное положение, горизонтальным гидроцилиндром 20 устройство переводятся в верхнее походное положение. Уплотнительные кольца 10 и 11 обеспечивают герметичность в замкнутых фланцевых разъемах 5, 6, а уплотнительное кольцо 12 - между опорным фланцем 9 камеры посадки и присоса подводного аппарата и комингс-площадкой аварийного подводного объекта.

Под действием наружного гидростатического давления подводный аппарат прижимается к комингс-площадке подводного объекта, обеспечивая жесткость и герметичность контакта, что позволяет после откачки воды из переходной зоны камеры посадки и присоса внутрь емкостей, размещенных внутри подводного аппарата, открыть люк 15 аппарата, люк 25 аварийного подводного объекта и принять или передать людей и грузы.

Изобретение повышает эксплуатационные характеристики подводного аппарата за счет улучшения условий проведения спасательных операций в экстремальных ситуациях, а также за счет оперативного обеспечения как полной герметичности разъемов фланцев поворотных поясов камеры посадки и присоса, так и легкости их относительного перемещения. Кроме того, повышается эффективность спасения экипажей с аварийных подводных лодок, увеличивается быстрота проведения стыковки оказания помощи терпящим бедствие.

1. Подводный аппарат для подводных технических и спасательных работ, выполняемых со стыковкой с подводным объектом, преимущественно с аварийной подводной лодкой, состоящий из корпуса с установленным в нижней части выходным люком, закрепленной неподвижно на корпусе выходного люка камеры стыковки и присоса, выполненной из верхнего, среднего и нижнего поясов с возможностью вращения, сопряженных по разъемам посредством фланцев с уплотнениями, при этом средний и нижний пояса выполнены такими, что нижняя плоскость разъема образует с верхней плоскостью разъема угол, не меньший половины максимального угла наклона комингс-площадки подводного объекта, отличающийся тем, что камера стыковки и присоса выполнена с соединением фланцев поясов крепежными болтовыми соединениями с предотвращением чрезмерного раскрытия сопряжения фланцев поясов при снятых крепежных болтах путем имеющихся на наружных цилиндрических поверхностях верхних фланцев нескольких кронштейнов с роликами, при этом ролики являются опорами для фланцев среднего и нижнего поясов.

2. Подводный аппарат по п.1, отличающийся тем, что в камере стыковки и присоса установлено устройство центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта, выполненное в виде трех гидроцилиндров, два из которых выполнены телескопическими двойного действия и расположены V-образно в вертикальной плоскости, верхним концом шарнирно закреплены на внутренней поверхности верхнего пояса камеры, а нижним шарнирно закреплены в одной точке на подвижном захвате с возможностью выдвижения захвата гидроцилиндрами за пределы камеры стыковки и присоса, третий гидроцилиндр поршневой расположен максимально горизонтально и одним концом шарнирно закреплен на внутренней поверхности верхнего пояса камеры, другим концом шарнирно закреплен на одном из телескопических гидроцилиндров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках. .

Изобретение относится к области эвакуации экипажа с подводной станции. .

Изобретение относится к технике спасения экипажей затонувших подводных лодок и может быть использовано для ведения подводно-технических и водолазных работ на внутриконтинентальных водных бассейнах, в удаленных районах Мирового океана, а также в суровых гидрометеорологических условиях морей Арктики.

Изобретение относится к судостроению и касается технологии спасения личного состава подводных лодок в аварийных ситуациях. .

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и доставки их на судно-носитель.

Изобретение относится к судостроению, а именно к подводным лодкам. .

Изобретение относится к спасательным судам. .

Изобретение относится к области спасательных устройств подводной лодки, а именно к системе шлюзования шлюзовых камер, используемых при выходе подводников из аварийной подводной лодки в спасательном гидрокостюме.

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам, предназначенным для вентиляции отсеков аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, с целые поддержания жизнедеятельности личного состава до его опасения.

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам спасения подводников из аварийной подводной лодки с помощью водолазов, и может быть использовано на спасательных судах ВМФ.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов
Изобретение относится к способам спасения граждан при их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Сущность способа состоит в том, что перед наполнением сжатым воздухом средства спасения гражданин затонувшего плавсредства зацепляет карабин фала за перила борта плавсредства, после заполнения средства спасения сжатым воздухом выталкивают его на поверхность водоема, при этом подторможенно протягивают фал через роликовое тормозное устройство, закрепленное на средстве спасения гражданина и соединенное через редуктор с регулятором скорости вращения головного ролика тормозного устройства, выполненного с возможностью регулирования поступательной скорости фала. Этим предотвращается быстрое всплытие и, следовательно, возникновение кессонной болезни у гражданина, спасающегося с затонувшего плавсредства. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности эвакуации граждан с затонувшего плавсредства.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к использованию боевых подводных лодок для спасания людей с аварийных подводных объектов. Спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников. В дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ, а для стыковки со съемными модулями постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая дополнительные комингс-площадки. Технический результат заключается в повышении эффективности выполнения операций по спасанию подводников. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к подводным аппаратам, предназначенным для спасения людей с аварийных подводных объектов. Спасательный подводный аппарат содержит корпус и камеру присоса с размещенным в ней устройством закрепления и подтягивания захвата, обеспечивающим выдвижение захвата за нижнюю плоскость стыковочного фланца камеры присоса не менее величины, определяемой требуемым углом наклона аппарата за счет подтягивания. Приведено конкретное выполнение устройства закрепления и подтягивания захвата. Технический результат заключается в повышении надежности стыковки спасательного подводного аппарата с комингс-площадкой, наклоненной к горизонту на большие углы (до 60 град). 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к средствам спасения экипажа аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок, в подводном положении с использованием спасательного подводного аппарата. Устройство включает камеру стыковки в нижней части подводного аппарата с устройством центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта. На внутреннем бурте нижнего опорного кольца камеры установлено съемное устройство для закрепления аппарата за комингс-площадку подводного объекта, включающее опорное кольцо, состоящее из трех частей с полым корпусом, в котором установлена вилка, фиксируемая от вращения затвором. В свою очередь затвор фиксируется кулачком, на котором подвижно закреплена разъемная тяга. Вертикальный штырь, зацепляемый за паз на комингс-площадке подводного объекта, фиксируется гайкой-барашком в прорези вилки. В исходном положении разъемная тяга располагается вертикально, а в рабочем - горизонтально и соединяется подвижно с горизонтальной планкой с вертикальным штырем, который заканчивается шаровой поверхностью с возможностью вертикального перемещения посредством захвата устройства центрирования и подтягивания. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик спасательного подводного аппарата и повышении безопасности перевода спасаемого экипажа в подводный аппарат. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. На подводном носителе установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, переходную шахту, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом. Корпус съемной наделки состоит из двух частей, верхняя из которых, включающая оборудование для проведения спасательных работ, является постоянной, а нижняя - сменной, адаптированной по форме к обводам подводного носителя заданного проекта. Достигается увеличение эффективности и безопасности использования комплекса. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии. Хотя бы одна из декомпрессионных камер выполнена водолазной, сообщающейся с приемно-выходным отсеком, обеспечивающим перемещение водолазов в воду и обратно. В нижней части корпуса наделки выполнен вырез для прохода водолазов и размещена поворотная водолазная площадка. Повышается эффективность спасания подводников путём спасания «мокрым» способом из аварийного подводного объекта, находящегося на грунте или в приледненном положении. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходная шахта для установки спасательного подводного аппарата, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии спасаемых подводников. На верхней части корпуса наделки установлено ограждение, защищающее спасательный подводный аппарат от воздействия морского волнения. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения спасательных работ на аварийном подводном объекте. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх