Способ прогнозирования когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и касается прогнозирования когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы. Для этого в сыворотке крови больного определяют концентрацию нейротрофического фактора мозга. При количественном содержании нейротрофического фактора мозга до 600 пг/мл прогнозируют высокий риск развития, а при значении показателя от 600 пг/мл - низкий риск развития когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы. Способ обеспечивает высокую точность диагностики. 3 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к неврологии, нейротравматологии, а именно к лабораторной диагностике черепно-мозговой травмы, и может быть использовано для объективного прогнозирования развития когнитивных нарушений у больных черепно-мозговой травмой (ЧМТ).

Поиск объективных критериев для определения исходов ЧМТ является одной из важных проблем современной медицины. Известно, что степень тяжести ЧМТ далеко не всегда коррелирует с выраженностью клинических последствий. Особое внимание в этой связи занимают когнитивные нарушения, которые являются основным дезадаптирующим и/или инвалидизирующим фактором последствий перенесенной ЧМТ легкой или средней степени тяжести, требующие как можно более раннего лечения.

Способов, позволяющих прогнозировать развитие когнитивных нарушений у больных ЧМТ в изученных нами патентных источниках и научной медицинской литературе, не обнаружено.

Технический результат - разработка доступного, точного, объективного способа прогнозирования развития когнитивных нарушений у пациентов с ЧМТ в отдаленном периоде за счет использования достоверных лабораторных критериев.

Это достигается путем определения в сыворотке крови больного в течение первых трех суток после травмы концентрации нейротрофического фактора мозга (НФМ) и при его значении до 600 пг/мл прогнозируют высокий риск развития, а при значении показателя от 600 пг/мл - низкий риск развития когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.

Способ осуществляют следующим образом.

У обследуемого больного в течение трех суток после травмы из вены в стеклянную центрифужную пробирку забирают 5,0 мл крови утром натощак. Сыворотку получают центрифугированием при 1000 оборотах в течение 10 минут. Отделенную сыворотку можно хранить 3 часа при комнатной температуре, до 12 часов при 4-8°, и в течение длительного периода при -20° и ниже.

Необходимые реактивы: иммуноферментный набор для количественного определения НФМ в сыворотке, плазме, тканевых гомогенатах и в супернатантах клеточных культур фирмы «R&D» Quantikine (Англия).

Принцип тест-системы для определения белка НФМ основан на количественном иммуноферментном анализе сэндвичевого типа. Моноклональные антитела к НФМ наносят в ячейки микропланшета. Стандарты и образцы вносят в ячейки и присутствующий в них НФМ связывался с антителами. Вторые антитела к НФМ, меченные ферментом, вносят в ячейки. Последующая промывка удаляет несвязанный конъюгат антител с ферментом, после этого в ячейки добавляют раствор ферментного субстрата. Интенсивность окраски пропорциональна количеству НФМ, связавшегося на первом шаге анализа. Цветную реакцию останавливают и считывают оптическую плотность ячеек. Оптическую плотность определяют при длине волны 450 нм.

Концентрацию НФМ рассчитывают путем экстраполяции полученных данных на калибровочный график, построенный по результатам анализа с серией Стандартов, выражают в пг/мл, и при значении до 600 пг/мл прогнозируют высокий риск развития, а при значении показателя от 600 пг/мл - низкий риск развития когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.

Данный способ апробирован при обследовании 35 больных ЧМТ легкой и средней степени тяжести (26 мужчин и 9 женщин) в возрасте от 18 до 60 лет в первые 2-3 суток после получения травмы и в отдаленном периоде.

Пример 1. Больной Е., 30 лет, образование среднее специальное, работал в милиции (История болезни №3662), доставлен после автодорожной травмы, был сбит автомобилем. Предъявляет жалобы на головные боли, боли в спине; обстоятельства травмы помнит плохо. Объективно: состояние больного средней тяжести, сонлив, на вопросы отвечает после паузы. Ригидность мышц тыла шеи 3 см; зрачки равные, круглые, снижение конвергенции справа, девиация языка влево, сухожильные рефлексы оживлены, интенционный тремор и дисметрия при выполнении координаторных проб больше справа. Зафиксированы ушибленные раны лобной, теменной области. Эхоэнцефалоскопия не выявила смещения М-Эхо. По показаниям проведена компьютерная томография головного мозга: выявлены КТ-признаки субарахноидального кровоизлияния. Диагноз: Ушиб головного мозга средней степени тяжести. Исследование количественного содержания НФМ сыворотки крови на вторые сутки с момента поступления у больного Е. составило 247 пг/мл. К моменту выписки менингеальные и очаговые симптомы регрессировали. Обследование в анамнезе (в отдаленный период) не выявило очаговой неврологической симптоматики. Больной Е. предъявлял жалобы на снижение памяти, внимания, испытывает трудности при формулировке мыслей, не может устроиться на работу. Тестирование по шкале MMSE - 28 баллов, по шкале FAB - 11 баллов, что отражает низкие когнитивные способности.

Пример 2. Больной Ш., 50 лет, пенсионер по выслуге, работал водителем (История болезни №564), поступил в нейротравматологическое отделение через 1,5 суток после бытовой травмы (упал в подъезде), была рвота. Дезориентирован, критика снижена, команды с первого раза не выполняет, болевой раздражитель локализует. При исследовании неврологического статуса выявлено: менингеальные симптомы сомнительны, нистагм отсутствует, зрачки равные, реагируют на свет, дизартрия, сухожильные рефлексы живые, равные, координаторные расстройства. На КТ головного мозга выявлен линейный перелом пирамиды височной кости, контузионно-геморрагические очаги правой лобной и левой теменной долей, субарахноидальное кровоизлияние. Диагноз: Ушиб головного мозга средней степени тяжести, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа. Исследование количественного содержания НФМ сыворотки крови на третьи сутки с момента травмы у больного Ш. составило 851,5 пг/мл. Обследование в анамнезе (в отдаленный период): жалобы на нарушение сна, головные боли, головокружение несистемного характера при изменении положения тела. В статусе определяется неустойчивость в позе Ромберга с закрытыми глазами. Тестирование по шкале FAB - 17 баллов (при норме 18 баллов), по шкале MMSE - 30 баллов, что отражает достаточно высокие когнитивные способности.

Пример 3. Больной Т., 43 года, среднее образование, водитель (История болезни №2544), поступил в нейротравматологическое отделение через несколько часов (уточнить не может) после бытовой травмы. Объективно: в сознании, адинамичен, команды выполняет. Зрачки равные, фотореакции живые, горизонтальный нистагм в обе стороны, за предметами следит плохо. Менингеальных симптомов нет. Рефлексы живые, равные. Координаторные расстройства. КТ головного мозга выявила контузионно-геморрагические очаги в лобной области справа. Диагноз: Ушиб головного мозга средней степени тяжести. Исследование количественного содержания НФМ сыворотки крови на вторые сутки с момента травмы у больного Т. составило 630,8 пг/мл. Обследование в анамнезе (в отдаленный период): жалобы на головные боли, боли в шейном отделе позвоночника, повышенную раздражительность. В статусе очаговой неврологической симптоматики не выявлено. Тестирование по шкале FAB - 18 баллов, по шкале MMSE - 30 баллов, что отражает высокие когнитивные способности.

Способ прогнозирования когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы, заключающийся в том, что в сыворотке крови больного в течение первых трех суток после травмы определяют концентрацию нейротрофического фактора мозга, и при его значении до 600 пг/мл прогнозируют высокий риск развития, а при значении показателя от 600 пг/мл - низкий риск развития когнитивных нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и пульмонологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и пульмонологии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к инфекционным болезням, и предназначено для прогнозирования исходов стандартной противовирусной терапии хронического гепатита В.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской диагностике, и может быть использовано для прогнозирования риска развития гиперплазии эндометрия у женщин с генитальным эндометриозом на протяжении всей жизни.

Изобретение относится к медицине, а именно к цитогенетике, и может быть использовано для экспресс-оценки степени потенциальной генотоксической активности веществ и факторов среды по наличию анеуплоидии в лимфоцитах периферической крови человека, образовавшихся в результате культивирования в условиях цитокинетического блока.
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использована при аутомиелохимиотерапии рака носоглотки в сочетании с дистанционной гамма-терапией и прогнозированием эффективности лечения и дальнейшего течения заболевания.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для прогнозирования сроков развития профессиональных аллергических дерматозов при воздействии на организм факторов раздражающего и сенсибилизирующего действия.

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и может применяться для прогнозирования возникновения рестеноза стентов, покрытых лекарственным препаратом.

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к химико-фармацевтической промышленности и представляет собой лекарственное средство для лечения болезни Альцгеймера, включающее в качестве активных ингредиентов 6-[4-(1-циклогексил-1Н-тетразол-5-ил)бутокси]-3,4-дигидрокарбостирил или его соль и донепезил или его соль.

Изобретение относится к новым соединениям формулы II, которые имеют значения радикалов и символов, определенные в формуле изобретения. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к фармакологии, а именно к средствам, обладающим противогипоксической, нейропротекторной и антиамнестической активностью и способностью повышать физическую работоспособность, предназначенной, в частности, для лечения острых и хронических нарушений мозгового кровообращения, в том числе ишемического инсульта и других заболеваний и состояний, сопровождающихся снижением когнитивных функций.

Изобретение относится к соединению формулы: которое является атипичным антипсихотическим средством, и которое используют для лечения шизофрении, биполярного расстройства и тревожности у пациента.

Изобретение относится к фторсодержащему соединению формулы (I), в которой: D, G и L независимо выбраны из группы, состоящей из: CH, C и N, и J и М независимо выбраны из группы, состоящей из C и N, при условии, что по меньшей мере один из J и М обозначает C, причем по меньшей мере два из D, G, М, J и L обозначают N;X независимо выбран из группы, состоящей из: O, NH, (CH2)n и S;Y отсутствует или независимо выбран из группы, состоящей из: O, NH и (CH2)n и S; Z выбран из группы, состоящей из: NR1R2 и арила;R1 и R2 независимо выбраны из группы, состоящей из: водорода, C1-С 10 алкила, C2-С10 алкенила, C 2-С10 алкинила, арила и гетероарила, каждый из которых может быть замещен одним или более следующих заместителей: галоген и C1-C6 алкил; или R1 и R2, вместе с азотом, к которому они присоединены, образуют гетероциклическое кольцо, имеющее от 3 до 7 кольцевых членов, которые могут быть замещены одним или более следующих заместителей: галоген и C1-C 6 алкил;R3 выбран из группы, состоящей из: галогена и C1-С10 алкила; E обозначает арил или гетероарил, который может быть замещен одним или более фтор-заместителем, или одним или более следующих заместителей: C1-C6 алкил, С2-С10 алкенил, C2-С10 алкинил, QC1-С10 алкил, QC2 -С10 алкенил, QC2-С10 алкинил, Q(CH2)p-Q-(CH2)qCH3 или Q(CH2)P-Q-(CH2)q -Q-(CH2)rCH3, каждый из которых может быть замещен одним или более фтор-заместителями, и причем p, q и r обозначают целые числа от 1 до 3, и причем Q независимо выбран из группы, состоящей из: NH, O и S; m обозначает число от 0 до 3; n обозначает число от 1 до 4; при условии, что R3 является фтор-заместителем, илигруппа E включает фтор-заместитель, или группа Z включает фтор-заместитель, с дальнейшим условием, что E не может обозначать -PhF.

Изобретение относится к медицине и касается применения эритропоэтической молекулы для получения лекарственного средства для лечения нейродегенеративных расстройств головного и спинного мозга введением эффективного количества лекарственного средства в кровяное русло пациента, нуждающегося в таком лечении, в котором эритропоэтическая молекула включает часть молекулы эритропоэтина, имеющую по меньшей мере одну свободную аминогруппу, выбранную из группы, включающей эритропоэтин человека и его аналоги, которые имеют последовательность эритропоэтина человека, модифицированную добавлением 1-6 сайтов гликозилирования или реаранжировкой по меньшей мере одного сайта гликозилирования; указанная часть молекулы эритропоэтина ковалентно связана с «n» группами полиэтиленгликоля формулы -CO-(CH2)x-(OCH2CH 2)m-OR с -СО каждой группы полиэтилена, формирующей амидную связь с одной из указанных аминогрупп.
Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии и психиатрии, и касается коррекции уровня сахара крови у пациентов с сахарным диабетом второго типа с когнитивными нарушениями.

Изобретение относится к медицине и химико-фармацевтической промышленности, а именно к контейнеру для титрования для обеспечения, по меньшей мере, одним лекарственным препаратом в, по меньшей мере, двух различных дозировках.

Изобретение относится к новым соединениям непептидной природы, которые являются пептидомиметиками секреторного предшественника амилоидного пептида sAPP (sAPP-миметиками).

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для введения противосвертывающей системы субъекту, где система включает аптамер, который связывает фактор IX/IXa, и антидот, который связывает аптамер.
Наверх