Однорядный роликовый конический подшипник качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Подшипник содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с коническими дорожками качения. Между коническими дорожками качения размещены тела качения, выполненные в виде конических роликов (3). Для разделения роликов (3) служит сепаратор (4). Основные геометрические соотношения подшипника определяются выражением D3/D2=D4/D1=(1+(Lsinα/D1)+(D2cosα/2D1))/(1+(D2/2D1)cosα), где D3 - больший диаметр ролика (3); D2 - меньший диаметр ролика (3); D4 - больший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца (2); D1 - меньший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца (2); L - длина ролика (3); α=arctg(Fa/Fr); Fa - осевая составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник; Fr - радиальная составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник. Технический результат: повышение срока эксплуатации подшипника и эффективности его работы. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известно, что диаметры торцевых сечений конических роликов роликового конического подшипника качения подчиняются выражению

,

где D3 - больший диаметр ролика.

D2 - меньший диаметр ролика;

L - длина ролика;

α - угол наклона оси ролика к продольной оси подшипника.

D1 - меньший диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника (РД ВНИИП.020-03. Подшипники роликовые конические. Расчет и проектирование. Руководящий документ. - М.: ОАО ВНИИП. - 2003.).

Известен радиальный роликовый подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения и тела качения в виде цилиндрических роликов, сепаратор для разделения тел качения (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов / Д.Н. Решетов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989. - С.343, рис.17.7-а).

Недостатком описанного подшипника является узкая область применения вследствие невозможности восприятия осевой нагрузки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является однорядный роликовый конический подшипник качения, воспринимающий значительные радиальную и одностороннюю осевую нагрузки, содержащий наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения и тела качения в виде конических роликов, сепаратор для разделения тел качения (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов / Д.Н. Решетов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989. - С.343, рис.17.7-е).

Основными недостатками описанного подшипника являются пониженные срок эксплуатации и эффективность работы, обусловленные ограниченным диапазоном типоразмеров подшипников по углам конуса дорожек качения колец подшипника, что приводит к неблагоприятным условиям работы подшипника при различных сочетаниях осевой и радиальной нагрузок, действующих на него, как то, защемление тел качения, неблагоприятное распределение контактных напряжений по линиям контактов роликов с дорожками качения колец подшипника, повышенное давление и трение торцов роликов на борт дорожки качения внутреннего кольца подшипника.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения срока эксплуатации подшипника, эффективности его работы.

Решение этой задачи достигается тем, что в однорядном роликовом коническом подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения и тела качения в виде конических роликов, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению геометрические соотношения размеров ролика и дорожки качения внутреннего кольца подшипника выбраны исходя из сочетания радиальной и осевой составляющих полной нагрузки, действующих на подшипник, в соответствии с выражением

где D3- больший диаметр ролика;

D2 - меньший диаметр ролика;

D4 - больший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

D1 - меньший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

L - длина ролика;

Fa - осевая составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник;

Fr - радиальная составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник.

Используя выражение (1), а также соотношение , полученное на стадии проектирования механизма, возможно исполнение подшипника с оптимальными геометрическими и эксплуатационными параметрами, а именно, когда линия действия эквивалентной нагрузки перпендикулярна оси вращения ролика. Фактические размеры подшипника подбираются исходя из обеспечения допустимых значений напряжений в зоне контакта ролика с дорожками качения в пределах необходимых округлений.

Данное техническое решение позволяет оптимизировать распределение контактных напряжений между роликом и дорожками качения колец подшипника, исключить существенное давление торца ролика о борт дорожки качения внутреннего кольца подшипника и устранить возможность защемления ролика между кольцами подшипника. В итоге это приводит к повышению продолжительности и эффективности работы подшипника.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен однорядный роликовый конический подшипник качения, осевой разрез.

Кроме этого, на чертеже дополнительно обозначено следующее:

D1 - меньший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

D2 - меньший диаметр ролика;

D3 - больший диаметр ролика;

D4 - больший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

L - длина ролика;

- угол наклона оси ролика к продольной оси подшипника;

Fa - осевая составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник;

Fr - радиальная составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник.

Однорядный роликовый конический подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца с коническими дорожками качения. Между конических дорожек качения размещены тела качения, выполненные в виде конических роликов 3. Для разделения роликов 3 служит сепаратор 4.

Геометрические соотношения размеров ролика 3 и дорожки качения внутреннего 2 кольца подшипника выбраны исходя из сочетания радиальной и осевой составляющих полной нагрузки, действующих на подшипник, в соответствии с выражением (1).

Однорядный роликовый конический подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в механизме, узле или машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника ролики 3 также вращаются, обеспечивая взаимное расположение колец подшипника 1 и 2.

Выполнение геометрических параметров подшипника по предлагаемому выражению (1) позволяет оптимизировать распределение контактных напряжений между роликом 3 и дорожками качения колец подшипника, исключить существенное давление и трение торца ролика 3 о борт дорожки качения внутреннего 2 кольца подшипника и устранить возможность защемления ролика 3 между наружным 1 и внутренним 2 кольцами подшипника.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет повысить продолжительность и эффективность работы подшипника.

Однорядный роликовый конический подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения и тела качения в виде конических роликов, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что геометрические соотношения размеров ролика и дорожки качения внутреннего кольца подшипника выбраны исходя из сочетания радиальной и осевой составляющих полной нагрузки, действующих на подшипник, в соответствии с выражением:

где D3 - больший диаметр ролика;
D2 - меньший диаметр ролика;
D4 - больший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;
D1 - меньший диаметр конической дорожки качения внутреннего кольца подшипника;
L - длина ролика;

Fa - осевая составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник;
Fr - радиальная составляющая полной нагрузки, действующей на подшипник.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах. .

Изобретение относится к сферическим подшипникам качения и предназначено для поддержания валов и осей в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и восприятия действующих на них нагрузок.

Изобретение относится к коническому роликоподшипнику, в частности к усовершенствованным сепаратору и внутреннему кольцу для такого конического роликоподшипника, используемому в железнодорожном вагоне.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам и линейным направляющим машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к круговым и линейным опорам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам и линейным направляющим машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к круговым и линейным опорам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам роликовым. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к сменному узлу подшипников, например, для грузовых автомобилей. .
Наверх