Способ определения температурной стойкости смазочных масел

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину и каждую часть пробы масла после нагревания испытывают в течение не менее двух часов на трехшариковой машине трения со схемой трения "шар-цилиндр", пропускают постоянный ток через пару трения от стабилизированного источника питания, записывают диаграмму записи тока, затем из диаграммы записи тока по наименьшему значению тока определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ и время формирования защитных граничных слоев rфгс на поверхностях трения, затем по формуле определяют коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхп

Кмхнэ·tфгc

определяют скорость формирования диаметра пятна износа Vфн

Vфн=U/tфгс,

где U - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм, строят графические зависимости коэффициента электропроводности фрикционного контакта, времени формирования защитных граничных слоев на поверхностях трения, коэффициента интенсивности механохимических процессов и скорости формирования диаметра пятна износа от температуры испытания, а температурную стойкость смазочных масел определяют по температурному диапазону формирования адсорбционных, хемосорбционных и модифицированных защитных граничных слоев. Достигается повышение информативности определения. 1 табл., 4 ил.

 

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов и может быть использовано для оценки температурной стойкости.

Известен способ определения температурной стойкости граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий (P.M.Матвиевский. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. - М.: Наука, 1971, 227 с.) путем испытания смазочных материалов на четырехшариковой машине трения при фиксированных температурах, которые при каждом последующем испытании повышаются на 10°C, причем при каждой температуре испытывалась новая проба смазочного материала, а температурная стойкость определялась по значениям коэффициента трения или среднеарифметическому значению диаметров пятен износа на трех шарах. Данные показатели оценивают изменение фрикционных свойств смазочного материала при увеличении температуры испытания.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения температурной стойкости смазочных масел (пат. РФ №2409814, МПК G01/N 33/30. Опубл. 20.01.2011. Бюл. №2), при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении без доступа воздуха с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, причем каждую часть пробы масла после нагревания испытывают в течение не менее двух часов на трехшариковой машине трения со схемой трения "шар-цилиндр", пропускают постоянный ток через пару трения от стабилизированного источника питания, записывают диаграмму изменения деформаций от тока, после испытания по диаграмме изменения деформаций определяют продолжительность пластической и упругопластической деформаций, затем определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта при установившемся изнашивании по формуле Кэ=Iф.к./Iз, где Iф.к. и Iз - соответственно величины тока, протекающего через фрикционный контакт при трении и заданный ток при статическом положении пары трения 100 мкА, затем определяют продолжительность упругой деформации с учетом образования защитного слоя масла между шаром и цилиндром как произведение продолжительности действия упругой деформации, взятой из диаграммы, на коэффициент электропроводности, определяют суммарную продолжительность пластической, упругопластической и упругой деформаций, строят графическую зависимость суммарной продолжительности пластической, упругопластической и упругой деформаций от температуры испытания, по которой определяют температурную стойкость смазочного масла.

Известные способы обладают недостаточной информативностью о температурной стойкости смазочных материалов, так как не учитывают и не определяют значения температур, при которых на поверхностях трения образуются адсорбционные, хемосорбционные и модифицированные защитные граничные слои в результате температурной деструкции присадок.

Техническим результатом изобретения является повышение информативности способа определения температурной стойкости смазочных масел путем определения температур, при которых на поверхностях трения формируются адсорбционные, хемосорбционные и модифицированные защитные граничные слои в результате температурной деструкции присадок.

Поставленная задача для решения технического результата достигается тем, что в способе определения температурной стойкости смазочных масел, при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении без доступа воздуха с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину и каждую часть пробы масла после нагревания испытывают в течение не менее двух часов на трехшариковой машине трения со схемой трения "шар-цилиндр", пропускают постоянный ток через пару трения от стабилизированного источника питания, записывают диаграмму записи тока, затем определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта, согласно изобретению из диаграммы записи тока по наименьшему значению тока определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ и время формирования защитных граничных слоев tфгс, затем по формуле определяют коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхп

Кмхпэ·tфгс,

определяют скорость формирования диаметра пятна износа Vфп

Vфп=U/tфгс,

где U - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм,

строят графические зависимости коэффициента электропроводности фрикционного контакта, времени формирования защитных граничных слоев на поверхностях трения, коэффициента интенсивности механохимических процессов и скорости формирования диаметра пятна износа от температуры испытания, а температурную стойкость смазочных масел определяют по температурному диапазону формирования адсорбционных, хемосорбционных и модифицированных защитных граничных слоев.

На фиг.1 представлена диаграмма записи тока, протекающего через фрикционный контакт от внешнего стабилизированного источника питания;

на фиг.2 представлены зависимости коэффициента электропроводности фрикционного контакта (а), времени формирования защитных граничных слоев на поверхностях трения (б), коэффициент интенсивности механохимических процессов (в) и скорость формирования диаметра пятна износа от температуры испытания минерального моторного масла М8-Г2; на фиг.3 - частично синтетического моторного масла Shell Rimula R5E; на фиг.4 - трансмиссионного моторного масла ТНК транс 80W-85GL-4.

Пример конкретного выполнения способа

Испытанию подвергались: минеральное моторное масло М8-Г2, частично синтетическое моторное масло Shell Rimula R5E и трансмиссионное минеральное масло ТНК транс 80W-85GL-4.

Пробу масла постоянной массы (80±0,1 г) заливают в термостойкий стеклянный стакан и нагревают в специальном приборе в течение постоянного времени (например, 7 час) при одной из выбранных температур. Прибор обеспечивает автоматическое поддержание заданной температуры. Испытания проводят в диапазоне температур от 140 до 300°C через 20°C для моторных масел и от 80 до 260°C через 10°C для трансмиссионного масла при каждой температуре испытывают новую пробу масла.

Испытания проводят при атмосферном давлении без перемешивания масла, что до минимума снижает окислительные процессы и обеспечивает деструкцию базовой основы масла и легирующих присадок, придающих маслу необходимые свойства. После часть пробы отбирают для испытания на трехшариковой машине трения со схемой "шар-цилиндр". Каждый из трех шаров взаимодействует с цилиндром по индивидуальной дорожке трения, причем через один из шаров пропускают постоянный ток 100 мкА от внешнего стабилизированного источника питания, который задается при статическом положении пары трения. Во время испытания величина тока, протекающая через пару трения, подается через преобразователь на компьютер для записи диаграммы изменения тока. Величина тока определяется для каждого масла при каждой температуре испытания и зависит от электрических свойств граничной пленки (слоя), разделяющей поверхности трения. Это могут быть адсорбционные слои, образующиеся при отсутствии продуктов деструкции в масле при низких температурах, хемосорбционные слои - результат химических реакций активированных молекул присадок с металлическими поверхностями пар трения, протекающих при средних температурах, и модифицированные слои, образующиеся в результате взаимодействия активированных молекул присадок, образующихся при высоких температурах испытания масла.

Параметры трения приняты постоянными и составили: нагрузка 13 Н, скорость скольжения 0,68 м/с, температура масла в объеме 80±0.1°C, время испытания 120 мин. По диаграмме записи тока (фиг.1) ток уменьшается и по наименьшему значению тока определяют время формирования tфгс граничных слоев и коэффициент электропроводности Кэ фрикционного контакта из выражения

где Iф.к. и Iз - соответственно величины тока, протекающего через фрикционный контакт, например, при 140°C - 10 мкА и заданная величина тока (100 мкА) при статическом положении пары трения.

После испытания масел в течение 120 мин с помощью микроскопа измеряются диаметры пятен износа на каждом шаре и определяется среднеарифметическое значение диаметра пятна износа.

При низких температурах испытания проб масел, когда отсутствуют продукты температурной деструкции, поверхности трения разделяются адсорбционным слоем. С повышением температуры испытания в масле образуются продукты температурной деструкции, изменяющие свойства граничных слоев и их электропроводность, и тем больше, чем выше температура испытания масел, поэтому адсорбционные и хемосорбционные процессы и их эффективность предложено оценивать коэффициентом интенсивности механических процессов

Данный коэффициент характеризует электропроводность граничного слоя, разделяющего поверхности трения и время его формирования, т.е. условную энергию, поглощенную этим слоем при его формировании.

Механохимические процессы, протекающие на фрикционном контакте предложено оценивать скоростью формирования диаметра пятна износа

где U - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм; tфгс - время формирования граничного слоя при данном значении коэффициента Кэ, мин.

Данный параметр характеризует условную механическую и химическую энергии, поглощенные при формировании диаметра пятна износа при данных значениях коэффициента электропроводности Кэ и времени формирования граничного слоя tфгс.

Полученные результаты испытания масел сведены в таблицу. По результатам испытания строят зависимости коэффициента электропроводности фрикционного контакта Кэ, времени формирования защитных граничных слоев tфгс, коэффициентов интенсивности механохимических процессов Кмхп и скорости формирования диаметра пятна износа Vфп от температуры испытания масел.

Температурную стойкость смазочных масел определяют по температурному диапазону формирования адсорбционных, хемосорбционных и модифицированных защитных граничных слоев. Чем выше температурный диапазон образования адсорбционных и хемосорбционных защитных граничных слоев и выше температура начала формирования модифицированных защитных граничных слоев, тем выше температурная стойкость смазочных масел.

Для минерального моторного масла М8-Г2 (фиг.2) установлено три характерные температурные области: I - в диапазоне до 160°C адсорбционные защитные граничные слои, электрическое сопротивление которых уменьшается с увеличением температуры и время их формирования также уменьшается. Коэффициент интенсивности механохимических процессов в этой области Кмхп стабильный и находится на низком уровне, а скорость формирования диаметра пятна износа Vфп увеличивается.

Во второй температурной области от 160 до 240°C коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ стабилен в диапазоне температур от 160 до 200°C, затем увеличивается до температуры 240°C. В этой области протекают процессы, при которых на поверхностях трения образуются химические соединения с изменяющимся электрическим сопротивлением, причем с ростом температуры сопротивление граничных слоев уменьшается, вызывая увеличение коэффициента электропроводности фрикционного контакта Кэ. Время формирования хемосорбционного слоя в данном диапазоне температур увеличивается, увеличивается коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхп, а скорость формирования диаметра пятна износа Vфп уменьшается.

В третьей температурной области от 240 до 260°C электрическое сопротивление граничных слоев увеличивается и коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ уменьшается, время формирования граничных слоев также уменьшается, уменьшается коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхн, а скорость формирования диаметра пятна износа Vфп начинает увеличиваться.

Для минерального моторного масла M8-Г2 температурный диапазон образования адсорбционных защитных граничных слоев является до 160°C, хемосорбционных защитных граничных слоев - от 160 до 240°C и температура 240°C является началом формирования на поверхностях трения модифицированных защитных граничных слоев.

Для частично синтетического моторного масла Shell Rimula R5E (фиг.3), включающего минеральную и синтетическую базовые основы, наблюдается иная картина изменения принятых показателей, однако также установлено три характерных температурных области. Так, в первой области в температурном диапазоне до 160°C происходит формирование адсорбционных защитных граничных слоев, при этом сопротивляемость данных слоев с увеличением температуры уменьшается, поэтому коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ увеличивается, время формирования защитного граничного слоя tфгс увеличивается, увеличивается коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхн, а скорость формирования диаметра пятна износа Vфп уменьшается.

Во второй температурной области от 160 до 260°C, где формируются хемосорбционные защитные граничные слои, коэффициент электропроводности фрикционного контакта этих слоев уменьшается, а затем стабилизируется, т.е. их электрическое сопротивление увеличивается. Время формирования хемосорбционных защитных граничных слоев с ростом температуры изменяется по U-образной зависимости, что объясняется различиями в прочностных характеристиках этого слоя. Коэффициент интенсивности механохимических процессов, протекающих на фрикционном контакте подвержен колебаниям ввиду наличия в масле минеральной и синтетической основ, что также отражается на скорости формирования диаметра пятна износа, которая подвержена колебаниям.

В третьей температурной области от 260 до 280°С образуются модифицированные защитные граничные слои, при этом установлена стабилизация коэффициента электропроводности фрикционного контакта Кэ, уменьшение времени формирования модифицированных слоев и снижение коэффициента интенсивности механохимических процессов и увеличение скорости формирования диаметра пятна износа.

Для частично синтетического моторного масла Shell Rimula R5E температурный диапазон образования адсорбционных защитных граничных слоев является до 160°C, хемосорбционных защитных граничных слоев - от 160 до 260°C и модифицированных - выше 260°C.

Для минерального трансмиссионного масла ТНК транс 80W-85GL-4 (фиг.4) температурный диапазон образования адсорбционных слоев является до 140°C (область I), причем коэффициент электропроводности фрикционного контакта в этом температурном диапазоне увеличивается, что указывает на снижение электрического сопротивления граничного слоя, разделяющего поверхности трения. Время формирования адсорбционного защитного граничного слоя с увеличением температуры испытания уменьшается, коэффициент интенсивности механохимических процессов незначительно изменяется, а скорость формирования диаметра пятна износа имеет U-образную зависимость от температуры испытания.

Во второй температурной области от 140 до 210°C происходит формирование хемосорбционных защитных граничных слоев, при этом коэффициент электропроводности уменьшается, что указывает на увеличение сопротивления граничного слоя, время формирования хемосорбционного слоя увеличивается, а интенсивность механохимических процессов незначительна, однако скорость формирования диаметра пятна износа в начале температурного диапазона подвержена большим колебаниям, а в диапазоне температур от 180 до 210°C уменьшается.

В третьем диапазоне температур от 210 до 260°C формируются модифицированные защитные граничные слои за счет высокой активации присадок с изменяющимся электрическим сопротивлением как в сторону уменьшения (в начале температурного диапазона), так и увеличения (в конце температурного диапазона). Время формирования модифицированного защитного граничного слоя уменьшается в диапазоне температур от 210 до 230°C, а затем увеличивается, а в интервале температур от 250 до 260°С время формирования защитного граничного слоя уменьшается. Коэффициент интенсивности механохимических процессов в диапазоне от 210 до 250°C повышается и затем резко падает. Скорость формирования диаметра пятна износа в диапазоне температур от 210 до 250°C имеет тенденцию увеличения.

Для минерального трансмиссионного масла ТНК транс 80W-85GL-4 температурный диапазон образования адсорбционных защитных граничных слоев является до 140°C, хемосорбционных защитных граничных слоев - от 140 до 210°C и модифицированных - выше 210°C.

По данным графических зависимостей Kмхн=f/(T) и Vфгс=f/(T) установлено, что более термостойким является частично синтетическое моторное масло Shell Rimula R5E (фиг.3) при температурном диапазоне формирования адсорбционных защитных граничных слоев до 160°C, хемосорбционных защитных граничных слоев - от 160 до 260°C и модифицированных - выше 260°C.

Предлагаемый способ определения температурной стойкости смазочных масел позволяет повысить информативность о процессах, протекающих на фрикционном контакте, и установить температурные области формирования адсорбционных, хемосорбционных и модифицированных защитных граничных слоев на поверхностях трения.

Способ определения температурной стойкости смазочных масел, при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении без доступа воздуха с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину и каждую часть пробы масла после нагревания испытывают в течение не менее 2 ч на трехшариковой машине трения со схемой трения "шар - цилиндр", пропускают постоянный ток через пару трения от стабилизированного источника питания, записывают диаграмму записи тока, затем определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта, отличающийся тем, что из диаграммы записи тока по наименьшему значению тока определяют коэффициент электропроводности фрикционного контакта Кэ и время формирования защитных граничных слоев tфгс на поверхностях трения, затем по формуле определяют коэффициент интенсивности механохимических процессов Кмхп
Кмхпэ·tфгс,
определяют скорость формирования диаметра пятна износа Vфп
Vфп=U/tфгс,
где U - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм, строят графические зависимости коэффициента электропроводности фрикционного контакта, времени формирования защитных граничных слоев на поверхностях трения, коэффициента интенсивности механохимических процессов и скорости формирования диаметра пятна износа от температуры испытания, а температурную стойкость смазочных масел определяют по температурному диапазону формирования адсорбционных, хемосорбционных и модифицированных защитных граничных слоев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации. .

Изобретение относится к способам определения влияния температурной деструкции на противоизносные свойства смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. .

Изобретение относится к области испытания материалов, в частности, оно может быть использовано для оценки изнашивания материалов в условиях гидростатического давления и определения смазочных свойств рабочих жидкостей гидроприводов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям смазочно-охлаждающих технологических сред, используемых при резании металлов. .

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может быть использовано для оценки их термоокислительной стабильности. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода. Тлеющий разряд, скользящий по поверхности исследуемого масла, фотографируют и проводят алгоритмическую обработку. Степень загрязненности, вид загрязнителей и пригодность работающего масла к эксплуатации определяют путем сравнения интенсивности свечения диагностируемого работающего масла с эталонным маслом и маслом с предельно допустимым значением загрязнителя. Сравнение производят по условному коэффициенту интенсивности, который определяют по отношению длин корон тлеющего разряда образцов в зеленой составляющей спектра. Технический результат заключается в повышении точности анализа и обеспечении возможности выявления конкретных загрязняющих компонентов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре. Определяют исходные значения наиболее информативных показателей качества смазок. Осуществляют закладку емкостей со смазками в климатическую камеру тепла и холода (КТХ). За каждый год хранения принимают цикл 24 часа, в течение которых изменяют температуру от минус 60°C до 60°C. После каждого цикла в КТХ определяют значения показателей, идентичных первоначальным. Рассчитывают значение каждого из этих показателей, которое соответствует году хранения в натурных условиях, по выведенной формуле с помощью разработанной компьютерной программы. При значениях показателей в пределах допустимых значений испытания продолжают, а при отклонении хотя бы одного из показателей, полученных расчетным путем, от допустимого значения, за срок хранения смазки принимают количество лет, численно равное количеству циклов, предшествующих изменению показателей качества, не соответствующих нормам. Достигается повышение точности, достоверности, оперативности и снижение расхода пластичных смазок. 1 з.п. ф-лы, 1 пр. 2 табл.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел. Согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел. При этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний. Затем строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп. Влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью. Достигается повышение информативности определения и обоснованности выбора смазочных материалов. 1 табл., 1 ил.

Группа изобретений относится к испытанию моторных масел и используется для исследования процессов их старения. В процессе испытания масло нагревают, охлаждают, перемешивают, осуществляют его циркуляцию под давлением, центрифугируют, проводят аэрацию атмосферным влажным воздухом и отработавшими газами, сжимают и разбрызгивают под давлением с целью осуществления гидромеханической, термохимической и термодинамической деструкции, обеспечивая имитацию работы масла как в системе смазки двигателя, а также в его цилиндропоршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого вала и в газораспределительном механизме. Оценка качества масла проводится путем исследования физико-химических свойств отобранных в ходе испытания проб, по специальной формуле. Установка содержит бак-термостат с механической мешалкой, термометры, манометры, регулирующие клапаны, нагреватели, охладитель, маслопроводы, масляный насос, центрифугу, регулирующие вентили, гидроаккумулятор, форсунку высокого давления, паяльную бензиновую лампу, компрессор, емкость-накопитель, ресивер и вентили, которые позволяют осуществить процессы гидромеханической, термодинамической и термохимической деструкции в ходе проведения циклических испытаний, проводимых по определенным режимам. Достигается повышение информативности и надежности испытаний. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла. Достигается повышение точности и надежности определения в зависимости от активности данной присадки. 3 табл.

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны. Рисунок масляного пятна сравнивают с эталонными характеристиками и на основе этого сравнения определяют уровень загрязненности масла механическими примесями, степень окисленности масла, наличие в масле воды, насыщенность масла поверхностно-активными веществами, щелочное число масла. При определении щелочного числа исследуемого масла анализируют четкость выявления рисунка структуры фильтровального материала - «водяные знаки» и сравнивают четкость рисунка структуры фильтровального материала в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровального материала четко просматривается, то исследуемое масло допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, то масло не допускается к дальнейшей эксплуатации. Достигается достоверность оценки пригодности масла. 2 з.п. ф-лы, 1 пр., 1 табл., 6 ил.
Наверх