Способ повышения проходимости автомобиля и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к способу повышения проходимости автомобиля. Способ повышения проходимости заключается в том, что в автомобиле на колеса попарно левое переднее - левое заднее и правое переднее - правое заднее одевают гусеницы. Ведущая и ведомая ветви гусениц располагаются ниже оси вращения колес. Между колесами передними и задними располагаются каретки с роликами. Между каретками встроено распорное устройство, состоящее из двух амортизаторов и устройства для натяжения гусеницы. С помощью распорного устройства создают натяг гусеницам. Гусеничные движители приводят в движение колесами автомобиля, при этом сами гусеницы работают по типу ременной передачи. Изобретение направлено на повышение проходимости автомобиля. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Данное изобретение относится к автотранспортной технике, конкретнее к способу повышения проходимости автомобиля.

Уровень техники

В настоящее время известны различные способы повышения проходимости автомобиля.

Известен способ повышения проходимости автомобиля, в котором используются колеса с шинами низкого давления (патенты РФ на полезную модель №53999, опубликовано 10.06.2006 и №64140, опубликовано 27.06.2007).

Недостатком этих технических решений является то, что для приведения во вращение пневматических колес большого диаметра и обеспечения требуемых показателей надежности трансмиссии применяются такие сложные и массивные узлы трансмиссии, как тракторные редукторные мосты, раздаточные коробки, бортовые понижающие редукторы, предохранительные управляемые и не управляемые муфты и т.д., что увеличивает общий вес транспортного средства, снижает КПД трансмиссии, увеличивает удельный расход топлива и снижает показатели надежности.

Известен также способ повышения проходимости автомобилей с полным приводом, в котором вместо колес автомобиля устанавливают треугольные гусеничные движители (тележки). Основа каждой из гусеничных тележек - массивная треугольная рама. В ее вершине находится ведущая звездочка, которая занимает место колеса. Основание треугольника несет четыре опорных ролика, причем крайние расположены чуть выше, чем внутренние. Задний (по ходу автомобиля) ролик играет роль ленивца и обеспечивает натяжение резиновой гусеницы. Ну а вся тележка в сборе, как балансир, может качаться вокруг главной оси. Протяжку резиновой гусеницы обеспечивают специальные полиуретановые гребни, привинченные к гусенице с внутренней стороны (статья «Стреляй по колесам. Испытание отечественных гусеничных систем для внедорожников» в журнале OFF-ROAD DRIVE №6, октябрь 2005 год, ООО Издательский дом «ОРД-МЕДИА»).

Недостатками этого технического решения являются: установка вместо колес гусеничных тележек и только на автомобили с полным приводом; относительная сложность и дороговизна гусеничной тележки; явление подворачивания гусеничной тележки на неровной дороге; перегрузка базовой корзины сцепления, установленной на внедорожнике, увеличение жесткости подвески.

Раскрытие изобретения

Настоящее изобретение направлено на преодоление указанных недостатков известных технических решений и обеспечивает повышение проходимости автомобилей с задним, передним и полным приводом по бездорожью, упрощение трансмиссии автомобиля, возможность быстрой установки и снятия гусеничных движителей, повышение надежности и снижения износа поверхности колес.

Заявленная цель достигается тем, что в автомобиле на колеса попарно левое переднее - левое заднее и правое переднее - правое заднее одевают гусеницы. С помощью распорного устройства создают натяг гусеницам, причем и ведущую и ведомую ветви гусениц располагают ниже оси вращения колес. Гусеничные движители приводят в движение колесами автомобиля, при этом сами гусеницы работают по типу ременной передачи.

Изобретение иллюстрируют фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4, фиг.5, фиг.6. На фиг.1 изображен макет автомобиля 1 в комплекте с устройством для повышения проходимости 2. Устройство для повышения проходимости 2 фиг.2 состоит из гусеницы 3, одетой на колеса автомобиля заднее 4 и переднее 5. Между колесами передним 4 и задним 5 располагаются каретки 6 и 7 с роликами. На каждой каретке располагается по 4 ролика. Два ролика 8, 9 с наружной поверхности гусеницы 3, один ролик 10 с внутренней стороны гусеницы упирается в нижнюю ветвь и один тормозной ролик 11 в пространстве между ведущей и ведомой ветвями гусеницы, причем этот ролик упирается в колесо и не соприкасается с гусеницей. Между каретками встроено распорное устройство 12, состоящее из двух амортизаторов 13,14 и устройства 15 для натяжения гусеницы.

На фиг.3 в разрезе схематично показано взаимное расположение колеса 4 и гусеницы 3. Гусеница имеет по краям буртики 16, между которыми располагается колесо 4. По конструкции буртики 16 изготовлены аналогично клиновым ремням.

На фиг.4 в разрезе схематично показано взаимное расположение тормозного ролика 11 и колеса 4. Тормозной ролик насажен на вал 17, который закреплен в каретке 6. Внутри тормозного ролика 11 располагается электрический тормоз (на рисунке условно не показан), снаружи ролик покрыт резиной, аналогичной резине протектора. По краям тормозного ролика 11 имеются буртики 18, сделанные заодно с роликом, которые не позволяют ему соскакивать с колеса.

На фиг.5 схематично показано расположение ролика 10 относительно гусеницы 3. Ролик 10 насажен на вал 19, который закреплен в каретке 6. Снаружи он покрыт резиной и расположен на нижней ветви внутренней поверхности гусеницы 3 между буртиками 16. Гусеница 3 может иметь прорези 20, которые служат для удаления попавших между колесом и гусеницей инородных предметов (снег, грязь, песок и т.д.) и улучшения сцепления с поверхностью по которой передвигается автомобиль.

На фиг.6 изображена каретка 6 в рабочем положении. Ролик 9 располагается под наружной нижней ветвью поверхности гусеницы 3 выше уровня поверхности земли и упирается в колесо 4 через гусеницу 3. Такое положение ролика 9 позволяет избежать контакта ролика 9 с поверхностью грунта, поскольку во время движения автомобиля он вращается в противоположную движению сторону. Ролик 8 располагается с наружной поверхности над верхней ветвью гусеницы 3 и упирается только в гусеницу. Такое расположение каретки 6 и ее роликов 8, 9, 10, 11 позволяет регулировать натяг гусеницы 3.

Работа предлагаемого устройства по предлагаемому способу осуществляется следующим образом. На автомобиль 1 попарно на левое переднее - левое заднее, затем на правое переднее - правое заднее одевают гусеничные движители 2. С помощью распорного устройства 12 осуществляют требуемый натяг гусениц. Подключают провода от электрических тормозов, расположенных в тормозных роликах 11, к пульту управления, находящемуся в салоне автомобиля (на рисунке условно не показано). После этого автомобиль готов к эксплуатации.

Управление автомобилем осуществляют с пульта управления, притормаживая либо левую, либо правую гусеницы 3 электрическими тормозами, расположенными в тормозных роликах 11 (по тракторному типу). Рулевую колонку при этом поворачивать запрещается, поскольку это может привести к соскакиванию гусеницы с колеса. Управление также можно осуществлять и любым другим способом, например, устанавливаем в салоне автомобиля вместо одного рычага стояночного тормоза два и подключаем к одному рычагу тормоз от одного колеса, к другому рычагу тормоз от другого колеса, и, притормаживая соответствующим рычагом стояночного тормоза либо левое, либо правое колесо, управляем автомобилем. Все остальные операции по управлению автомобилем осуществляются традиционным способом.

Предлагаемое изобретение позволяет существенно повысить проходимость практически для любого типа автомобилей и по проходимости приближает автомобиль к трактору. При этом сохраняется комфорт автомобиля, подвеска автомобиля работает в штатном режиме, неровности почвы компенсируются работой штатных амортизаторов автомобиля, шинами в колесах и амортизаторов 13, 14 распорного устройства 12. Более того на нем можно делать многие сельскохозяйственные операции вплоть до вспашки земли.

Очень удобно такой автомобиль эксплуатировать в зимних условиях, поскольку устройство для повышения проходимости легко перевозить в багажнике автомобиля и в случае изменения погодных условий его одевают на колеса автомобиля и уже никакие сугробы на дорогах не страшны. Такой автомобиль может передвигаться и по глубокому снегу. Толщина снежного покрова в данном случае будет определяться клиренсом автомобиля и рыхлостью снега.

Особенно удобно предлагаемое изобретение использовать в сельской местности, поскольку там снега всегда выпадает много, а дороги расчищать вовремя не успевают, да и дорого это. Поэтому можно использовать предлагаемое изобретение практически всю зиму, весну и осень. Если принять во внимание, что стоимость ременных передач не очень высока и срок службы их от 1000 до 5000 часов, то можно предположить, что наша гусеница, имея даже минимальный срок службы в 1000 часов и двигаясь со средней скоростью 30 км в час, будет иметь ресурс в 30000 километров. Такой пробег устроит большинство автолюбителей.

Более того существенно уменьшается износ покрышек колеса, поскольку с поверхностью гусеницы контактирует большая часть поверхности колеса. При этом удельная нагрузка на единицу рабочей поверхности колеса существенно уменьшается, по сравнению с работой колеса в обычном режиме, что способствует уменьшению износа покрышек.

Также не требуется снимать колеса и заменять их гусеничными движителями, что ускоряет процесс надевания гусеничных движителей, не увеличивает нагрузку на корзину сцепления. Более того, отсутствует подворачивание гусеничной тележки ввиду ее отсутствия, что в конечном итоге приводит к увеличению надежности предлагаемого изобретения.

Список документов

1. Патент РФ на полезную модель №53999, опубликовано 10.06.2006;

2. Патент РФ на полезную модель и №64140, опубликовано 27.06.2007;

3. Статья «Стреляй по колесам. Испытание отечественных гусеничных систем для внедорожников» в журнале OFF-ROAD DRIVE №6, октябрь 2005 год, ООО Издательский дом «ОРД-МЕДИА».

1. Способ повышения проходимости автомобиля, содержащего автомобиль и гусеничные движители, располагающиеся в автомобиле на колесах попарно левое переднее - левое заднее и правое переднее - правое заднее, причем и ведущая и ведомая ветви гусениц располагаются ниже оси вращения колес, заключающийся в том, что в пространстве между верхней и нижней ветвями гусениц, между передними и задними колесами, устанавливают тормозные ролики и упирают их в колеса, там же монтируют распорные устройства и создают натяг гусеницам.

2. Способ по п.1, в котором в тормозные ролики встраивают электрические тормоза и осуществляют управление автомобилем.

3. Способ по п.1, в котором управление автомобилем осуществляют стояночным тормозом, который выполняют в виде двух рычагов, при этом тормоз от одного колеса присоединяют к одному рычагу, а тормоз от другого колеса присоединяют к другому рычагу.

4. Устройство для повышения проходимости автомобиля, содержащее автомобиль и гусеничные движители, отличающееся тем, что на гусеницы гусеничного движителя устанавливают каретки, по две на каждую гусеницу, при этом два ролика в каретке располагаются во внутренней полости между верхней и нижней ветвями гусениц, причем один ролик непосредственно соприкасается с передним колесом, при этом второй такой же ролик на другой каретке соприкасается с задним колесом, и два ролика соприкасаются с наружной поверхностью гусеницы, причем один ролик располагается под нижней ветвью поверхности гусеницы, но выше уровня поверхности, по которой совершается перемещение, а второй располагается над верхней ветвью поверхности гусеницы ниже оси вращения колеса, при этом между каретками встроено распорное устройство с амортизаторами.

5. Устройство по п.4, в котором гусеницу изготавливают с боковыми буртиками.

6. Устройство по п.4, в котором ролик, соприкасающийся с колесом, изготавливают с буртиком, в него встраивают электрический тормоз и снаружи покрывают резиной.

7. Устройство по п.4, в котором устанавливают дополнительно еще один рычаг стояночного тормоза и при этом подключают к одному рычагу тормоз от одного колеса, к другому рычагу тормоз от другого колеса.

8. Устройство по п.4, в котором гусеницу изготавливают с прорезями, наружную поверхность покрывают резиной с рисунком аналогичным покрышке колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к способу повышения проходимости вездехода и вездеходу. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к шасси полугусеничным сменным, преимущественно для уборочных машин. Шасси содержит одну или две пары гусеничных движителей (1), в зависимости от количества ведущих мостов (2) уборочной машины, энергосредства (4), колесного трактора (5). Каждый гусеничный движитель включает ведущую звездочку (6), раму (7) с установленными на ней опорными (8), направляющими колесами (9) с механизмами их натяжения (10), охватываемыми бесконечной гусеничной, преимущественно резиноармированной, лентой (11), наружную (12) траверсу и внутреннюю (13) траверсу с роликами (14). Между основаниями наружной (12) и внутренней (13) траверс и рамой (7) установлен упругий элемент в виде пружины и закреплен винтом (16) с возможностью регулировки его длины. Крепление ведущей звездочки (6) шасси, не являющегося опцией уборочной машины, энергосредства (4), колесного трактора (5), на фланце (21) их ведущего моста (2) осуществляется с помощью проставки (22), выполненной в виде «беличьего колеса». Наружная (12) и внутренняя (13) траверсы соединены между собой шпильками (29), установленными по обе стороны торцов зубьев ведущей звездочки (6), и закрепленными гайками (30) с двух сторон. Обеспечивается надежность и работоспособность шасси, а также унифицирование корпуса опорных катков и направляющих колес. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретения относятся к области транспортного машиностроения. Транспортное средство (вездеход) по первому варианту содержит два приводных агрегата для колес или гусениц на обеих сторонах транспортного средства и дифференциальное рулевое устройство с солнечной шестерней дифференциала. Транспортное средство является легким вездеходом (ЛВХ). Вездеход содержит дополнительный рулевой привод, действующий на солнечную шестерню дифференциала. Сухой вес вездехода составляет менее одной тонны, его длина меньше 3,5 м, а ширина менее 1,65 м. Вездеход по второму варианту содержит устройство гидропривода руля, содержащее гидравлический насос и мотор гидропривода руля. В вездеходе гидравлический контур включает клапан управления приоритетом потока, управляющий клапаном рулевого управления. Клапан рулевого управления соединен с мотором гидропривода руля. Гидравлический контур дополнительно содержит предохранительный клапан. Вездеход по третьему варианту содержит устройство для контроля крутящего момента двигателя с электронной системой управления дроссельной заслонкой. Электронная система управления дроссельной заслонкой связана с двигателем и выступающей частью рычага дроссельной заслонки или педалью и компенсирует крутящий момент, необходимый для приведения рулевого усилия в соответствии с показаниями датчика давления рулевого управления. Вездеход по четвертому варианту содержит дифференциальное рулевое устройство, включающее передачу, состоящую из мотора рулевого управления, действующего на нулевом валу. Нулевой вал связан с носителем для работы с солнечными колесами, которые соединены с мотором двигателя. Вездеход по пятому варианту содержит гидравлический контур, который дополнительно содержит вспомогательную рабочую гидравлическую систему. Гидравлическая система рулевого двигателя всегда имеет приоритет над вспомогательной рабочей гидравлической системой. Достигается улучшение управляемости транспортного средства. 9 н. и 19 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится автомобильному транспорту. Способ характеризуется вводом в зону контакта колес с опорной поверхностью части обвода путем создания перекоса между ними соответствующим смещением направляющих колес обвода относительно опорных колес транспортного средства. После диагонального взаимодействия это приводит к совмещению или разделению их плоскостей вращения с возможностью корректировки положения обвода в зоне контакта возвратно-поступательным движением направляющих колес с его возвратом в исходное положение при обратном переходе транспортного средства с колесно-сцепного режима движения на колесный режим качения его съездом с обвода и исключением их взаимодействия. Устройство преобразования движителей включает опорные колеса и обвод между направляющими колесами, оси которых соединены с осью колеса транспортного средства шарнирно с возможностью пересечения частью межколесного обвода опорного колеса с последующим совместным поступлением этой зоны пересечения в опорную зону колеса. Технический результат - автоматизация безостановочного преобразования колесного движителя в гусенично-сцепной и обратно. 2 н.п. ф-лы, 28 ил.

Изобретение относится к системе управления движением. Система управления движением военной гусеничной машины (ВГМ) содержит гусеничные движители, бортовые редукторы, коробки передач, механизмы переключения скоростей, бустеры к ним, два рулевых привода - правый и левый, кинематическая цепь которых состоит из тяг, рычагов, подпружиненных подвижных кулаков (копиров), поперечных поворотных валиков с закрепленными на них сторонних правого и левого рулевого рычага с наконечниками. Рядом с правым поперечным поворотным валиком расположен ручной избиратель переключения скоростей, кинематически связанный с механизмами переключения коробок передач. На правый и левый поперечные поворотные валики установлен дополнительный рулевой привод, в котором две кинематические цепи сторонних приводов сведены в одну линию, включающую силовой двигатель, передающий механическую энергию избирательно либо одновременно на обе цепи либо односторонне с помощью элементов механизма включения/выключения. Управление работой этого двигателя и механизмом включения/выключения осуществляется рулевым колесом, закрепленным на поворотном валу с последующей установкой на штурвальную колонку. Дополнительный рулевой привод установлен так, что в местах его состыковки с поперечными поворотными валиками сочленение выполнено с образованием поступательной пары за счет звена с кулисой, закрепленного на конце каждого поперечного поворотного валика. Достигается упрощение управления транспортным средством. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных, в том числе кресел-колясок. Ходовая часть транспортного средства содержит установленное на оси колесо, балансир, установленный на оси колеса, опорные катки, установленные на свободных концах балансира, и бесконечную ленту, охватывающую опорные катки. Ведущее колесо выполнено составным из двух колес, конструктивно и технологически однотипных, с ободом и ступицей, принадлежащими разным плоскостям. Между ступицами колес на общей бортовой оси смонтирована ведущая звездочка привода бесконечной ленты, охватывающей на верхнем одинаковом уровне горизонта верхние точки катков и звездочки привода ленты. Достигается увеличение проходимости и возможность подъёма по лестнице. 1 ил.

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных. Ходовая часть транспортного средства содержит установленное на оси центральное бортовое колесо, балансир, установленный на оси центрального колеса, боковые колеса осями вращения, установленные на свободных равной длины концах балансира. Все три бортовых колеса транспортного средства имеют параллельные оси вращения, лежащие в общей горизонтальной плоскости, и кинематически связаны дополнительно в двух ободных точках колес общими осями, образующими с осями вращения колес четырехшарнирный антипараллелограмм. Достигается повышение ходовых качеств шасси движителя. 1 ил.

Группа изобретений относится к звену гусеничной цепи и способу изготовления этого звена, выполненному с возможностью соединения с множеством аналогичных звеньев гусеничной цепи для образования гибкой гусеничной цепи и установки вокруг наружной периферии шин транспортных средств. Звено гусеничной цепи содержит поперечный элемент и два боковых опорных элемента, каждый из которых имеет опорную поверхность, предназначенную для обеспечения взаимодействия с наружной поверхностью шины. Один из опорных элементов имеет внутреннюю хвостовую часть, посредством которой опорный элемент соединен с поперечным элементом, и наружную головную часть, которая соединена с хвостовой частью и имеет большую ширину по сравнению с хвостовой частью. Опорная поверхность опорного элемента выпучивается с боков в противоположных направлениях в части опорного элемента. Заготовку из стального листа, имеющего толщину 6-12 мм, предпочтительно 7-9 мм, подвергают глубокой вытяжке для образования опорного элемента. Достигается улучшение конструкции и удобство использования. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к дополнительно устанавливаемым на основной движитель вспомогательным устройствам. Бесшарнирная гусеничная цепь содержит звенья-траки, изготовленные из композитных материалов. Звенья-траки имеют беговую плиту, направляющие для колеса, фигурные выемки с ребрами жесткости, основные и вспомогательные грунтозацепы, вертикальные срединные отверстия беговой плиты, в центральное из которых с внутренней стороны беговой плиты крепится V-образная опорная направляющая для установки в протектор колесного транспортного средства. Крайние срединные отверстия используются для установки асфальтоходных башмаков или дополнительных грунтозацепов. В боковой вертикальной поверхности платформы беговой плиты выполнены горизонтальные внутренние технологические пазы для установки уширителей гусеничной цепи различного типа. Достигается повышение проходимости. 4 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам особо высокой проходимости. Транспортное средство содержит четыре с каждого борта приводных колеса, приводной двигатель, раздаточную коробку, содержащую блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными передачами связаны с передней осью, имеющей дифференциал повышенного трения привода передних ведущих управляемых колес, с главной передачей привода дифференциалов повышенного трения двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, бортовые передачи передних управляемых колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота с управляющими валами. Колеса установлены на упругих элементах, снабжены тормозными элементами. Транспортное средство снабжено также водометами, установленными по одному на каждом борту, соединенными муфтами с валами управления, снабженными тормозными элементами гидравлического и тормозными элементами сухого трения расчетного радиуса поворота и поворота на ширине колеи. Достигается повышение надежности устройства. 2 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к транспортным средствам для лесного и сельского хозяйства. Цепь противоскольжения предусмотрена, главным образом, для монтажа на двух последовательно установленных с неизменным интервалом колесах с шинами (2), в частности для обоих колес двухосной тележки. Цепь (1) противоскольжения содержит обладающие боковой устойчивостью боковые направляющие цепи (4), расположенные в собранном состоянии по бокам протектора (12) шин (2). Между обеими направляющими цепями проходит беговая сетка (14) с цепными ветвями. Предпочтительно беговая сетка разделена на ведущие участки (16), соединенные между собой только направляющей цепью (4). Шарнирные узлы (9) направляющих цепей располагаются в радиальном положении между радиусом плеча (12) протектора шины и серединой (13) шины. Направляющие цепи (4), в частности, выполнены в виде пластинчатых цепей. Технический результат - обеспечение большой силы тяги при незначительном весе и легкой монтируемости. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх