Способ развития скоростно-силовых качеств у мальчиков-шорцев коренных жителей юга кузбасса


A61H1 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2475189:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасская государственная педагогическая академия (RU)

Изобретение относится к медицине и спорту, способам физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей. Для развития скоростно-силовых качеств у мальчиков-шорцев на уроках физической культуры в разделе «Лыжная подготовка» выполняют передвижение и повороты на лыжах, подъем и спуск с горы, торможение, преодоление трамплинов, учебных дистанций на время. Определяют скоростно-силовые качества мальчиков-шорцев по методикам: «прыжок в длину с места» и «бег 60 м». При невыполнении нормативов мальчики-шорцы в начале основной части урока дополнительно выполняют три блока упражнений: силовых (I), прыжковых (II) и комплексного (III), с заданным количеством повторений, подходов и продолжительностью отдыха согласно формуле. При прыжковых упражнениях переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть максимально быстрым. Блок I: в первую неделю выполняют приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки; во вторую - приседание с партнером на плечах; в третью - национальное упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов: мальчиков разбивают на пары, один садится на спину другого, находящийся внизу мальчик поднимается по склону с углом наклона 10-12° вверх на 8-10 м, вниз оба спускаются самостоятельно, затем меняются местами. По окончании силовых упражнений выполняют упражнение «Тайакты тартышканы» - перетяни палку: сидя лицом друг к другу, упершись ногами в разноименные ступни, захватив обеими руками палку, руки тыльной стороной вверх, партнеры пытаются вырвать палку из рук соперника. Блок II: в первую неделю упражнение «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах; во вторую - «Ыстынга» - прыжки в длину попеременно с ноги на ногу; в третью - «Кылыы» - прыжки на одной ноге в длину с разбега; в четвертую - «Кижи чолынма парзан» - повтори след: мальчики выполняют прыжки с ноги на ногу, попадая в следы учителя на заснеженном склоне. Блок III: в первую неделю - приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки, затем Куобах; во вторую - приседание с партнером на плечах до прямого угла в коленных суставах и упражнение Ыстынга; в третью - «Чуктеп чугурушкени» и «Кижи чолынма парзан». Способ обеспечивает развитие техники по «Лыжной подготовке», двигательно-координационных качеств, выносливости, скоростно-силовых качеств мышц ног, благоприятно влияет на социализацию мальчиков-шорцев. 1 пр., 2 табл.

 

Изобретение относится к способам физического воспитания и может быть использовано для повышения эффективности тренировок с учетом индивидульно-типологических физиологических и психологических особенностей человека.

Фундаментальной базой для усовершенствования системы физического воспитания и спортивной тренировки являются научные разработки в области индивидуально-типологических физиологических и психологических особенностей человека. Одной из наиболее значимых причин существования этих особенностей является национальная принадлежность человека. Из этого следует, что учет национальных особенностей человека при его физическом совершенствовании имеет большую педагогическую ценность.

Для удовлетворения индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса в государственном образовательном стандарте (ГОС) предусмотрен вариативный компонент. Эта часть ГОСа может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов и их климато-географическому своеобразию.

В городских школах с многонациональным составом учащихся этническое наследие использовать нецелесообразно, а вот в сельских школах с одно-двунациональным составом это вполне уместно. Одним из таких мест в России является Таштагольский район Кемеровской области. В этом районе в основном проживают люди русской и шорской национальностей. По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы. Известно, что индивидуально-типологические особенности европейской и монголоидной рас варьируют. Одним из таких отличий является уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. У шорцев эти качества выражены слабее, чем у детей русской национальности.

Скоростно-силовые способности мышц ног имеют большое значение для успешности спортивно игровой деятельности, а как известно, именно эта деятельность благотворно влияет на успешность социализации ребенка. Важность скоростно-силовых качеств подчеркивается в президентских состязаниях, проводимых по всей России. Еще более высокие требования к развитию скоростно-силовых показателей отражены в военно-спортивном комплексе «Готов к труду и защите отечества». Невыполнение этих норм может отрицательно отразиться на самооценке ребенка, поэтому считаем уместным обратить особое внимание на развитие скоростно-силовых качеств мышц ног у шорских школьников.

Содержание программы по лыжной подготовке в общеобразовательном учреждении регламентируется программой общеобразовательных учреждений по физической культуре (А.П.Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 5-11 классы. Базовый и профильный уровни. М.: Просвещение, 2007. с.16-32.), разработанной А.П.Матвеевым - доктором педагогических наук, профессором Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующим лабораторией содержания образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения РАО.

Согласно этой программе, выбранной за прототип, в среднем школьном возрасте на уроках лыжной подготовки изучаются различные способы передвижения на лыжах, повороты на лыжах, подъемы в гору на лыжах, спуски с горы на лыжах, торможения на лыжах, преодоление небольших (30-50 см) трамплинов в низкой стойке на лыжах, прохождение учебных дистанций.

К изучаемым поворотам относятся: повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, а также повороты плугом.

К изучаемым подъемам относятся: подъемы «плугом», «елочкой», «лесенкой».

К изучаемым способам спусков относятся: спуск с горы прямо и наискось в основной стойке, спуск прямо в низкой стойке, а также сочетание этих спусков.

К изучаемым видам торможения относятся: торможение «плугом», «упором», «боковым соскальзыванием».

Для прохождения учебных дистанций мальчикам рекомендуется 3 км, а девочкам - 1,5 км.

Недостатком этого способа является то, что большинство упражнений направлено на техническую подготовку и развитие двигательно-координационных качеств, а основные режимы работы развивают только выносливость организма школьников, но никак не влияют на развитие скоростно-силовых качеств.

Задача изобретения - создание способа тренировки детей с повышением ее эффективности для развития скоростно-силовых способностей мышц ног у детей-шорцев за счет использования на уроках физической культуры элементов шорских национальных игр, ритуалов, обрядов.

Поставленная задача достигается способом развития скоростно-силовых качеств у мальчиков-шорцев коренных жителей юга Кузбасса, включающим занятия на уроках физической культуры в разделе «Лыжная подготовка» с выполнением различных способов передвижения на лыжах, поворотов на лыжах, подъема в гору и спуска с горы, торможения, преодоления небольших трамплинов, прохождения учебных дистанций на время.

Проводят обследование мальчиков - шорцев по методикам: «прыжок в длину с места» и «бег 60 м» с определением скоростно-силовых качеств и при невыполнении нормативов мальчики-шорцы дополнительно выполняют комплекс упражнений, состоящий из трех блоков: блок силовых упражнений, блок прыжковых упражнений, комплексный блок.

При выполнении блока силовых упражнений в начале основной части урока: в первую неделю выполняют упражнение приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки, количество повторений в одном подходе - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин; во вторую неделю выполняют упражнение приседание с партнером на плечах, количество повторений в одной серии - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин; в третью неделю выполняют шорское национальное упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов, мальчиков разбивают на пары, один садится на спину другого, находящийся внизу мальчик поднимается по склону с углом наклона 10-12° вверх на 8-10 м, вниз по склону оба мальчика спускаются самостоятельно, затем мальчики меняются местами и повторяют упражнение, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин, на каждом занятии блока силовых упражнений, после окончания силовых упражнений выполняют шорское национальное упражнение «Тайакты тартышканы» - перетяни палку, соперники сидят лицом друг к другу, упершись ногами в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, при этом руки повернуты тыльной стороной вверх, партнеры пытаются вырвать палку из рук соперника, продолжительность борьбы 30 секунд, количество раундов - 4 раза.

При выполнении блока прыжковых упражнений в начале основной части урока: в первую неделю выполняют упражнение «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть максимально быстрым, количество прыжков - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин; во вторую неделю блока выполняют упражнение «Ыстынга» - прыжки в длину попеременно с ноги на ногу, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть максимально быстрым, количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество подходов в одной серии - 3 раза, отдых между сериями - 2 мин; в третью неделю выполняют шорское национальное упражнение «Кылыы» - прыжки на одной ноге в длину с разбега, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть очень быстрым, количество прыжков в одной серии на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 2 мин; в четвертую неделю выполняют упражнение «Кижи чолынма парзан» - повтори след, учитель проходит 12 шагов по заснеженному склону, длина шага 50 см, угол наклона горы 10-12°, мальчики выполняют прыжки с ноги на ногу, попадая в след учителя, количество прыжков в серии на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин.

При выполнении комплексного блока в начале основной части урока: в первую неделю, выполняют силовое упражнение приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки, количество повторений - 5 раз на каждую ногу, отдых - 4 мин, затем выполняют еще 5 приседаний на каждую ногу, отдых - 8 мин, затем выполняют прыжковое упражнение Куобах - прыжки в длину на двух ногах, количество повторений 8 раз, количество серий - 3 раза, отдыха между сериями - 6 мин; во вторую неделю сначала выполняют силовое упражнение приседание с партнером на плечах до прямого угла в коленных суставах, количество приседаний в одной серии - 6 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями - 4 мин, отдых после упражнения - 8 мин, выполняют прыжковое упражнению Ыстынга - прыжки в длину с ноги на ногу, количество прыжков - 8 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями 6 мин; в третью неделю выполняют силовое упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин, затем выполняют упражнение «Кижи чолынма парзан» - повтори след, количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин.

Новизна изобретения

Выполнение занятия на уроках физической культуры в разделе «Лыжная подготовка» дополняется упражнениями на развитие скоростно-силовых способностей мышц ног у мальчиков - шорцев с использованием упражнений, состоящих из элементов шорских национальных игр, ритуалов, обрядов.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат, заключающийся в развитии у мальчиков-шорцев наряду с технической подготовкой по «Лыжной подготовке», двигательно-координационными качествами, выносливостью организма, еще и скоростно-силовых качеств мышц ног. Способ учитывает индивидуально-типологические особенности шорцев, относящихся к монголоидной расе. Развитие скоростно-силовых качеств мышц ног позволяет мальчикам добиться лучших успехов в спортивно-игровой деятельности, в национальных играх, что благоприятно влияет на успешность социализации мальчиков-шорцев и их профориентацию по профессии охотник на пушного зверя.

Для развития скоростно-силовых качеств мышц ног рекомендуется применять упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения и комплексный метод (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.235). В этой связи разработанный нами способ состоит из трех блоков: блок силовых упражнений, блок прыжковых упражнений и комплексный блок упражнений.

Целью применения упражнения с отягощениями является увеличение массы мышц-движителей. В результате такого морфологического изменения абсолютные силовые способности спортсмена возрастают более значительно, чем его собственный вес (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2004. С.409). Соотношение абсолютных силовых способностей к весу человека называется относительными силовыми способностями (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2004. С.400). В спорте быстрые движения выполняются, в основном, с проявлением большой мышечной силы, поэтому увеличение относительной силы приводит к возрастанию быстроты движения.

Наибольшего эффекта в воспитании способности проявлять силу можно достичь при использовании уступающе-преодолевающего режима работы в повторно-серийном методе организации нагрузок (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.235), (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2004. С.422). Такой режим предполагает не большое количество повторений в одном подходе и довольно продолжительный отдых между подходами

При наращивании мышечной массы необходимо применять упражнения, воздействующие на одну или несколько мышечных групп (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2004. С.410). При этом упражнения, выполняемые преимущественно для способности проявлять большую силу в возможно короткое время, должны быть схожи по кинематическим характеристикам с избранным видом спорта или его элементом.

В большинстве спортивных движений в скоростно-силовом режиме работы положения тазобедренного сустава схожи с неглубокими приседами. В этой связи для развития мышечной массы мы решили использовать различные приседания и их модификации.

Длительное применение одного и того же физического упражнения, даже при варьировании объема и интенсивности нагрузок приводит к истощению адаптационного потенциала организма и остановке роста спортивного результата. В этой связи либо упражнения, либо режимы работы необходимо регулярно менять (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.299).

Способ осуществляется следующим образом.

Проводят занятия на уроках физической культуры с разделом «Лыжная подготовка». Дети выполняют упражнения направление на освоение техники лыжной подготовки: способы передвижения на лыжах, повороты на лыжах, подъем в гору и спуск с горы, торможение, преодоление небольших трамплинов, прохождение учебных дистанций на время. Перед разделом «Лыжная подготовка проводят обследование мальчиков-шорцев по методикам: «прыжок в длину с места» и «бег 60 м» (Айзман Р.И., Кабанов Ю.Н., Лебедев А.В. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. С.23) с определением скоростно-силовых качеств и при невыполнении нормативов мальчики-шорцы дополнительно выполняют разработанный комплекс упражнений.

Каждую неделю силового блока мы применяем новые физические упражнения.

В первую неделю блока силовых упражнений мы предлагаем использовать силовое упражнение приседание с опорой на лыжные палки на одной ноге до угла 90° в коленном суставе. Количество повторений в одной серии - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин.

Во вторую неделю блока силовых упражнений мы предлагаем использовать упражнение приседание с партнером на плечах. Количество повторений в одном подходе - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин.

В третью неделю блока силовых упражнений мы предлагаем использовать национальное шорское упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов. Один мальчик сажает другого к себе на спину. После этого нижний пытается как можно быстрее достичь вершины холма. Расстояние до вершины - 8-10 м, угол наклона холма - 10-12. Со склона оба мальчика идут самостоятельно. После спуска вниз партнеры меняются местами и еще раз выполняют это задание. После того как оба партнера выполнили роль нижнего, им необходимо отдохнуть в течение 6-8 минут.

Основные движения в спорте начинаются с сокращения и напряжения таких крупных мощных мышц, как широчайшие мышцы спины, поэтому при развитии скоростно-силовых способностей этим мышцам необходимо уделять особое внимание (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2004. С.422).

Одним из способов развития широчайших мышц спины является шорское национальное упражнение «Тайакты тартышканы» - перетяни палку. Соперники сидят лицом друг к другу, упершись ногами в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, при этом руки тыльной стороной вверх. После этого партнеры пытаются вырвать палку из рук соперника. Продолжительность борьбы 30 секунд, количество раундов - 4 раза.

Это упражнение мы рекомендуем использовать все три недели после силовых упражнений на мышцы ног.

Целью применения прыжковых упражнений является образование слаженной системы физиологических и психологических процессов, определяющих нервно-мышечную координацию (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.241). Для развития этой способности человеку важно выполнять упражнения с различными отягощениями, в которых нужно проявлять максимальные и близкие к ним волевые и физические усилия. Одним из вариантов проявления таких усилий является ударный режим работы мышц (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.237). Примером использования такого режима является отталкивание после прыжка. При таком режиме работы мышц очень важно, чтобы переход от амортизации к отталкиванию был очень быстрым. Амортизация и отталкивание должны восприниматься и выполняться как единое целое действие с мощным концентрированным усилием. Пауза в этом момент резко снижает тренировочный эффект. Двигательная установка человека, использующего ударный режим работы, должна быть такой - оттолкнуться так, чтобы взлететь, как можно дальше.

Для малоподготовленных спортсменов оптимальная дозировка не должна превышать 2-3 серии по 6-8 повторов, один два раза в неделю.

Учитывая все перечисленные выше рекомендации по использованию ударного режима работы мышц, мы разработали следующую систему.

На первой неделе прыжкового блока выполняется упражнение «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах. Каждый ученик выполняет 6 прыжков, отталкиваясь одновременно двумя ногами. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы переход от амортизации в момент приземления был максимально быстрым. После того как серия прыжков выполнена, следует отдых в течение 4 минут. Затем опять 6 прыжков, и так 3 серии. После того как каждый ученик выполнил 3 серии по 6 прыжков, следует отдых продолжительностью 6-8 мин. Это упражнение необходимо выполнять в начале основной части на каждом уроке первой недели прыжкового блока.

На второй неделе прыжкового блока выполняется шорское национальное упражнение «Ыстынга» - прыжки в длину с ноги на ногу. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы переход от амортизации в момент приземления был максимально быстрым. Количество прыжков - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями 2 мин. Это упражнение необходимо выполнять вначале основной части на каждом уроке второй недели прыжкового блока.

На третьей неделе прыжкового блока мы предлагаем использовать шорское национальное упражнение «Кылыы» - прыжки на одной ноге в длину. Ученик выполняет прыжки в длину с разбега на одной ноге. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы переход от амортизации в момент приземления был максимально быстрым. Количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, интервалы отдыха между подходами равны 2 мин. Это упражнение необходимо выполнять в начале основной части на каждом уроке третьей недели прыжкового блока.

На четвертой неделе второго блока мы предлагаем использовать шорское национальное упражнение «Кижи чолынма парзан» - повтори след. Для выполнения этого упражнения учителю необходимо пройти шагом длиной 50 см в гору по снегу с глубиной - 20-30 см. Количество шагов - 12 раз, угол наклона горы 10-12°. После того как ученик выполнил одну серию упражнения «Кижи чолынма парзан», он выполняет прыжки с ноги на ногу, попадая в след учителя. Количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, интервалы отдыха между сериями - 4 мин. Это упражнение необходимо выполнять в начале основной части на каждом уроке четвертой недели прыжкового блока.

Комплексный метод предусматривает одномоментное, в одном тренировочном сеансе, согласованное и сбалансированное по объему сочетание физических упражнений одной преимущественной направленности, но с различным характером и силой тренирующего воздействия. Идея метода заключается в использовании положительного последствия, остающегося после выполнения одной работы на качественные и количественные характеристики тренирующего воздействия последующей работы. При этом обеспечивается приспособительная реакция организма, которая включает в себя функциональные признаки как первого, так и второго тренирующего воздействия (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.176).

Наилучшим вариантом сочетания средств, развивающих скоростно-силовые качества, являются упражнения с отягощениями на первом этапе с последующим применением прыжковых упражнений. В таком случае функциональные сдвиги, вызванные силовой нагрузкой, создают благоприятные условия для приспособительных реакций организма на последующие прыжковые упражнения (Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988, С.302-305).

Это вызвано тем, что работа с большим отягощением повышает возбудимость двигательных центров, а это в свою очередь, обеспечивает более мощную эффекторную (двигательную) импульсацию, при выполнении специфической работы и, следовательно, ее более выраженный тренировочный эффект.

Учитывая перечисленные выше рекомендации по использованию комплексного метода, мы разработали следующий комплексный блок.

На первой неделе комплексного блока выполняются следующее упражнения. Сначала необходимо попеременно выполнить силовое упражнение - 5 приседаний на одной ноге. Глубина приседаний - до прямого угла в коленном суставе. После этого следует отдохнуть в течение 4 минут. Затем нужно опять попеременно выполнить 5 приседаний на одной ноге и опять отдохнуть, но уже 8 минут. После того как серия силового упражнения закончена, следует переходить к прыжковому упражнению «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы переход от амортизации в момент приземления был максимально быстрым. Количество повторений 8 раз, количество серий - 3 раза, интервалы отдыха между сериями 6 минут. Такое сочетание упражнений необходимо выполнять вначале основной части на каждом уроке первой недели комплексного блока.

На второй неделе комплексного блока выполняются следующие упражнения. Сначала - силовое упражнение приседания с партнером на плечах. Количество приседаний в одном подходе - 6 раз, глубина приседаний - до прямого угла в коленях, отдых между сериями - 4 минуты, количество серий - 2 раза. После того как силовое упражнение выполнено, необходимо отдохнуть в течении 8 минут и переходить к прыжковому упражнению «Ыстынга» - прыжки в длину с ноги на ногу. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы переход от амортизации в момент приземления был максимально быстрым. Количество прыжков - 8 раз, количество серий - 3 раза, интервалы отдыха между сериями - 6 мин. Такое сочетание упражнений необходимо выполнять на каждом уроке второй недели комплексного блока.

На третьей недели комплексного блока необходимо выполняются следующие упражнения. Сначала - силовое упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов. Один мальчик сажает другого к себе на спину. После этого «нижний» пытается как можно быстрее достичь вершины холма. Расстояние до вершины - 8-10 м, угол наклона холма - 10-12°. Со склона оба мальчика идут самостоятельно. После спуска вниз партнеры меняются местами и еще раз выполняют это задание. После того как оба партнера выполнили роль «нижнего», им необходимо отдохнуть в течение 6-8 минут, и повторить эту процедуру еще раз, после чего отдохнуть 8 минут. После того как силовое упражнение выполнено, необходимо переходить к прыжковому упражнению - «Кижи чолынма парзан» - повтори след. Для выполнения этого упражнения учителю необходимо пройти шагом - длина 50 см в гору по глубокому снегу 20-30 см. Количество шагов - 12, угол наклона горы - 10-12°. Каждый ученик выполняет прыжки с ноги на ногу, при этом обязательно попадая в след, оставленный учителем. Количество прыжков на каждую ногу - 6 раза, количество серий - 3 раза, интервалы отдыха между подходами равны 4 мин.

С целью проверки эффективности разработанной программы был проведен педагогический эксперимент на базе школ №3, 10 г.Таштагола.

В эксперименте приняли участие 30 шорских школьников, которые были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ, 15 человек) и контрольную (КГ, 15 человек). Экспериментальная занималась по разработанной нами методике, а контрольная - по программе, предусмотренной образовательным стандартом в течение 2009-2010 учебного года.

Данная методика составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся их физическим развитием и физической подготовленностью.

Таблица 1
Результаты исследования скоростно-силовых качеств у мальчиков шорской национальности
Ф.И.О Взрывная сила ног «Прыжок в длину с места» Быстрота «Бег 60 м»
до после до после
1 ЭГ Адыяков Д.М. 175 190 9,97 9,32
2 ЭГ Мартаев А.С. 165 185 11,38 9,86
3 ЭГ Торчаков А.М. 185 193 10,2 9,6
4 ЭГ Топаков А.Н. 165 180 11,28 10,45
5 ЭГ Топаков С.А. 165 175 10,58 9,57
6 КГ Тодыяков М.А. 170 175 10,1 9,8
7 КГ Тодышев Д.Н. 147 151 10,5 10,0
8 КГ Иптешев Е.О. 140 165 10,5 9,4
9 КГ Тортумашев A.M. 178 180 9,7 9,5
10 КГ Челбогашев B.C. 177 180 11,3 11,0
Таблица 2
Уровень развития скоростно-силовых качеств у шорских мальчиков 12-13 лет (М±m)
n-30 Физические качества ЭГ КГ
До После До После
1 Взрывная сила ног «Прыжок в длину с места» 169±3 185±2* 167±2 170±1,6
2 Быстрота «Бег 60 м» 10,1±0,2 9,2±0,3* 10,2±0,1 10,0±0,2
Примечание: * достоверные отличия показателей экспериментальной и контрольной групп при p<0,05

Пример 1. С помощью методик «Бег 60 м» и «Прыжок в длину с места» мы провели обследование скоростно-силовых качеств мышц ног у Кичигешева Сергея, ученика 6 класса школы №11 п.Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области. Результаты тестирования Сергея составили: 157 см - в «Прыжке в длину с места» и 10,8 сек - в «Беге на 60 м». Затем Сергей занимался по предложенному способу в течение 10 недель. После окончания 10 недель мы вновь организовали и провели исследования скоростно-силовых качеств мышц ног. Были получены следующие результаты: «Бег 60 м» - 10,4 сек, «Прыжок в длину с места» - 165 см. Если сравнить результаты тестирования до и после эксперимента, то можно обнаружить, что результаты Кичигешева Сергея в «Беге на 60 м» улучшились на 0,4 сек, а в «Прыжке в длину с места» на 7 сантиметров. Результаты тренировки позволили Сергею поучаствовать в шорских национальных соревнованиях «Золотой Соболь» и занять первое место в личном первенстве среди мальчиков 1998 г. и младше в дисциплине «Якутские прыжки».

Способ развития скоростно-силовых качеств у мальчиков-шорцев коренных жителей юга Кузбасса, включающий занятия на уроках физической культуры в разделе «Лыжная подготовка» с выполнением различных способов передвижения на лыжах, поворотов на лыжах, подъема в гору и спуска с горы, торможение, преодоление небольших трамплинов, прохождение учебных дистанций на время, отличающийся тем, что проводят обследование мальчиков-шорцев по методикам: «прыжок в длину с места» и «бег 60 м» с определением скоростно-силовых качеств и при не выполнении нормативов мальчики-шорцы дополнительно выполняют комплекс упражнений, состоящий из трех блоков: блок силовых упражнений, блок прыжковых упражнений, комплексный блок; при выполнении блока силовых упражнений в начале основной части урока: в первую неделю выполняют упражнение приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки, количество повторений в одном подходе - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин; во вторую неделю выполняют упражнение приседание с партнером на плечах, количество повторений в одной серии - 5 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин; в третью неделю выполняют шорское национальное упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов, мальчиков разбивают на пары, один садится на спину другого, находящийся внизу мальчик поднимается по склону с углом наклона 10-12° вверх на 8-10 м, вниз по склону оба мальчика спускаются самостоятельно, затем мальчики меняются местами и повторяют упражнение, количество серий - 2 раза, отдых между сериями 6-8 мин, на каждом занятии блока силовых упражнений, после окончания силовых упражнений выполняют шорское национальное упражнение «Тайакты тартышканы» - перетяни палку, соперники сидят лицом друг к другу, упершись ногами в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, при этом руки повернуты тыльной стороной вверх, партнеры пытаются вырвать палку из рук соперника, продолжительность борьбы 30 с, количество раундов - 4 раза; при выполнении блока прыжковых упражнений в начале основной части урока: в первую неделю выполняют шорское национальное упражнение «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть максимально быстрым, количество прыжков - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин; во вторую неделю блока выполняют шорское национальное упражнение «Ыстынга» - прыжки в длину попеременно с ноги на ногу, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть максимально быстрым, количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество подходов в одной серии - 3 раза, отдых между сериями - 2 мин; в третью неделю выполняют шорское национальное упражнение «Кылыы» - прыжки на одной ноге в длину с разбега, при этом переход от амортизации в момент приземления к отталкиванию должен быть очень быстрым, количество прыжков в одной серии на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 2 мин; в четвертую неделю выполняют упражнение «Кижи чолынма парзан» - повтори след, учитель проходит 12 шагов по заснеженному склону, длина шага 50 см, угол наклона горы 10-12°, мальчики выполняют прыжки с ноги на ногу, попадая в след учителя, количество прыжков в серии на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин; при выполнении комплексного блока, в начале основной части урока: в первую неделю выполняют силовое упражнение приседание на одной ноге до угла 90° в коленном суставе с опорой на лыжные палки, количество повторений - 5 раз на каждую ногу, отдых - 4 мин, затем выполняют еще 5 приседаний на каждую ногу, отдых - 8 мин, затем выполняют шорское национальное упражнение «Куобах» - прыжки в длину на двух ногах, количество повторений - 8 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 6 мин; во вторую неделю сначала выполняют силовое упражнение приседание с партнером на плечах до прямого угла в коленных суставах, количество приседаний в одной серии - 6 раз, количество серий - 2 раза, отдых между сериями - 4 мин, отдых после упражнения - 8 мин, затем выполняют прыжковое упражнение «Ыстынга» - прыжки в длину с ноги на ногу, количество прыжков - 8 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 6 мин; в третью неделю выполняют силовое упражнение «Чуктеп чугурушкени» - бег тонжанов, количество серий - 2 раза, отдых между сериями - 6-8 мин, затем выполняют упражнение «Кижи чолынма парзан» - повтори след, количество прыжков на каждую ногу - 6 раз, количество серий - 3 раза, отдых между сериями - 4 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может использоваться для реабилитации людей, страдающих химической зависимостью. .

Изобретение относится к медицине, в частности к средствам, вызывающим улучшение функций организма в целом, и может быть использовано в учебных учреждениях, а также учреждениях практического здравоохранения: стационарах, поликлиниках, санаториях, пансионатах.

Изобретение относится к средствам обучения и моделирования, а именно к способам и устройствам для голосовой дыхательной гимнастики, и может быть использовано для повышения эффективности выполнения голосовой дыхательной гимнастики.
Изобретение относится к лечебной физкультуре и спорту, а именно к способам оздоровления пациентов при абдоминальном ожирении. .
Изобретение относится к медицине, физиотерапии. .

Изобретение относится к медицине, а именно - к травматологии и ортопедии, лечебной физкультуре, физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, адаптивной физической культуре, педиатрии, неврологии. .
Изобретение относится к медицине, адаптивной физической культуре, педиатрии, неврологии. .

Изобретение относится к мебели, а именно к креслам с механизмом изменения положения тела относительно сиденья и спинки и массажерами, рассчитанное на людей, долгое время проводящих в сидячем положении, и направлено на эффективное лечение и профилактику заболеваний позвоночника неинфекционного происхождения.
Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной верховой езде, которую проводят в нейроортопедическом пневмокостюме путем пассивно-активного освоения поз на лошади без седла.

Изобретение относится к медицине, в частности к урологии, и может быть использовано для диагностики дисфункций тазовых органов у детей. .
Изобретение относится к области профилактической медицины, в частности к педиатрии, и может быть использовано для профилактики различных форм гипотрофии и гипертрофии новорожденных.

Изобретение относится к медицине, а именно к клинической лабораторной диагностике рака желудка. .
Изобретение относится к медицине, а именно к гастроэнтерологии, и может быть использовано при диагностике ишемической гастропатии. .
Изобретение относится к медицине, в частности к проктологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно гастроэнтерологии и педиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к гастроэнтерологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к трансплантологии и клинической иммуногистохимии, и может быть использовано для диагностики антителоопосредованного отторжения аллотрансплантата сердца
Наверх