Способ определения износа канатного блока грузоподъемного крана

Изобретение относится к способам определения износа канатного блока грузоподъемного крана и может быть использовано при периодических обследованиях грузоподъемных кранов различных типов. При определении износа ручья блока грузоподъемного крана, свободный от каната участок желоба с образованным в нем ручьем непосредственно на кране заполняют пластичным материалом и изготавливают слепок. Затем осуществляют адгезию слепка и выполняют на нем сечение секущей плоскостью перпендикулярной оси симметрии. По сечению слепка прямым измерением, графическим или графоаналитическим путем определяют фактический радиус ручья, а затем вычисляют его износ. Достигается определение степени износа блока с высокой точностью, что не требует специальных измерительных инструментов. 4 ил.

 

Изобретение относится к способам контроля износа блока грузоподъемного крана и может быть использовано при периодических обследованиях грузоподъемных кранов различных типов.

В состав подъемных механизмов кранов входят ведущие и направляющие канатные блоки. Канатный блок представляет собой простой механизм в виде колеса с желобом по окружности с ручьем, через который перекинут канат или другая гибкая тяга. Ведущие блоки служат для передачи крутящего момента с одного вала на другой, направляющие блоки применяются для изменения направления цепей и канатов при подъеме и опускании грузов. Направляющие канатные блоки, применяемые в краностроении, делятся на подвижные и неподвижные. Для получения с помощью канатных блоков больших выигрышей в силе или скорости несколько подвижных и неподвижных блоков соединяют в одну общую группу, последовательно огибаемых канатом, которую называют полиспастом. В процессе эксплуатации крана под действием силовых нагрузок блоки изнашиваются и требуют ремонта или замены. Требованиями ПБ 10-382-00 (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Госгортехнадзор России, М., ПИО ОБТ 2000, с.219) определены предельные нормы браковки блоков, согласно которым блок выбраковывается при износе ручья блока более 40% первоначального радиуса ручья.

Конструкции канатных блоков, их выбор и технология восстановительного ремонта описаны в нижеприведенных источниках: патент RU №2211888, МПК В66В 7/06; а также:

Шабашов А.П., Лысяков А.Г. Мостовые краны общего назначения. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1980, с.131;

Богорад А.А., Загузин А.Т. Мостовые краны и их эксплуатация: Учебное пособие для технических училищ. - М.: Высшая школа, 1984; с.77-82;

Чернега B.И., Мазуренко И.Ф. Краткий справочник по грузоподъемным машинам. - К. Технiка, 1988, с.290.

Определение износа ручья блока производят измерением глубины желоба при помощи стандартных мерительных инструментов (штангенциркулей, линеек, шаблонов) и последующим сравнением радиуса ручья с первоначальным его размером. При этом «Технические условия на изготовление, реконструкцию, ремонт и приемку грузоподъемного оборудования ОГМ-1-84» так определяют условия браковки блока: « 5.3.3.15 Блок подлежит замене при износе ручья на глубину 0,2 номинального диаметра каната, но не более 0,2 первоначальной толщины обода». Эти условия браковки не удовлетворяют требованиям ПБ 10-382-00 (B.C.Котельников, Н.А.Шишков. Комментарий к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. - М.: МЦФЭР, 2004, с.275).

В настоящее время износ ручья блока определяют подбором шаблона, радиус которого сравнивают с радиусом первоначального ручья.

Указанный способ определения износа радиуса блока выбран в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является сложность подбора шаблона, особенно если на предприятии не имеется их в наличии.

Задачей изобретения является создание более простого и точного способа определения степени износа блока стандартными инструментами, которые имеются в наличии на любом предприятии.

Поставленная задача решается тем, что при определении износа ручья блока грузоподъемного крана, включающего измерение геометрических параметров ручья и сравнение радиуса изношенного блока с радиусом ручья первоначального блока, свободный от каната участок желоба с образованным в нем ручьем непосредственно на кране заполняют пластичным материалом и изготавливают слепок, после чего осуществляют адгезию слепка, выполняют на нем сечение секущей плоскостью, перпендикулярной оси симметрии, по сечению слепка определяют фактический радиус ручья, а затем вычисляют его износ.

Совокупность отличительных признаков предложения, а именно заполнение желоба пластичным материалом непосредственно на кране и последующие операции по изготовлению слепка, его адгезии, выполнение на нем сечения секущей плоскостью, перпендикулярной оси симметрии, и определение фактического радиуса ручья по сечению слепка, обеспечивают решение поставленной задачи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид механизма подъема, на фиг.2 - вид А на фиг.1, на фиг.3 - выносной элемент Б на фиг.2, на фиг.4 - сечение В-В на фиг.3.

Механизм подъема включает двигатель 1, редуктор 2, барабан 3, неподвижный уравнительный блок 4, обойму крюка 5 с подвижным канатным блоком 6 и канат 7, огибающий блоки 4 и 6.

Для определения износа канатного блока 6 свободный от каната 7 участок желоба 8 и ручей 9, выполненный в нем, заполняют пластичным материалом, например пластилином, и изготавливают слепок 10. Затем производят адгезию слепка 10, извлекают его из желоба 8 и секущей плоскостью, перпендикулярной оси симметрии, выполняют на слепке 10 сечение В-В. После этого по сечению слепка 10 определяют фактические размеры радиуса ручья 9. В зависимости от имеющегося мерительного инструмента определение радиуса ручья производят или прямым измерением, или графическим, или графоаналитическим путем.

Определение радиуса ручья 9 прямым измерением

Радиус ручья измеряют радиусомером. Затем вычисляют износ ручья канатного блока по формуле:

где И - износ радиуса ручья блока, в %;

rиб- радиус ручья изношенного блока, в мм;

rнб - первоначальный радиус ручья, в мм.

Графический метод определения радиуса ручья 9

Сечение В-В переносят на бумагу, приводят ось симметрии, определяют точки сопряжения α и δ, из этих точек проводят линии, перпендикулярные прямым контура желоба 8. Находят точку пересечения «О» перпендикуляров. Отрезки Оα и Оδ и есть радиусы ручья блока. После чего вычисляют износ ручья блока по формуле (1).

Графоаналитический метод определения радиуса ручья 9

Измеряют длину контура сечения, контактирующего с поверхностью желоба 8 и ручья 9. Определяют длину дуги lдуги α δ по формуле:

где L - длина линии касания слепка с профилем желоба 8;

l1 - длина линии касания слепка с профилем желоба 8 до сопряжения с дугой α δ.

Далее находят величину радиуса ручья изношенного блока по формуле:

где λ - центральный угол дуги, замеряемый угломером или обычным транспортиром.

После этого определяют величину износа радиуса ручья блока, например, по формуле (1).

Предложенный способ определения износа блока апробирован на предприятии. Он прост в исполнении, позволяет определить степень износа блока с высокой точностью и не требует для реализации специальных мерительных инструментов.

Предложение рекомендовано к внедрению.

Способ определения износа канатного блока грузоподъемного крана, включающий измерение геометрических размеров ручья изношенного блока и сравнение с первоначальными размерами ручья, отличающийся тем, что часть свободного от каната желоба с образованным в нем ручьем непосредственно на кране заполняют пластичным материалом и изготавливают слепок, после чего осуществляют адгезию слепка, выполняют на нем сечение секущей плоскостью перпендикулярной оси симметрии, по сечению слепка определяют фактический радиус ручья, а затем вычисляют его износ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лифту, содержащему кабину (1), предпочтительно подвешенную на его верхней стороне на несущем средстве и движущуюся по направляющим рельсам, привод с канатоведущим шкивом и противовес.

Изобретение относится к разгрузочно-погрузочным работам и может быть использовано для быстрого соединения канатов. .

Изобретение относится к лифту с ремнем, ремню для такого лифта, способу изготовления такого ремня, композиционному ремню из таких ремней и способу монтажа такого композиционного ремня в лифте.

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к лифтовым системам для пассажирских либо грузовых перевозок. .

Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната на кране и может быть использовано при эксплуатации грузоподъемных кранов различных типов

Изобретение относится к области подъемников и предназначено для контроля тягового элемента

Изобретение может быть использовано при перевозках пассажиров или грузов в многоэтажных зданиях, а также в других сооружениях. Автоматическое лифтовое страховочное устройство состоит из траверсы, прикрепленных к крыше кабины тяг, подвижного узла крепления тягового каната лифта и лебедки с приводом от двигателя постоянного тока, соединенных между собой тросом. Одна ветвь тягового каната проходит от лебедки через блок, смонтированный в подвижном узле этого каната, а другая ветвь жестко соединена с крышей кабины. Между траверсой и по крайней мере одной из тяг установлен вертикальный стержень, по которому скользит фиксатор подвижного узла крепления тягового каната, предотвращающий его поворот вокруг оси тягового каната. Изобретение обеспечивает повышение безопасности эксплуатации лифта и обеспечивает самостоятельный выход пассажиров без посторонней помощи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Стойка (129) для каркаса шахты лифтовой установки имеет в каждом случае одну приемную часть (236) на ее внешних сторонах, которые проходят приблизительно параллельно продольной оси каркаса (102) шахты, при этом данные приемные части (236) служат для соединения в каждом случае одной поперечной балки и/или облицовок шахты каркаса шахты, которые ориентированы приблизительно под прямыми углами друг к другу. Во втором варианте выполнения направляющий элемент соединен со стойкой неразъемно или формирует один конструктивный элемент. В обоих вариантах выполнения продольная центральная ось (241) приемной части (232) ориентирована таким образом, чтобы дополнительная стойка могла размещаться диагонально противоположно в каркасе шахты, при этом приемные части (232), которые лежат противоположно друг к другу, служат для непрямого или прямого присоединения приводного вала и/или поперечной балки. Изобретения обеспечивают упрощение конструкции. 2 н.з. п. и 12 з.п. ф-лы, 15 ил.

Подвесной ремень (1), в частности, для транспортирующего устройства, например лифтовой установки, включает, по меньшей мере, одну прядь (2) из преимущественно проводящего электрический ток материала, например стали, для восприятия усилий, воспринимаемых подвесным ремнем, одну преимущественно электроизолирующую оболочку (3), которая окружает, по меньшей мере, одну прядь (2). Прядь (2) подвесного ремня должна вводиться в контакт с контактным элементом (5) для определения состояния прядей (2). Для этого в области выемки (12) подвесного ремня (1) оболочка (3), по меньшей мере, частично удалена и прядь (2) в области этой выемки (12), по меньшей мере, частично открыта таким образом, что, по меньшей мере, одна прядь (2) не имеет никакой оболочки (3). По меньшей мере, одна прядь (2) может вводиться в контакт с контактным элементом (5) без пробивки оболочки (3). Соединительное устройство обеспечивает взаимодействие контактного элемента, по меньшей мере, с одной прядью ремня. Способ изготовления ремня обеспечивает образование упомянутой выше выемки. В лифтовой установке используются упомянутые выше ремень и соединительное устройство. Изобретения обеспечивают повышение точности взаимодействия контактного элемента с прядями подвесного ремня при контролировании их состояния. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 16 ил.

Подвесной ремень (1), в частности, для транспортирующего устройства, например лифтовой установки, включает, по меньшей мере, одну прядь (2) из преимущественно проводящего электрический ток материала, например стали, для восприятия усилий, воспринимаемых подвесным ремнем, одну преимущественно электроизолирующую оболочку (3), которая окружает, по меньшей мере, одну прядь (2). Прядь (2) подвесного ремня должна вводиться в контакт с контактным элементом (5) для определения состояния прядей (2). Для этого в области выемки (12) подвесного ремня (1) оболочка (3), по меньшей мере, частично удалена и прядь (2) в области этой выемки (12), по меньшей мере, частично открыта таким образом, что, по меньшей мере, одна прядь (2) не имеет никакой оболочки (3). По меньшей мере, одна прядь (2) может вводиться в контакт с контактным элементом (5) без пробивки оболочки (3). Соединительное устройство обеспечивает взаимодействие контактного элемента, по меньшей мере, с одной прядью ремня. Способ изготовления ремня обеспечивает образование упомянутой выше выемки. В лифтовой установке используются упомянутые выше ремень и соединительное устройство. Изобретения обеспечивают повышение точности взаимодействия контактного элемента с прядями подвесного ремня при контролировании их состояния. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 16 ил.

Одно из изобретений относится к подъемнику, содержащему направляющую, кабину, выполненную с возможностью передвижения по направляющей, и кабель, пролегающий между кабиной и базовой станцией направляющей, в котором, по меньшей мере, один участок кабеля размещен в кабельном контейнере в области базовой станции. Кабель направляют с помощью, по меньшей мере, одного отклоняющего устройства кабельной тележки, передвигающейся по направляющей. При этом на направляющей между кабельным контейнером и кабельной тележкой прикреплен держатель кабеля. Изобретения также относится к способу сборки и разборки подъемника данного типа. При этом при сборке подъемника после достижения приблизительно половины длины направляющей монтируют кабельную тележку, а при разборке подъемника при указанной длине направляющей эту тележку демонтируют. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретения относятся к компонентам лифтовой установки. Шкив (24) используется в качестве компонента лифтовой установки, содержащей по меньшей мере один набор из каната (22) и указанного шкива. Шкив в вариантах выполнения имеет заданные форму и размер для взаимодействия с по меньшей мере одним канатом в указанной лифтовой системе. Коэффициент износа покрытия (27), нанесенного на указанный шкив, составляет менее 2,0×10-10 мм2/Н. Согласно второму варианту выполнения компонента, покрытие выбирается из группы, состоящей из кобальтовых сплавов, содержащих хром, молибдена, кобальто-фосфорных и никеле-вольфрамовых сплавов. Изобретения обеспечивают повышение износостойкости компонентов лифтовой установки. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Способ для ремонта шкивов (24) в лифтовой системе включает следующие этапы: снимают канаты (22), связанные со шкивом, очищают указанный шкив, наносят покрытие (24) на очищенную поверхность. Покрытие выполнено с возможностью уменьшения коэффициента износа поверхности покрытого шкива приблизительно на 80-90% по сравнению с указанным шкивов без покрытия. Толщина покрытого шкива выполнена с возможностью ее регулировки для образования шкива с заданным диаметром. Коэффициент поверхностного износа покрытого шкива составляет менее 2,0×10-10 мм2/Н. Согласно способу подготовки шкивного устройства к использованию в лифтовой системе наряду с указанными выше операциями шкив не удаляют из лифтовой системы. Изобретения обеспечивают повышение срока службы шкива. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 4 ил.,1 табл.
Наверх