Механизм переключения передач раздаточной коробки

Изобретение относится к механизмам переключения передач в трансмиссиях транспортных средств. Механизм переключения передач раздаточной коробки содержит корпус (1), выполненный за одно целое с крышкой картера раздаточной коробки. На корпусе (1) закреплена крышка (3). В корпусе (1) установлен пневмоцилиндр (5), внутренняя полость которого выполнена ступенчатой. Картер (2) выполнен с хвостовиком (6). В направляющих отверстиях корпуса (1) и картера (2) установлен шток (7). На одном конце штока (7) закреплен поршень (10) высшей передачи, на котором установлен второй поршень (11) низшей передачи. Другой конец штока (7) расположен в хвостовике (6), в котором установлены подпружиненный фиксатор (12), датчик (14) нейтрального положения штока и датчик (15) высшей передачи. Для взаимодействия с фиксатором (12) в штоке выполнены три канавки (16), а на штоке (7) выполнены углубления (17) и лыска (18), необходимые для работы соответственно датчика (14) нейтрального положения и датчика (15) высшей передачи. В крышке (3) и корпусе (1) выполнены резьбовые отверстия (19) и (22) для подвода воздуха в полости (20) и (21) пневмоцилиндра (5) соответственно. В центральной части штока (7) установлена вилка (24) переключения передач, закрепленная на штоке (7) при помощи двойного разрезного штифта (25). Отверстие в хвостовике (6) закрыто пробкой (26), а на конце штока (7) может быть выполнено резьбовое отверстие (27). Достигается повышение надежности и долговечности механизма переключения передач. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях колесных транспортных средств.

Известен механизм переключения передач раздаточной коробки, содержащий пневматическую камеру, имеющую поршень, закрепленный на подпружиненном штоке, вилки переключения низшей и высшей передач, установленные и закрепленные винтами на штоке. Рабочие поверхности вилок взаимодействуют с зубчатыми муфтами, установленными на разных валах (см. патент РФ №2297338, МПК В60К 17/346, опубл. 20.04.2007).

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является двухступенчатая раздаточная коробка, в которой механизм переключения передач содержит пневмоцилиндр, закрепленный на картере раздаточной коробки, подвижный шток с закрепленным на нем поршнем, возвратную пружину, выводящую механизм в нейтральное положение, вилку переключения передач, закрепленную на штоке при помощи стопорного болта, два регулировочных болта, посредством которых производится регулировка хода штока в обоих направлениях, и электрический датчик включения низшей передачи (см. патент РФ №100163, МПК F16H 57/02, F16H 57/04, опубл. 10.12.2010).

Известные механизмы переключения передач имеют недостаточную надежность при эксплуатации и недостаточную долговечность конструкции, обусловленные необходимостью поддержания постоянного давления воздуха при работе раздаточной коробки, чтобы преодолеть сопротивление возвратной пружины, что приводит к уменьшению срока службы деталей механизма переключения и раздаточной коробки в целом, а также невозможностью однозначного определения положения штока и его фиксации при переключении передач.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение надежности и долговечности механизма переключения передач при его эксплуатации.

Для решения поставленной задачи в механизме переключения передач, содержащем пневмоцилиндр, шток, на одном конце которого установлен поршень, а на другом выполнена лыска для взаимодействия с датчиком включения передач, вилку переключения передач, зафиксированную на штоке, пневмоцилиндр установлен в корпусе, выполненном за одно целое с крышкой раздаточной коробки, картер которой выполнен с хвостовиком, в отверстии которого установлен конец штока с лыской, при этом в хвостовике установлены подпружиненный фиксатор и датчик нейтрального положения штока, взаимодействующие соответственно с канавками и углублениями, выполненными на штоке, внутренняя полость пневмоцилиндра выполнена ступенчатой, а на поршне штока установлен второй поршень, причем оба поршня выполнены с фланцами, с соотношением диаметров d1>d3, а d3>d2, где d1 - диаметр фланца второго поршня; d3 - диаметр фланца первого поршня; d2 - наружный диаметр первого поршня, кроме того, на корпусе пневмоцилиндра закреплена крышка, при этом в крышке и в корпусе выполнены резьбовые отверстия для подвода воздуха в полости пневмоцилиндра, а отверстие в хвостовике закрыто пробкой.

Вилка переключения передач может быть зафиксирована на штоке посредством двойного разрезного штифта, а в штоке со стороны пробки может быть выполнено резьбовое отверстие.

Установка пневмоцилипдра в корпусе, выполненном за одно целое с крышкой раздаточной коробки, позволяет предохранить пневмоцилиндр от поломок, а выполнение картера с хвостовиком, в отверстии которого установлен конец штока с лыской, позволяет обеспечить установку фиксатора и датчиков, взаимодействующих со штоком и обеспечивающих стабильную работу механизма переключения передач. В совокупности данные признаки направлены на достижение указанного технического результата, а именно повышение надежности и долговечности механизма переключения передач при его эксплуатации.

Наличие в хвостовике подпружиненного фиксатора, взаимодействующего с канавками, выполненными на штоке, позволяет фиксировать шток во всех трех положениях (нейтральном, высшей и низшей передач) и предотвратить его самовыключение, а наличие датчика нейтрального положения штока в совокупности с датчиком высшей передачи, взаимодействующих с углублениями, выполненными на штоке, позволяет получить информацию о включенной передаче в механизме, при этом если оба датчика не подают сигнал, это свидетельствует о том, что включена низшая передача. В совокупности указанные признаки позволяют повысить надежность и долговечность конструкции при эксплуатации.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что внутренняя полость пневмоцилиндра выполнена ступенчатой, а на поршне штока установлен второй поршень, причем оба поршня выполнены с фланцами, с соотношением диаметров d1>d3, а d3>d2, где d1 - диаметр фланца второго поршня; d3 - диаметр фланца первого поршня; d2 - наружный диаметр первого поршня, позволяют обеспечить нейтральное положение штока с образованием двух полостей в пневмоцилиндре без применения возвратной пружины (как в прототипе), при этом исключается необходимость поддержания постоянного давления воздуха для преодоления сопротивления возвратной пружины при работе раздаточной коробки, в результате чего меньше изнашиваются детали механизма переключения передач и раздаточной коробки в целом и, как следствие, повышается надежность и долговечность конструкции при эксплуатации.

Наличие в корпусе и в закрепленной на корпусе крышке резьбовых отверстий для подвода воздуха в полости пневмоцилиндра, наличие пробки, закрывающей отверстие в хвостовике, а также фиксация вилки переключения передач на штоке посредством двойного разрезного штифта позволяют обеспечить стабильную и надежную работу механизма переключения передач, кроме того, наличие пробки, закрывающей отверстие в хвостовике, позволяет обеспечить возможность аварийного принудительного переключения передач в случае отсутствия воздуха в пневмосистеме, а наличие в штоке со стороны пробки резьбового отверстия позволяет получить дополнительный технический результат, заключающийся в удобстве ручного переключения передач при отсутствии воздуха в пневмосистеме. В совокупности указанные признаки позволяют повысить надежность и долговечность конструкции при эксплуатации.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что заявляемое техническое решение имеет признаки, которые отсутствуют в аналогах, а их использование в заявляемой совокупности существенных признаков позволяет получить новый технический результат, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

на фиг.1 изображен механизм переключения передач раздаточной коробки, в исходном положении, в разрезе;

на фиг.2 показан конец штока с резьбовым отверстием для ручного переключения передач.

Механизм переключения передач раздаточной коробки содержит корпус 1, который выполнен за одно целое с крышкой картера раздаточной коробки и закреплен на картере 2. На корпусе 1 закреплена крышка 3 посредством болтов 4. В корпусе 1 установлен пневмоцилиндр 5, внутренняя полость которого выполнена ступенчатой. Картер 2 выполнен с хвостовиком 6. В направляющих отверстиях корпуса 1 и картера 2 установлен шток 7, имеющий направляющую втулку 8.

На одном конце штока 7 при помощи болта 9 закреплен поршень 10 высшей передачи, на котором установлен второй поршень 11 низшей передачи. Поршни 10 и 11 выполнены с фланцами с соотношением диаметров d1>d3, а d3>d2, где d1 - диаметр фланца поршня 11; d3 - диаметр фланца поршня 10; d2 - наружный диаметр поршня 10.

Другой конец штока 7 расположен в хвостовике 6, в котором установлены подпружиненный фиксатор 12, закрытый крышкой 13, датчик 14 нейтрального положения штока и датчик 15 высшей передачи.

Для взаимодействия с фиксатором 12 в штоке выполнены три канавки 16, средняя из которых предназначена для фиксации штока в нейтральном положении, правая канавка для фиксации низшей передачи, а левая - высшей передачи, при этом расстояние между осями канавок соответствует ходу штока.

На штоке 7 выполнены углубления 17 и лыска 18, необходимые для работы соответственно датчика 14 нейтрального положения и датчика 15 высшей передачи, предназначенных для однозначного определения положения штока 7.

В крышке 3 выполнено резьбовое отверстие 19 для подвода воздуха от пневмосистемы автомобиля в полость 20 пневмонилиндра 5, а для подвода воздуха в полость 21 выполнены резьбовое отверстие 22 в корпусе 1 и отверстие 23 в пневмоцилиндре 5.

В центральной части штока 7 установлена вилка 24 переключения передач, закрепленная на штоке 7 при помощи двойного разрезного штифта 25.

Отверстие в хвостовике 6 закрыто пробкой 26, а на конце штока 7 может быть выполнено резьбовое отверстие 27.

Работа механизма переключения передач осуществляется следующим образом.

В исходном положении механизма (см. фиг.1) в раздаточной коробке включена так называемая «нейтраль». При этом вилка 24 переключения передач находится в среднем положении, фиксатор 12 упирается в среднюю канавку 16, а датчик 14 сигнализирует о включении нейтрального положения штока 7.

При подаче воздуха через отверстия 22 и 23 в полость 21 пневмоцилиндра 5 поршень 10 высшей передачи совместно с поршнем 11 низшей передачи перемещает шток 7 в крайнее левое положение, при этом фиксатор 12 перемещается в правую канавку 16, фиксируя это положение штока 7. В раздаточной коробке включена низшая передача. В этом случае никаких сигналов от датчиков не поступает.

При подаче воздуха через отверстие 19 в полость 20 поршень 10 перемещает шток 7 в крайнее правое положение, а фиксатор 12 перемещается в левую канавку 16. В раздаточной коробке включена высшая передача. При этом датчик 15 сигнализирует о включении высшей передачи.

Для включения нейтрали необходимо подать воздух в отверстия 19 и 22 одновременно. Так как d1>d3, то поршень 11 низшей передачи занимает правое крайнее положение, упираясь фланцем в ступень внутренней полости пневмоцилиндра 5, а вследствие того что d3>d2, поршень 10 высшей передачи занимает промежуточное положение, упираясь фланцем в поршень 11, при этом фиксатор 12 перемещается в среднюю канавку 16, а датчик 14 сигнализирует о включении нейтрального положения штока 7.

В случае отсутствия воздуха в пневмосистеме необходимо выкрутить пробку 26 и нажатием на шток 7 переместить его влево, а для перемещения штока 7 вправо нужно воспользоваться отверстием 19.

Для более удобного ручного переключения передачи (при отсутствии воздуха в пневмосистеме) необходимо выкрутить пробку 26, ввернуть в отверстие 27 длинный болт и с его помощью переместить шток 7 в нужное положение.

Заявляемое техническое решение позволяет повысить надежность и долговечность механизма переключения передач при его эксплуатации.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Механизм переключения передач, содержащий пневмоцилиндр, шток, на одном конце которого установлен поршень, а на другом выполнена лыска для взаимодействия с датчиком включения передач, вилку переключения передач, зафиксированную на штоке, отличающийся тем, что пневмоцилиндр установлен в корпусе, выполненном за одно целое с крышкой раздаточной коробки, картер которой выполнен с хвостовиком, в отверстии которого установлен конец штока с лыской, при этом в хвостовике установлены подпружиненный фиксатор и датчик нейтрали, взаимодействующие соответственно с канавками и углублениями, выполненными на штоке, внутренняя полость пневмоцилиндра выполнена ступенчатой, а на поршне штока установлен второй поршень, причем оба поршня выполнены с фланцами, с соотношением диаметров d1>d3, a d3>d2, где d1 - диаметр фланца второго поршня; d3 - диаметр фланца первого поршня; d2 - наружный диаметр первого поршня, кроме того, на корпусе пневмоцилиндра закреплена крышка, при этом в крышке и в корпусе выполнены резьбовые отверстия для подвода воздуха в полости пневмоцилиндра, а отверстие в хвостовике закрыто пробкой.

2. Механизм переключения передач по п.1, отличающийся тем, что вилка переключения передач зафиксирована на штоке посредством двойного разрезного штифта.

3. Механизм переключения передач по п.1, отличающийся тем, что в штоке со стороны пробки выполнено резьбовое отверстие.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидроприводам исполнительных механизмов. .

Изобретение относится к области пневмоавтоматики и может быть использовано в приводах технологического оборудования и промышленных роботов. .

Изобретение относится к области гидроавтоматики, в частности к системам управления различных, преимущественно, летательных, аппаратов. .

Изобретение относится к прецизионному машиностроению, а конкретно к позиционирующей и виброизолирующей системе, которая может быть использована в технологическом и исследовательском оборудовании: в системах адаптивной оптики, в установках ионной, электронной, рентгеновской и оптической литографии, в координатно-измерительных машинах, в сканирующих зондовых микроскопах, в оборудовании для механообработки и др.

Изобретение относится к техническим средствам автоматизации и может быть использовано в пневматических системах автоматического управления. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводных устройствах технологического оборудования. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электрогидравлическим шаговым приводам, и может быть использовано для создания различных механизмов, транспортных средств.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано и в других областях, а именно в приводах для передачи тягового усилия перемещаемому объекту.

Изобретение относится к техническим средствам автоматизации и может быть использовано в пневматических и гидравлических системах автоматического управления. .

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано для испытаний цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) гидравлического типа. .

Гидропривод предназначен для управления летательными аппаратами. Гидропривод содержит корпус 1, представляющий собой статор неполноповоротного исполнительного гидродвигателя. Корпус 1 снабжен крышкой 2 статора гидродвигателя. В расточке 3 корпуса 1 с образованием рабочих полостей 4 и 5 установлены ротор 6 гидродвигателя с валом 7 и поворотной лопастью 8, разделитель 9 рабочих полостей 4, 5. Разделитель 9 крепится к внутреннему торцу расточки 3 корпуса 1 с помощью штифтов 10. Вал 7 имеет продольные каналы 16 для подвода рабочей жидкости в полости 4, 5 от торца 17, служащего основанием гидрораспределителя. Гидрораспределитель расположен в соединенной со сливной линией 32 расточке корпуса 1 и включает торец 17 в качестве основания, крышку 18 и поворотный плоский золотник 19. Крышка 18 жестко, а плоский золотник 19 с возможностью поворота закреплены к торцу 17 вала 7 с помощью ввинченного в ротор 6 болта 20. Распорная шайба 21, установленная на пояске болта 20, служит осью поворота для золотника 19. Болт 20 имеет канал 29, соединенный с напорной линией 30. Через пакет сопряженных болтом 20 частей 17-19 гидрораспределителя проходят два сквозных отверстия 22, соосные каналам 16 и соединенные с ними. В золотнике 19 в отверстия 22 установлены втулки 23, а в крышке 18 имеют заглушки 24, закрывающие отверстия 22 со стороны, противоположной каналам 16. Втулки 23 разделяют кольцевые канавки 25 на обоих торцах золотника 19 на напорный 26 и сливной 27 секторы. Подпружиненный поршень 41 выполнен с коническим хвостовиком 42, вокруг которого в радиальных отверстиях 43 вала 7 установлены шаровые фиксаторы 44 с возможностью взаимодействия с лунками 45 в крышке 2. Технический результат - уменьшение массогабаритных показателей гидропривода в целом и издержек его производства, с одновременным повышением КПД, увеличением диапазона углов поворота вала до 240°, а также надежность автоматической фиксации вала в нулевом положении при хранении и транспортировании в составе основного изделия. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Система, поворотное устройство, устройство вращения, способ и контроллер для управления системой предназначены для перемещения нагрузки из одного положения в другое. Система включает гидроусилитель, посредством которого генерируются суммарные усилия, действующие на нагрузку, по меньшей мере, одну рабочую камеру, работающую по принципу вытеснения и расположенную в указанном гидроусилителе, один контур подпитки высокого давления и один контур подпитки низкого давления, управляющий контур, посредством которого к одной из рабочих камер могут быть по очереди подключены по одному из вышеупомянутых контуров подпитки высокого и низкого давления, при этом управляющий контур содержит для каждой предопределенной камеры управляемые интерфейсы управления, посредством которых подключение к контуру подпитки высокого давления или низкого давления может быть открыто или закрыто, причем каждая рабочая камера способна генерировать силовые составляющие, которые соответствуют давлениям контуров подпитки, подключаемых к указанной рабочей камере, а каждая силовая составляющая создает по меньшей мере одну из вышеупомянутых суммарных сил, отдельно или совместно с силовыми составляющими, вырабатываемыми другими рабочими камерами указанного гидроусилителя. Технический результат - снижение энергопотерь. 5 н. и 40 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства. Трансмиссия содержит первый и второй вращающиеся валы, первую и вторую пару находящихся в зацеплении зубчатых колес, каждая из которых содержит холостую шестерню, установленную с возможностью вращения на втором валу, один синхронизатор, выполненный с возможностью смещения вдоль второго вала между первым и вторым положениями зацепления, в которых он фиксирует одну из холостых шестерен на втором валу посредством нейтрального положения и гидравлический привод для смещения синхронизатора. Привод содержит цилиндр (61) и поршень (65), выполненный с возможностью перемещения внутри цилиндра (61), разграничивая первую и вторую камеры (23, 24). Объем первой камеры (23) является наименьшим при нахождении привода в первом положении зацепления, а объем второй камеры (24) является наименьшим при нахождении привода во втором положении зацепления. Поршень (65) также ограничивает в цилиндре третью камеру (72), объем которой является наименьшим при нахождении привода (20; 20'; 21; 21') в нейтральном положении. Достигается упрощение конструкции устройства. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Устройства предназначены для контроля клапанов и потока газообразной среды в трубе. Пневматическое устройство содержит последовательно расположенные в продольном направлении первый вращающийся пластинчатый силовой привод (1), содержащий переднюю сторону (2), а также заднюю сторону (4), причем упомянутая передняя сторона (2) содержит вращающуюся головку (3), и второй вращающийся пластинчатый силовой привод (10), содержащий переднюю сторону (11), а также заднюю сторону; причем каждый из упомянутых первого (1) и второго (10) силовых приводов обеспечен сжатым воздухом посредством промежуточного пневматического клапана, соединенного с двумя портами (7, 8; 14, 15) на каждом из упомянутых первом и втором силовых приводах. Устройство контроля для потока газообразной среды в трубе (31) содержит: по меньшей мере, один клапан (21), размещенный в трубе для контроля потока газообразной среды, проходящей в трубе (31), и, по меньшей мере, одно пневматическое устройство для контроля клапанов, причем последнее может быть соединено, соответственно, с одним клапаном (21), размещенным в трубе (31). Аппарат для синтеза или очищения радиоактивных элементов, выполненный с возможностью для размещения патрона одноразового использования и содержащий устройство контроля, управляющее вращением клапанов от первого заданного положения до второго заданного положения, при этом он содержит, по меньшей мере, одно пневматическое устройство для контроля клапанов. Технический результат - повышение надежности устройства и аппарата. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидроприводам, имеющим фиксированные промежуточные положения, и может быть использовано в качестве исполнительного механизма в цифровых системах управления. Сервопривод содержит разрядные цилиндры с поршнями, длины ходов которых связаны двоичным рядом чисел, и с полостями, подключенными к распределительному устройству, а также установленный последовательно разрядным цилиндрам вспомогательный цифровой привод, выполненный в виде последовательно установленных первых и вторых цилиндров, в нем первые цилиндры выполнены с поршнями, длины ходов которых связаны двоичным рядом чисел. Поршни снабжены штоком, на котором установлено ведомое звено в виде поршня, размещенного в одном втором цилиндре. Другой второй цилиндр установлен последовательно разрядным цилиндрам с возможностью их перемещения. Причем в другом втором цилиндре поршень выполнен свободно плавающим. Технический результат - снижение количества первых и вторых цилиндров вспомогательного цифрового привода. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидроприводам, имеющим фиксированные промежуточные положения, и может быть использовано в качестве исполнительного механизма в цифровых системах управления. Сервопривод содержит разрядные цилиндры с поршнями, длины ходов которых связаны двоичным рядом чисел, и с полостями, подключенными к распределительному устройству, а также установленный последовательно разрядным цилиндрам вспомогательный цифровой привод, выполненный в виде последовательно установленных первых и вторых цилиндров, в нем первые цилиндры выполнены с поршнями, длины ходов которых связаны двоичным рядом чисел. Поршни снабжены штоком, на котором установлено ведомое звено в виде поршня, размещенного в одном втором цилиндре. Другой второй цилиндр установлен последовательно разрядным цилиндрам с возможностью их перемещения. Причем в другом втором цилиндре поршень выполнен свободно плавающим. Технический результат - снижение количества первых и вторых цилиндров вспомогательного цифрового привода. 1 ил.

Гидропривод предназначен для осуществления линейного перемещения рабочего органа в устройствах управления транспортными и технологическими машинами с дискретными позициями. Гидропривод содержит гидроцилиндр, разделенный перегородкой на два рабочих объема, в каждом из которых размещен поршень со штоком, разделяющий рабочий объем на две полости. Штоковые и поршневые полости соединены с напорной магистралью, поршневая полость соединена с напорной магистралью через редукционный клапан. В стенке гидроцилиндра каждого рабочего объема выполнены отверстия, соединенные со сливной магистралью через гидрораспределители. Отверстия выполнены несколькими группами, что позволяет учесть конструкционные и технологические требования в конкретных применениях привода. Длина одного рабочего объема превышает длину другого рабочего объема. Число отверстий, выполненных в стенке гидроцилиндра в каждом рабочем объеме одинаково. Шаг отверстий определяется из соотношения: где hA и hБ - шаг отверстий в одном и другом рабочем объеме; L и L+ΔL - длина одного и другого рабочего объема; ΔL - превышение длины рабочего объема; N - число отверстий в рабочем объеме. Технический результат – расширение функциональных возможностей. 1 ил.

Гидропривод предназначен для осуществления линейного перемещения рабочего органа в устройствах управления транспортными и технологическими машинами с дискретными позициями. Гидропривод содержит гидроцилиндр, разделенный перегородкой на два рабочих объема, в каждом из которых размещен поршень со штоком, разделяющий рабочий объем на две полости. Штоковые и поршневые полости соединены с напорной магистралью, поршневая полость соединена с напорной магистралью через редукционный клапан. В стенке гидроцилиндра каждого рабочего объема выполнены отверстия, соединенные со сливной магистралью через гидрораспределители. Отверстия выполнены несколькими группами, что позволяет учесть конструкционные и технологические требования в конкретных применениях привода. Длина одного рабочего объема превышает длину другого рабочего объема. Число отверстий, выполненных в стенке гидроцилиндра в каждом рабочем объеме одинаково. Шаг отверстий определяется из соотношения: где hA и hБ - шаг отверстий в одном и другом рабочем объеме; L и L+ΔL - длина одного и другого рабочего объема; ΔL - превышение длины рабочего объема; N - число отверстий в рабочем объеме. Технический результат – расширение функциональных возможностей. 1 ил.
Наверх