Крестовая муфта

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами. Крестовая муфта содержит две полумуфты с пазами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам полумуфт. На боковых поверхностях пазов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты. Промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины. На боковых поверхностях выступов крестовины выполнены в радиальном направлении желоба. В соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения помещены ролики. Поверхности желобов сопряжены с поверхностями роликов. Достигается повышение эксплуатационного ресурса крестовой муфты. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами.

Известна крестовая муфта, содержащая две полумуфты и промежуточный элемент, выполненный в виде вкладыша, имеющего форму параллелепипеда. Полумуфты имеют по два выступа, осуществляющих направление вкладыша. Благодаря скольжению вкладыша вдоль поверхности выступов муфта компенсирует некоторое радиальное смещение концов соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое их смещение. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен. и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.555).

Основными недостатками описанной крестовой муфты являются невозможность снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и низкий эксплуатационный ресурс вследствие существенных потерь на трение скольжения и износа контактирующих поверхностей, обусловленных скольжением вкладыша по поверхностям выступов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является крестовая муфта, содержащая две полумуфты с пазами, соединяющие валы, и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения, выполненный в виде диска с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам полумуфт. Таким образом, насаженные на валы полумуфты соединены между собой при помощи диска благодаря тому, что на торцах диска имеются выступы, которые помещены в соответствующих пазах полумуфт. Так как выступы диска расположены взаимно перпендикулярно, то муфта обеспечивает свободное радиальное перемещение соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое перемещение этих валов. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.554).

Основными недостатками данной крестовой муфты являются отсутствие возможности снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и низкий эксплуатационный ресурс вследствие повышенных потерь на трение скольжения и соответственно износа контактирующих поверхностей, что обусловлено скольжением выступов на торцах диска в пазах полумуфт.

Задача изобретения - снижение нагрузок на соединяемые валы и повышение эксплуатационного ресурса крестовой муфты.

Поставленная задача решается тем, что у крестовой муфты, содержащей две полумуфты с пазами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам полумуфт, согласно изобретению на боковых поверхностях пазов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты, промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины, на боковых поверхностях выступов которой выполнены в радиальном направлении желоба, а муфта снабжена роликами, помещаемыми в соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения, причем поверхности желобов сопряжены с поверхностями роликов.

Для повышения грузоподъемности муфты число желобов как в пазах полумуфт, так и на боковых поверхностях выступов крестовины составляет не менее одного.

Для увеличения диапазона допустимых значений угловых перекосов концов валов торцевые поверхности боковин пазов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер, лежащими на продольных осях полумуфт.

Благодаря перекатыванию роликов по желобам в процессе передачи вращения существенно снижаются потери на трение, поскольку трение качения существенно ниже трения скольжения. По этой причине снижается износ контактирующих поверхностей муфты и повышается ее эксплуатационный ресурс, уменьшаются нагрузки, действующие на концы валов, вызванные силами трения.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1, 2, 3 представлена конструкция реверсивной муфты, а на фиг.4, 5, 6 - конструкция нереверсивной муфты. На фиг.1 представлена конструкция ведущей полумуфты; на фиг.2 - конструкция крестовины; на фиг.3 - конструкция ведомой полумуфты; на фиг.4 представлена конструкция ведущей полумуфты в случае нереверсивной работы привода; на фиг.5 - конструкция крестовины в случае нереверсивной работы привода; на фиг.6 - конструкция ведомой полумуфты в случае нереверсивной работы привода.

Крестовая муфта содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2 с пазами 3 и 4 соответственно, а также промежуточный плавающий элемент для передачи вращения. На боковых поверхностях пазов 3 полумуфты 1 выполнены желоба 5, и на боковых поверхностях пазов 4 полумуфты 2 выполнены желоба 6. Желоба 5 и 6 направлены вдоль продольной оси муфты.

Промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины 7 с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам 3 и 4 полумуфт 1 и 2. На боковых поверхностях выступов крестовины 7 выполнены радиально направленные желоба 8. Выступы крестовины 7 с желобами 8 входят в пазы 3 и 4 полумуфт 1 и 2 с желобами 5 и 6,

В места пересечения желобов 5 и 6 полумуфт 1 и 2 и желобов 8 крестовины 7 при сборке помещены ролики 9. Поверхности желобов 5, 6, 8 сопряжены с поверхностями роликов 9.

Число желобов в пазах 3 и 4 полумуфт 1 и 2 составляет не менее одного, и число желобов на боковых поверхностях выступов крестовины 7 составляет не менее одного.

Торцевые поверхности боковин пазов 3 и 4 полумуфт 1 и 2 выполнены сферическими с центрами сфер, лежащими на продольных осях полумуфт 1 и 2.

Крестовая муфта (фиг.4, 5, 6) содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2 с пазами 3 и 4 соответственно, а также промежуточный плавающий элемент для передачи вращения. На боковых поверхностях пазов 3 полумуфты 1 выполнены желоба 5, и на боковых поверхностях пазов 4 полумуфты 2 выполнены желоба 6. Желоба 5 и 6 направлены вдоль продольной оси муфты.

Промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины 7 с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам 3 и 4 полумуфт 1 и 2. На боковых поверхностях выступов крестовины 7 выполнены радиально направленные желоба 8. Выступы крестовины 7 с желобами 8 входят в пазы 3 и 4 полумуфт 1 и 2 с желобами 5 и 6,

В места пересечения желобов 5 и 6 полумуфт 1 и 2 и желобов 8 крестовины 7 при сборке помещены ролики 9. Поверхности желобов 5, 6, 8 сопряжены с поверхностями роликов 9. Количество желобов и роликов у нереверсивной муфты меньше, чем у реверсивной.

Крестовая муфта работает следующим образом. Желоба 8 выступов крестовины 7 контактируют с роликами 9. Ролики 9 контактируют с желобами 5 и 6 пазов полумуфт 1 и 2, чем обеспечивается передача вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2. Роликами 9, перекатывающимися вдоль соответствующих желобов 5 и 6 при вращении муфты, обеспечиваются радиальные смещения крестовины 7, что компенсирует радиальную несоосность, угловые и осевые смещения соединяемых валов.

Таким образом осуществляется снижение нагрузок, передаваемых крестовой муфтой через соединяемые валы, и повышается долговечность ее работы.

1. Крестовая муфта, содержащая две полумуфты с пазами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными выступами, ответными пазам полумуфт, отличающаяся тем, что на боковых поверхностях пазов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты, промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины, на боковых поверхностях выступов которой выполнены в радиальном направлении желоба, а муфта снабжена роликами, помещаемыми в соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения, причем поверхности желобов сопряжены с поверхностями роликов.

2. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что число желобов как в пазах полумуфт, так и на боковых поверхностях выступов крестовины составляет не менее одного.

3. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что торцевые поверхности боковин пазов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер, лежащими на продольных осях полумуфт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Муфта // 2437007
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам. .

Изобретение относится к устройствам для соединения несоосных валов и может использоваться в насосах для добычи нефти, воды и других жидкостей из скважин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве промежуточного соединительного звена для передачи крутящего момента с одного механизма на другой.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов. .

Муфта // 2254505
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для компенсирующего соединения валов с параллельно смещенными осями. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к области машиностроения, к крестовым муфтам

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Композитная виброизолирующая муфта имеет мембраны (1), которые соединены промежуточным валом (2). На наружную поверхность промежуточного вала нанесен слой жесткого вибропоглощающего материала (3) толщиной, составляющей не менее 1,5 толщины стенки промежуточного вала. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Сборная композитная виброизолирующая соединительная муфта имеет мембраны (1), которые объединены с промежуточным валом (2) посредством болтового соединения. Мембраны (1) представляют собой трехслойные кольцевые пластины, состоящие из жестких наружных слоев - несущего внешнего (3) и прикрывающего внутреннего (4), соединенных между собой слоем мягкого вибропоглощающего материала. Толщина вибропоглощающего слоя составляет не более 0,1 толщины жестких наружных слоев мембран. Внутренний диаметр кольцевой пластины прикрывающего внутреннего слоя выполнен превышающим внутренний диаметр кольцевой пластины несущего внешнего слоя. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Муфта упругая содержит две полумуфты и вилку, связанные соединительными элементами. Концы полумуфты и вилки снабжены участками с отверстиями для крепления соединительных элементов, имеющих на концах ответные участки с отверстиями. По первому варианту соединительный элемент выполнен из одной плоской пружины с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части. По второму варианту соединительный элемент выполнен из двух плоских пружин с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части, а между плоскими пружинами установлены прокладки из вибропоглощающего материала. Достигается снижение шума и вибрации муфты в процессе ее эксплуатации при одновременной компенсации радиальной и угловой несоосностей соединяемых валов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх