Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и неподвижный пневмоцилиндры механизма ввода парашюта содержат упоры, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и уплотнения, которые совместно с пневмоцилиндрами обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения. Технический результат заключается в повышении надежности и снижении массы и габаритов пневмопривода системы спасения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях.

Известна система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, содержащая пневмопривод, который состоит из агрегата питания, клапана отсечного, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма (заявка RU 2010114360 от 13.04.2010 г.).

В этой системе механизм ввода парашюта содержит два телескопически расположенных цилиндра, один из которых под действием сжатого воздуха выдвигается и в конце хода выбрасывается в атмосферу. Чтобы пневмосистема не разгерметизировалась, перед вылетом цилиндра срабатывает отсечной клапан, прекращающий поступление воздуха в механизм ввода парашюта. Находившийся в разгерметизированных цилиндрах воздух в дальнейшей работе системы не используется, а утекает в атмосферу.

В случае отклонений в работе клапана отсечного происходит нарушение работы пневмопривода:

- при преждевременном отсекании воздуха возникает его недостача в пневмоцилиндрах механизма выброса парашюта, и, как следствие, происходит неполное выдвижение подвижного пневмоцилиндра, в то же время в пневмоцилиндры стреляющего механизма попадает избыточное количество воздуха, повышающее перегрузку, действующую на летчика;

- при отсекании с задержкой воздух, попадая в пневмоцилиндры механизма ввода парашюта, расстыковывает их в конце хода, полости пневмоцилиндров соединяются с атмосферой, и воздух утекает в нее, не обеспечивая работу стреляющего механизма летчика.

Таким образом, при любом возможном нарушении режима работы клапана отсечного может произойти нештатное катапультирование вплоть до гибели экипажа самолета.

Кроме этого, даже при нормальной работе отсечного клапана воздух, находящийся в пневмоцилиндрах механизма ввода парашюта, при расстыковке пневмоцилиндров утекает в атмосферу и не используется в дальнейшей работе пневмопривода, что требует большего количества воздуха в агрегате питания и, как следствие, увеличения объема и массы агрегата питания.

С целью повышения надежности и снижения массы и габаритов пневмопривода разработана система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, в которой пневмоцилиндры механизма ввода парашюта снабжены упорами, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и совместно с уплотнением обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения. При этом весь воздух сохраняется и используется в пневмоприводе, обеспечивая его дальнейшую работу. Это изменение конструкции пневмопривода механизма ввода парашюта позволяет исключить из него отсечной клапан и повысить надежность пневмопривода.

Заявляемое изобретение представлено фигурами 1 и 2.

На фиг.1 изображена схема пневмопривода разработанной системы для одноместного самолета.

На фиг.2 изображена схема пневмопривода разработанной системы для многоместного, например двухместного, самолета.

Система для одноместного самолета содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания 1, регулятора давления 2, механизма ввода парашюта 3, стреляющего механизма летчика 4, ручки катапультирования 5, уплотнения 6, упоров 7 подвижного и 8 неподвижного пневмоцилиндров механизма ввода парашюта.

Приняв решение катапультироваться, летчик выдергивает ручку катапультирования 5, связанную с агрегатом питания 1.

Агрегат питания 1 срабатывает, и воздух под давлением поступает в механизм ввода парашюта 3, перемещает подвижный пневмоцилиндр до взаимодействия его упора 7 с упором 8 неподвижного пневмоцилиндра, образуя совместно с уплотнением 6 неразъемное, герметичное соединение. При этом, все количество воздуха под давлением, сохранившись в пневмоцилиндрах механизма ввода парашюта, продолжает поступать вместе с воздухом из агрегата питания 1 через регулятор давления 2 в пневмоцилиндры стреляющего механизма летчика 4.

Срабатывание стреляющего механизма 4 происходит с задержкой по времени относительно срабатывания механизма ввода парашюта 3 ввиду большой разницы в объемах их пневмоцилиндров.

При завершении указанных операций летчик катапультируется.

Таким образом, в разработанном пневмоприводе повышена надежность за счет отсутствия клапана отсечного, а воздух используется более экономно, что позволяет уменьшить объем и массу агрегата питания.

На фиг.2 изображена схема пневмоприводов системы аварийного спасения экипажа многоместного, например двухместного, самолета методом катапультирования.

Система содержит два пневмопривода - летчика и пассажира, каждый из которых состоит из агрегата питания 1, регулятора давления 2, механизма ввода парашюта 3, стреляющего механизма 4, ручки катапультирования 5, уплотнения 6, упоров 7 и 8 подвижного и неподвижного пневмоцилиндров механизма ввода парашюта. Пневмопривод летчика имеет дополнительную ручку катапультирования 9, связанную с агрегатом питания 1 пневмопривода пассажира.

В аварийной ситуации летчик подает команду пассажиру на катапультирование. Пассажир выдергивает ручку катапультирования 5, включает агрегат питания 1. В дальнейшем все операции по катапультированию будут автоматически повторены в соответствии с описанием катапультирования из одноместного самолета.

Если пассажир не катапультировался, то летчик выдергивает дополнительную ручку катапультирования 9, связанную с агрегатом питания 1 пассажира. Пассажир катапультируется по описанной схеме.

Катапультирование самого летчика происходит также по описанной схеме для одноместного самолета.

Таким образом, предлагаемая система аварийного спасения экипажа одноместного и многоместного самолетов позволяет повысить надежность, снизить массу и габариты пневмопривода, что является существенным достоинством системы катапультирования.

1. Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, содержащая пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика, отличающаяся тем, что в пневмоприводе подвижный и неподвижный пневмоцилиндры механизма ввода парашюта содержат упоры, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и уплотнения, которые совместно с пневмоцилиндрами обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что пневмопривод летчика содержит дополнительную ручку катапультирования, связанную с агрегатом питания пассажира.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к аварийному покиданию, и может найти применение при катапультировании летного состава на больших высотах из летательных аппаратов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного спасения члена экипажа самолета, а также к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к области создания систем аварийного спасения, применяемых на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к кислородным системам самолетов и катапультируемых кресел. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены симметрично расположенные тормозные поверхности, изготовленные из текстильных материалов, крепящиеся к конструкции катапультного кресла с помощью жестких рычагов. Технический результат заключается в улучшенном торможении катапультного кресла. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение двигателя осуществляется электрической командой датчика в зависимости от текущей высоты, массы летчика в снаряжении и вертикальной скорости снижения летчика на парашюте. Система снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования устанавливается на нижнюю поверхность крышки сиденья катапультного кресла и состоит из четырехсоплового порохового двигателя с минимально возможным временем работы и оптимальным направлением действия тяги и датчика, измеряющего текущую высоту и вертикальную скорость снижения и выдающего команду на срабатывание двигателя в зависимости от этих параметров и от массы летчика в снаряжении. Информацию о массе летчика датчик получает от системы автоматики кресла в момент катапультирования. Достигается уменьшение скорости приземления летчика после катапультирования. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора. Пневмоцилинд содержит дроссель и предохранительный клапан. Способ катапультирования заключается в последовательной работе сначала дросселя, потом предохранительного клапана для обеспечения расчетного значения энергии сжатого газа. Достигается снижение габаритов и массы пневмопривода. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также предохранительный клапан. На верхнем торце пневмоцилиндра-аккумулятора размещена горловина с манометром и механизмом пробивания фонаря самолета, на нижнем - дно с запорно-пусковым механизмом и дроссельным трехступенчатым автоматическим регулятором расхода газа. Дроссельный трехступенчатый автоматический регулятор расхода газа содержит профилированную иглу, в момент срабатывания пневмопривода перемещающуюся в рабочее положение и фиксирующуюся давлением газа, и сверхзвуковое сопло. Изобретение направлено на уменьшение габаритов. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Катапультное кресло содержит заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней. В заднюю часть катапультного кресла может быть вмонтирован винтовой или реактивный двигатель. Изобретение направлено на повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к системам покидания самолета экипажем. Способ аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа заключается в сбрасывании в заданном порядке крышек (5, 6, 7, 8) кабины самолета с последующим покиданием самолета с помощью катапультных кресел (1, 2, 3, 4). При этом сначала сбрасывают одновременно крышки (5, 6) над передним рядом кресел (1, 2), а затем с задержкой сбрасывают крышки (7, 8) над задним рядом кресел (3, 4). После ухода их на безопасное расстояние осуществляют катапультирование последовательно правого заднего кресла (4), левого заднего кресла (3), правого переднего кресла (2), левого переднего кресла (1). При этом левому и правому креслам (1, 2, 3, 4) задают угловую скорость по крену в поперечной плоскости в противоположных направлениях. Креслам (1, 2) переднего ряда задают по тангажу в продольной плоскости отрицательное угловое ускорение, а креслам (3,4) заднего ряда - положительное угловое ускорение. Изобретение позволяет уменьшить потребную высоту для покидания самолета. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх