Способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах

Изобретение относится к области мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ при обрушении снежных карнизов на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части. В способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной ее части предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры. Затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза. После этого отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза. Установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период. Повышается точность прогнозирования, эффективность и безопасность проведения рекреационных мероприятий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ при обрушении снежных карнизов на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части.

Снежные карнизы формируются на подветренной пригребневой части хребта за счет метелевого переноса. Снежный карниз представляет собой консольную балку, имеющую среднюю линию, выше которой снег испытывает растягивающие напряжения, а ниже - напряжения сжатия. Иногда достаточно нарушить целостность наиболее нагруженных растягивающими напряжениями верхних слоев карниза, чтобы обрушить его. Энергетический потенциал снежных карнизов огромен. Даже небольшие куски карниза объемом от единиц до нескольких десятков кубических метров при падении могут оказать на снежный покров динамическое воздействие более эффективное, чем взрыв артиллерийского снаряда или мины, и вызвать сход лавин.

Поскольку снежные карнизы чрезвычайно опасны, часто обрушаются и служат причиной возникновения снежных лавин, то их необходимо после каждой метели осматривать и промерять длину консоли, так как только по этому параметру можно судить об интенсивности карнизообразования. Поэтому на лавино- и карнизоопасных участках склонов рекреационных комплексов горного кластера лавинные службы по мере возможности постоянно следят за состоянием карнизов.

Известен способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части [Гутман Л., Ходакевич С., Антонович И. Передвижение по снежным и фирновым склонам // Техника альпинизма. Учебное пособие для начинающих альпинистов / Одобрено секцией альпинизма Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК Союза ССР. - М.: Государственное издательство «Физкультура и Спорт», 1939, - прототип].

Сам процесс прямого измерения длины консольной части снежного карниза с помощью соответствующих средств, стоя на гребне хребта, является крайне опасным мероприятием и может закончиться для лавинщиков трагически. Поэтому на практике длину консольной части снежного карниза определяют после каждой метели путем визуального осмотра (на глаз) с некоторого расстояния, что существенно снижает точность прогнозирования начала возможного самопроизвольного обрушения карниза, а следовательно, и безопасность проведения рекреационных мероприятий.

Техническим результатом от использования заявленного способа является повышение точности прогнозирования начала возможного самопроизвольного обрушения снежных карнизов, а также повышение эффективности и безопасности проведения рекреационных мероприятий.

Технический результат достигается тем, что в известном способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части согласно способу предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры, затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза, после чего отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза.

Технический результат достигается и тем, что в известном способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период.

На чертеже представлен схематично размещенный на гребне 1 хребта 2 снежный карниз 3. На чертеже вехи и страховочные анкеры обозначены, соответственно, позициями 4 и 5. Позицией 6 обозначена страховочная веревка, а позицией 7 - страховочный пояс. Лавинщик 8 с помощью страховочного пояса 7 и страховочной веревки 6 прикреплен к страховочному анкеру 5. Для измерения длины консоли снежного карниза 3 используется репшнур 9 с размещенным на конце грузиком 10.

Способ реализуется следующим образом.

На гребне 1 хребта 2 по наблюдениям за режимом снегонакопления в зимний период выявляют карнизоопасные участки, на которых визуально просматриваются снежные карнизы 3, обусловленные метелевым переносом. Данные участки разбивают на прямолинейные отрезки и отмечают на картах лавиоопасности территорий. В начале и конце прямолинейных отрезков на расстоянии 1-2 м от гребня 1 устанавливают вехи 4. Высота вех 4 должна быть не меньше высоты снежного покрова в данном месте. Вехи 4 нумеруют, раскрашивают через равные промежутки разноцветной краской. На каждый отрезок карнизоопасного участка составляют паспорт, содержащий морфометрические параметры верхней части гребня, номер участка и расстояние от ограничивающих вех 4 до гребня 1.

Если эти работы не удалось провести в весенне-летний период при отсутствии на гребне 1 снега, то выявить местоположение под снежным покровом линии гребня 1 можно с помощью лавинных зондов (не показаны).

Для обеспечения безопасности при маркировке линии гребня, закрытого снегом, на наветренном склоне в 10-15 м ниже предполагаемой линии гребня расчищают от снега площадку 1,5×1,5 м (не показана) и в грунт забивают страховочные анкеры 5. Лавинщик 8 с помощью страховочной веревки 6 и страховочного пояса 7 пристегивается к страховочному анкеру 5. После этого лавинщик начинает продвигаться к гребню 1, периодически пробивая снег зондом через каждые 40-50 см. Резкое увеличение глубины погружения зонда в снежную толщу указывает на переход линии гребня. Повторные зондирования в этом месте помогут точно определить границу гребня 1. В этом месте устанавливают в снежном покрове временный репер, указывающий на линию гребня. Аналогичные операции проводят через каждые 5-10 м. Операции по зондированию проводит группа лавинщиков численностью не менее 3 человек, из которых двое осуществляют дополнительную страховку.

Для того чтобы не допустить чрезмерного роста снежного карниза и самопроизвольного его обрушения, длину консольной ее части после каждой метели осматривают и промеряют. Для этого используется репшнур 9 и привязанный к его концу грузик 10, в качестве которого может быть использована, например, пластиковая бутылка с водой либо пакет со снегом. Если линия гребня промаркирована вехами 4, то измерить длину консоли снежного карниза 3 с помощью репшнура 9 и грузика 10 несложно. Для этого, стоя на безопасном расстоянии от гребня 1, грузик 10 перекидывают через край снежного карниза 3, а затем вытягивают его на край карниза. Затем на репшнуре 9 отмечают меткой точку предполагаемого его пересечения с линией гребня 1 и таким образом измеряют длину репшнура 9 на отрезке между этой меткой и грузиком 10. После этого полученный результат сравнивают с предельно допустимым значением длины консоли снежного карниза 3 для данного склона и таким образом прогнозируют начало возможного самопроизвольного обрушения снежного карниза на рассматриваемом лавиноопасном участке склона.

Предлагаемый способ обеспечивает достаточно высокую точность прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов и тем самым повышает эффективность и безопасность проведения рекреационных мероприятий.

Способ планируется использовать для обеспечения безопасности рекреационных мероприятий на территории горнолыжного комплекса «Роза Хутор» при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».

1. Способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной ее части, отличающийся тем, что предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры, затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза, после чего отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня, и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза.

2. Способ прогнозирования по п.1, отличающийся тем, что установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано с целью снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду в случае его извержения.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано с целью снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении.

Изобретение относится к области проведения профилактических мероприятий, касающихся снежных лавин, в частности к искусственному вызову сброса лавин в заданное время.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству, а именно к строительству противолавинных сооружений, используемых для защиты рекреационных и туристических комплексов, дорог и других объектов горной инфраструктуры.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к устройствам для защиты автомобильного и железнодорожного транспорта от снежных лавин. .

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к лавинозащитным сооружениям, используемым на лавиноопасных участках дорог, населенных пунктов и других объектов горной инфраструктуры.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству, а именно к противолавинным сооружениям, используемым для защиты рекреационных и туристических комплексов, дорог и других объектов горной инфраструктуры.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, в частности к вопросам экологической безопасности, и может быть применено в строительстве и при разработке полезных ископаемых вблизи действующих вулканов, а также в целях очистки воздушного пространства от облака пепла.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству и может быть использовано в качестве лавинозащитного сооружения на горных лавиноопасных участках дорог, населенных пунктов и других объектов.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству и может быть использовано в качестве противолавинного сооружения на горных лавиноопасных участках дорог, населенных пунктов и других объектов.

Изобретение относится к области оценки устойчивости снежного покрова на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов с целью обеспечения безопасности проведения рекреационных мероприятий

Изобретение относится к устройствам, инициирующим принудительный сход лавин

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано с целью снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду в случае его извержения. Сущность: на должную высоту с помощью воздушных шаров (1) или дирижаблей устанавливают шатровидную конструкцию, имеющую ребра жесткости (9) в виде металлических стержней. В обручи ребер жесткости (9) встроены форсунки (11) для подачи и разбрызгивания водных растворов. В нижней части трубы установлена решетка (12) для уменьшения разлета камней. В средней части трубы находится разбрызгиватель пены (22), очищающий воздушный поток от пыли. В верхней части трубы установлена система наэлектризованных металлических сеток (8) для очищения потока воздуха от дисперсных частичек пыли. Технический результат: снижение влияния выброса камней и пепла в процессе извержения вулкана на окружающую среду. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано с целью снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении, а также как устройство для выработки электроэнергии. Технический результат: снижение влияния выброса камней и пепла в процессе извержения вулкана на окружающую среду, локализация или устранение пироклассических потоков, а также выработка электроэнергии в период ожидания извержения вулкана. Способ снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении включает создание зоны разрыхления, фильтрационной установки и канала отвода магмы методом направленного взрыва, при этом вокруг кратера создается аэродинамическая труба из полимерной пленки с обручами в качестве ребер жесткости, которая полимерными канатами, проложенными вдоль ее стенок, поднимается на должную высоту с помощью воздушных шаров или аэростатов, причем внутри аэродинамической трубы расположена фильтрационная установка, состоящая из наэлектризованных решеток и сеток из углепласта. При этом для создания дополнительного разрежения воздуха в аэродинамической трубе, в ее нижней части установлен барабан с лопастями, вращающийся под действием горизонтальных потоков воздуха, а в устье аэродинамической трубы на тросах подвешивается ветровое колесо с электрогенератором. 2 ил.

Лавинорез, состоящий из сходящих стенок, образующих острый угол на вершине, выполнен гибкой и комбинированной конструкции. Выполнен из грунтовой насыпи треугольной формы с боковыми откосами, которые укреплены габионными тюфяками по всей их длине от гребня до основания лавинореза, сверху габионных тюфяков от вершины угла лавинореза в обе стороны предусмотрена железобетонная решетчатая рама, изготовленная из фундаментных и верховых плит, соединенных между собой ростверками, устроенными по линии откосов на определенном расстоянии друг от друга. А по линии вершины угла лавинореза от гребня до фундаментной плиты уложен на ребро швеллер или другой металлический профиль, замоноличенный с двух сторон бетоном до 3/4 его высоты. Сверху железобетонных плит гребня предусмотрены металлические решетчатые конструкции, состоящие из вертикальных решеток и контрфорсных стержней, жестко прикрепленых к анкерам. Лавинорез имеет форму треугольника с углом на вершине 80-90°, при этом железобетонная решетчатая рама, уложенная на откосах сверху габионных тюфяков имеет длину в пределах 2/3 длины боковых откосных стенок сооружения. Предлагаемая конструкция лавинореза обеспечивает гашение избыточной энергии потока лавин и рассредоточение ударной силы на большую площадь, тем самым повышается надежность работы сооружений. Лавинорезы комбинированной конструкции могут быть эффективно использованы на участках территорий горных инфраструктур, находящихся в наиболее опасных зонах ударного воздействия мощных лавин. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам проектирования конструкций, предотвращающих обвал горной породы на объекты транспортного строительства, такие, например, как автомобильные дороги, и обеспечивает создание прочной конструкции, предотвращающей обрушение со склонов горной породы. Способ содержит следующие этапы: изучение и определение данных площадки работ, осуществление расчета геологической модели, определение данных типов анкеров для армирования и интервалов между ними. Затем производят расчет размера блока для стабилизации и осуществляют проверку анкера для армирования с использованием данных, выведенных на предыдущих этапах, где производился расчет размера блока для стабилизации и определялись данные типа анкера для армирования и интервалы между анкерами. Если требования к анкеру для армирования не выполнены, то возвращаются на этап, где определялись данные типа анкера для армирования и интервалы между анкерами. Потом проверяется тип ячейки сетки и, если требования компоновки сетки не выполнены, приводят ячейки в соответствии с требованиями прочности компоновки сетки и затем возвращаются к выбору и установке типа ячейки сетки или уменьшают интервалы между анкерами. Затем возвращаются к определению типа анкера, интервала между анкерами и их длины. 2 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для защиты от снежных лавин преимущественно автомобильных и железных дорог. Технический результат предлагаемого технического решения заключается в снижении трудоемкости, повышении эффективности за счет автоматического режима эксплуатации, повышении безопасности и снижении себестоимости защиты дорог от снежных лавин. Способ включает спуск со склона снега докритической массы в аккумулирующую выемку, на дно которой укладывают параллельно друг другу трубы, внутри которых располагают нагревательные элементы, и при сходе снежной лавины определяют докритическую массу датчиком веса, включают нагрев снежной лавины в автоматическом режиме с последующим отводом растопленной массы по трубам. Докритическую массу определяют по силе тяжести снежной лавины, равной, по крайней мере, 170 кг/м2. Технический результат достигается также устройством, состоящим из аккумулирующей выемки, которая снабжена трубами, нагревательными элементами и весовым датчиком, причем последний соединен с нагревательными элементами и источником питания. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области тестирования устойчивости снежного покрова на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов с целью обеспечения безопасности проведения рекреационных мероприятий. Сущность: осуществляют динамическое силовое воздействие на снежный пласт, прилегающий к пригребневой зоне хребта с помощью снежных «ядер», изготавливаемых и сбрасываемых с гребня на склон. При осуществлении динамического силового воздействия на снежный пласт предварительно осуществляют подрезку его по линии наиболее вероятного его отрыва от верхней более устойчивой части, затем дополнительно осуществляют динамическое точечное воздействие на снежный пласт с помощью снежных «ядер», при этом, если сход лавин при двойном тестировании не произошел, то снежный покров на склоне считают устойчивым. Технический результат: повышение точности тестирования устойчивости снежного покрова на лавиноопасных склонах и обеспечение безопасности проведения рекреационных мероприятий на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Предложена установка, инициирующая сход лавин, содержащая трубу (1) с закрытым концом, установленным на основании (5), например, бетонном блоке (6), который закреплен на горном склоне (7). Другой конец (2) трубы является открытым и обращен к снежному покрову (3). Установка содержит также средство (8) заполнения трубы (1) взрывчатой газообразной смесью и запал, вызывающий воспламенение указанной смеси. Установка содержит по меньшей мере две балки (9), каждая из которых прикреплена одним концом к основанию (5), и которые проходят параллельно вдоль трубы (1), выполняя функцию опорных элементов, а также средств амортизации смещения трубы (1) в результате взрыва газообразной смеси. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям для защиты объектов от горных обвалов, и может быть использовано для защиты железных, автомобильных дорог, газопроводов, нефтепроводов и т.д. Ограждение для защиты объектов от горных обвалов содержит кладку в виде послойно уложенных друг на друга блоков из полимерных ППР, образующую в вертикальном поперечном сечении равнобокую трапецию с углом наклона α боковых сторон по отношению к вертикали, выбранным из диапазона 30°≤α≤85°. Блоки уложены со сдвигом в направлении к центральной оси трапеции и с образованием внутренних полостей, заполненных крупнозернистым песком или камнями. Через каждые четыре или менее слоев уложен сплошной блок на всю ширину трапеции. Внутренние ячейки ППР заполнены щебнем или крупнозернистым песком, а наружные - грунтом почвенного слоя или растительностью. Система защиты объектов от горных обвалов включает по меньшей мере одно описанное защитное ограждение, покровную сетку, закрепленную анкерами на откосе, и вертикальное сетчатое ограждение, закрепленное на грунте перед защитным ограждением. Технический результат - повышение сейсмоустойчивости, сопротивления эрозии, устойчивости к внешним нагрузкам, увеличение механической прочности конструкции, снижение трудоемкости работ при монтаже и уменьшение расхода строительных материалов. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх