Устройство направляющее для ввода хвостовика в боковой ствол

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть применено при строительстве боковых стволов и многозабойных скважин. Устройство включает направляющую часть с косым срезом, боковое отверстие с соплом для прохода жидкости со стороны среза, выдвижной радиальный шток, расположенный в цилиндрической части со стороны бокового отверстия. Цилиндрическая часть выполнена сборной, состоящей из верхнего и нижнего блоков, соединенных между собой выше выдвижного штока шарнирным соединением с каналом с проходным сечением большим, чем сечение сопла бокового отверстия. В цилиндрической части выше шарнирного соединения, позволяющего ограниченно отклонять нижний блок относительно верхнего в противоположную от штока сторону, выполнены радиальные отверстия, герметично перекрытые изнутри седлом бросового шарика. Между шарнирным соединением и седлом установлена пробка с боковым продольным проточным каналом, причем седло зафиксировано относительно верхнего блока в транспортном положении срезным элементом и выполнено с возможностью перемещения вниз до взаимодействия с пробкой, герметично перекрывающей проходной канал седла. Технический результат заключается в повышении надежности направляющего устройства для ввода хвостовика в боковой ствол. 3 ил.

 

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано при строительстве боковых стволов и многозабойных скважин.

Известно «Направляющее устройство для адресного ввода технологического инструмента в боковой ствол скважины в процессе ее эксплуатации» (патент RU №2302510 С1, МПК 7 Е21В 23/03, опубл. Бюл. №19 от 10.07.2007 г.), включающее транспортирующий орган с механизмом изменения направления движения, который состоит из ствола, на котором при помощи втулочной гайки подвешен шатун с хвостовиком, к стволу по резьбе присоединен вращатель шатуна, имеющий шлицевые выступы и кольцевую проточку, между торцом ствола и шлицевыми выступами вращателя шатуна установлена опорная шайба, в кольцевой проточке вращателя шатуна установлены пружинные элементы, которые находятся в постоянном контакте с хвостовиком шатуна, шатун посредством промежуточного переводника соединен с плашечно-клапанным узлом, в корпусе которого размещена втулка с вмонтированным узлом фиксации попадания технологического инструмента в боковой ствол, зафиксированная в корпусе плашечно-клапанного узла срезным штифтом, и оканчивается перегородкой с отверстиями и закрепленной на перегородке пробкой с фиксатором, а узел фиксации состоит из корпуса, на наклонной поверхности которого срезным штифтом и фиксатором закреплена плашка, при этом корпус плашечно-клапанного узла и втулка имеют совмещенное отверстие.

Недостатками этого направляющего устройства являются:

- возможность несрабатывания механизма изменения направления движения, т.к. отсутствует герметизация между шатуном и корпусом и давления жидкости, истекающей через совмещенное отверстие, может быть недостаточно для отклонения шатуна;

- не предусмотрена возможность цементирования хвостовика бокового ствола;

- сложность в изготовлении и, как следствие, высокие материальные затраты.

Наиболее близким техническим решением является «Башмачная направляющая пробка» (патент RU №89165 U1, МПК 7 Е21В 29/10, опубл. Бюл. №33 от 27.11.2009 г.), включающая цилиндрическую и конусную направляющие части, причем наконечник направляющей пробки смещен к ее наружному диаметру, боковое отверстие для прохода жидкости, выполненное наклонным к оси корпуса и снабженное соплом, кроме того, в цилиндрической части пробки расположен выдвижной шток, имеющий сферический наконечник.

Известная направляющая пробка не обеспечивает ввод хвостовика в боковой ствол, т.к. усилия реактивной тяги струи жидкости недостаточно для отклонения колонны труб, что подтверждено стендовыми испытаниями, а также не предусмотрена возможность цементирования хвостовика бокового ствола.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание простой надежной конструкции устройства направляющего, позволяющей производить ввод хвостовика в боковой ствол многозабойной скважины с последующим его цементированием.

Техническая задача решается устройством направляющим, включающим цилиндрическую часть и направляющую часть с косым срезом, боковое отверстие с соплом для прохода жидкости со стороны среза и выдвижной радиальный шток, расположенный в цилиндрической части со стороны бокового отверстия.

Новым является то, что цилиндрическая часть выполнена сборной, состоящей из верхнего и нижнего блоков, соединенных между собой выше выдвижного штока шарнирным соединением с каналом с проходным сечением большим, чем сечение сопла бокового отверстия, при этом в цилиндрической части выше шарнирного соединения, позволяющего ограниченно отклонять нижний блок относительно верхнего в противоположную от штока сторону, выполнены радиальные отверстия, герметично перекрытые изнутри седлом бросового шарика, а между шарнирным соединением и седлом установлена пробка с боковым продольным проточным каналом, причем седло зафиксировано относительно верхнего блока в транспортном положении срезным элементом и выполнено с возможностью перемещения вниз до взаимодействия с пробкой, герметично перекрывающей проходной канал седла.

На фиг.1 показано устройство направляющее для ввода хвостовика в боковой ствол (разрез).

На фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1.

На фиг.3 показано устройство направляющее в процессе ввода его в боковой ствол (разрез).

Устройство направляющее для ввода хвостовика в боковой ствол содержит направляющую часть 1 (фиг.1, 3) с косым срезом 2 и боковым отверстием 3 с соплом 4 для прохода жидкости со стороны среза 2, выдвижной радиальный шток 5, расположенный со стороны бокового отверстия 3 в цилиндрической части 6, выполненной сборной. Цилиндрическая часть 6 состоит из верхнего 7 и нижнего 8 блоков, соединенных между собой выше выдвижного штока 5 шарнирным соединением 9 с каналом 10 с проходным сечением большим, чем сечение сопла 4 бокового отверстия 3. При этом в цилиндрической части 6 выше шарнирного соединения 9, позволяющего ограниченно отклонять нижний блок 8 относительно верхнего 7 в противоположную от штока 5 сторону, выполнены радиальные отверстия 11, герметично перекрытые изнутри седлом 12 бросового шарика 13. Между шарнирным соединением 9 и седлом 12 установлена пробка 14 (фиг.1-3) с боковым продольным проточным каналом 15. Причем седло 12 (фиг.1, 3) зафиксировано относительно верхнего блока 7 в транспортном положении срезным элементом 16 и выполнено с возможностью перемещения вниз до взаимодействия с пробкой 14, герметично перекрывающей проходной канал 17 седла 12.

Устройство направляющее работает следующим образом.

К устройству присоединяют первую обсадную трубу 18 (фиг.2). Собирают колонну обсадных труб необходимой длины и на бурильных трубах (на фиг. не показано) спускают в скважину 19 таким образом, чтобы направляющая часть 1 с косым срезом 2 находилась на 1,5-2 м ниже «окна» 20, вырезанного в эксплуатационной колонне 21 основного ствола скважины 19. Соединяются с ведущей трубой (на фиг. не показано) и приподнимают компоновку на 5-6 м выше входа в боковой ствол 22. Буровым насосом или цементировочным агрегатом (на фиг. не показаны) восстанавливают циркуляцию промывочной жидкости и возобновляют спуск компоновки на минимальной скорости. При этом промывочная жидкость проходит через боковой проточный канал 15 (фиг.1-3) пробки 14, канал 10 (фиг.1, 3) и сопло 4 отверстия 3, а т.к. проходное сечение канала 10 шарнирного соединения 9 выполнено большим, чем сечение сопла 4 отверстия 3, за счет создания реактивной тяги нижний блок 8 цилиндрической части 6 устройства отгибается относительно верхнего блока 7 в шарнирном соединении 9 на заданную величину и устройство прижимается к противоположной от бокового отверстия 3 стенке эксплуатационной колонны 21 (фиг.3). За счет перепада давления на сопле 4 (фиг.1, 3) шток 5 выдвигается из цилиндрической части 6. Диаметр описанной окружности устройства с выдвинутым штоком 5 выполнен меньшим, чем внутренний диаметр эксплуатационной колонны 21 (фиг.3) основного ствола скважины 19, но большим, чем диаметр бокового ствола 22. Поэтому, если в расчетном интервале устройство прошло свободно, останавливают спуск, приподнимают инструмент на 5-6 м выше входа в боковой ствол 22, поворачивают компоновку и производят спуск компоновки. Эту операцию повторяют до посадки штока 5 (фиг.1, 3) на нижний край «окна» 20 (фиг.3), при этом снижение веса колонны труб покажет, что устройство вошло в боковой ствол 22. Останавливают насос, приподнимают инструмент на 0,5 м, проворачивают его на 120°, для ввода штока 5 (фиг.1, 3) в цилиндрическую часть 6 одновременно возобновляя спуск инструмента до прохода колонны обсадных труб в боковой ствол 22 (фиг.3), и производят ее спуск до проектной глубины. Затем в колонну бурильных труб вводят шар 13 (фиг.1, 3). Шар 13 садится в седло 12, срезной элемент 16 разрушается, при этом падение давления на манометре (на фиг. не показано) покажет, что срезной элемент 16 разрушился, и седло 12 перемещается вниз до взаимодействия с пробкой 14, герметично перекрывающей проходной канал 17 седла 12. При этом открываются радиальные отверстия 11, позволяющие производить закачку цементного раствора за колонну обсадных труб и крепление бокового ствола 22 (фиг.3).

Преимущество предлагаемого устройства направляющего для ввода хвостовика в боковой ствол заключается в том, что его простая надежная конструкция позволяет производить ввод хвостовика в боковой ствол многозабойной скважины с последующим его цементированием.

Устройство направляющее для ввода хвостовика в боковой ствол, включающее цилиндрическую часть и направляющую часть с косым срезом, боковое отверстие с соплом для прохода жидкости со стороны среза и выдвижной радиальный шток, расположенный в цилиндрической части со стороны бокового отверстия, отличающееся тем, что цилиндрическая часть выполнена сборной, состоящей из верхнего и нижнего блоков, соединенных между собой выше выдвижного штока шарнирным соединением с каналом с проходным сечением, большим, чем сечение сопла бокового отверстия, при этом в цилиндрической части выше шарнирного соединения, позволяющего ограниченно отклонять нижний блок относительно верхнего в противоположную от штока сторону, выполнены радиальные отверстия, герметично перекрытые изнутри седлом бросового шарика, а между шарнирным соединением и седлом установлена пробка с боковым продольным проточным каналом, причем седло зафиксировано относительно верхнего блока в транспортном положении срезным элементом и выполнено с возможностью перемещения вниз до взаимодействия с пробкой, герметично перекрывающей проходной канал седла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при эксплуатации скважины. .

Изобретение относится к скважинному оборудованию и может быть использовано при добыче флюида или закачке рабочего агента в скважину с одним или несколькими пластами.

Изобретение относится к угольной отрасли и может быть использовано в механизированных крепях для выемки мощных угольных пластов. .

Изобретение относится к системе для замены на месте в полевых условиях режущего элемента земляного бура и, в частности, к системе для замены буровых головок или/и буров-расширителей для выбора проб грунта.

Изобретение относится к системе для замены на месте в полевых условиях режущего элемента земляного бура и к системе для замены на месте буровых головок или/и буров-расширителей для выбора проб.

Изобретение относится к устройству, связанному с заменой на месте режущего элемента земляного бура, и, в частности для замены на месте буровых головок и/или буров расширителей для выбора проб грунта.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть применено для доставки датчиков в скважину. Способ состоит в том, что датчик и порция раствора для его тампонирования доставляются в скважину одновременно в специальной капсуле, причем порция тампонирующего раствора упаковывается в легко разрываемый пакет, который размещают в капсуле впереди датчика по ходу продвижения ее в скважину. После углового ориентирования датчика вблизи забоя скважины и тампонирования его путем вытеснения раствора из пластикового пакета под действием усилия, прикладываемого к датчику, доставочную капсулу извлекают из скважины. Устройство для осуществления заявляемого способа состоит из капсулы, имеющей форму цилиндра диаметром, соизмеримым с диаметром скважины. Продвижение доставочной капсулы в скважину производится с помощью доставочного жесткого стержня, неподвижно закрепленного одним концом к задней части капсулы и наращиваемого с другого конца с помощью разъемного жесткого соединения по мере подачи капсулы вглубь скважины. Технический результат заключается в повышении эффективности доставки датчиков в скважины. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть применено для входа в боковые стволы многоствольной скважины. Устройство включает направляющую часть с косым срезом, боковое отверстие с соплом для прохода жидкости со стороны среза и цилиндрическую часть с выдвижным радиальным штоком, расположенным со стороны бокового отверстия. Цилиндрическая часть выполнена сборной, состоящей из верхнего и нижнего блоков, соединенных между собой выше выдвижного штока шарнирным соединением с каналом с проходным сечением, большим, чем сечение сопла бокового отверстия, и позволяющим ограниченно отклонять нижний блок относительно верхнего в противоположную от штока сторону. В верхнем блоке цилиндрической части, соединенной при помощи срезных элементов с колонной труб, спускаемых в боковой ствол, выполнено седло бросового шарика. Технический результат заключается в обеспечении возможности производить ввод технологического оборудования в боковой ствол многозабойной скважины. 3 ил.

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам и может быть применено для подъема и опускания научно-исследовательской аппаратуры, бурового инструмента в сверхглубоких скважинах малого диаметра при бурении антарктических льдов. Устройство может быть также использовано для контроля и исследования технического состояния стенок обсадных труб глубоких скважин. Устройство содержит корпус, привод, приводной винт, телескопические цилиндры, фиксаторы, вращающийся относительно неподвижного корпуса барабан с отверстиями для тягового элемента (например, троса). При этом телескопические цилиндры выполнены с продольными пазами и направляющими штифтами и снабжены фиксаторами в виде шариков с пружинами, количество которых пропорционально поперечным сечениям цилиндров, внутренние поверхности которых имеют цилиндрические отверстия глубиной, равной 0,5 диаметра шарика. При этом верхний телескопический цилиндр жестко связан с корпусом, снабженным барабаном с зубчатым венцом внутреннего зацепления с возможностью вращения относительно оси корпуса, а нижний телескопический цилиндр выполнен с гайкой, взаимодействующей с приводным винтом, связанным с приводом устройства. Технический результат заключается в обеспечении возможности размещения на подвижных телескопических цилиндрах троса значительной длины (до 700 м), что гарантирует подъем-опускание груза на требуемую глубину и при этом обеспечивает минимальные габаритные размеры устройства, соответствующие размерам скважин малого диаметра (до 127 мм). 8 ил.

Группа изобретений относится к устройствам отклоняющего клина и способам адресации стыковочного ниппеля в многоствольную скважину. Технический результат заключается в точной адресации стыковочного ниппеля в один из стволов многоствольной скважины. Устройство отклоняющего клина содержит верхний отклоняющий клин, расположенный внутри основного ствола скважины и имеющий направляющую пружину с наклонной поверхностью, нижний отклоняющий клин, расположенный внутри основного ствола скважины и определяющий первый канал и второй канал, один из первого и второго каналов находится в коммуникации с нижней частью основного ствола скважины и другой из первого и второго каналов находится в коммуникации с боковым стволом скважины. Верхний и нижний отклоняющие клинья сконфигурированы для адресации стыковочного ниппеля либо в боковой ствол скважины, либо в нижнюю часть основного ствола скважины в зависимости от размера наконечника стыковочного ниппеля. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 24 ил.

Группа изобретений относится к устройствам отклоняющего клина и способам адресации стыковочного ниппеля в многоствольную скважину. Технический результат заключается в точной адресации стыковочного ниппеля в многоствольную скважину. Устройство отклоняющего клина содержит верхний отклоняющий клин, расположенный внутри основного ствола скважины, и нижний отклоняющий клин, расположенный внутри основного ствола скважины. Верхний отклоняющий клин имеет по меньшей мере одну пластину с наклонной поверхностью, а наклонная поверхность по меньшей мере одной из пластин принуждает стыковочный ниппель к ориентации на первую трубу. Нижний отклоняющий клин определяет указанную первую трубу и вторую трубу, одна из первой и второй труб находится в коммуникации с нижней частью основного ствола скважины, а другая из первой и второй труб находится в коммуникации с боковым стволом скважины. Верхний и нижний отклоняющие клинья сконфигурированы для адресации указанного стыковочного ниппеля либо в боковой ствол скважины, либо в нижнюю часть основного ствола скважины в зависимости от размера наконечника стыковочного ниппеля. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к средствам ориентации скважинной трубы внутри ствола скважины. Способ ориентирования колонны насосно-компрессорных труб в стволе скважины включает спуск колонны скважинных труб внутрь колонны обсадных труб в стволе скважины, зацепление инструмента выравнивания скважинных труб с инструментом выравнивания обсадных труб во время спуска колонны скважинных труб, поворот вращение/поворот колонны скважинных труб в ответ на зацепление инструмента выравнивания скважинных труб с инструментом выравнивания обсадных труб, совмещение поворотом отверстия в колонне скважинных труб с отверстием в колонне обсадных труб через колонну обсадных труб на основе поворота и удерживание совмещенности отверстия в колонне скважинных труб с отверстием в колонне обсадных труб по оси и поворотом. Колонна скважинных труб содержит отверстие в колонне скважинных труб и инструмент выравнивания колонны скважинных труб. Технический результат заключается в повышении эффективности способов и системы ориентации скважинной трубы в стволе скважины. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 7 ил.

Описывается узел и способ заканчивания боковых стволов скважин. Данная компоновка заканчивания скважины содержит установку сопряжения с главной и боковой секциями, а также боковую колонну заканчивания и фиксирующее устройство, присоединенные к концу боковой секции, расположенной со стороны ниже по стволу скважины, и концу установки сопряжения, расположенной со стороны выше по стволу скважины, соответственно. Рабочая колонна, размещенная внутри боковой секции, фиксирующего устройства и боковой колонны заканчивания, содержит установочное устройство, которое разъемно присоединяется к фиксирующему устройству и узлу инструмента заканчивания, размещенному внутри боковой колонны заканчивания. Компоновка заканчивания скважины спускается внутрь ствола скважины посредством рабочей колонны. После закрепления фиксирующего устройства рабочая колонна перемещает узел инструмента заканчивания скважины внутри боковой колонны заканчивания, например, для гравийной набивки, гидроразрыва, гидроразрыва, совмещённого с установкой гравийного фильтра, кислотной обработки, цементирования, перфорационных работ и наполнения пакеров. После заканчивания ствола скважины узел инструмента заканчивания скважины удаляется через боковую секцию установки сопряжения. Технический результат заключается в повышении эффективности заканчивания скважины. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх