Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатая передача содержит пару зубчатых колес (1, 2), на торцах зубьев которых вдоль боковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (4). Полки смещены от боковых поверхностей в сторону симметрии зубьев. Изобретение направлено на повышение износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес передачи. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известна зубчатая передача, содержащая пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела и зубчатого венца с зубьями. (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов /Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.60).

Недостаток конструкции данной зубчатой передачи состоит в том, что при ее работе пластичный смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев, вытесняется с них в процессе контактирования сопряженных зубьев колес из зоны зацепления на торцы зубьев. Количество смазочного материала в зонах зацепления уменьшается, что интенсифицирует процессы изнашивания рабочих поверхностей зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, составленной из пары зубчатых колес, причем, по крайней мере, из одного из колес, на торцах зубьев вдоль боковых (рабочих) поверхностей заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок. Полки являются резервуарами для вытесняемого с рабочих поверхностей зубьев смазочного материала и предотвращения его попадания на торцы зубьев; с полок вытесненный смазочный материал мигрирует обратно на рабочие поверхности зубьев, что оптимизирует процессы их смазывания (см. А.С. СССР №1567839, кл. F16H 57/04, 1988 г.).

Недостаток данной конструкции зубчатой передачи состоит в том, что при использовании в передаче пары зубчатых колес, снабженных смазкоудерживающими полками, выполненными заподлицо с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев, не позволяет полкам выполнять функцию смазкоудерживающих карманов: при зацеплении сопряженных зубьев обоих колес происходит также контактирование между собой и полок, при этом смазочный материал вытесняется с них в сторону торцов зубьев. А использование в передаче только одного колеса с полками не дает полного эффекта повышения износостойкости.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес передачи.

Это достигается тем, что зубчатая передача, содержащая пару зубчатых колес, на торцах которых вдоль доковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем полки смещены от боковых поверхностей в сторону оси симметрии зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена в сечении пара сопряженных зубьев колес зубчатой передачи.

Зубчатая передача состоит из пары зубчатых колес с зубьями 1 и 2, сопрягающихся между собой боковыми (рабочими) поверхностями 3 и 4, на торцах 5 и 6 зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок 7 и 8, которые смещены в сторону оси симметрии зубьев от боковых (рабочих) поверхностей на расстояния h1 и h2.

Работает данная зубчатая передача следующим образом. При контактировании рабочих поверхностей 3 и 4 сопряженных зубьев 1 и 2 смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности, вытесняется с них на полки 7 и 8, играющие роль смазкоудерживающих карманов, откуда смазочный материал мигрирует в области смазочного голодания - обратно на рабочие поверхности зубьев.

По сравнению с прототипом выполнение смазкоудерживающих карманов (полок) с зазором относительно рабочих поверхностей зубьев позволяет смазочному материалу не выдавливаться с полок, а удерживаться на них, обеспечивая в дальнейшем миграцию смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубьев, что оптимизирует процесс смазывания этих поверхностей и повышает их износостойкость.

Зубчатая передача, преимущественно смазываемая пластичными смазочными материалами, содержащая пару зубчатых колес, на торцах зубьев которых вдоль боковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, отличающаяся тем, что полки смещены от боковых поверхностей в сторону оси симметрии зубьев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках. .

Изобретение относится к области электротехники и электромагнитных механизмов, а именно к бесконтактным магнитным редукторам, и может быть использовано в качестве передаточного устройства в механических системах с большим ресурсом работы при ударных нагрузках.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исполнительным механизмам неполноповоротных мехатронных модулей. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в планетарном редукторе. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электроприводах раскрытия крупногабаритных трансформируемых механических систем космических аппаратов, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, на космическом аппарате. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач, преимущественно низкоскоростных
Наверх