Подкрепленная оболочка вращения из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к оболочечным конструкциям корпусных деталей из полимерных композиционных материалов, применяемых в ракетной и авиационной технике, работающих в условиях повышенных нагрузок. Подкрепленная оболочка вращения состоит из обшивки и набора ребер. Ребра располагаются с внешней стороны обшивки. В конструкцию профиля ребер входят отбортовка и округление угла между вертикальной частью и отбортовкой. До режима формирования изделия в узлах пересечения ребер устанавливаются закладные металлические элементы в виде втулки. В конструкцию крайних кольцевых ребер введены отверстия и закладные металлические элементы в виде втулки, устанавливаемые в отверстия. Достигается повышение прочности, жесткости, устойчивости, размерной стабильности и снижение массы оболочки. 5 ил.

 

Изобретение относится к оболочечным конструкциям корпусных деталей из полимерных композиционных материалов, в том числе размеростабильных, применяемых в ракетной и авиационной технике, работающих в условиях повышенных нагрузок.

Известна слоистая цилиндрическая оболочка по патенту на изобретение SU №1751939 A1, B32B 1/08, B29D 9/00 от 16.04.1990 г. Слоистая цилиндрическая оболочка содержит несущие наружные и внутренние слои, между которыми расположен продольно-гофрированный слой с подложкой, соединенный с несущими слоями по вершинам гофр, и связи между этими гофрами, при этом с целью повышения прочности в поперечном направлении связи между стенками гофр образованы отгибами подложки продольно-гофрированного слоя, расположенными перпендикулярно ей между торцами гофр.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности является сетчатая оболочка в виде тела вращения из композиционных материалов по патенту на изобретение RU №2384460 С2, МПК В64С 1/00 (2006/01), B32B 1/08 (2006.01), В32В 3/12 (2006.01), F16L 9/12 (2006.01) с приоритетом от 15.05.2008 г.

Сетчатая оболочка вращения содержит обшивку, спиральные и кольцевые ребра, образованные из повторяющихся по толщине стенки оболочки слоев систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент. Ленточные наклонные переходы между кольцевыми лентами равномерно смещены друг относительно друга в окружном и спиральном направлениях и выполнены в виде одного семейства конгруэнтных непрерывных кольцевых зигзагообразных спиралей, расположенных по кольцевым поверхностям, общим с кольцевыми поверхностями слоев систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент. Вершины зигов примыкают к кольцевым лентам кольцевых ребер, перекрещивающихся в промежутке между ними со спиральными или со спиральными и кольцевыми лентами соответственно спиральных и кольцевых ребер, с образованием кольцевых зигзагообразных ребер, размещенных преимущественно на концах оболочки.

К недостаткам известного технического решения следует отнести:

- расположение ребер с внутренней стороны обшивки усложняет монтаж навесного оборудования, монтаж конструкций, стыкуемых с оболочкой по торцам, установку закладных элементов под места крепления навесного оборудования и их последующую механическую обработку, а также формирование на базе данной конструкции изделий типа оптических телескопов;

- отсутствие в конструкции профиля ребер отбортовки и округления угла между вертикальной частью и отбортовкой, характерных для ребер с тавровым профилем поперечного сечения, не обеспечивает равномерное распределение напряжений, повышение устойчивости конструкции и снижение массы изделия;

- отсутствие в узлах пересечения ребер закладных металлических элементов, устанавливаемых до режима формования изделия, не обеспечивает сохранение целостности ребер и обшивки, а также надежного соединения навесного оборудования с подкрепленной оболочкой в условиях эксплуатации, особенно под воздействием вырывающих и перерезающих усилий;

- отсутствие в крайних кольцевых ребрах отверстий и металлических закладных элементов, устанавливаемых в отверстия, не обеспечивает надежного соединения подкрепленной оболочки и стыкуемых с ней конструкций, особенно под воздействием вырывающих и перерезающих усилий.

Задачей нового технического решения является повышение прочности, жесткости, устойчивости конструкции, размерной стабильности, а также снижение массы.

Технический результат достигается тем, что подкрепленная оболочка вращения из полимерных композиционных материалов, состоящая из обшивки и ребер, имеет следующие отличительные признаки:

- ребра располагаются с внешней стороны обшивки, что упрощает монтаж навесного оборудования, монтаж конструкций, стыкуемых с оболочкой по торцам, установку закладных элементов под места крепления навесного оборудования и их последующую механическую обработку, а также позволяет формировать на базе данной конструкции изделия типа оптических телескопов космического базирования;

- в конструкцию ребер входят отбортовка и округление угла между вертикальной частью и отбортовкой, характерные для ребер с тавровым профилем поперечного сечения, обеспечивая при этом более равномерное распределение напряжений, повышение прочности, жесткости и устойчивости конструкции;

- в узлах пересечения ребер устанавливаются до режима формования изделия закладные металлические элементы в виде втулки, обеспечивающие сохранение целостности ребер и обшивок, а также надежное соединение навесного оборудования с подкрепленной оболочкой в условиях эксплуатации, особенно под воздействием вырывающих и перерезающих усилий;

- в конструкцию крайних кольцевых ребер вводятся отверстия и металлические закладные элементы в виде втулки, устанавливаемые в отверстия, обеспечивающие надежное соединение подкрепленной оболочки и стыкуемых с ней конструкций по торцам, особенно под воздействием вырывающих и перерезающих усилий.

Графические изображения: фиг.1 - вид на подкрепленную оболочку вращения с указанием основных конструктивных элементов; фиг.2 - выносной элемент А (расположение указано на фиг.1) с показом конструкции места расположения закладного металлического элемента в виде втулки в местах пересечения ребер; фиг.3 - сечение по Б-Б (направление взгляда указано на фиг.1) с показом профиля поперечного сечения ребер подкрепления; фиг.4 - разрез по В-В (направление взгляда указано на фиг.1) с показом конструкции мест крайних кольцевых ребер, где введены отверстия и устанавливаемые в них закладные металлические элементы в виде втулки; фиг.5 - разрез по Г-Г (направление взгляда указано на фиг.2) с показом конструкции закладного металлического элемента в виде втулки в местах пересечения ребер.

Подкрепленная оболочка вращения из полимерных композиционных материалов состоит из обшивки 1 и силового (подкрепляющего) набора ребер 2 с тавровым профилем поперечного сечения, расположенных с внешней стороны обшивки. В местах пересечения ребер жесткости устанавливаются закладные металлические элементы 3 в виде втулки. В крайних кольцевых ребрах 4 предусмотрены отверстия, в которые устанавливаются закладные металлические элементы 5 в виде втулки. Геометрические параметры ребер и их расположение выбираются расчетом исходя из обеспечения повышенной прочности, жесткости, устойчивости и минимальной массы.

При нагружении оболочки вращения из полимерных композиционных материалов осевыми, изгибающими, тепловыми нагрузками ребра 2, 4 и внутренняя обшивка 1 работают совместно в пределах допустимого напряженно-деформированного состояния за счет внутреннего расположения обшивки, оптимальных углов укладки основы наполнителя полимерных композиционных материалов, расположения ребер, конструкции профиля ребра, конструкции и расположения закладных металлических элементов.

Осуществимость изобретения подтверждена положительными результатами испытаний фрагментов конструкции и расчетами по методу конечных элементов. Разработка и изготовление фрагментов полностью основывалось на представленном описании.

Подкрепленная оболочка вращения из полимерных композиционных материалов, состоящая из обшивки и набора ребер, отличающаяся тем, что ребра располагаются с внешней стороны обшивки, в конструкцию профиля ребер входят отбортовка и округление угла между вертикальной частью и отбортовкой, в узлах пересечения ребер устанавливаются до режима формирования изделия закладные металлические элементы в виде втулки, в конструкцию крайних кольцевых ребер введены отверстия и закладные металлические элементы в виде втулки, устанавливаемые в отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике. .

Изобретение относится к авиастроению. .

Изобретение относится к космической технике, в частности к орбитальным тросовым системам. .

Изобретение относится к авиации, а именно к соединительным участкам фюзеляжа самолета. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в космических аппаратах (КА) для юстировки и калибровки комплексов наземного и космического базирования.

Изобретение относится к форменным стержневым трансформируемым конструкциям и может быть использовано в составе крупногабаритного (напр., параболического) рефлектора космической антенны.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления аэродинамическими поверхностями самолета. .

Изобретение относится к способу соединения компонентов с большой площадью поверхности, используемых в транспортном машиностроении, путем склеивания, в частности при строительстве фюзеляжей крупногабаритных воздушных судов, в соответствии с преамбулой п.1 формулы изобретения, и соответствующего устройства в соответствии с преамбулой п.10 формулы.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к электрогидростатическому приводу с взводимым гидрокомпенсатором и клапаном демпфирования.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к автономному электрогидравлическому приводу с комбинированным регулированием скорости выходного звена и клапаном демпфирования.

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к двухрежимному электрогидравлическому приводу с дополнительными режимами кольцевания и демпфирования выходного звена.

Самолет // 2483975
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения летательного аппарата в аварийной ситуации. .

Изобретение относится к окну для транспортного средства, в частности для самолета. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления перекачкой топлива между топливными баками воздушного судна. .
Изобретение относится к производству труб и может быть использовано при изготовлении труб из композиционных материалов. .
Наверх